Марксистская литература. Объединеннаякоммунистическаяпартия

Мы считаем, что для качественного усвоения теории марксизма, нужно пройти в обучении несколько этапов.

Первый этап – это освободить свою голову от разного рода заблуждений и мифов, внесенных туда буржуазной пропагандой, ведущейся в стране более 25 лет. Именно для этого на нашем сайте и существует раздел , где редакция сайта постаралась разъяснить и опровергнуть все самые основные буржуазные мифы, бытующие в нашем обществе. Раздел этот будет постоянно пополняться новыми ответами, поскольку те или иные вопросы от рабочих в редакцию сайта поступают постоянно и мы отвечаем на них публично, чтобы эти ответы могло прочитать как можно больше рабочих.

Значительную пользу товарищам, осваивающим марксизм самостоятельно, окажут и другие материалы сайта РП. Несмотря на то, что некоторые из них рассчитаны на подготовленного читателя, они будут интересны и начинающим, даже если не все написанное в них они смогут понять в полной мере. В последнем нет ничего страшного — процесс познания идет постепенно. Научные знания усваиваются человеком не сразу — ему требуется время и немалая работа над собой, долгие размышления и осмысление прочитанного, чтобы все, что узнал из книг и статей, уложить в своей голове. По мере накопления знаний и большего понимания основ эти, не вполне понятные при первом прочтении материалы, имеет смысл перечитать еще раз (возможно, это придется сделать не один раз), чтобы до конца понять то, что хотел сказать их автор.

Не менее полезны материалы сайта РП-Информ, в которых популярным и доступным языком с классовой точки зрения рабочего класса поясняется истинная суть происходящих на наших глазах событий в России и в других странах мира.

Второй этап – необходимо усвоить марксистский язык, понять сущность и значение основополагающих марксистских терминов, получив первое представление об основных положениях марксистской теории.

РП считает, что лучшие учебные пособия, которые позволяют это сделать, это учебники 20-30-х годов ХХ века. Тогда перед партией большевиков стояла задача огромной важности – как можно быстрее дать рабочим и крестьянам, не имевших приличного образования, основы научных политических знаний, без которых говорить о строительстве социализма в стране было невозможно. И задача эта большевиками была успешно выполнена — социализм в СССР был построен! Великие достижения Советского Союза в экономике, политике, в защите своей страны, в социальной сфере тому отличное доказательство.

Сегодня, после 25-летней интенсивной промывки мозгов буржуазной пропагандой и трех десятилетий меньшевизма, господствовавшего в КПСС с середины 50-х годов, перед коммунистами России стоит аналогичная задача – дать российским рабочим, представителям передовой интеллигенции и другим слоям трудящегося населения нашей страны основы научных политических знаний, без которых успешно бороться с буржуазией и восстановить социализм в нашей стране невозможно.

Примерный список литературы для тех товарищей, что стремятся освоить марксизм-ленинизм и применять его на практике в работе с пролетарскими массами:

Курс МЛ (начальный уровень):

  • Н. Заровнядный «Как работать с книгой» , 1940 г.
  • А.П. Станчинский «Политграмота» , 1924 г.
  • Бердников, Светлов «Курс политграмоты» главы 1-6
  • История СССР, под ред А.М.Панкратовой, 1952 г. (учебник для 10 класса)
  • Михалевский «Политическая экономия» , 1928 г.
  • Маркс «Наемный труд и капитал»
  • Ф.Энгельс «Принципы коммунизма»
  • К. Маркс «Заработная плата, цена и прибыль»
  • К.Маркс «Манифест Коммунистической партии» .
  • Энгельс Ф. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (из «Диалектики природы», ПСС, т. 20. Стр. 486
  • А.Лозовский «Стачка как бой» , 2010 г. (переиздание 1930 г.). (Лекции для руководителей рабочего движения, проведенный в рамках Профинтерна (Красного профсоюза). Лекции посвящены вопросу ведения успешной экономической борьбы рабочего класса.)
  • Корнфорт «Диалектический материализм»
  • История ВКПб (Краткий курс) (Сталина)
  • Б.М.Теплов «Психология» , 1953 г. (Учебник для средней школы)
  • М.Ильин, М.Рабинович «Политическая экономия капитализма в вопросах и ответах» , 1973

Третий этап – изучение основного курса марксизма-ленинизма, в том числе и в первую очередь по работам классиков марксизма.

