Митрополит Арсений (Стадницкий). День памяти Митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого)

Арсений (Стадницкий)

Митрополит Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий ; 22 января 1862, село Комарово, Бессарабская губерния - 10 февраля 1936 , Ташкент) - епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933-1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии. С 14 января 1906 года присутствующий в Святейшем Синоде (до 15 апреля 1917 года). В 1907 году избран членом Государственного Совета Российской империи от монашествующего духовенства.

Образование

Родился 22 января 1862 года в селе Комарово Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье молдавского священника.

Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но - прежде всего - архипастырь был требователен к самому себе. Тщательно следил за соответствием уставу церковной службы. Выдающийся проповедник и оратор (в том числе в Государственном совете), духовный писатель. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков.

Современник Арсения, историк Николай Порфиридов, отметил его так:

Энергичный, деловой и предприимчивый Арсений сразу же по его назначении в Новгород тряхнул, что называется, капиталами архиерейского дома. Построил прекрасную загородную дачу … при впадении летописной Пидьбы, на месте захудалой мызы. Для удобства сообщения с загородной дачей приобрел моторный катер, которому дал название «Перун». Такой роскоши не было даже у местных губернаторов .

Вместе с тем, все знавшие владыку отмечали его «широкий ум, большое образование, могучую волю, честность и прямоту, решительный и непреклонный характер, строгость к подчиненным и себе».

Награды

  • Орден Святого Александра Невского (1915 год)
  • Орден Святого Владимира 2 степени (1911 год)
  • Орден Святой Анны 1 степени (1903 год)
  • Орден Святого Владимира 3 степени (1900 год)
  • Орден Святого Станислава 3 степени (1891 год)
  • Орден Короны Румынии 3 степени (1898 год)
  • Орден Святого Саввы 2 степени (Сербия, 1899 год)

Иерархические награды

День памяти:
28.01/10.02 – день кончины (1936 г.)

Митрополит Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич) родился 22 января 1862 года в селе Комарово Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье настоятеля Успенской церкви в Комарове. Мать происходила из молдавского священнического рода Черноуцан.

В 1880 году окончил Кишиневскую Духовную семинарию с отличием. В семинарии считался одним из лучших певцов.

С 1 сентября 1880 года – учитель церковного пения, географии и чистописания в Единецком Духовном училище.

В 1881 году поступил в Киевскую Духовную академию.

В 1885 году, будучи студентом, посетил Афон. Впечатления о своих поездках изложил в «Дневнике студента – паломника на Афон», который был удостоен Макариевской премии.

В 1885 году окончил академию со степенью кандидата Богословия.

В 1885-95 годах – преподаватель древнегреческого языка, затем церковного пения и догматического Богословия в Кишиневской Духовной семинарии. Одновременно состоял редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей», причем им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания.
В 1895 году удостоен степени магистра Богословия за диссертацию на тему "Гавриил Банулеско-Бодони, Экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский".

В 1895 году – инспектор Новгородской Духовной семинарии.

30 декабря 1895 года епископом Нарвским Иоанном (Кратировым) в Александро-Невской лавре был пострижен в монашество с именем в честь святителя Арсения Тверского.
31 декабря рукоположен во иеродиакона.
1 января 1896 года – во иеромонаха.
В 1896-м возведен в сан архимандрита.

В 1896-97 годах – ректор Новгородской Духовной семинарии и настоятель монастыря святого Антония Римлянина в Новгороде.

С 10 января 1897 года – инспектор, ординарный профессор по кафедре Библейской истории Московской Духовной академии.

С 13 марта 1898 года – ректор Московской Духовной академии.
Среди его учеников, сохранивших любовь к своему наставнику на протяжении всей жизни, были будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) и будущий епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) – один из исповедников даниловских.

28 февраля 1899 года в храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, с оставлением в должности ректора академии.
Пользовался в академии большим авторитетом. Важным событием в истории МДА стала паломническая поездка, совершенная в 1900 году группой студентов и преподавателей во главе с владыкой Арсением в Палестину и страны Ближнего Востока. Итогом путешествия стала книга «В стране священных воспоминаний», редактированная и изданная им самим. В книге шестьдесят фотографий, большую часть которых сделал сам Владыка.
Расставаясь с академией в 1903 году, владыка Арсений за прощальной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры рукоположил иеродиакона Алексия (Симанского) во иеромонаха.

В 1900 году был утвержден в звании почетного члена Киевской Духовной академии.

С 5 декабря 1903 года – епископ Псковский и Порховский.
Создал в епархии школу псаломщиков. Основал церковный музей, в котором хранились ценные рукописи, принадлежности Богослужения и церковная утварь, древние монеты. Для научного исследования, сохранности и пополнения музейной коллекции был образован историко-археологический комитет, устав которого утвердил Святейший Синод. Одной из главных задач комитета стала охрана памятников церковной старины.

В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора церковной истории на тему «Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Часть 1-я. «История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней». Этот труд был отмечен королем Румынии, наградившим автора медалью Bene Merente 1-й степени, присуждавшейся за выдающиеся научные труды. Российская Академия Наук удостоила его за эту же диссертацию большой Уваровской премии.

С 1905 года епископ Арсений – член Учебного Комитета при Святейшем Синоде.
С 16 января 1906 года – исполняющий обязанности председателя Учебного Комитета.
С 6 марта 1906 года – член постоянного действующего при Святейшем Синоде Предсоборного Присутствия. Возглавил в нем отдел церковно-учебных заведений.
31 января 1907 года был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Отстаивал принцип единения власти и Православной Церкви, необходимость сохранения за Православной Церковью статуса государственной. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации.
Он владел сильным голосом – басом.

20 февраля 1907 года освобожден от обязанностей Председателя Учебного Комитета при Святейшем Синоде.

В 1910 году утвержден в звании почетного члена Санкт-Петербургской и Казанской Духовных академий.

С 5 ноября 1910 года – архиепископ Новгородский и Старорусский.
Большое внимание уделял сохранению памятников церковной старины. Стал инициатором начала работ по реставрации собора Ферапонтова монастыря. Принял активное участие в XV Всероссийском археологическом съезде, который проходил в июле-августе 1911 года в Новгороде, и выступил на нем с докладом «О современном состоянии собора Св. Софии в Новгороде». По его инициативе была осуществлена реставрация так называемого «Лихудовского» корпуса в Новгороде (там когда-то размещалось училище, в котором преподавали братья Лихуды). В отреставрированном здании разместилась открытая в 1911 году псаломщицкая школа. В 1912 году в Новгороде был торжественно открыт Арсеньевский епархиальный дом. В нем разместились консистория, училищный и миссионерский советы, библиотека, иконно-книжная лавка, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей», гостиница для духовенства.

В 1912-м председательствовал на состоявшемся в Москве первом Всероссийском съезде практических деятелей в борьбе с алкоголизмом.

6 декабря 1912 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Член Предсоборного Совета.

Архиепископ Арсений был лично знаком и состоял в переписке с Антиохийским Патриархом Григорием IV Хаддадом. В 1913 году принимавший участие в праздновании 300-летия Дома Романовых патриарх Григорий посетил Новгород и 28 апреля возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

В 1913 году в Новгороде по инициативе владыки Арсения открылось церковно-археологическое общество.

Труды Владыки были отмечены орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени, орденом Александра Невского, орденом святой Анны 1-й степени, сербским орденом святого Саввы 2-й степени, турецким орденом Меджидие 1-й степени, а также многими дипломами за участие в изучении церковной истории и в духовном просвещении.

В 1917-18 годах он – товарищ председателя Священного Собора Российской Православной Церкви, член Соборного Совета, председатель Отдела о правовом положении Церкви в государстве.
На Соборе был одним из трех кандидатов на Патриарший Престол.
Руководил почти всеми соборными заседаниями после избрания и поставления Патриарха.

