Наши имена классный час. Классный час "что означают наши имена"

ТВОЕ РУССКОЕ ИМЯ

Важнейшим элементом культурной традиции является имя человека. Оно в последнее время подвергается уродливым трансформациям. Классный час, посвященный рассмотрению традиций, связанных с именем, представляется мне весьма актуальным. Разговор ведется в форме круглого стола, учитель-ведущий лишь направляет его, Словосочетание «русское имя» в названии классного часа подразумевает не само имя человека, которое по происхождению может быть греческим, римским, еврейским, а русскую форму полного имени: фамилия, имя, отчество.

Цели : расширить представление детей о культурной традиции; формировать положительное отношение к православным традициям, уважение к нравственным ценностям русского народа, способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода, побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

Предварительная работа с детьми

Распределить материал информационного блока (6 учеников).

Чтобы обеспечить всех выступающих текстами, достаточно сделать одну ксерокопию данного сценария (только информационный блок) и разрезать ее на фрагменты.

Оформление

Церковный календарь, фотографии православных храмов, иконы святых.

План классного часа

    Интерактивная беседа.

    Игра «Эстафета имен».

    Информационный блок.

«Что такое именины?»

«Значение имени».

«Имена, ставшие знаменитыми».

    Заключительная беседа «Дорожи своим именем».

    Поздравление именинников.

    Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель . Я прошу выйти к доске (фамилии трех учеников).Три ученика выходят к доске.

Напишите, пожалуйста, на доске свои имена.Дети записывают имена.

(Читает имена.) Какие красивые у вас имена! Что вам больше нравится: когда к вам обращаются по имени или по фамилии? Дети отвечают.

Спасибо, (называет всех по именам ), садитесь, пожалуйста, на свои места. Дети садятся.

(Обращаясь к классу.) Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени? Как в нашем классе все обращаются друг к другу?

Примерные ответы детей:

Приятно, когда называют по имени, но так делают только дру­зья, а остальные обращаются по фамилии.

Многие мальчики присваивают девочкам прозвища, коверкают фамилии.

Девочки тоже любят давать ребятам клички, дразнят всех.

Некоторые учителя называют всех по именам, таких учителей все уважают.

Классный руководитель . С рождения всю жизнь звучит

для нас наше ИМЯ, оно - часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека - это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут». Но многие в нашем классе почему-то стесняются это делать.

II. Игра «Эстафета имен»

Классный руководитель . Ребята, ученые заметили, что, ко­гда человека часто называют по имени, он чувствует себя увереннее, спо­койнее. Когда к нему редко обращаются по имени, он чувствует себя не­комфортно, неуверенно, неуютно, и это, конечно же, очень мешает ему. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Эстафета имен». За­дача этой игры - громко назвать человека по имени. Сначала я обра­щаюсь по имени к первому ученику за первой партой. Он называет имя своего соседа, сосед называет имя того, кто сидит у него за спи­ной, тот вновь передает эстафету к соседу. Так, двигаясь по цепочке, змейкой, эстафета имен дойдет до последнего ученика. Он называет мое имя, и эстафета заканчивается. Внимание, начали!

Дети называют друг друга по именам, учитель помогает, подсказывая, кто должен отвечать следующим.

Классный руководитель . Какие у вас были добрые, умные лица, когда вы слышали свои имена!

Я надеюсь, что даже те, кто забыл имена одноклассников, наконец-то их вспомнили и в нашем классе все будут обращаться друг к другу только по имени.

III. Информационный блок

«Что такое именины?»

Классный руководитель . В последнее время взрослые все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причём по сокращенному - Катя, Саша, Дима... Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь. И наш разговор мы начнем с праздника, который называется именины или День ангела.

О значении этого праздника расскажут (имена, фамилии).

Ученик 1 . С самых древних времен люди придавали огромное значение имени человека. Считалось, что имя определяет судьбу, от имени зависят счастье, успех, здоровье. В Древней Руси имя содержало характеристику человека, которая выделяла его по каким-то | признакам из семьи, из рода. Детей называли Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Добр, Храбр, Горд, Молчун, Первый, Второй, Ждан, Меньшой, Старшой. Но после принятия христианства эта традиция исчезла.

Ученик 2. Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. Однако если рассматривать русскую православную традицию, то в соответствии с ней родители выбирают имя ребенку в специальном календаре, который называется «Святцы». Каждая дата в этом календаре связана с именами святых, память которых празднует в этот день Православная Церковь. Всего в «Святцах» 2500 святых. Однако имен меньше - 900 мужских и 250 женских.

Ученик 1. Родители смотрят, память какого святого отмечается в день рождения их ребенка. Именем этого святого и называют дитя при крещении. Бывает и по-другому: если в семье очень любят кого-либо из святых и часто ему молятся, то, в знак почтения к нему, называют его именем ребенка. Тогда день рождения может не сов­падать с именинами.