Здесь важно не потеряться и выбрать на первых порах самое главное – то, без чего просто не возможна сколько-нибудь эффективная практическая работа в современных условиях. Мы считаем, что за основу обучения следует взять произведения В.И. Ленина, как великого революционного теоретика и практика, вдобавок действовавшего в России. Работы К. Маркса и Ф.Энгельса, при всей их важности и значимости, на этом этапе менее важны, изучение их можно оставить на потом, для следующего этапа – этапа повышения квалификации, осуществляемого параллельно с практической работой с массами.

Чем хороши, кроме всего прочего, работы Ленина? Тем, что это своего рода выжимка из произведений Маркса, самое главное, что есть в его учении, переработанное и адаптированное к условиям империализма, в котором мы с вами сейчас и пребываем. Очень важны работы Ленина и с чисто практической стороны дела, — ответы на вопрос как создать рабочему классу настоящую коммунистическую партию, как вести агитацию и пропаганду, как понимать, а следовательно, и относиться к тем или иным ситуациям – все это есть у Ленина. Но самое, может быть, важное – именно на примерах ленинских решений и пояснений к ним можно научиться главному в марксизме — умению применять марксистский метод (материалистическую диалектику) на практике, без чего победа рабочего класса над буржуазией невозможна.

Также очень важны работы И.В.Сталина, без которых не понять процессы, происходившие в СССР. А сделать это крайне необходимо, поскольку на сегодня именно непонятная рабочей массе гибель советского социализма во многом является тем тормозом, который сдерживает в нашей стране всю борьбу за социализм.

Основной курс МЛ:

  • Г.Плеханов «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»
  • Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке
  • К.Маркс «К критике политической экономии»
  • Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
  • Ф.Энгельс «Анти-Дюринг» ПСС, т.20
  • Ф.Энгельс «Диалектика природы»
  • В.И.Ленин «Карл Маркс» ПСС, т.26 — интересна тем, что там кратко изложена суть марксизма
  • В.И.Ленин «С чего начать», ПСС, т.5
  • В.И.Ленин «Что делать» ПСС, т.6
  • В.И.Ленин «По поводу «PROFESSION DE FOI»» ПСС, т.4 — что есть политическая борьба и каковы задачи коммунистов
  • В.И.Ленин «Политическая агитация и «классовая точка зрения», ПСС, т.6
  • В.И.Ленин «Письмо к товарищу о наших организационных задачах», ПСС, т.7
  • В.И.Ленин «Шаг вперед, два шага назад» ПСС, т.8 — очень полезная работа Ленина, поскольку позволяет понять, что именно происходит в нашем левом и коммунистическом движении
  • В.И.Ленин «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» ПСС, т.1 — важнейшая книга для понимания сущности марксизма и марксистского метода!
  • В.И.Ленин «Две тактики социал-демократии в демократической революции» ПСС, т.11 — изложения теория перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую
  • В.И.Ленин «Империализм как высшая стадия капитализма» ПСС, т.27- дана характеристика современного этапа капитализма, в котором мы сейчас находимся
  • В.И.Ленин «Государство и революция» ПСС, т.33 — что такое социализм и коммунизм, что есть диктатура пролетариата и почему она нужна
  • В.И.Ленин «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». ПСС, т.41
  • В.И.Ленин «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», ПСС, т.36
  • В.И.Ленин «О праве наций на самоопределение» ПСС, т.25

Не помешают и все остальные работы и выступления В.И. Ленина!

  • И.В.Сталин «Об основах ленинизма» ПСС, т.6
  • И.В.Сталин «К вопросам ленинизма» ПСС, т.8

Не помешают и все остальные работы и выступления И.В. Сталина!

  • Островитянов К. В. и др. «Политическая экономия», 1954 г. — единственный учебник марксистской политэкономии, где изложены начала политэкономии социализма (см. 2 часть).
  • К.Маркс «Капитал»
  • И.В.Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР»

Обязательно материалы партийных съездов — от 2 съезда РСДРП до 19 съезда ВКПб!

Материалы Коминтерна и Профинтерна!

Литература по истории рабочего и коммунистического движения в мире.

Несколько советов тем, кто обучается самостоятельно:

1. Тексты работ классиков сейчас доступны в интернете, они размещены на многих сайтах, но мы все же настоятельно советуем по возможности их приобрести в бумаге. Сделать это вполне можно у местных букинистов, которые, случается, отдают марксистскую литературу за копейки, или через букинистические сайты, где можно оформить заказ на книги наложенным платежом.