В сентябре 1918 года Поместный Собор завершил свою работу, но митрополит Арсений не мог вернуться в Новгород, поскольку как член Синода должен был находиться возле Патриарха в сложное для Церкви время. Временное управление Новгородской епархией возложил на епископа Тихвинского Алексия (Симанского), который осуществлял руководство епархией и в 1917 году; между архиереями продолжалась активная переписка.
Осенью 1918 года в Новгородской епархии начались аресты и расстрелы духовенства, разорение храмов и монастырей, преобразование их в трудовые коммуны.
К концу 1918 года в Новгородской епархии без суда и следствия были расстреляны епископ Кирилловский священномученик Варсонофий (Лебедев), священномученик Павел Кушников, священномученик Иоанн Иванов, игумения Ферапонтова монастыря преподобномученица Серафима (Сулимова) и другие.

В ноябре 1919 года митрополит Арсений был арестован.
5 января 1920 года выслан из Москвы в Новгород.
Проживал в Новгороде без права выезда.

В феврале 1920 года арестован в Новгороде вместе с епископом Алексием (Симанским) и иными духовными и мирскими лицами по делу "о епархиальном совете". Им было предъявлено обвинение в «противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении... дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении Декрета об отделении церкви от государства».
В феврале 1921 года новгородским ревтрибуналом приговорен к пяти годам высылки в Архангельск.
Учитывая амнистию ВЦИК от 6 ноября 1920 года, наказание было определено условным.

2 июля 1922 года приехал в Москву по вызову ГПУ.
В Москве присоединился к архиереям-исповедникам в Свято-Данииловом монастыре.
Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но – прежде всего – архипастырь был требователен к самому себе. Тщательно следил за соответствием уставу церковной службы. Выдающийся проповедник и оратор, духовный писатель. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков.
Все знавшие Владыку отмечали его широкий ум, большое образование, могучую волю, честность и прямоту, решительный и непреклонный характер.

Он был привлечен к судебной ответственности в качестве обвиняемого вместе со святым патриархом Тихоном.
С 22 марта 1923 года по 10 января 1924 года содержался в заключении.
Вместе с патриархом Тихоном и митрополитом Арсением под следствием был и ближайший помощник Патриарха архиепископ Никандр (Феноменов).
Патриарху Тихону и привлеченным вместе с ним по делу инкриминировались преступления, предусмотренные 62 и 119 статьями Уголовного Кодекса РСФСР... "участие в организации, действующей с целью свержения завоеваний пролетарской революционной власти путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и др., вплоть до вооруженного восстания; использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям".

15 января 1924-го, почти сразу же после освобождения, владыка Арсений был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
Его принуждали перейти к обновленцам, активно сотрудничавшим с большевиками.
Сохранилось описание одной из таких попыток властей. Ужасную роль посредников по делам ГПУ выполняли впавшие в раскол епископы. Архиепископ Евдоким (Мещерский), обновленческий «митрополит», в стенах ГПУ понуждал митрополита Новгородского Арсения перейти в обновленчество. Митрополит Арсений сказал ему, своему бывшему сослуживцу по Московской академии: «Но ведь Вы же знаете, что обновленчество беззаконно». – «Что ж поделать, они требуют», – ответил архиепископ Евдоким, кивая головой на дверь чекиста. Когда митрополит Арсений остался непреклонен, архиепископ Евдоким с гневом сказал ему: «Ну и сгнивайте в тюрьме!» И с этим покинул узника.
28 марта Комиссией НКВД СССР по административным высылкам владыка Арсений был приговорен к трем годам высылки в город Бухару.

5 декабря 1925 года по завещанию Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) на случай своей кончины назначен третьим кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.

С 1926 года – в Ташкенте.
Формально оставался новгородским архиереем, но епархией до 1933 года управлял его ученик архиепископ Алексий (Симанский) – впоследствии патриарх Алексий I.

28 марта 1927 года по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР Владыке было разрешено свободное проживание в пределах Средней Азии.

18 мая 1927 года он был включен во Временный Патриарший Священный Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). Находясь в ссылке, не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни. И хотя подпись митрополита Арсения стоит под «Декларацией» митрополита Сергия и Синода от 29 июля 1927 года, лично Владыка безбоязненно написал митрополиту Сергию протест против его соглашения с богоборными властями и отрицал всякую возможность компромисса с ними.

С 11 августа 1933 года, после кончины митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова), владыка Арсений – митрополит Ташкентский и Туркестанский (Среднеазиатский).
Новгородскую кафедру занял архиепископ Алексий (Симанский).
В связи с закрытием всех храмов Ташкента совершал Богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте». На эти службы стекалось до двадцати тысяч верующих из города и окрестных селений, молящиеся заполняли всю обширную территорию кладбища. Один из ташкентских прихожан того времени Константин Вендланд (впоследствии – митрополит Иоанн) вспоминал: «Незабываемы эти трогательные Богослужения на лоне природы, голубая мантия митрополита, просвечивавшая сквозь листву деревьев, одушевление молящейся толпы, твердость духа архипастыря и верующих, подвергавшихся иногда серьезным испытаниям от проливного дождя или крепких крещенских морозов. Незабываемы вдохновенные проповеди митрополита Арсения, приковывавшие к себе внимание народа».

9 мая 1934 года он был награжден правом ношения двух панагий.
30 сентября 1935-го – правом предношения креста.

Был духовным наставником архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) и умер на его руках в ташкентской больнице. Предчувствуя свою кончину, просил положить его в простом, необитом гробу, на могилу положить живые цветы, которые очень любил.
10 февраля 1936 года преставился ко Богу.
Место захоронения: Ташкент, Александро-Невское кладбище, около могилы митрополита Никандра (Феноменова).

Литература:
1. Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т. II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч. 4 "Сотрудники Академии в 1901-1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.
2. Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 1. С. 392-399.
4. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 842-843, 964.
5. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С.148-149.
6. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 281.
7. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 62.
8. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917
год. Пг., 1917. 384 с. С. 74-75.
9. Петров М.Н. Крест под молотом/ Науч. ред. В.Л.Янин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446 с. С. 4, 8-11, 17-18, 24-25, 46, 54, 57-59, 62, 67, 72, 90-92, 118, 120-121, 125-128, 130-131, 133-139, 192, 203, 205, 210-211, 238, 271, 318, 367.
10. http://www.msdm.ru
11. http://pstbi.ru
12. http://www.pravenc.ru

Документы:
ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.74.

(Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

18 февр. 1899 г. А. был назначен епископом Волоколамским, 3-м викарием Московской епархии с оставлением в должности ректора МДА, хиротония состоялась 28 февр. в Христа Спасителя храме . 5 дек. 1903 г. А. был переведен на самостоятельную Псковскую кафедру. Расставаясь с академией, А. пожертвовал 1000 р. на исследование по истории МДА в связи с приближающимся столетием (1914), по 500 р. на академическую б-ку и Покровскую церковноприходскую школу, 500 р. на памятник проф. прот. Д. Ф. Голубинскому . 21 дек. за прощальной литургией в Троицком соборе ТСЛ А. рукоположил иеродиак. Алексия (Симанского) во иеромонаха, 30 дек. прибыл во Псков.

На Псковской кафедре: 1903-1910 гг.

А. полагал, что «пастырям Церкви необходимо поднять свой научный уровень, расширить свой духовный кругозор и объединиться между собой для совместной работы на благо Церкви и пользу русского народа» (Великолукский филиал ГА Псковской обл. Ф. 39. Оп. 1. Д. 282. Л. 48). Особенно нуждались приходы в подготовленных низших членах церковного клира. Будучи знатоком уставного богослужения, А. обращал особое внимание на правильную постановку церковного пения, на подготовку псаломщиков и регентов, для чего создал во Пскове псаломщическую школу. Летом 1904 г. во Пскове состоялся съезд учителей церковного пения, 6 сент. следующего года было освящено здание певч. школы, получившей по имени ее основателя наименование «Арсениевской». Много сил А. отдавал устройству церковноприходских школ, организации преподавания Закона Божия в светских учебных заведениях. 9 авг. 1906 г. трудами архипастыря был открыт Псковский церковно-археологический музей.

В связи с началом русско-япон. войны А. призвал духовенство епархии стать первыми жертвователями в губернии на военные нужды. Помимо материальной помощи рус. войскам, направлявшейся Псковской консисторией, значительные средства шли от организованного А. при Псковском жен. епархиальном уч-ще благотворительного об-ва «Дамский комитет для помощи армии». Революционные события 1905 г., манифест об учреждении Гос. Думы, а также появление радикально-реформационного движения в Церкви, объединенного вокруг «группы 32 санкт-петербургских священников» (см. Союз церковного обновления), вызвали брожения и во Псковской епархии. В нач. лета 1905 г. А. организовал первое пастырское епархиальное собрание, на к-ром призвал духовенство и паству с осторожностью относиться к происходящим социальным изменениям.