Ученик 2 . Именины - это день, когда в церкви отмечается память одноименного святого. День именин еще называют Днем ангела. Ангел-хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Они молятся за него и всегда готовы прийти ему на помощь. И православные постоянно обращаются к своим защитникам с молитвами. Чтобы показать любовь к своему святому, православные люди стараются достать икону своего святого, узнать о его жизни и под вигах, подражать ему. Для православного человека его святой - не только покровитель, но и образец для подражания.

«Значение имени»

Классный руководитель . Спасибо, говорят, что даже значение имени накладывает свой отпечаток на характер человека. Например, имя «Наталия» означает «естественная», «спокойная». Наталье не к лицу капризничать и кривляться. Имя «Ирина» означает «тишина». Ирина не будет кричать и скандалить, ей свойственны душевное равновесие и мир. Александр - «защитник людей». Такой не будет унижать слабых, заступится за обиженных. Светлана - одним именем своим дарит людям свет и тепло. Видите, сколько хороших имен? О значении некоторых имен нам расскажут (имена, фамилии учеников).К доске выходят 2 ученика.

Ученик 3 . Значение своего имени каждый может узнать из спе­циальных словарей, например, «Словарь русских имен» А.В. Суперанской, «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского и других.

Ученик 4 . Большинство русских людей сейчас носит христи­анские имена. Это имена греческого, римского, древнееврейского происхождения. Это имена святых, которые есть в святцах. Вот что мы узнали о значении некоторых имен.

Ученики по очереди читают список имен своих одноклассников, дают толкования.

Александр - защитник мужей, мужественный. Алексей - защитник.

Анатолий - восточный. Анастасия - воскресшая.

Андрей - храбрый. Анна - миловидная, грациозная.

Антон - состязающийся, соревнующийся. Валентин - здоровый.

Валерий-добрый. Василий - царский.

Вера - победа. Виктор - победитель.

Виталий – жизнерадостный. Галина - тишина, кротость.

Геннадий – благородный. Георгий - земледелец.

Дмитрий - плодородный. Евгений- благородный.

Екатерина - чистая, непорочная. Елена ~ Избранная

Елизавета - почитаемая Богом. Зинаида - божественная.

Зоя - жизнь. Кирилл~ маленький господин.

Иван -дар богов. Ирина~ тишина, мир.

Константин - постоянный. Ксения - гостеприимная.

Лариса - чайка. Леонид - подобный льву.

Максим - величайший. Маргарита - жемчужина.

Марина - морская. Мария - госпожа.

Михаил – подобный Богу. Надежда - надежда.

Наталья - естественная, природная. Никита - победивший.

Павел - малыш. Петр - камень.

Раиса - беспечная, легкая. Роман - римлянин, римский.

Сергей - высокочтимый. София - мудрая.

Татьяна - устроительница, учредительница. Федор - дар Бога.

Ученик 3 . Среди христианских имен встречаются и славянские, например: Владимир, Борис и Глеб. Это имена русских князей, кото­рые стали первыми русскими святыми.

Ученик 4. Со временем к христианским именам славянского происхождения прибавились имена Вячеслав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Ярослав.

Ученик 3. Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки.

Ученик 4. Об этом говорит и русская пословица: «Не имя красит человека, а человек - имя».

Ученики садятся на свои места.

«Имена, ставшие знаменитыми»

Классный руководитель . Спасибо, действительно, бывает так, что имя человека входит в историю как напоминание о его добрых или злых делах. Об этом нам рассказывают (имена, фамилии учеников). К доске выходят 2 ученика.

Ученик 5. Был когда-то недалеко от Лондона постоялый двор, который содержал ирландец Хулиган. Своим скандальным характером, грубостью и невоспитанностью Хулиган и его семейство чинили людям много неприятностей. Вот и прославили свое имя: «хулиганами» стали называть всех, кто нарушает общественный порядок.

Ученик 6 . Дурную славу своему имени принес и житель горо­да Эфеса Герострат. Чтобы прославить себя, он сжег одно из 7 чудес света - храм Артемиды Эфесской. Так он и вошел в историю: «геростратами» называют теперь честолюбцев, которые хотят добиться славы любым путем.

Ученик 5 . В Евангелии рассказывается о жестоком древнеиудейском царе Ироде. С этим именем связано убийство младенцев, казнь Иоанна Крестителя, издевательства над Иисусом Христом. С тех пор мучителя, изверга, тирана в народе часто называют «ирод».

Ученик 5 . Но все же больше в истории тех, кто прославил свое имя добрыми делами. Все знают сейчас, кто такой меценат. Это чело­век, который жертвует деньги на развитие науки, искусства. А ведь римский патриций Гай Цильний Меценат, жил в I веке до нашей эры! Он был покровителем поэтов Вергилия и Горация, которые просла­вили его имя на века.

Ученик б . Римский император гай Юлий Цезарь прославил свое имя, как никто другой. По его имени словом «цезарь» (в рус­ском варианте «царь») стали называть всех римских императоров и вообще монархов.