2. Книги классиков марксизма – не художественная литература. Читать их следует вдумчиво, стараясь понять каждую фразу, каждую мысль автора. Необходимо постоянно анализировать прочитанное, стараясь понять, нет ли в сегодняшней действительности тех явлений, о которых идет речь.

3. Не лишнем будет внимательно ознакомиться со ссылками, сносками и примечаниями в работах и учебниках, пояснения могут помочь точнее понять мысли классиков и суть происходивших событий.

4. Старайтесь конспектировать изучаемую литературу. Это поможет выделить главные и важные мысли, запомнить их. Помните, что Ленин, изучая произведения Маркса и Энгельса, не гнушался это делать, и эти конспекты ему частенько помогали в практической революционной работе.

5. Делайте пометки в текстах изучаемой вами литературы – они потом помогут находить те места, которые потребуется перечитать и переосмыслить.

6. При изучении произведений классиков МЛ не пропускайте мест, где они критикуют кого-то из известных им лиц того времени, даже если вы никогда о них не слышали. Ровно наоборот, постарайтесь самым внимательным образом вникнуть в суть спорного вопроса и понять ПОЧЕМУ и ЗА ЧТО Ленин или Маркс ругают взгляды и позицию того или иного товарища, вдумывайтесь в их аргументацию, выдвигайте свои возражения против критикуемых, а затем сравнивайте свою критику с критикой основоположников марксизма. В сегодняшней России среди наших левых немало таких, чья позиция близка к позиции тех лиц, кому доставалось от Ленина, Маркса или Сталина 100-150 лет назад. Оппортунизм сейчас цветет махровым цветом, чрезвычайно важно научиться распознавать его, видеть его ошибки, искажения и подтасовки.

7. Помните, что в представленном выше списке литературы приведен необходимый минимум! Он даст общее представление о том, что такое марксизм и какова на самом деле идеология рабочего класса.

Не следует думать, что если вы прочитали эти произведения, то вы уже готовый марксист-ленинец. Нет, вы еще должны им стать. Ибо мало знать законы общественного развития, важно еще овладеть ими, научиться применять их на практике! Нужно научиться думать по-марксистски, действовать по-марксистски — необходимо коренным образом изменить свое мировоззрение. А это сразу не приходит, учитывая, что многие годы в ваше сознание специально насаждалось антинаучное понимание природы и общества.

Ваша работа с указанной литературой — это только первые шаги приобретения вами истинно научного взгляда на окружающий вас мир.

Вы должны понять, что для того чтобы свободно ориентироваться в практических вопросах, видеть верный путь решения тех или иных проблем действительности, которые постоянно ставит и будет ставить перед вами сама жизнь, нужно учиться ПОСТОЯННО!!!

Это ДОЛГ каждого коммуниста-большевика, если он большевик.

8. При организации самостоятельного обучения очень полезно использовать руководства по самообразованию, прежде всего, написанные авторами-большевиками. Большевики имели и немалый личный опыт в деле самостоятельного освоения марксистско-ленинской науки, и громадный опыт ее преподавания в рабочих кружках. Их советами будет глупо не воспользоваться. В качестве таких руководств можно порекомендовать книгу Н. К. Крупской «О самообразовании» (одна из статей этой книги выложена на сайте РП — ).

Далее полезны будут книги С. И. Поварнина «Как читать книги» и «Искусство спора» . В последней имеются важные рекомендации по ведению диспутов и споров, которые научат, как правильно доказывать свою точку зрения и видеть уловки своего оппонента.

Примечания:

Произведения В.И.Ленина можно найти на этом сайте (ПСС 5 издание)

Произведения И.В.Сталина выложены (есть даже аудио некоторых томов!)

Произведения К.Маркса и Ф.Энгельса (ПСС 2 издание) .

На протяжении ХХ века в западном литературоведении развивалось марксистское критическое направление. Некоторые работы в этом русле - например, «Политическое бессознательное» Фредрика Джеймисона - стали классическими. Но в постсоветской России к марксистской литературной критике практически не прибегают (примечательно, что в «Википедии» статья Marxist literary criticism даже не переведена на русский), а в советское время она была почти полностью подчинена партийной догматике. По просьбе «Горького» Мария Нестеренко рассказывает, как марксистские эстетические теории с трудом приживалась на отечественной почве.