14 янв. 1906 г. А. был назначен присутствующим в Синоде и Председателем (до 1907) Учебного комитета «с оставлением за ним управления епархией», а также членом особого Присутствия по подготовке буд. Всероссийского Поместного Собора, 6 марта А. стал членом постоянного действующего при Святейшем Синоде Предсоборного Присутствия , возглавив в нем отдел церковно-учебных заведений. Принимая участие в заседаниях Святейшего Синода, А. видел мн. нестроения церковной жизни нач. XX в., связанные с безграничной властью обер-прокурора, при к-ром члены Синода, по словам А., «являются в качестве статистов». В 1907 г. А. был избран членом Гос. Совета от курий монашествующего духовенства. В Гос. Совете А. отстаивал принцип единения власти и правосл. Церкви, необходимость сохранения за правосл. Церковью статуса государственной, выступал против принятия закона о правовом статусе старообрядческих общин (см. Старообрядчество), против закона о переходе из одного вероисповедания в другое, предлагал принять новое законодательство по борьбе с пьянством в России, неоднократно выступал против расширения продажи крепких напитков.

3 нояб. 1904 г. А. был удостоен степени д-ра церковной истории за соч. «Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви». К этому времени научные труды А. получили высокую оценку: он был почетным членом МДА и КДА, членом имп. Палестинского правосл. об-ва и мн. др. научно-общественных орг-ций, его докт. дис. была отмечена Уваровской премией Российской имп. АН и медалью «Bene Merente» 1-й степени, присуждавшейся румын. королевским домом за выдающиеся научные труды.

31 янв. 1907 г. А. был возведен в сан архиепископа. 5 нояб. 1910 г. переведен на Новгородскую кафедру, 22 нояб. он покинул Псковскую епархию, оставив на церковно-просветительские и благотворительные нужды 3000 р.

На Новгородской кафедре (до ареста): 1910-1920 гг.

Одним из первых дел А. в Новгороде стало сооружение епархиального дома. Существовавшее ранее одноэтажное здание, построенное в 1826 г., было непригодно для задач епархиальной жизни нач. XX в., когда регулярно проводились съезды и собрания духовенства, религ. беседы; новые помещения требовались также для многочисленных епархиальных архивов. Возведение здания велось по проекту архит. Н. К. Рагулина с использованием новейших достижений техники. На торжественном открытии епархиального дома 2 дек. 1912 г. присутствовало ок. 3 тыс. гостей, в т. ч. С.-Петербургский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) , обер-прокурор Синода В. К. Саблер . По благословению Синода дом был назван «Арсениевским». В нем расположились зал-аудитория для лекций, бесед и собеседований, консистория, училищный и миссионерский советы, б-ка, иконно-книжная лавка епархиального братства Св. Софии, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских ЕВ», неск. покоев предназначалось для приезжавших в епархиальное управление священнослужителей.

В преддверии археологического съезда в Новгороде А. поддержал инициативу духовенства по сбору сведений о храмах и мон-рях епархии. Было изучено более 400 храмов в Старорусском, Новгородском, Великолукском, Порховском, Валдайском, Тихвинском, Кирилловском, Белозерском, Устюжском и Боровичском уездах. Ряд уникальных предметов церковной старины был выставлен в митрополичьих покоях архиерейского дома, эта экспозиция составила основу церковного музея, впосл. организованного А. В 1911 г. состоялся XV Новгородский археологический съезд, А. выступил с сообщением «О современном состоянии собора святой Софии в Новгороде», в к-ром остановился на пагубных последствиях реконструкции, завершившейся к 1900 г. и приведшей к обветшанию собора уже спустя 10 лет. Констатировав плачевное состояние предметов церковной старины в России, участники съезда предложили провести регистрацию икон и утвари, а утратившие богослужебное значение старинные предметы поместить в Новгородский церковно-археологический музей.

В февр. 1911 г. А. опубликовал в «Новгородских ЕВ» распоряжение «о точном исполнении существующих по Духовному ведомству постановлений относительно охранения в церквах и монастырях предметов древности». В июне 1911 г. вместе с архит. В. Т. Георгиевским и искусствоведом Ю. А. Олсуфьевым А. посетил Ферапонтов Мартинианов мон-рь , обнаружив «катастрофическое состояние» ц. Рождества Пресв. Богородицы с фресками Дионисия . 6 февр. 1912 г. А. получил разрешение Синода на всероссийский сбор средств для восстановления фресок, благодаря чему в мон-ре были проведены необходимые комплексные реставрационные работы.

15 мая 1912 г. по инициативе и под председательством А. состоялось собрание духовенства и ученых мирян для создания Новгородского церковно-археологического об-ва, учрежденного 3 янв. 1913 г. При об-ве были созданы б-ка, архив и церковно-археологическое древлехранилище. Почетными членами об-ва являлись акад. А. И. Соболевский , профессора С. Т. Голубев и А. А. Дмитриевский , среди действительных членов - искусствоведы В. К. Мясоедов , Л. А. Мацулевич , Н. П. Сычёв , П. Л. Гусев. Об-во, просуществовавшее до апр. 1917 г., имело неск. задач: описание икон, книг, рукописей, утвари, находящихся в храмах Новгородской епархии; собирание коллекции музея-древлехранилища, открытого в Арсениевском доме; исследовательская работа в архивах консистории и архиерейского дома; наблюдение за состоянием архитектурных памятников Новгорода и губернии. За время работы об-ва были составлены подробные описания новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря , Сковородского мон-ря , Реконской пуст . В 1916-1917 гг. А. вместе с Церковно-археологическим об-вом и Об-вом любителей древности хлопотал о сохранении фресок в ц. Спаса на Нередице (см. Нередицкий в честь Преображения Господня мон-рь), к-рые могли осыпаться в результате строительства железной дороги Петроград-Орёл.

Одну из важнейших задач своей архипастырской деятельности А. видел в укреплении религиозно-нравственного начала в своей пастве и просвещении народа. Поэтому А. много внимания уделял устроению правильного преподавания в церковноприходских школах и Закона Божия в народных школах: в нач. 1911 г. он опубликовал в «Новгородских ЕВ» статью «О надзоре за преподаванием Закона Божия в народных школах», 18 февр. издал распоряжение о введении этой дисциплины в гражданских начальных школах епархии. А. активно содействовал развитию церковно-певч. культуры, особенно в церковноприходских школах, т. к. их ученики составляли значительную часть церковных хоров. 4 апр. 1912 г. при обсуждении проекта закона о начальном образовании в Гос. Совете А. настаивал на обязательности преподавания пения в народных школах. В Новгородской губ. проводились певч. съезды с одновременной организацией краткосрочных певч. курсов, 18 сент. 1911 г. при новгородском архиерейском доме в Лихудовском корпусе были открыты курсы для псаломщиков на 25 чел. По инициативе А. в Софийском (со 2 окт. 1911) и Знаменском соборах (с 7 окт. 1911) регулярно проводились религиозно-нравственные беседы, 20 авг. 1912 г. были учреждены Новгородские миссионерские курсы для духовенства. Много сил отдавал А. борьбе с пьянством, он возглавлял Новгородское епархиальное братство трезвости, был членом губернского комитета попечительства о народной трезвости, председателем открывшегося 6 авг. 1912 г. в Москве Всероссийского съезда практических деятелей в борьбе с алкоголизмом на началах религиозно-нравственных.

7 июня 1911 г. А. освятил мраморный крест в основание закрытой в 1764 г. Антониевой Черноезерской пуст . в Череповецком у., призванной осуществлять правосл. миссию среди беспоповцев Спасова согласия , имевших в этом крае скиты. Начальное управление пустынью А. поручил игум. Леушинского мон-ря прп. Таисии (Солоповой) . В сент. 1911 г. группа старообрядцев-беспоповцев Старорусского у. через епархиальный миссионерский совет обратилась к А. с прошением принять их в лоно правосл. Церкви и разрешить строительство единоверческого храма в дер. Соловьёво. Просьба была удовлетворена, 12 мая 1913 г. состоялась торжественная закладка Феодоровского храма.

