Понятие диалектическое противоречие связано с законом. Закон диалектической противоречивости


. Диалектическое противоречие - это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность - это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. В мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенденций: устойчивого и изменчивого, старого и нового и т.д.
Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя Целое, в котором один момент так же необходим, как и другой. Эта необходимость противоположных моментов и составляет жизнь целого. Таким образом, развитие предметов есть раздвоение противоречивого единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим. Всякое развитие есть возникновение альтернатив, противоречий, различий, противоположностей, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий и противоположностей.
Характер противоречия зависит от специфики его сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные, главные и неглавные противоречия. Внутренние противоречия - это противоречия противоположных сторон внутри данного объекта, например внутри данного вида животных (внутривидовая борьба), внутри данного организма, данного конкретного общества и т.д. Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние противоречия - это противоречия противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т.п. При этом решающими в развитии являются в конечном счете внутренние противоречия. Антагонистические противоречия - это противоречия между непримиримо враждебными социальными группами и силами.

Рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии. На этом основании он противопоставлял формальной логике Аристотеля свою диалектическую логику .

Подвергнув критике точку зрения, что противоречия являются логической ошибкой и свойственны только ограниченному мышлению, он показал их всеобщий и объективный характер: «Нет предмета, в котором нельзя было бы найти противоречия, то есть противоположных определений, так как не противоречащий себе предмет есть чистое отвлечение рассудка, насильственно удерживающего одну из двух определенностей и старающегося затемнить и устранить сознание другой определенности, содержащейся в первой».

Диалектическое противоречие, по его мнению, является источником развития. Противоречие Гегель называл корнем всякого движения и жизненности. Нечто, подчеркивал он, движется, обладает импульсом и деятельностью, «лишь поскольку… имеет в самом себе противоречие». Хотя сам он не был до конца последователен и пришёл к выводу о необходимости примирения, нейтрализации противоречия, что означало, по словам Маркса, его капитуляцию перед действительностью.

Противоречие в диалектическом материализме

В диалектическом материализме под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве.

Диалектическая противоположность - это только сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу».

Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент так же необходим, как и другой. Самым простым примером служит древнекитайский пример: мужчина и женщина в их отношениях.

Развитие объективного мира есть раздвоение единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий на новых этапах. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим, внешним, а борьба противоположностей - абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития.

Диалектическое противоречие, столкновение, борьба противоположностей является наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития. Характер противоречия зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба.

Различают следующие противоречия:

  • Внутренние противоречия - это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.
  • Внешние противоречия - это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.
  • Антагонистические противоречия - это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин "антагонизм" распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко - в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п.

Диалектические противоречия можно проиллюстрировать примерами и в природе, и в обществе. С момента возникновения какого-либо объекта и до его превращения в другой объект в нём действуют специфические противоречия: притяжение и отталкивание в форме приближения и удаления масс, положительные и отрицательные электрические заряды, химическое соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах, возбуждение и торможение нервного процесса, общественное сотрудничество и борьба.

Во внутривидовых и межвидовых отношениях противоречия выступают в форме конкурентной борьбы между особями одного вида, если они ограничены в жизненных условиях, и особенно в форме межвидовой борьбы. Результатом действия противоречий между организмом и средой, в том числе и другими организмами, и формой разрешения противоречия является естественный отбор .

В общественных явлениях возникают совершенно другие типы противоречий и формы их разрешения: между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, между государствами, между старым и новым во всех их проявлениях. Общественные противоречия могут иметь либо антагонистический, либо неантагонистический характер.

Объективная противоречивость бытия и мышления находит своё выражение в противоречивости процесса познания человеком действительности. Уже сам по себе факт констатации противоречий в науке представляет собой выявление и постановку проблемы, что имеет огромное значение для развития познания.

Критика концепции диалектического противоречия

К. Поппер

Аргументированную критику диалектики гегелевского типа дает К. Поппер в статье «Что такое диалектика?». По мнению К. Поппера, диалектики делают неверный вывод, что нет нужды избегать противоречий. Он обвиняет сторонников диалектики в покушении на закон исключения противоречия формальной логики, который гласит, что два противоречащих друг другу высказывания не могут быть истинными одновременно. Он доказывает, что из допущения двух противоречащих высказываний можно вывести любое высказывание.