Линия партии и литературная критика

История марксистской эстетики в России началась задолго до 1917 года. Одна из главных фигур дореволюционного марксизма - Георгий Плеханов. Начав как народник, он быстро переключился на учение Маркса, приложив немало усилий для его распространения. Как отмечает Гуидо Карпи в «Истории русского марксизма», марксистская теория стала для Плеханова методом универсального познания «по образу точных наук и любая сторона жизни выводилась из производственных и имущественных отношений». Довольно много внимания философ уделял вопросам эстетики. Одной из своих главных задач он считал защиту искусства от укрепившегося в критике примитивно-утилитарного подхода: начиная с Писарева и заканчивая поздним народничеством. По словам Лифшица, Плеханов доказывал, что «произведения человеческого ума и чувства зависят в своем возникновении от общества, которое служит для них основой, они - естественный результат меняющихся условий места и времени».

В статье «Искусство и общественная жизнь» (1912) он объяснял, что «идеал красоты, господствующий в данное время, в данном обществе или в данном классе общества, коренится частью в биологических условиях развития человеческого рода, создающих, между прочим, и расовые особенности, а частью - в исторических условиях возникновения и существования этого общества или этого класса». Понятие «искусства для искусства» тоже возникло по определенным социальным причинам. Плеханов интерпретирует его как бунт художника против буржуазного общества, чья цель - обогащение; искусство для искусства «упрочивается там, где есть безнадежный разлад между людьми, занимающимися искусством, и окружающей их общественной средой». Критикам, осудившим Пушкина за отход от гражданской тематики, Плеханов объяснял, что для поэта это было формой защиты от «покровительства» Николая I, «выразившегося для него в длинном ряде нестерпимых унижений»: «Николай I и Бенкендорф поставили себе задачей направить его прежде буйную музу на путь официальной нравственности». Обращение к «искусству для искусства» по Плеханову было единственным выходом для Пушкина.

Марксист восстанавливает чистое искусство в правах. Любая его форма есть факт истории, история принадлежит пролетариату, следовательно - искусство тоже. Долгое время Плеханов оставался самым влиятельным мыслителем в вопросах эстетики - пока его не вытеснили ленинские идеи о классовой борьбе в искусстве. Однако именно благодаря Плеханову критика (затем и литературоведение) приобрели отчетливый социологический характер.

Ленину прекрасное тоже было не чуждо. Его взгляды изложены в нескольких работах: «Партийная организация и партийная литература», где появляется понятие партийности; «Памяти Герцена», где рассматривается развитие революционного движения; статья «Лев Толстой как зеркало русской революции», в которой утверждается классовость искусства. Однако для 1920-х годов более важным автором, развивающим литературную теорию, был Лев Троцкий. В книге «Литература и революция» (1923) он заложил основы метода, ставшего главенствующим в советской критике на долгие годы: политическая позиция автора определяет ценность его художественных произведений. Принадлежность к той или иной социальной группе для Троцкого - исчерпывающая характеристика: «кадетский эстет», «светские богословы», «дворянский приживальщик» и т.д. Классовое происхождение играет если не решающую, то очень важную роль: «Клюев, крестьянский поэт, и не только сам сознает это, но повторяет, подчеркивает, хвалится <…> Если отнять у Клюева его крестьянство, то его душа не то что окажется неприкаянной, а от нее вообще ничего не останется. Ибо индивидуальность Клюева находит себя в художественном выражении мужика».

Троцкий был далек от тотального отрицания предшествующей литературы. Он считал, что противоборство буржуазной и пролетарской культур лишь временное неудобство: «исторический смысл и нравственное величие пролетарской революции в том, что она залагает основы внеклассовой, первой подлинно человеческой культуры». Однако его современникам досталось по полной: Троцкий ругал тех авторов, кто не сумел или не захотел перековаться для нужд революционной действительности, а об эмигрантской литературе заключил, что ее и вовсе нет.

Особую роль идеолог перманентной революции отводил критике - именно она помогает встретиться писателю и читателю, объясняя, что у них общего (социальное происхождение): «одна из важнейших задач критики - разложить индивидуальность художника (т. е. его художество) на составные элементы и обнаружить их соотношение. Этим критика приближает художника к читателю, у которого тоже ведь как-никак своя „неповторимая душа”». Что отличало Троцкого от коллег по партийному цеху, так это колоссальная эрудиция и знание современной литературы. Чувства юмора ему тоже было не занимать: «Считаю себя вообще вправе не интересоваться „философскими” системами, выясняющими отличия хвостов веймарской и киевской ведьмы, поскольку не верю в ведьму вообще (если не считать упомянутой выше Зинаиды Гиппиус, в реальность коей верую безусловно, хотя о размерах хвоста ее не могу сообщить ничего определенного)».