Вскоре после назначения на кафедру А. возглавил Новгородское отд-ние Палестинского об-ва. В «Новгородских ЕВ» по его благословению появился раздел, посвященный Св. земле. А. поддерживал дружеские отношения с иерархами Вост. Православных Церквей. Со времени паломничества в 1900 г. в Палестину А. был лично знаком и состоял в переписке с Антиохийским Патриархом Григорием IV Хаддадом , Иерусалимским Патриархом Дамианом , а также Александрийским Патриархом Фотием . В 1913 г. принимавший участие в праздновании 300-летия дома Романовых Патриарх Григорий посетил Новгород и 28 апр. возглавил хиротонию архим. Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

В период осуществления реформ П. А. Столыпина А. призывал новгородскую паству помогать переселявшимся в Сибирь и на Дальн. Восток безземельным крестьянам, жертвовать средства на возведение храмов в этих регионах. В годы первой мировой войны А. нес попечение об открытии лазаретов для раненых, в т. ч. в Юрьевом новгородском мон-ре и Арсениевском епархиальном доме, совершал в них молебны, напутствовал отправлявшиеся на фронт гарнизоны и посещал раненых в лазаретах. Организовывая сбор средств на нужды фронта, обращался к настоятелям мон-рей и храмов Новгородской епархии с просьбой передавать доходы на нужды армии. По инициативе А. в 1915 г. Саввин вишерский мон-рь близ Новгорода был предоставлен для эвакуированных 200 насельниц жен. обителей Риги и Митавы. В том же году под председательством А. был организован комитет по оказанию помощи беженцам. Увеличились церковные сборы в пользу Красного Креста, поступали отчисления из епархиальной кассы на поддержку обездоленных.

Слова и речи А. собраны в одном из лучших проповеднических сборников нач. XX в. «На духовной страде» (СПб., 1914), включающем в себя проповеди в дни двунадесятых праздников, рассуждения о памятных событиях церковной и гражданской истории, пастырские поучения.

Труды А. были отмечены орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени, орденом Александра Невского, орденом св. Анны 1-й степени, серб. орденом св. Саввы 2-й степени, тур. орденом Меджидие 1-й степени, а также мн. дипломами за участие в изучении церковной истории и в духовном просвещении. А. являлся почетным членом КДА (1900), СПбДА (1910), КазДА (1910), Псковского археологического об-ва, губернского статистического комитета (1904), Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА (1909), Археологического русского ин-та в К-поле (1910-1913), имп. Русского археологического об-ва (1913), почетным или действительным членом правосл. братств и орг-ций: Богоявленского братства при КДА (1896), Палестинского об-ва (1900), московского Общества любителей духовного просвещения (1900-1902, 1905), братства прп. Сергия Радонежского при МДА (1907), Холмского правосл. Свято-Богородицкого братства (1915). Труды А. на ниве благотворительности также отмечены почетным членством в Новгородском управлении российского Красного Креста об-ва (1901) и в Александро-Мариинском доме призрения (1902).

15 апр. 1917 г. обер-прокурор В. Н. Львов огласил указ Временного правительства о прекращении зимней сессии Синода, увольнении его членов (в т. ч. А.) и о созыве на летнюю сессию новых членов во главе с постоянным членом Синода архиеп. Карталинским, экзархом Грузии Платоном (Рождественским) . 26 апр. 1917 г. состоялось первое заседание Синода нового состава, было принято послание к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Церкви, в к-ром важнейшей задачей объявлялась подготовка к Поместному Собору. Синод также постановил, что все правящие архиереи РПЦ должны быть утверждены на своих кафедрах или переизбраны на созванных в кратчайший срок епархиальных съездах духовенства и мирян. Вернувшись в Новгород, на собрании клириков епархии 26 марта А. информировал духовенство о переменах во взаимоотношениях Церкви и гос-ва, призвал к осмотрительности в реформировании церковной жизни. Новгородский епархиальный съезд, открывшийся 24 мая 1917 г. в мон-ре Антония Римлянина, подавляющим большинством голосов 31 мая избрал А. на Новгородскую кафедру, вместо консистории был избран епархиальный совет.

В июне-июле 1917 г. в Петрограде под председательством А. проходили заседания Предсоборного совета, на к-рых обсуждались наиболее важные вопросы церковной реформы, в частности правовой статус РПЦ при новом гос. строе. Излагая позицию Предсоборного Совета по данной проблеме на заседании 13 июля 1917 г., А. утверждал: «Церковь должна быть автономной в своей внутренней жизни, но это не значит, что Церковь должна быть отделена от государства, союз Церкви с государством может быть не внешним, а внутренним. И государство не будет считать Церковь своим ведомством, но дружелюбно будет относиться к Церкви, признавая ее культурно-просветительское значение и не отказывая ей в материальной помощи» (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. № 234. Л. 20).

По окончании 2-й сессии Собора А. 25 апр. вернулся в Новгород. 28 июня в Десятинном мон-ре под председательством А. прошло епархиальное собрание, на к-ром архиерей рассказал о работе Собора, восстановлении Патриаршества и о декрете Совнаркома, на собрании был избран епархиальный совет во главе с прот. Иоанном Семёновским. Вскоре А. вновь выехал на заседания Собора в Москву. В кон. сент. 1918 г. А. был назначен председателем образованного при ВЦУ Школьно-просветительского отдела, 28 марта 1919 г.- председателем комиссии для обсуждения вопросов о задачах, цели и типе совр. пастырей. В сент. 1918 г. Поместный Собор завершил свою работу, но А. не смог вернуться в Новгород, поскольку как член Синода должен был находиться возле Патриарха в сложное для Церкви время. В дек. 1918 г. свт. Тихон поручил А. дело «оживления церковного учительства» в храмах 8-го благочиния Москвы: участие в воскресных и праздничных богослужениях, произнесение проповедей и совершение бесед с паствой.

Временное управление Новгородской епархией А. возложил на еп. Тихвинского Алексия (Симанского), к-рый осуществлял руководство епархией в 1917 г., между архиереями продолжалась активная переписка. 3 июня 1918 г. Новгородский губисполком издал постановление о передаче в ведение Отдела народного образования зданий Арсениевского епархиального дома, Новгородской ДС и ДУ, в помещениях епархиального дома открылся Дом искусств, в семинарии поселились красноармейцы, церковно-ликвидационный подотдел наложил арест на всю переписку и канцелярию митрополита. Осенью 1918 г. в Новгородской епархии начались аресты и расстрелы духовенства, разорение храмов и мон-рей, преобразование их в трудовые коммуны, к кон. 1918 г. в Новгородской епархии без суда и следствия были расстреляны еп. Кирилловский сщмч. Варсонофий (Лебедев) , сщмч. Павел Кушников , сщмч. Иоанн Иванов , игум. Ферапонтова мон-ря прмц. Серафима (Сулимова) и др.

После постановления Наркомата юстиции от 14 февр. 1919 г. по всей России началась кампания по вскрытию мощей . В Новгородской епархии зимой-весной 1919 г. были вскрыты мощи прп. Кирилла Новоезерского , прав. Иакова Боровичского , святых, почивавших в Софийском соборе. В этих условиях Патриарх Тихон 17 февр. 1919 г. обратился к епархиальным архиереям с указом, в к-ром предписывал «по обстоятельствам времени… с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где признано будет… необходимым и возможным, с донесением о последующих Ваших распоряжениях Священному Синоду» (Акты свт. Тихона. С. 158). В личном разговоре с еп. Алексием (Симанским) А. определил, какие меры должны быть приняты в Новгородской епархии во исполнение послания Патриарха. В февр.-марте еп. Алексий и клирики епархии освидетельствовали мощи в Софийском соборе Новгорода, в Сковородском и Антониевом мон-рях, изъяли из рак вату, лишние пелены и др. предметы.