Ученик 5 . Искусные мастера прославили себя своими делами. Есть такая хлопчато-бумажная ткань - «батист» - необыкновенно гонкая и прозрачная. Такую умел делать только замечательный мастер Батист Шомри, который жил во Франции в XIII веке. Имя мастера давно бы забыли, если бы не его прекрасная ткань.

Ученик 6 . Гобелен - «стенной ковер с вытканными узорами» - плотная декоративная ткань с вытканными узорами» - происходит от фамилии красильщиков Гобеленов, живших в X веке.

Ученик 5 . Многие ученые оставили свое имя в науке: ампер, джоуль, герц, ом - в этих физических единицах увековечили свои имена ученые-физики.

Ученик 6 . Немецкий инженер Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания и дал ему свое имя.

Ученик 5 . Наган, маузер, кольт - названия всех этих пистолетов - от фамилий их изобретателей, так же, как и наш самый лучший в мире автомат, который все зовут просто «Калашников» или «калаш».

Ученик 6 . А сколько имен на географической карте! Это имена сильных, мужественных людей. Мыс Дежнева, Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскин, Санкт-Петербург, Хабаровск - тысячи первопроходцев, строителей оставили свои имена на карте.

Ученик 5 . Хороших имен в истории гораздо больше, чем плохих.

Ученик 6 . От каждого человека зависит, какую память о себе он оставит.

IV. Заключительная беседа «Дорожи своим именем»

Классный руководитель . Спасибо, очень ценная и поучительная информация.

Ребята, в соответствии с русской традицией полное имя включает в себя имя святого, которое дано человеку с крещением, имя отца, отраженное в отчестве, и имя семьи, рода, отраженное в фамилии. Как вы думаете, почему нужно дорожить своим именем? Примерные ответы детей:

Нужно уважать память святого, имя которого ты носишь.

Нужно дорожить честью своей семьи.

Потому что по твоим поступкам судят о твоей семье.

Чтобы родителям не было за тебя стыдно.

Чтобы твои потомки не стыдились тебя.

Классный руководитель. А как вы понимаете слова: «Че­ловек уронил свое имя»?

Примерные ответы детей:

Совершил преступление, опозорил свою семью.

Обманул, схитрил, предал.

Совершил что-то такое, из-за чего люди перестали ему доверять.

Классный руководитель . Есть такая пословица: «Береги честь смолоду». Как вы считаете, имеет ли она отношение к имени человека?

Примерные ответы детей :

Конечно, имеет. Нужно беречь честь своего имени, своей семьи смолоду, потому что от этого зависит твоя репутация.

Если в молодости вел себя подло, бесчестно, тебя никто не будет уважать и в старости.Кто в молодости оступился, потом может всю жизнь об этом жалеть.

Классный руководитель . Действительно, дорожить своим имением должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей потом очень трудно. Я желаю всем вам беречь свое доброе имя.

V. Поздравление именинников

Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорили об именинах. Давайте посмотрим в церковный календарь, кого мы можем поздравить сегодня с Днем ангела?

Дети смотрят в календарь, называют имена.

Дорогие наши именинники! От всей души поздравляем вас с Днем ангела. Дай Бог вам всем доброго здравия, мира душевного, сил и тер­пения!

Классный руководитель . Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? С чем, может быть, не согласились?

Примерные ответы детей:

    Узнала о значении своего имени. Мне кажется, оно соответ­ствует моему характеру.

    Узнал о том, как люди смогли прославить свое имя.

    Узнал о том, чем именины отличаются от дня рождения.

    Задумался о том, что значит мое имя, подходит оно мне или нет.

    Со всем согласен, своим именем нужно дорожить.

    Не согласен, что одним плохим поступком можно опозорить свое имя. Всегда можно исправиться, попросить прощения.

МОУ ООШ с.Трубетчино

Турковского района Саратовской области

учитель начальных классов

Безобразова Светлана Викторовна

201 5 год

Классный час Что означает твоё имя »

Цель:

    углубить знания детей об именах;

    познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами;

    развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности;

    способствовать сплочению ребят.

Ход классного часа:

1.Вступительное слово

Учитель: Сейчас я загадаю вам загадку, угадаете её, то поймёте, о чём сегодня мы с вами будем говорить.

    « И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух сказать » (имя)

2. Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть.

- (Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?»)
Учитель: Ну, конечно, это - имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Мы всегда испытываем радость и нежность в душе, когда нас называют по имени ласково. Казалось бы, имя – одно или два слова, привычных для слуха, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека. С древности считается, что смысл имени каким-то таинственным образом связан с судьбой и характером человека. Говорят, когда рождается человек, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на человека и созвездие, под которым он родился, а также имя, которое дают родители при рождении. Существует даже целая наука, которая изучает имена. Она называется антропонимика. Эта наука даёт очень интересные сведения . Ещё о своём имени можно узнать из словарей.

Сегодня мы проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно, и попробуем открыть некоторые тайны ваших имён. Итак, начинаем!

2. Из истории имён.

1 УЧЕНИК: В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена-клички. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» и т.д. Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более.