Книга Троцкого - звено между эстетикой Плеханова и ждановщиной, на которую он сильно повлиял, хоть и был вычеркнут из культурной жизни с конца 1920-х. Самым же ярким явлением того времени стал формализм. Опоязовцы рассматривали литературное произведение как сумму художественных приемов. Представления о взаимоотношении искусства и жизни у формалистов значительно отличалось от господствующих. Литература и повседневность, по Шкловскому, взаимодействуют через категории «остранения» (искусство остраняет повседневность) и «автоматизма». Однако историзм тоже не чужд формалиcтам. Юрий Тынянов множество работ посвятил истории литературного быта, став одним из первопроходцев отечественной социологии литературы. Формалисты активно включились в полемику о методе - и марксисты стали их главными оппонентами. Но марксистское литературоведение не было единым фронтом, внутри него происходили ожесточенные дискуссии. Некоторые - например, Троцкий в «Литературе и революции» - отдавали должное формалистам, но все же критиковали за недостаточную идейность. Формалисты тоже особой симпатии ни к кому не испытывали; Эйхенбаум пишет в дневнике: «Прикоснулся сегодня к московской науке. Москва идет на нас - сборник „Худож<ественная> форма”, сборник „Ars poetica”. Но как это все жалко, бедно, претенциозно, чопорно! Ссылки почти исключительно на немецкую науку - московские теоретики признают только Шпета (за немецкую фамилию?) и немцев. О нас говорят с презрением, с иронией - как о детях. Какая наглость! Ни одной ссылки ни на Шкловского, ни на Тынянова, ни на меня. Раз-два мелькает Жирмунский - этого можно, он - „доктор”. А ведь все у нас стащили, нахалы! У самих ничего кроме манеры и никому не нужной „эрудиции”».

Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (от 23 апреля 1932 года) - новый этап в закрепощении культуры. Литературные объединения ликвидировали, создали союз писателей, представления официальной власти об искусстве окончательно догматизировались. В литературоведении одно из ведущих мест занял так называемый вульгарный социологизм, флагманом которого стал стал Валериан Переверзев (1882–1968). Он трактовал литературу как отражение социального опыта автора, причем автор ретранслирует мысли целого класса. Для Переверзева была крайне важна идея бессознательного. Другая знаковая фигура - Владимир Фриче (1870–1929), занимавшийся проблемами классовости литературы и роли мировоззрения в творчестве писателя; задача исследователя - по-фрейдистски выявить скрытое. Вульгарный социологизм подвергся критике еще в 1920-х, но его формулы и клише продолжали успешно существовать в официальном литературоведении. Михаил Лифшиц был одним из немногих, кто критиковал это направление с позиций марксистской теории, а не партийных догм.

Европейский марксизм в Советском союзе

В 1921-м году был создан Институт Маркса и Энгельса, возглавленный историком марксизма Давидом Рязановым. Институт занимался изданием неизвестных работ Маркса и Энгельса, собрав внушительную часть рукописей основателей марксизма. Изначальная установка на освоение марксистского наследия к 1930-м изменилась - теперь это было присвоение Маркса в целях использования против нежелательных элементов: троцкистов, представителей Второго Интернационала и прочих уклонистов. Как писал Лифшиц, «между крушением старых догм абстрактного марксизма, сохранившихся еще с дооктябрьских времен, и утверждением единого догматического образца открылось удивительное время». Он работал в институте, там познакомился с Дьердем Лукачем - крупнейшим европейским философом-марксистом, жившим в СССР в 1929–1945 годах. Парадоксальным образом в стране, где произошла большевистская революция, марксистская философия оказалась не нужна. Лифшиц и Лукач были практически единственными философами, работавшими в русле европейского марксизма. Тем не менее, пишут авторы «Истории русской литературной критики», в начале 1930-х «возродилось требование „качества” как важного критерия соцреализма, и <…> когда Советский Союз начал играть активную роль в антифашистском движении с его апелляцией к „мировой литературе”, подобный сдвиг стал политически и идеологически необходимым - для создания интернационалистской литературной платформы».