Аресты, судебные процессы, ссылка

5 янв. 1920 г. А. был вызван из Москвы в Новгород, 20 янв. арестован, 27 янв. освобожден, однако церковно-ликвидационный подотдел Новгородского губисполкома контролировал его деятельность, ограничивая передвижение по епархии. Верующие неоднократно обращались к властям с просьбами разрешить А. выезжать на служение в приходы епархии. Уступая этим просьбам, власти регулярно выдавали архипастырю удостоверение на посещение городов и сел епархии. На Вербное воскресенье 1920 г. А. возглавил в Новгороде хиротонию архим. Тихона (Тихомирова) во епископа Череповецкого, викария Новгородской епархии. С июля по окт. 1920 г. А. неоднократно выезжал на неск. дней в Грузино, Борисово, Косино, Бологое, Ст. Руссу, совершал богослужения в Софийском соборе.

1 июня 1920 г. помещение Новгородского епархиального совета было подвергнуто обыску, представитель новгородских властей произвел ревизию, изъятие документов и книг, 15 сент. помещение совета было опечатано, совет ликвидирован. 1 нояб. 1920 г. в Новгороде начался судебный процесс, в к-ром еп. Алексий (Симанский), архимандриты Никодим и Анастасий, игумены Гавриил и Митрофан обвинялись в тайном освидетельствовании мощей святых в Софийском соборе перед их офиц. вскрытием, А. был привлечен в качестве свидетеля. Обвиняемые были осуждены, постановлением ВЦИК от 6 нояб. 1920 г. амнистированы.

В февр. 1921 г. в помещении бывш. Арсениевского дома начался судебный процесс над А., еп. Алексием (Симанским), протоиереями Яцковским, Вихровым, Соколовым, мирянами Финиковым и Скородумовым, обвиненными в «противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении... дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении Декрета об отделении церкви от государства». Нарушение декрета заключалось в том, что А. «утверждал журналы епархиального совета... рассылал от своего и совета имени указания касательно бракоразводного процесса, судопроизводства церковников». Кроме того, А. был обвинен в том, что издаваемые им указы о трудовых общинах способствовали сохранению собственности монахов, что поручал строительно-хозяйственные дела благочинным, следов., в епархии велось храмостроительство, что он не запретил принимать сборы и пожертвования на упраздненные учреждения епархии, в т. ч. братство Св. Софии. А. виновным себя не признал. 19 февр. 1921 г. трибунал признал всех подсудимых виновными, но, учитывая амнистию ВЦИК от 6 нояб. 1920 г., наказание было определено условным. Наряду с условным осуждением на 5 лет А. предписывалось выехать на постоянное жительство в Архангельскую губ. В кассационной жалобе, направленной в Наркомат юстиции, А. писал о невозможности 2 наказаний за одно преступление. Кассационный трибунал ВЦИК на заседании 15 июня 1921 г. рассмотрел решение Новгородского ревтрибунала и отменил ссылку в Архангельск.

23 февр. 1922 г. был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья и Предуралья. Откликаясь на воззвание Патриарха Тихона от 28 февр., А. приступил к организации Новгородского комитета помощи голодающим, о чем составил обращение к верующим епархии, но оно не было разрешено к публикации в печати, тогда А. принял решение проповедовать о посильных пожертвованиях во время богослужений. В марте 1922 г. в газ. «Звезда» (№ 65) было опубликовано послание А., в к-ром говорилось о необходимости сбора средств: «Пожертвования могут быть деньгами, вещами и продовольствием... Святейший Патриарх благословил духовенству... приносить в жертву голодающим и драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления». В апр. 1922 г. А. передал в губернский комитет помощи голодающим личные драгоценности: золотой крест с 11 бриллиантами, золотой наперсный крест, золотую панагию с золотой цепью. Примеру архипастыря последовали мн. новгородские священники. Предвидя возможное сопротивление верующих изъятию ценностей, А. по предложению зам. председателя губисполкома П. Т. Терешкова неск. раз обращался к пастве с воззваниями, в к-рых просил «не допускать... насилия в той или иной форме - ни в храме, ни около него, так как это оскорбит храм как дом мира и любви Христовой… Прошу также и о том, чтобы это изъятие церковных ценностей не явилось поводом для каких-либо политических выступлений, так как Церковь по существу своему вне политики» (Звезда. 1922. № 86. С. 1). Губернская комиссия по изъятию церковных ценностей, в к-рую были включены 4 священнослужителя, выработала положение об изъятии и учете ценностей: верующие и духовенство были допущены к учету и упаковке ценностей, к участию в делегациях, сопровождавших ценности в центр. Особо оговаривалось, что перенос мощей при извлечении из рак «производится исключительно духовенством».

В нек-рых местах при изъятии произошли столкновения между отрядами милиции и верующими, имелись человеческие жертвы. 16-19 марта 1922 г. в Ст. Руссе верующие оказали сопротивление властям. В результате расследования, проведенного выездной сессией губернского ревтрибунала, было арестовано 22 чел., в т. ч. священники В. Пылаев и В. Орлов. Трибунал приговорил священников и одного мирянина к расстрелу (позднее Пылаев и Орлов были помилованы), остальным назначил различные сроки заключения. Особым постановлением к уголовной ответственности привлекались Патриарх Тихон, А. и вик. Новгородской епархии еп. Старорусский Димитрий (Сперовский) . Материалы, собранные в губернии, переправлялись для предварительного следствия в Верховный трибунал при ВЦИК. В кон. мая 1922 г. А. был признан виновным.

Петра (Полянского) А. был назначен 3-м кандидатом на должность Местоблюстителя. В 1926 г. переведен в Ташкент, где и находился безвыездно до своей кончины, постановлением ОСО при ОГПУ СССР от 28 марта 1927 г. А. разрешалось свободное проживание в пределах Ср. Азии.

В 20-х - нач. 30-х гг. А. оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя свои функции через викария архиеп. Хутынского Алексия (Симанского). В мае 1927 г. А. был включен во Временный Патриарший Свящ. Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). Находясь в ссылке, А. не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни, но он никогда не ставил под сомнение полномочия митр. Сергия. Подпись А. стоит под «Декларацией» митр. Сергия и Синода от 29 июля 1927 г. 11 авг. 1933 г. на освободившуюся кафедру был назначен А. с титулом «Ташкентский и Туркестанский». Новгородскую кафедру занял архиеп. Алексий (Симанский). За ревностное служение указом Синода от 9 мая 1934 г. А. был награжден правом ношения двух панагий, в 1935 г.- правом предношения креста за богослужением. В Ташкенте А. много внимания уделял церковному пению, любил управлять хором, часто пел на клиросе. Несмотря на, казалось бы, совершенную невозможность развивать церковную науку, А. пытался поощрять церковно-исторические исследования. По отзыву А. 2-ю часть работы «Святые Вологодского края» (Ч. 1 опубл.: М., 1895) ее автор прот. Н. Коноплёв в 1935 г. был удостоен Синодом степени магистра богословия.

Предчувствуя кончину, А. просил близкого ему свящ. Александра Щербу похоронить его в простом, необитом гробу, на могилу положить живые цветы. А. скончался от кровоизлияния в мозг, погребен на ташкентском Александро-Невском кладбище около могилы митр. Никандра. Мн. годы могилы иерархов находились в забвении, в послевоенное время были приведены в порядок, а в год столетия Ташкентской епархии (1971) были украшены новыми надгробиями.

В 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Новгороде состоялись Первые, в 1995 г.- Вторые Арсениевские чтения. На бывш. Арсениевском доме установлена мемориальная доска. 11 нояб. 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II посетил Александро-Невское кладбище Ташкента и отслужил литию по всем церковным пастырям, подвизавшимся на узбекской земле.

Арх.: АПРФ. Ф. 3; ГАНО. Ф. Р.- 213, 268, 822, 1558, 480, 481, 482, 483, 835; ГАРФ. Ф. 130, 550 [Арсений, митр. Новгородский и Старорусский], 1005, 1064, 1235; ЦА ФСБ. ДН-1780.