Были в древности имена в честь зверей: Волк, Медведь, Орёл, Лиса, Кот. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту.

2 УЧЕНИК: З атем появились имена, чтобы выделить, назвать конкретного человека. Это были скорей не имена, а прозвища. Они давались как приметы, по которым можно было отличить одного человека от другого: Хромой, Лапоть, Воропай.

Древние семьи были многочисленные, и имена были как своеобразные характеристики каждого. Были числовые имена, которые давались детям в порядке их появления на свет: Первак, Вторый, Третьях, Четвертунья…, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, Милуша. Иногда человеку давали имена по внешним признакам: Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш, Крепыш, Любава, Забава, Добрыня, Умник, Несмеяна, Чернавка, Светлана. Считалось, что некоторые имена - обереги могли отвести от детей беды и болезни, от дурного сглаза например: Ончутка (чёрт), Гнилозуб, Горе, Захворай. Позднее эти прозвища – имена превратились в фамилии. Также имена указывали на время и место появления ребёнка: Суббота, Неделя, Зима, Дорога. Имя говорило и о профессии родителей – Сом, Муковоз.

3 УЧЕНИК : В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.

УЧИТЕЛЬ: Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

УЧИТЕЛЬ: В конце 10 века киевский князь Владимир Красное Солнышко подружился с императором Византии и согласился на крещение Руси. Русь приняла новую веру – христианство. Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. С этого времени к нам пришли несвойственные русским имена. Имена были взяты из греческого, еврейского, латинского, славянского языков. Так к нам пришли имена: Иван, Марья, Пётр, Анна, Глеб, Зоя, Александр и другие.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Считалось, что этот святой становился невидимым покровителем, заступником и защитником младенца. Ему молились и просили помощи. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого - чаще всего того, чья память отмечается в этот день. Крещение ребёнка было гораздо более важным, чем его рождение, поэтому праздновать было принято не день рождения (как сейчас), а день своего имени, именины или день ангела.

УЧИТЕЛЬ : Надо отметить, что в церковном календаре одни и те же имена встречаются несколько раз. Так именины Ивана 48 раз в году, Марии 9 раз, Андрея 9 раз. Вот поэтому на Руси было много Иванов и это имя считается символом России. Нас называют русскими Иванами (к примеру, в странах Востока много Магомедов, в Германии – Гансов, во Франции – Жаков, в Америке – Джонов). А есть имена интернациональные, которые встречаются у многих народов – Наталья, Мария, Александр, Виктор. При выборе имени по святцам не редко случались конфузы. Иногда в семье оказывалось по 2-3 Ивана, по 2 Марии. Так выпадали святцы, верующие родители выполняли требования церкви. Это было неудобством при написании документов

Так: Мария - 8,19 и 25 февраля, 14 апреля, 20 и 22 июня, 25 июля, 4 и 22 августа, 29октября,11 ноября.

УЧИТЕЛЬ: Послушайте стихотворение Юрия Благова «Выбор имени».

4 ученик: Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций… Свен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней -

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимаясь вчетвером,

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

УЧИТЕЛЬ: Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В классе у нас есть греческие, латинские, римские, болгарские имена.

3.Что же означают наши имена?

УЧИТЕЛЬ: Но даже наши привычные имена имеют перевод, своё значение.

Галина – «тихая, спокойная» (греч.)

Лариса – «чайка» (греч.)

Ольга – «святая» (сканд.)

Сергей – «высокочтимый» (лат.)

Надежда – «всё будет хорошо» (греч.)

Людмила – «милая людям» (слав.)

Наталья – «родная» (лат.)

Оксана – «гостеприимная» (греч.)

УЧИТЕЛЬ: Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).

Сообщения учащихся по плану:

    Меня зовут…

    Моё имя означает…

    Меня так назвали…

    Кого ещё звали таким именем .

Задание. Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

УЧИТЕЛЬ: Давайте проверим, у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые. (Полные - Кристина, Олеся, Злата, Сюзанна; Сокращённые Анастасия - Настя, Полина - Поля, Владимир – Вова, Ксения – Ксюша, Наталья – Наташа, Виктория – Вика, Валерия – Лера, Пётр – Петя).

Учащиеся хором исполняют песню на мотив «Вместе весело шагать…»

Песня про имя

Припев:

С моим именем легко

Мне по жизни. (3 раза)

Ну-ка, имя, прозвучи

Ярче брызни. (3 раза)

1. Имена раздали с детства нам родители,

Их истории узнать вы, не хотите ли?

Мы расскажем вам сегодня очень весело

Чтоб стихи звучали здесь, а также песенки.

Припев:

2. Должен в жизни я добиться что-то важного,

Вот такие мысли есть у нас у каждого.

Чтоб парили высоко все наши имена,

Чтоб гордилась именами целая страна.

Припев:

3 . Быстро время пролетит, мы это знаем,

А пока мы только учимся, играем.

Будем сами выбирать, уж это точно,

Имена сынам своим, а также дочкам!