Лифшиц еще в 1920-х занялся вопросами марксистской эстетики. Маркс и Энгельс не создали единой эстетической теории - размышления об искусстве были рассыпаны по письмам, заметкам и статьям. Философ попробовал обобщить эти высказывания, создав стройную концепцию. С 1931 года журнал «Литературное наследство» начал публикацию малоизвестных писем Маркса и Энгельса. Работу вела группа Лукача, Лифшица, литературоведа Франца Шиллера, австрийского левого политика Эрнста Фишера и Анатолия Луначарского. В 1933-м вышла хрестоматия «Маркс и Энгельс об искусстве», составленная Шиллером и Лифшицем. В предисловии редакторы писали: «в момент литературных споров, когда вопросы литературы и искусства перестали быть достоянием узкого кружка мнящих себя „специалистами”, следует внимательно вдумываться в те высказывания, которые нам оставили по этим вопросам основоположники научного социализма». Издание призвано было разбить наголову «мелькавшее кое у каких товарищей утверждение, что Маркс, Энгельс и Ленин почти ничего не оставили нам по вопросам искусства, будто здесь у них учиться нечему». Под товарищами подразумевались вульгарные социологи Фриче и Аксельрод, считавшие, что основатели марксизма специально не занимались вопросами искусства (так, в общем, оно и было). В основу хрестоматии лег план Лифшица, однако он не был удовлетворен результатом и позже уже самостоятельно издал две книги «Маркс и Энгельс об искусстве» (1937) и «Ленин о культуре и искусстве» (1938), в которых сделал акцент на гуманистических началах марксизма.

Другим заметным явлением той поры стал журнал «Литературный критик» (1933–1940). Центральными фигурами издания были Лукач и Лифшиц, также в создании журнала участвовали Владимир Александров, Владимир Гриб, Игорь Сац и Елена Усиевич. В 1933–1937 годах главным редактором был Павел Юдин, позже - директор Института философии. Он был единственным сталинистом в этой компании; несмотря на это, журнал не выражал официальную точку зрения. Главным для философов, работавших в «Литературном критике», было поддержание связи с европейской традицией. В журнале печатались главы из «Эстетики» Гегеля, разбор эстетики Канта, статьи об Анри Бергсоне, Дидро, Клейсте и других.

Лифшиц посвятил несколько теоретических работ марксистской эстетике и читал лекции по этой проблематике. В 1933-м году он опубликовал в журнале «Красная новь» статью «Карл Маркс и вопрос об исторических судьбах искусства», в которой формулирует важнейшие для марксисткой эстетики положения: «Развитие всех сторон общественной действительности людей определяется в последнем счете саморазвитием их материального производства и воспроизводства. Соответственно этому изменяется и положение художественного творчества. Искусство <…> не обладает самостоятельной историей. <…>. В действительности литература и искусство обусловлены всем историческим развитием общества». Лифшиц особенно подчеркивал, что искусство с точки зрения марксизма не носит сугубо утилитарного характера - «в смысле писаревского предпочтения сапожника Рафаэлю». Он приходит к оптимистическим выводам, что коммунизм создаст «такие условия для развития культуры и искусства, перед которыми побледнеют ограниченные возможности, предоставленные узким слоям полноправных граждан демократией рабовладельцев».

Дьердь Лукач (1885–1971), как пишет Александр Дмитриев, после Маркса стал «крупнейшим интеллектуалом, принадлежавшим последовательно к двум культурам (буржуазной и социалистической)». Положение Лукача в СССР было еще более странным - его деятельность, мягко говоря, пришлась не ко двору. Одно официальное лицо дало Лукачу следующую характеристику: «Попал сюда недавно. Околачивался то в одной, то в другой комнате. Долго был без дела. Вообще он философ, но Деборин его как философа не приемлет, посадить его в философский кабинет невозможно. Пытались организовать специальный кабинет „Философии истории”, в конце концов, Лукач приютился в кабинете Маркса, где заведовал Рязанов. Политическая позиция несомненно с правыми моментами <...> Как философ он известен как уклонист». В 1941-м Лукач был арестован и помещен в заключение, но вскоре выпущен .

Лукач посвятил несколько работ теории и истории романа. Впервые он приступил к этой теме еще в домарксистский период. «Теорию романа» (1915) принято считать работой «переходного характера». Многие ее положения были актуальны для философа в марксистской фазе и обсуждались в Институте Маркса и Энгельса (сохранились стенограммы обсуждения доклада Лукача 1934 года, посвященного теории романа). Отталкиваясь от тезиса, что искусство находится в тесной взаимосвязи с общественной формацией и историей, он противопоставил роман античному эпосу. Роман по Лукачу - это «мир без богов». В эпосе нет индивидуальности, движущая сила в нем - всегда масса; «с давних пор главным признаком эпоса считалось, что предметом его является не личная судьба, а судьба некоего сообщества». В романе же наоборот - именно психология героя становится движущей силой, «это люди постоянно в поиске». «Теория романа» имела значительное влияние на литературно-эстетическую мысль как в России (романная полемика, Бахтин), так и в Европе (Франкфуртская школа, Блох, Зигфрид Кракауэр).