Ист.: Корсунский И . Н . Наречение и хиротония ректора МДА архим. Арсения во еп. Волоколамского, третьего викария Московской епархии // БВ. 1899. № 3. С. 471-495; Новгородская церковная старина. Новгород, 1914. (Тр. Новгор. церк.-археол. об-ва; Т. 1); В сетях религиозной лжи и суеверий: (Дело еп. Алексия и др. представителей новгор. духовенства). Новгород, 1920; «Духовная власть» перед судом революции: (Процесс бывш. Новгородского епарх. совета) // Звезда. Новгород, 1921. № 32; К делу епархиального совета // Там же. № 25; За серебро и золото: Контрреволюционное выступление духовенства и мирян в Ст. Руссе: (Судебный процесс) // Там же. 1922. № 105-110; Под флагом церковной общественности. (Судебный процесс новгородских церк. деятелей) // Там же. № 115-119; Дело о кровавых беспорядках 16 марта в связи с изъятием церковных ценностей // Красный пахарь. Ст. Русса, 1922. № 40-44; Обвинительное заключение по делу граждан Белавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст.ст. Уголовного кодекса. М., 1923; Микулин А ., прот . Из Среднеазиатской епархии // ЖМП. 1947. № 8. С. 43-44; Акты свт. Тихона; Евлогий (Георгиевский), митр . Путь моей жизни. М., 1994; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.): Сб. М., 1995; Боровичское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // София. 1997. № 2; Новгородское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // Там же. № 1; Демянское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // Там же. № 4; Старорусское благочиние: Новгородская епархия: история и современность // Там же. № 3; Тихвинское викариатство Новгородской земли // Там же. 1998. № 2; «Видно не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний»: Письма еп. Ямбургского Алексия (Симанского) митр. Новгородскому Арсению (Стадницкому), 1921-1922 гг. // ИА. 2000. № 1; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000.

Лит.: Бенеманский М . И . Очерк жизни и деятельности преосвященного Арсения. Псков, 1904; Польский . Ч. 1; Мануил . Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 392-399; Савинова И . Д . Митрополит Арсений // София. Новгород, 1992. № 3; она же . Дело митрополита Арсения Стадницкого // ВИ. 1999. № 6; Арсениевские чтения: Сб. Новгород, 1993. Вып. 1; 1996. Вып. 2; Бовкало А . Новгородская епархия в 1917-1919 годах // София. Новгород, 1993. № 6, 7; Гросул В . Я . Архив митр. Арсения Стадницкого как источник по истории русской и румынской православных церквей // Ежег. Ин-та истории «А. Д. Ксенопол». Яссы, 1994. Т. 31 (на румын. яз.); Кривова Н . А . Власть и церковь в 1922-1925 гг. М., 1997; Голубцов С . Московская Духовная Академия в начале ХХ в.: Профессура и сотрудники. М., 1999; он же . Стратилаты академические. М., 1999. С. 5-47 [Библиогр.]; Фотий (Нечепоренко), иером . Митрополит Арсений (Стадницкий) и его деятельность: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2000. Ркп.

Иером. Фотий (Нечепоренко)

В основу настоящего издания положен “Дневник” митрополита Арсения (Стадницкого) (далее – Дневник), который хранится в Государственном архиве Российской Федерации в личном фонде митрополита Арсения (Стадницкого). Владыке Арсению суждено было стать свидетелем нарастания разрушительных процессов в русском обществе, проявившихся в церковной сфере в отпадении многих русских людей от веры, в уклонении части духовенства и мирян на путь модернизма, в сфере государственной – в расшатывании устоев монархического строя, в общественной – в искажении многовекового жизненного уклада, в ослаблении действия нравственных начал в русском народе. Центром размышлений митрополита Арсения на страницах Дневника были православная вера как основание жизни России, монархия как опора русской государственности, нравственность как сила народа. При этом сфера интересов владыки Арсения, отражавшаяся в Дневнике, ею широте и разнообразию затронутых в нем вопросов, превратила его поистине в энциклопедию русской жизни конца XIX – начала XX века, как государственной, политической, общественной, так и церковной.

Митрополит Арсений - Стадницкий - Дневник - Том 1 - 1880-1901 - По материалам ГА РФ

Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова.

М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 740 с.: карта, ил. + с. ил., фронт.

ISBN 5-7429-0200-Х

Митрополит Арсений - Стадницкий - Дневник - Том 1 - 1880-1901 – Содержание

  • Предисловие
  • Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого)
  • Дневник 1880–1901
  • Глава 1 - Глава V
  • Приложение. Примечания. Указатели
  • Приложение
  • Примечания к главе I - Примечания к главе V
  • Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов
  • Библиографический список
  • Именной указатель
  • Указатель монастырей и храмов
  • Список библиографических сокращений
  • Список сокращений

Митрополит Арсений - Стадницкий - Дневник - Том 1 - 1880-1901 – Предисловие

Внутренние проблемы России

Убийство Государя Императора Александра II народовольцами в 1880 году, создание временных генерал-губернаторств. Волнения в высших учебных заведениях в 1899–1901, 1903–1906 годах. Попытки реформирования системы образования. Развитие революционного движения. События, связанные с Всероссийской октябрьской политической стачкой 1905 года, Манифестом 17 октября 1905 года и разразившейся вслед за ним революцией 1905–1907 годов. Созывы и роспуски I, II Государственных дум, деятельность III и IV Государ ственной думы. Заседания Государственного совета: характеристики его членов, конфликтные ситуации.

Внешние проблемы России

Русско-японская война 1904–1905 годов с ее кратковременными победами, затяжными отступлениями, трагическими поражениями и позорным Портсмутским мирным договором. Первая мировая война. По данному в Дневнике описанию хода военных действий и по приложенным газетным вырезкам можно составить “малую историю” этой войны.

Церковно-государственные отношения

Взаимоотношения Церкви с Государственным советом, Государственной думой. Вопросы о веротерпимости, о положении Православной Церкви в Польше. Подробности канонизаций преподобного Серафима Саровского, святителей Иосафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Проблемы Русской Церкви в ходе Первой мировой войны: организация помощи раненым, семьям убитых и сиротам, эвакуация насельников монастырей, детских приютов и церковных ценностей из епархий, близких к линии фронта, подача некоторыми архиереями прошений в Св. Синод об отправке их на фронт в качестве войсковых священников. Контакты высших иерархов с Государем Императором Николаем II и его окружением. В Дневнике содержатся материалы, связанные с деятельностью Григория Распутина.

Высшее церковное управление

Жизнь Русской Церкви в ожидании Поместного Собора, подготовка к реорганизации церковного управления. Указывая на признаки кризиса синодального строя, преосвященный Арсений писал о необходимости его упразднения, в этой связи он достаточно подробно излагал ход обсуждения в Предсоборном присутствии вопроса о патриаршестве, приводил различные мнения церковных и государственных деятелей о патриаршестве и синодальном управлении, о характере деятельности будущего Собора и его оптимальных сроках.

Духовное образование и церковно-приходские школы

Реформа духовных академий 1884 года и ее последствия. Нестроения в учебных духовных заведениях под влиянием общей революционной ситуации в стране, их закрытие. Деятельность и заседания Учебного комитета и Св. Синода по выработке “Временных правил духовных академий” для открытия духовных академий. Ход заседаний V отдела Предсоборного присутствия по духовно-учебной реформе. Борьба за сохранение церковно-приходских школ в церковном ведомстве при обсуждении проекта Государственной думы о переводе всех церковно-приходских школ под начало Министерства народного просвещения. В Дневнике живо и ярко показана жизнь духовных семинарий и академий, в особенности быт и нравы студентов Московской Духовной академии, взаимоотношения и деятельность ее профессорско-преподавательской корпорации.

М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 532 с.: с. ил., фронт.

ISBN 978-5-7429-0686-5

Митрополит Арсений - Стадницкий - Дневник - Том 2 - 1902-1903 – Содержание

  • Предисловие
  • Дневник 1902 - 1903
  • Комментарии и примечания
  • Приложение
  • Справочные материалы
  • Библиографический список
  • Список сайтов, упоминаемых в комментариях и примечаниях
  • Именной указатель
  • Указатель монастырей и храмов

Митрополит Арсений - Стадницкий - Дневник - Том 2 - 1902-1903 – Предисловие

Второй том Дневника митрополита (в то время – епископа) Арсения (Стадницкого) за 1902–1903 годы посвящен последним годам служения Владыки в Московской епархии в качестве Волоколамского викария и ректора Московской Духовной академии (МДА). Страницы Дневника за эти предреволюционные годы заполнены тревожными записями о нарастающем бунтарском духе как среди учащейся молодежи Духовных семинарий и академий, так и среди студентов светских учебных заведений. Попытки реформирования высших светских учебных заведений вместо умиротворения приводили к еще большему недовольству и брожению. Опубликованные в конце 1901 года «Временные правила о студенческих учреждениях» под внешними уступками содержали такое количество ограничений, что вызвали крайнее недовольство радикально настроенной части студенчества. В начале февраля 1902 года волнения охватили 36 высших учебных заведений Российской Империи, более 30 тысяч студентов не посещали занятий. Благодаря деятельности тайной межсеминарской организации с участием некоторых студентов МДА в 1902 году волнения и беспорядки прокатились по Духовным семинариям. Наиболее крупные из них произошли в Вятской, Одесской и Донской Духовных семинариях. Нестроения происходили и среди профессорско-преподавательского состава МДА. Епископ Арсений подробно описывал заседания Совета Академии, давал оценку новым научным работам, размышлял о возможностях воспитания молодежи, будущих продолжателей богословской науки, живописал отношения профессоров вне преподавательской деятельности.