УЧИТЕЛЬ: Иногда родители называют своих чад, повинуясь моде, в честь исторических событий, в честь героев книг и фильмов. После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху. В моду вошли такие имена: Тракторина, Октябрина, Электрофикация, Гертруда (герой труда), Лениниана (в честь В.И.Ленина). Многие имена звучали не благозвучно: например, Персострат – первый советский стратостат, Лагшмивар – лагерь Шмидта в Арктике. Свежим примером может служить 2008 год. Фанаты – болельщики футбола дали своим сынам имя Гус, в честь тренера сборной по футболу. Надо помнить, что события уйдут, а человеку с этим именем жить, а мужские имена ещё станут отчествами. Ребята, я думаю, хорошо, что вас не назвали Перестройками, Биллами, Карлсонами. Пройдут годы, вы станете родителями и будете выбирать имена своим детям. Никаких советов и законов здесь нет, это дело личное, но хотелось бы, чтобы имена ваших детей были красивые, разные, хорошо бы сочетались с отчеством и фамилией.

4.Давайте поиграем.

Имена сказочных героев

    Кто убежал с бала, потеряв туфельку? (Золушка)

    Как звали доброго доктора, который лечил зверей , птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского ? (Айболит)

    Как зовут малыша – коротышку из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка) А почему?

    В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего на 1 дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка).

    Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: « я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

Задание. Мини-викторина :

    Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

    Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай, Роза, Лилия и т.д.)

    Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)

    Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

    Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

    Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)

    Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).

13.Друг Чебурашки. (Гена)

14.Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

15. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

А сейчас попробуйте определить самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жорж-португаль

ское, Джон – английское, Юхан – финское).

В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".

У нас в классе нет одинаковых имён, но в нашей школе есть классы, в которых есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Например, однажды у меня был первый класс (сейчас это ученики 10 класса), в котором были три Насти, две Кати, три Саши. Как вы думаете, как я обращалась к этим ребятам? Можно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Настями или Сашами, а придумать разные формы имени.

Давайте послушаем стихотворение «Восемь Тань»

В нашем классе восемь Тань.

Это прямо наказанье!

Ведь у нас, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках:

Эта-маленького роста,

Та – высокая в очках.

Таня–темныереснички,
Таня – русые косички,

Челка черная у той,

У другой, как у лисички,

Хвостик ярко-золотой;

Есть румяная Танюшка,

Как снегирь в лесу зимой,

И, как звездочки, веснушки

У последней, у восьмой.

По фамилии в журнале

Их сегодня вызывали,

И фамилии подруг

Услыхали все вокруг.

Имена бывают женские, мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим.

Задание. Рассмотрите таблицу, найдите закономерность в расположении имен, назовите её. А теперь попробуйте её продолжить и внесите в неё имена: Володя, Саша, Сима, Валя, Женя, Даша .

Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и близкие.

Как бы друзья не запутаться тут
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа имама зовут.
Олюшкой тётя её называет,
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?

Задание. Придумайте к своему имени разные формы, например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение). Ребята, а дома вас называют какими-нибудь ласковыми именами?

Задание. Кто это или что это?

Василек – имя мальчика – цветок

Сережка – имя мальчика - украшение

Лев – имя мальчика - животное

Поля – имя девочки -

Роман – имя мальчика – жанр книги

На уроках русского языка вы проходили правило про наши имена. Давайте вспомним, какое?

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Сережа, и Андрей.

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте.

Игра. Сейчас мы и проверим, внимательны вы или нет. Наше следующее задание «Где нужна большая буква

Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе,

Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с (П/п)оля,

Потеряла (С/с)ережку (П/п)оля.

Ту (С/с)ережку нашел (С/с)ережка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя (С/с)ережка!

На виду честного (Л/л)юда

Трусит с горки ехать (Л/л)юда,

А у (С/с)ани, а у (С/с)ани

С горки (С/с)ани мчатся сами.

Молодцы!

А теперь вам предстоит очень сложное задание. Следующее задание называется - «Имена играют в прятки». В каждом предложении прячется имя. Постарайтесь найти эти имена.
Образец: Наш ш еф им еет большое влияние. (Ефим.)
Карточка 1: 1. Пе
ле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена) 2. Мы наловили ведр о ля гушек. (Оля) 3. Сно ва ря дом мы идём, песню весело поём. (Варя) 4. А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня) 5. Мой па па вел осипедист. (Павел)

Карточка 2: 1.Я готовился до ма к сим фонии. (Максим) 2. Бабушкины варе ники та кие вкусные. (Никита) 3. Только после смены снимет сталев ар тём ные очки. (Артём) 4. Тру ден и с лишком опасен подъём на вершину горы. (Денис)

Последнее задание, которое вам надо выполнить- это разгадать ребусы.

4. Подведение итогов.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Классный час на тему «Тайна моего имени»

Задачи:

- через эмоциональное восприятие дать понять детям, что имя - это великий дар;

Помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

Формировать чувства ответственности и гордости за свое имя;

Развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Материалы: фотографии детей, бумага, карточки с загадками, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия:

Вводная беседа.