Официоз и филологи по ту сторону идеологии

Как заметил Михаил Гаспаров, «идеология победившего марксизма решительно не совпадала с методом борющегося марксизма, но это тщательно скрывалось». Эти слова как нельзя лучше характеризуют ситуацию в официальном литературоведении после 1953-го года; « идеология предпочитала работать с очевидностями: иначе она встала бы перед необходимостью доказывать свое право на существование» . Белинский и Добролюбов становятся главными ориентирами для советских литературоведов. Гоголь был певцом угнетенных классов, Радищев - писатель-революционер, а высшей точкой развития русской литературы XIX века стала поэзия декабристов. По существу марксистское литературоведение не развивалось. Единственное, что мог позволить себе ученый, - это игнорировать идеологию.

Многие авторы оказались вычеркнуты из-за политической и классовой неблагонадежности, целые направления - скомпрометированы, как случилось с декадентами или «Беседой любителей русского слова». Официальные литературоведы считали «Беседу» заскорузлыми консерваторами. Б. Мейлах, рассуждая о реакционных взглядах беседчиков, припечатывает одну из участниц: «Бунина получила в награду от императрицы золотую лиру, осыпанную бриллиантами. Стихи же Буниной, собранные в сборниках „Неопытная Муза” и „Сельские вечера”, написаны по всем правилам школьных „пиитик” классицизма и решительно никакой ценности не имеют» (все бы ничего, но «Сельские вечера» не поэтический, а прозаический сборник). Главным компрометирующим фактором становится подарок от императрицы. Мейлах игнорирует тот факт, что до профессионализации литературных занятий покровительство было основной формой дохода для литераторов, не служивших на государственной службе.

История мировой литературы официальным литературоведением описывалась примерно в таких категориях: «В лучших произведениях западного критического реализма были изображены потрясающие проявления капиталистического уклада жизни: нищета масс, попранное человеческое достоинство простых людей, рост преступлений, проституция, нравственное опустошение людей и их «утраченные иллюзии», страшное разъединение людей. Эти произведения внесли огромный вклад в развитие реализма» (Абрамович Г.Л.«Введение в литературоведение»).

Однако существовала и другая филологическая наука, уходившая корнями в 1920-е годы. Приходит молодое поколение: Елеазар Мелетинский, Юрий Лотман, Зара Минц, Михаил Гаспаров (новое поколение приходит и в советскую философию, пересоздавая ее язык: Мераб Мамардашвили, Александр Пятигорский, Эвальд Ильенков, Георгий Щедровицкий). Работы этих ученых были индифферентны к официальной идеологии. Гаспаров в статье «Лотман и марксизм» писал о создателе тартуско-московской семиотической школы: « В истории русской литературы он занимался авторами вполне благонадежными: Радищевым, декабристами, Пушкиным. И Радищев действительно был у него революционером, а декабристы героями, а Пушкин универсальным гением, и даже Карамзин оказывался очень сочувствующим французской революции. Только при этом они получались гораздо сложнее и глубже, чем в обычных портретах, которые бывали подписаны даже хорошими учеными».

Марксистское литературоведение сегодня

Неомарксизм предоставил гуманитарным наукам универсальный набор инструментов, с помощью которых можно исследовать очень большой спектр явлений: от влияния системы дружеских связей на интеллектуальную историю (Коллинз) до капиталистического рынка с его распространением благ от центра к периферии (Валлерстайн). Марксистские идеи оказали особое влияние и на социологию литературы. Термины, в которых марксизм описывает материальное производство, отлично подошли для описания сферы интеллектуального труда. Вторая половина ХХ века особенно продуктивное время для европейского и американского марксистского литературоведения. Однако в России оно оказалось скомпрометированным на долгое время. В 1990-х стали популярны структуралисты, постструктуралисты и герменевтика - при этом работы марксистского направления практически не переводились. Показательно, что труды Пьера Бурдье политического и социологического характера перевели еще в начале 90-х («Социология политики», 1993; «Начала», 1994), но статья «Поле литературы» была переведена лишь в 2000-м.