В эти же годы в периодике разгорелась горячая полемика о монашестве, в которой приняли участие и профессора Московской Духовной академии, как на страницах «Богословского вестника», так и на страницах «Душеполезного чтения». Владыка Арсений писал как о самой полемике, так и об удручающем состоянии большей части монашествующих Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Брожения коснулись и светской интеллигенции. В ноябре 1901 года открылись Собрания Петербургского религиозно-философского общества (1901-1903), на которых представители Церкви и светская интеллигенция обменивались мнениями по тем или иным религиозным вопросам. Все жаждали обновления, но какого? Тема «нового христианства и Третьего Завета» будоражила умы, не имеющие твердых религиозных устоев. Епископ Арсений писал о большой популярности некоторых санкт-петербургских священников, выступавших с лекциями на этих Собраниях, и размышлял о том, что станет с ними в будущем. Так, об иеромонахе Михаиле (Семенове), преподавателе Санкт-Петербургской Духовной академии, он писал: «...интересно будет проследить за этою личностью – несомненно даровитою. Будет ли это фейерверк, или разгорится в пламень ревности о Церкви, по духу Ее, а не собственного “нутра”» (ГА РФ. Ф. 550. On. 1. Д. 512. Л. 33).

В конце 1902 года известный публицист Лев Тихомиров опубликовал в «Московских ведомостях» свой реферат «Запросы жизни и наше церковное управление», в котором поднял многие наболевшие вопросы: о судебной реформе и бракоразводных делах, об отпевании инославных, о протестантских воззрениях некоторых православных священников и т. д. Епископ Арсений в своем Дневнике писал о вопросах, затронутых в реферате, о необходимости изменения синодального управления, о проведении Поместных Соборов, о введении патриаршества. В 1903 году работа вышла отдельным изданием и вызвала активный отклик в церковных кругах.

Весной же 1902 года Преосвященный писал о крестьянских бунтах, прокатившихся по некоторым губерниям России в связи неудачами в переселенческой политике российского правительства. Бунтовали крестьяне южных районов Центральной России, Малороссии (Полтавской, Харьковской губерний) и население ее окраин, например на Кавказе – в Осетии.

М.:Изд-во ПСТГУ, 2015. – 464 с.: с. ил., фронт.

ISBN 978-5-7429-0947-7

Митрополит Арсений - Стадницкий - Дневник - Том 3 - 1903–1905 – Содержание

  • Предисловие
  • Дневник
  • Приложения. Комментарии и примечания. Справочные материалы
  • Комментарии и примечания
  • Справочные материалы
  • Список архивных источников, использованных в комментариях и примечаниях
  • Библиографический список
  • Именной указатель
  • Указатель монастырей и храмов
  • Список сокращений библиографических названий
  • Список сокращений, использованных в научно-справочном аппарате издания

Митрополит Арсений - Стадницкий - Дневник - Том 3 - 1903–1905 – Предисловие

Третий том Дневника митрополита (в то время – епископа) Арсения (Стадницкого) за 1903–1905 годы посвящен окончанию его служения в Московской епархии в качестве Волоколамского викария и ректора Московской Духовной академии (МДА) и началу самостоятельного архипастырского служения на древней Псковской и Порховской кафедре, на которую преосвященный Арсений был назначен определением Святейшего Синода от 5 декабря 1903 года.

Известие о новом назначении вначале было воспринято епископом Арсением без энтузиазма. Еще осенью 1902 года, комментируя слухи о своем возможном переводе, Владыка писал: «Чувствую, так сказать, свое вкоренение, привязываюсь к Академии, так что расстаться с нею будет тяжело. <...> Епархиальное управление так мне незнакомо и чуждо, столько там неприятностей, столько тяготы душевной от сознания своего бессилия сделать что-нибудь при настоящих условиях, что я молю Бога, да мимо идет меня чаша сия». Псковская епархия представлялась ему «слишком мизерною, серой». Прибыв 30 декабря 1903 года в Псков, епископ Арсений столкнулся со многими недостатками местной церковной жизни: нехваткой школ, малообразованностью духовенства, отсутствием достаточного числа подготовленных псаломщиков и певчих, распространением пьянства. Вступив на поприще епархиального служения, преосвященный Арсений энергично взялся за их исправление. В первый же год служения в Пскове он открыл шесть начальных церковных школ, а в 1905 году по его указанию были открыты еще три школы при состоятельных церквах. В целях подготовки псаломщиков и регентов для приходов епархии по его инициативе в 1905 году была открыта школа псаломщиков, получившая впоследствии имя «Арсениевская».

Очевидно, резко возросший объем обязанностей и забот на новом месте архипастырского служения, а также обязанностей, возникших в связи с началом в январе 1904 года русско-японской войны, стал причиной длительного перерыва в ведении дневниковых записей преосвященным Арсением. Возобновив 4 декабря 1904 года ведение Дневника, он планировал сделать обстоятельное ретроспективное описание событий первого года служения в Псковской епархии, однако этот замысел, к сожалению, им не был реализован в полной мере.

Страницы Дневника за 1905 год представляют собой подробную хронику архипастырского служения епископа Арсения, содержащую описание его богослужений в храмах и монастырях Псковской епархии, посещений местных духовных и светских учебных заведений, встреч и бесед с представителями псковских гражданских и военных властей, общественными и культурными деятелями. Важное значение преосвященный Арсений придавал ревизионным поездкам по епархии, позволявшим лично общаться с духовенством и паствой, непосредственно знакомиться с состоянием местной церковной жизни. Например, совершая объезд приходов западного района епархии в июле 1905 года, он каждый раз после беседы в церкви экзаменовал школьников по всем предметам, «...чтобы сам народ был свидетелем грамотности своих детей». Владыка постепенно сроднился с новым местом служения, отмечая на страницах Дневника религиозность псковичей, их любовь к богослужению и крестным ходам. Стараясь бережно соблюдать установившиеся традиции местной церковной жизни, Владыка стремился использовать полученный им ранее в Московской епархии опыт церковной просветительской деятельности. В частности, по его инициативе в Пскове была введена практика совершения воскресных вечерних богослужений с общенародным пением и внебогослужебными собеседованиями, а в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стали проводиться торжественные акты учащихся псковских церковно-приходских школ.

Служение епископа Арсения на Псковской кафедре проходило в сложных и трагических исторических обстоятельствах. В Дневнике получили отражение важнейшие события русско-японской войны 1904–1905 годов и начавшейся первой российской революции 1905–1907 годов. Владыка Арсений горячо откликался на военные поражения русских войск и флота, на все значимые революционные явления и события: «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года, рост забастовочного движения, Всероссийскую октябрьскую политическую стачку 1905 года, Манифест 17 октября 1905 года, Декабрьское вооруженное восстание в Москве 1905 года, волнения на окраинах Российской Империи, вооруженные восстания в армии и на флоте. Общероссийская смута коснулась и Псковской губернии: епископ Арсений повествовал в Дневнике о выступлениях и манифестациях учащихся местных светских и духовных учебных заведений, начавшихся аграрных беспорядках.

Будучи убежденным противником революционных потрясений и приверженцем традиционной для российской государственности монархической формы правления, епископ Арсений вместе с тем признавал необходимость назревших государственных преобразований. Он положительно оценивал создание народного представительства и опубликование Манифеста 17 октября 1905 года, признавая в то же время запоздалый характер этих мероприятий.