Тему классного часа вы определите сами, отгадав загадки, которые прочитают ваши одноклассники. (Четверо учащихся зачитывают по карточкам загадки).

Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими.

Нас не было - оно было,

Нас не будет - оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть.

Тебе дано, а люди пользуются.

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И у лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Тема классного часа – «Тайна моего имени». Мы отправляемся в удивительное путешествие по страницам истории. Нам откроются тайны имен всех присутствующих в классе учеников.

Для чего человеку дано имя?

Правильно, как бы мы могли обращаться друг к другу, если бы не имя?

Знаете ли вы, почему ваши родители назвали вас именно так? Расскажите свою историю о том, как ваши родители выбирали для вас ваше имя.

Путешествие по страницам истории.

В давние-давние времена на Руси существовала такая традиция: новорожденному давалось имя, которое знали только родители и самые близкие люди. Оно отражало любовь к младенцу и пожелание счастья.

Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою» (берегли от недоброжелателей).

Второе, настоящее имя, давалось в подростковом возрасте, когда черты характера уже сформировались. Учитывались качества людей (Умник, Храбр, Добр, Хитр…), особенности поведения, речи (Молчан), физические достоинства или недостатки (Красава, Кудряш, Черняш, Хромой), время появления ребенка в семье (Меньшак, Старшой, Первый, Третьяк), профессию (Селянин, Кожемяка)…

Отчество – это наименование человека по отцу, почетная составная часть тройного русского официального имени: Сергеевна, Борисовна. Называть по отчеству – величать, прославлять (Князь Владимир Святославович).

Фамилия – имя родовое, которым зовется семья: Ивановы, Зарецкие.

Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

Позже на Руси давали имена по церковным календарям (Святцам).

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь, не хошь - Иероним!

М.Владимов

Много лет прошло с тех давних пор. Изменился мир, условия жизни, культура, традиции разных народов… Забылись старые имена, появились новые. Одно осталось неизменным: родители с большой любовью выбирают имена для своих детей. Ведь имя, как верный друг, сопровождает нас всю жизнь.

«Раскрытие» тайны имен учащихся класса

Что обозначают ваши имена?

Анастасия (др. греч.) – «воскресшая», очаровательна, изящна, осторожна.

Вероника – «несущая победу», жизнерадостна, активна.

Дарья (перс.) – «повелительница», умна, сообразительна.

Ева (евр.) – «дающая жизнь», озорная, подвижная.

Евгения (греч.) – «благородная», любознательна, пунктуальна.

Дана (араб.) – «данная Богом», умная, национальная.

Ирина (др. греч.) – «мирная», серьезная, самостоятельная.

Жанна (евр.) – «благодать Божия», настойчива, понимает юмор.

Кристина (греч.) – «христианка», добра, самостоятельна.

Полина (лат.) – «маленькая», жизнелюбива, благодушна.

Софья (греч.) – «премудрая», активна, вдумчива.

Арслан (тюрк.) – «лев», храбрый, трудолюбивый, надежный.

Артем (греч.) – «здоровый», спокойный, целеустремленный.

Владислав (слав.) – «влад», «слав», успешен, целеустремленный.

Георгий (греч.) – «возделывающий землю», творческий, авторитетный.

Григорий (греч.) – «бодрствующий», отважный, активный.

Егор - «покровитель земледелия», трудолюбивый, старательный.

Никита (греч.) – «победитель», умный, сообразительный.

Савва (евр.) – «мудрец», жизнерадостный, ответственный.

Ярослав (др. рус.) – «славный жизненной силой», упорный, неторопливый.

Упражнение: «Представь, и ты увидишь».

– Представьте своё имя в образе животного или растения. Нарисуйте. Какие цвета вам понадобятся?

Расскажите, когда имя становится добрым, светлым, тёплым для окружающего мира?

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”.

Вывод:

Человека красят его добрые дела и поступки. Будем учиться жить так, чтобы в нашей жизни было больше добра, улыбок и счастья.

Цель : создание условий для формирования знаний у каждого учащегося о своём имени, отчестве, фамилии.

Задачи:

образовательные:

ознакомить учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);

расширить детский кругозор;

углубить знания из личного опыта детей, “раскрыть” тайны имени ребенка.

развивающие:

развивать речь детей при помощи скороговорок, чистоговорок; развивать логическое мышление

воспитательные:

воспитывать коммуникативные навыки детей (внимание друг к другу, умение слушать товарищей).

Оборудование:

на доске эпиграф - строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,

аудиозапись фрагментов песен,

у каждого ребенка на груди бейдж с его именем.(Ромашка)

Опережающее домашнее задание:

выучить стихотворение З. Александровой “Восемь Тань”;

расспросить родителей о своём имени (его значение и в честь кого назван ребенок).

Ход занятия

Звучит музыка – мелодия песни «Позови меня тихо по имени» (Группа «Любэ»)

Организационный момент

Приветствие детей, гостей.