Работы ведущего марксистского литературоведа Терри Иглтона стали доступны русскому читателю в конце 2000-х: « Марксизм и литературная критика» (2009), «Теория литературы» (2010), «Идея культуры» (2012). Но это лишь вершина айсберга - на русском нет книг Реймонда Уильямса, Стюарта Холла и многих других. Бывают редкие исключения, когда перевод важной книги появляется практически сразу за оригиналом. Так случилось, например, с работами американо-итальянского социолога литературы Франко Моретти. В 2014-м вышла его книга « Буржуа. Между историей и литературой», где он рассматривает буржуазию сквозь призму литературы. В «Дальнем чтении», вышедшем на русском в 2015 году, Моретти скрещивает с литературоведением теорию культурной эволюции, мир-системный анализ и цифровые технологии.

В отечественной филологии марксистское влияние сказалось прежде всего в социологии литературы, о днако марксистского литературоведения как школы в России не существует.

Комиссия ЦК ОКП по идеологической, пропагандистской и агитационной работе публикует список базовой литературы для изучения коммунистами марксизма самостоятельно и в группах марксистско ленинского образования

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии

с предисловиями

к немецкому изданию 1872 года,

к русскому изданию 1882 года.

Предисловие Ф. Энгельса к немецкому изданию 1883 года,

Предисловие Ф. Энгельса к немецкому изданию 1890 года,

Предисловие Ф. Энгельса к немецкому изданию 1892 года,

Предисловие Ф. Энгельса к немецкому изданию 1893 года.

2. К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие.

3. К. Маркс. Капитал. Критика политической экономии.

4. К. Маркс. Национализация земли

5. К. Маркс. Критика Готской программы

6. К. Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение

7. К. Маркс 18 брюмера Луи Бонапарта

8. К. Маркс Гражданская война во Франции

9. Ф. Энгельс. К критике проекта социал-демократической программы 1891 года.

10. Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии

11. Ф. Энгельс. Введение к «Диалектике природы»

12. Ф. Энгельс. Старое предисловие к «[Анти]-Дюрингу». О диалектике

13. Ф. Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке.

14. Ф. Энгельс. К истории первоначального христианства.

15. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

16. Ф. Энгельс. Роль насилия в истории.

17. Ф. Энгельс Революция и контрреволюция в Германии

18. В.И. Ленин. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). ПСС, т. 26

19. В.И. Ленин. Три источника и три составные части марксизма. ПСС, т. 23

20. В.И. Ленин. Исторические судьбы учения Карла Маркса. ПСС, т. 23

21. В.И. Ленин. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. ПСС т. 33

22. В, И. Ленин Империализм как высшая стадия капитализма ПСС т.27

23. В.И. Ленин. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта 1921 г. X съезд РКП(б). ПСС т. 43

24. В.И. Ленин. О продовольственном налоге. (Значение новой политике и её условия). ПСС т. 43

25. В.И. Ленин Крах II Интернационала ПСС т.26

26. В.И. Ленин Под чужим флагом ПСС т.26

27. В.И. Ленин Социализм и религия ПСС т.12

28. В.И. Ленин Детская болезнь левизны в коммунизме ПСС т.41

29. В.И. Ленин Великий почин ПСС т. 39

30. В.И. Ленин О «Вехах» ПСС т. 19

31. В.И. Ленин Марксизм и ревизионизм ПСС т. 17

32. В.И. Ленин Две тактики социал-демократии в демократической революции ПСС т.11

33. В.И. Ленин Что делать ПСС т.6

34. В.И. Ленин О праве наций на самоопределение ПСС т. 25

35. И.В. Сталин. Троцкизм или ленинизм? Речь на Пленуме коммунистической фракции ВЦСПС 19 ноября 1924 года. И.В. Сталин. Сочинения т. 6

36. И.В. Сталин. Октябрьская революция и тактика русских коммунистов. И.В. Сталин. Сочинения т. 6

37. И.В. Сталин. Об основах ленинизма. Лекции, читанные в Свердловском университете. Апрель - май 1942 года. И.В. Сталин. Сочинения т. 6

38. И.В. Сталин. О задачах хозяйственников. Речь на первой всесоюзной конференции работников социалистической проиышленности 4 февраля 1931 года. И.В. Сталин. Сочинения т. 6

39. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под редакцией комиссии ЦК ВКП(б). Одобрен ЦК ВКП(б). 1938 г.

40. Л. Фейхтвангер. Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей. Глава VI. Сталин и Троцкий.

М. Гос. изд. «Художественная литература», 1937

41. И.В. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза.

М. Госполитиздат, 1952

42. Тегеран, Ялта, Потсдам. Сборник документов. М. изд. «Международные отношения», 1970

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...