Еще одной важной темой, получившей отражение в Дневнике, стало начавшееся весной 1905 года активное обсуждение церковной реформы и созыва Поместного Собора Русской Церкви. Сочувствуя идее реорганизации синодальной системы церковного управления, созыва Собора и восстановления патриаршества, епископ Арсений внимательно следил за ходом обсуждения этого вопроса в правительственных и синодальных кругах, в периодической печати.

- 11 августа

Рождение 22 января (3 февраля) (1862-02-03 )
село Комарово , Хотинский уезд , Бессарабская область , Российская империя

Митрополи́т Арсе́ний (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий ; 22 января [3 февраля ] , село Комарово , Бессарабская губерния - 10 февраля , Ташкент) - епископ Русской Православной Церкви , митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933-1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии . С 14 января 1906 года присутствующий в Святейшем Синоде (до 15 апреля 1917 года). В 1907 году избран членом Государственного Совета Российской империи от монашествующего духовенства.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родился в семье протоиерея Георгия Григорьевича Стадницкого (1824-1901) из польского рода Стадницких . Мать - Мария Авксентьевна Черноуцан.

    Научно-педагогическая деятельность

    Важным событием в истории МДА стала паломническая поездка, совершенная в 1900 году группой студентов и преподавателей во главе с епископом Арсением в Палестину и страны Ближнего Востока . Итогом путешествия стала книга «В стране священных воспоминаний», редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал епископ Арсений.

    Епископ Псковский и Порховский

    С 5 декабря 1903 года - епископ Псковский и Порховский . Создал в епархии школу псаломщиков. Основал церковный музей, в котором хранились ценные рукописи, принадлежности богослужения и церковная утварь, древние монеты. Для научного исследования, сохранности и пополнения музейной коллекции был образован историко-археологический комитет, устав которого утвердил Св. Синод. Одной из главных задач комитета стала охрана памятников церковной старины.

    С 1906 года - член Предсоборного Присутствия, председатель его пятого отдела: о реформе церковно-учебных заведений.

    31 января 1907 года был возведён в сан архиепископа . В том же году стал членом Государственного Совета от монашествующего духовенства.

    Новгородский архиерей

    Состояние церковного пения в храмах и монастырях Великого Новгорода вызвало у него скорбь: «Это запущенность пения, нерадивость исполнения, отчуждение церковного пения от древних прекрасных церковно-певческих образцов и отклонение их в сторону бессодержательных, голых напевов бахметевского обихода» .

    Проявлял себя знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков. Большое внимание уделял сохранению памятников церковной старины. Стал инициатором начала работ по реставрации собора Ферапонтова монастыря . Принял активное участие в XV Всероссийском археологическом съезде , который проходил в июле-августе 1911 года в Новгороде и выступил на нём с докладом «О современном состоянии собора Св. Софии в Новгороде». По его инициативе была осуществлена реставрация так называемого «Лихудовского» корпуса в Новгороде (там когда-то размещалось училище, в котором преподавали братья Лихуды). В отреставрированном здании разместилась открытая в 1911 году псаломщицкая школа. В 1912 году в Новгороде был торжественно открыт Арсеньевский епархиальный дом. В нём, кроме обширного зала для религиозно-нравственных чтений, разместились консистория, училищный и миссионерский советы, библиотека, иконно-книжная лавка, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей», гостиница для духовенства. В 1913 году в Новгороде по его инициативе открылось церковно-археологическое общество.

    Современник Арсения, историк Николай Порфиридов, отметил его так:

    Энергичный, деловой и предприимчивый Арсений сразу же по его назначении в Новгород тряхнул, что называется, капиталами архиерейского дома. Построил прекрасную загородную дачу … при впадении летописной Пидьбы, на месте захудалой мызы. Для удобства сообщения с загородной дачей приобрёл моторный катер, которому дал название «Перун». Такой роскоши не было даже у местных губернаторов .

    Представил к епископскому служению многолетнего миссионера архимандрита Варсонофия (Лебедева) и в январе 1917 года сам возглавил его хиротонию во епископа Кирилловского.

    На первом собрании Святейшего Синода после февральской революции из зала заседаний было вынесено кресло обер-прокурора , находящееся до этого во главе стола. Тогда архиепископ Арсений воскликнул фразу произнесённую многими: «Вот выносят символ цезарепапизма!».

    Тогда же было решено в день Успения Божией Матери 15 августа (по старому стилю) 1917 года созвать Поместный Собор . Для его созыва при Синоде был создан Предсоборный Совет, в котором митрополит Арсений стал Председателем.

    В начале революции, когда передвижения по Москве не было, извозчики исчезли, трамваи не ходили, и от снега улицы не расчищались, а зима была снежная, мы, сёстры храма Христа Спасителя, считали своим митрополитом митрополита Новгородского Арсения, второго кандидата на Патриарший престол. Митрополит жил недалеко, и часто служил по воскресениям и малым праздникам, а по будням за литургией бывал почти ежедневно. Обладал хорошим голосом. Владыка был очень требователен к уставу во время службы (издана была замечательная его книга «Спутник псаломщика»). Если дьякон, перед Апостолом, забывал сказать глас, то из алтаря слышался грозный голос Владыки: «глас, глас…». Проповедник он был замечательный и по содержанию, и по форме, и по знанию. <…> Благословляя после литургии, он любил петь с народом. <…> По вторникам митрополит вел беседы, толкуя книгу Деяний апостольских. Он бывал в Палестине. Увлекательно описывал местность, а, главное, вдохновенно толковал каждое слово Деяний. Народу бывало так много, что не только сесть, но и стоять не было места, так как беседы велись не среди храма, а в боковой галерее, где были поставлены скамьи. Беседы велись вечером. По окончании Владыка разводил мальчиков прислужников по домам, по темным улицам, и ждал у дверей черных лестниц, так как парадные входы были все закрыты, частью из-за воровства, частью потому, что парадный ход считался буржуазным предрассудком.

    В марте 1922 года , в связи с голодом в Поволжье, призвал духовенство жертвовать в пользу голодающих «драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления». А после начала массового изъятия церковных ценностей 19 апреля издал новое обращение:

    Об одном молю вас, дорогие мои чада паствы моей. Отнеситесь по-христиански, с покорностью воле Божией, если придется расстаться с любимым нами благолепием наших храмов во имя той вопиющей нужды, в которой находятся наши братья. Если у нас есть что пожертвовать взамен церковных вещей, не упустите этой возможности. Если же нечем жертвовать, то и без золота и серебра храмы наши останутся храмами, и святые иконы - святыми иконами. Бог на Страшном Суде спросит нас прежде всего не о том, украшали ли мы золотом и серебром храмы и иконы, а о том, накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, одели ли нагого? Прошу Вас не допускать при этом никакого насилия в той или иной форме, - ни в храме, ни около него, так как это оскорбит храм, как дом мира и любви Христовой… Прошу также и о том, чтобы это изъятие церковных ценностей не явилось поводом для каких-либо политических выступлений, так как Церковь по существу своему вне политики и должна быть чужда ей.

    Изъятие ценностей из храмов Новгородской губернии благодаря этому воззванию прошло «безболезненно». После того, как все ценности были изъяты, митрополита вызвали из Новгорода в Москву, в ГПУ, где его арестовали и привлекли к суду вместе с Патриархом Тихоном по обвинению в сопротивлении изъятию.

    В тюремном заключении находился с перерывами до 10 января 1924 года . Почти сразу же после освобождения был вновь арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. Его принуждали перейти к «обновленцам», активно сотрудничавшим с большевиками. Сохранилось описание одной из таких попыток властей:

    Ужасную роль посредников по делам ГПУ выполняли впавшие в раскол епископы. Архиепископ Евдоким (Мещерский) , обновленческий «митрополит», в стенах ГПУ понуждал митрополита Новгородского Арсения перейти в обновленчество. Митрополит Арсений сказал ему, своему бывшему сослуживцу по Московской Академии: «Но ведь вы же знаете, что обновленчество беззаконно». «Что ж поделать, они требуют», - ответил архиепископ Евдоким, кивая головой на дверь чекиста. Когда митрополит Арсений остался непреклонен, архиепископ Евдоким с гневом сказал ему: «Ну и сгнивайте в тюрьме!». И с этим покинул узника.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...