Дети садятся по группам:

1 группа: ИМЯ 2 группа ФАМИЛИЯ 3 группа ОТЧЕСТВО

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…

Отгадайте загадку - что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? (имя).

Мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен. фамилий. Эпиграфом нашего классного часа будут слова А.С.Пушкина «Что в имени тебе моем? Слайд №1

Основная часть

Мы с вами все живем в мире имён.

Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.

Имя – это не просто слово. Давайте разберёмся.

Что же такое имя? Как вы понимаете?

Ответы детей

Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова. Слайд №2

Дети работают со словарем, дают определение.

А как вы думаете, зачем человеку имя?

За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Как вы думаете, что такое Первуня, Ждан, Нечай, Молчун? Это имена. Много лет тому назад можно было встретить людей с такими именами. Первому ребёнку в семье давали имя Первак, второму – Вторуня. Если мальчик родился темноволосым – его называли Черныш, маленького ростом – Малюта, долгожданного ребёнка – Любим, Добрыня, родившегося весной – Вешняк.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают вас всех. Давайте им представимся…

Ну-ка, Паши, Лены, покажитесь!

Ани, Маши и Катюши, улыбнитесь!

Насти и Данилы, поклонитесь!

Димы, Юли и Серёжи, потянитесь!

Кирилл, Артём, Максим, Алина, Коля, распрямитесь!

Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал.

Дети называют имя и кратко рассказывают о себе.

Читают по карточкам значение имени.

У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?

К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.

Мое имя Елена. А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?

Дети отвечают: Лена, Леночка

А теперь вы образуете полные имена от сокращенных ваших имен:

Аня -> Анна

Маша -> Мария

Коля -> Николай

Игорь -> Эти имена остались без пары. А почему?

Нина -> Потому что они употребляются только в одной форме.

А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик имена девочек, а во второй имена мальчиков.

СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА Слайд №3

Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.

Как будет звучать полное мужское имя? - Евгений.

А женское – Евгения.

Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример? Слайд №4

ВАЛЯ -> ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА

САША -> АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА

А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?

В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе” героиню зовут Федора.

Сейчас это имя редкое. А какие редкие имена вы еще знаете?

А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.

Конкурс скороговорок

1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2. Не любила Мила мыла, мама Милу с мылом мыла.

3. Ткет ткач ткани на платок Тане.

Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена.

Зинаида Александрова “Восемь Тань”.

Ученица. В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: “Таня, встань!”

Сразу встанут восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

А в нашем классе есть тезки?

(У нас в классе – Марии -4, Ани –2, Кати -2, Данила -2, Сергей – 2, Павел – 2)

Наши девочки провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики 4 классов, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. Познакомимся с этой информацией.

Первая ученица. Всего в 4 классах мальчиков.

На первом месте – имя На втором месте На третьем месте – человека).

Вторая ученица. Всего в 4 классах девочек.

На первом месте – имя На втором месте имена На третьем месте).

Музыкальные загадки

А теперь у меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и угадывать, о каком имени идет речь в песне

Дети отгадывают загадки (по группам)

Посмотрите на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному.

Лев и лев Слайды №№5-6

Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным.

Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ Слайд №7

Какие ещё вы знаете названия цветов в которых встречаются имена? (Иван-да-Марья, Иван-чай)

Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

Конкурс пословиц «В народе говорят» (Работа в группах)

Дети собирают пословицу

Не имя красит человека, а человек - имя. (русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (русская пословица)

Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя. (японская пословица)

Обсуждается смысл пословиц

Фамилия

Дети разгадывают ребус « Фамилия » Слайды №№8-9

Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Фамилия – второе имя человека.

Работа со словарем - толкование понятия «фамилия» Слайд №10

Ученик. Обратимся истокам слова: В Древнем Риме слово фамилия означало всех членов той или другой семьи. В дальнейшем оно стало применяться как обозначение родового имения, переходящего от отцов к детям по наследству.

Ученица. Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва – дёготь гнал,

В дегтярне гробил спину.

Быть может юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

А вы задумывались, как произошла ваша фамилия? Какая у неё история?

Одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).

А каких писателей однофамильцев вы знаете?

(Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)

Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от профессий, от наружности и черт характера, от названий животных или растений.

Слайды №№11-14 Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков, Белоголовый, Зайцев, . Виноградов, Мышкин, Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, . Водовозов, Цветков, Дроздов, Носов, Широков

Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тёзками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить? (Лукина Елена Викторовна, Лукина Елена Анатольевна)

Отчество

Правильно, по отчеству.

Работа со словарем – толкование понятия «отчество» Слайд №15

Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть?

Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество

Рефлексия.

Дети должны ответить на вопросы: Что нового они сегодня узнали на занятии? Что им понравилось и что запомнилось?

Некоторые высказывания детей:

Мне понравился конкурс скороговорок”.

Я впервые узнал, что означает мое имя”.

Подведение итогов.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Дети образуют круг, берутся за руки, по очереди называют имя своего соседа.

Я надеюсь, что с этого дня вы будете называть друг друга только по имени, не будете «фамильничать» и обзываться.

Классный час в 3-а классе

Тема: «Я и моё имя»

Цели:

Формировать у учащихся представления о важности права на имя;

Довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека;

Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;

Побуждать интерес к изобразительному творчеству;

Активизировать словарь понятий: «конвенция», «право», «право на имя».

Задачи художественного развития учащихся:

Развитие способности к творческому самовыражению;

Развитие творческого воображения;

Закрепление навыков работы с графическими материалами.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный;

фронтальная и индивидуальная беседы.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, использовать выразительные средства графических материалов, оценивать результат своего труда.

Познавательные: самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, нахождение ответов на вопросы с использованием своего жизненного опыта.

Личностные: повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников, соблюдать организованность, дисциплину на уроке.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

II . Беседа по теме урока.

Ребята, подумайте и скажите, что, на ваш взгляд, общего у детей

и взрослых, в чем их отличие?

Ответы детей.

Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. А люди могут радоваться и огорчаться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать… Но и отличие тоже есть. Взрослые – большие и сильные, умеют работать, защищать слабых. А дети маленькие и нуждаются в защите. Поэтому заботясь о детях, взрослые написали особую книгу – «Конвенция о правах ребенка» 20 ноября 1989 года.

Конвенция – документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее силу для тех государств, которые его подписали. Из этой книги можно узнать о ваших правах. Права – это то, что разрешено человеку обществом и государством, это возможность пользоваться разными благами, то есть пользоваться чем-то нужным человеку.

Сегодня мы поговорим о праве на имя. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

На доске вывешиваются слова ≪КОНВЕНЦИЯ≫, ≪ПРАВО≫, ≪ПРАВО НА ИМЯ≫.

У всех нас есть имя. А зачем оно нам? Как бы мы обращались друг к другу, если бы не было имени? Вы хотите обратиться к кому-нибудь, а имени не знаете, что делать?

Ответы детей.

Давайте поиграем и попробуем познакомиться друг с другом.

Дети знакомятся друг с другом.

Вы узнали имя, но были не совсем вежливы. Когда вы узнали имя человека, с которым хотели познакомиться, надо вежливо сказать:

«Очень приятно» или «Рад знакомству».

А теперь представьте, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш. Бабушка и дедушка, папа и мама выбирают ребенку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца,

маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем. Что ж! Прекрасное имя. Мальчик растет.

«Сереженька» – обращается к нему мама. «Сергуня» – слышит он от бабушки. Но почему- то в школе на месте Сергея появляется Серый. Именно так зовут его одноклассники. Допустима ли такая произвольная смена имени, имеют ли окружающие на это право?

Ответы детей.

Называя человека по имени, вы тем самым проявляете уважение к нему, а давая клички, нарушаете право человека на имя.

Давайте подумаем, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?

Ответы детей.

Не придумывать клички.

Не называть имя грубо.

Обращаться с уважением.

Если нарушил правило, извиниться.

Каждое имя по-своему красиво. Каждое имя имеет значение. Может быть именно такими хотели бы видеть вас родители. Например, Виктор значит победитель, София – мудрая, Александр – защитник людей, Анна – благодать. Но не имя красит человека, а человек имя. Вы вырастите, будете совершать добрые дела и прославите свое имя.

III . Творческая практическая деятельность учащихся.

Итак, каждый из нас имеет имя. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, мальчик или девочка, молодой человек или пожилой. Иногда в классе могут оказаться дети с одинаковыми именами, таких людей называют тезки. Имена-то одинаковые, но люди разные. Вот и сейчас вы будете рисовать свое имя, рассказывая каждой буквой своего имени о себе. Например, девочка Надя любит рисовать, кушать конфеты, смотреть по телевизору интересные детские программы и кататься на роликах. Первую букву своего имени «Н» она соберет из карандашей и кисточек, вторую «А» – из конфет, буква «Д» превратиться в телевизор, а буква «Я» встанет на ролики.

Учитель может сопровождать объяснение показом рисунка

на доске.

Вот такое веселое имя у меня получилось. Теперь ваша очередь рассказать именем о себе.

IV . Итог урока. Рефлексия.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Что вы хотели рассказать в своих рисунках? Удалось ли вам

задуманное?

Ответы детей.

2. Сочинение синквейна.

Давайте завершим наше занятие сочинением поэтического произведения – синквейном.

Познавательная информация для учителя.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строчек». В каждой строчке синквейна по очереди используются части речи.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, имя существительное.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза на тему синквейна.

5 строка – вывод, одно слово, существительное.

Примеры синквейнов, созданных учащимися:

Имя.

Доброе, ласковое. Яркое, красивое.

Дается, носится, радует. Сопровождает, нравится, радует.

Имя должно быть у каждого. Я люблю своё имя.

Право. Гордость.

V. Домашнее задание.

Узнать, что означают ваши имена, почему вас так назвали родители.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...