Примирение с противоречием, считает К. Поппер, обязательно приводит нас к отказу от критики, ведь критика, в сущности, сводится к выявлению противоречий в теории. Расплывчатое утверждение диалектиков, что противоречия неизбежны и что избавляться от них даже нежелательно, ведет к опасному заблуждению, поскольку так называемая плодотворность противоречий, есть просто результат нашего решения мириться с ними (а не следовать закону исключения третьего). Оно опасно, поскольку мнение, что от противоречий избавляться не следует или невозможно избавиться, с необходимостью приводит к концу и науки и критики, то есть к концу рациональности.

К.Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятие «противоречие» имеет определенное логическое значение, отличное от диалектического. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес».

См. также

Напишите отзыв о статье "Диалектическое противоречие"

Литература

  • Э.В. Ильенков . (Вопросы философии.- 1957.- № 4. - С. 63-72.)
  • Э.В. Ильенков . (Э.В. Ильенков: личность и творчество.- М., 1999.- С. 245-257.)
  • Э.В. Ильенков . (Диалектическое противоречие.- М., 1979.- С. 122-143.)
  • К. Поппер . (Вопросы философии.- 1995.- № 1. - С. 118-138.)
  • В. Н. Садовский . (Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 139-148.)
  • В. А. Смирнов .
  • А. И. Бродский .
  • Диалектическое противоречие. М., 1979. - 341 с.
  • Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с.

Примечания

Отрывок, характеризующий Диалектическое противоречие

– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.

Диалектическое противоречие — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей , категория противоречия занимает центральное место в материалистической диалектике .

Противоречие, понятое как только внешнее, не может быть источником самодвижения и развития. Диалектика отличается от метафизики не вообще признанием противоречий, а признанием противоречий именно в сущности предметов, внутренних, необходимых противоречий.

Диалектические противоречия нужно отличать от так называемых «логических» противоречий, выражающих путаницу и непоследовательность мысли.

Диалектическое противоречие, будучи источником движения, само движется, развивается. К ступеням развития противоречия в самой сущности предметов относятся тождество , различие , противоположность , собственно противоречие. Следовательно, категория «противоречие» характеризует и все ступени развития противоречия в сущности предметов, и высшую его ступень.

Уже тождество есть зародыш противоречия, т. к. старое, будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, т. е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчинённых тождеству.

Различие также есть ещё не вполне развитое противоречие, ибо хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиваться из старого, в связи со старым.

В противоположности противоречие ещё более развивается, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого.

На высшей ступени противоречия, или на ступени собственно противоречия , новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т. п. На ступени собственно противоречия главным становится не отрицание сторонами противоречия друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Это — кульминационная ступень противоречия.

«Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности , — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, — почему ум человека не должен брать эти противоположности за мёртвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» .

Достижение высшей ступени противоречия тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень противоречия есть отрицание предметом самого себя внутри себя, своим внутренним движением. Диалектика по своей сути «в позитивное понимание существующего… включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществлённую форму она рассматривает в движении, следовательно также и с её преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» .

Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные противоречия.

Внутренние противоречия - это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например внутри данного вида животных, внутри данного организма, данного конкретного общества и т. д. Процесс развития объекта характеризуется не только развёртыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние противоречия - это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п. При этом решающими в развитии в конечном счёте являются внутренние противоречия.

Диалектика различает противоречия также по их характеру (типу). В обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации, противоречия носят антагонистический характер , что находит выражение в столкновении и борьбе классов, в конфликтах между противостоящими друг другу общественными группами, в невозможности разрешить эти противоречия в рамках данной общественной системы. В условиях социализма на базе общественной собственности антагонизмы исчезают, но противоречия остаются, т. е. формируется новый, неантагонистический тип противоречий, которые могут сознательно и своевременно разрешаться в интересах всего общества, дальнейшего укрепления и совершенствования социализма.

Основное противоречие - это противоречие, играющее решающую роль в развитии. Основное противоречие накладывает отпечаток на все остальные, неосновные противоречия.

Противоречие, рассматриваемое диалектикой, всеобще, оно действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании.

Противоречие - важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания. Противоречия, возникающие и разрешающиеся в мышлении, отражают противоречия объективной реальности. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. [соответственно] в более высокие формы» .

Если метафизика, ограничиваясь лишь констатацией противоречий, рассматривает противоположные стороны и тенденции противоречивого процесса изолированно друг от друга, то материалистическая диалектика исследует их противоречивое единство. Адекватное познание диалектических противоречий предполагает синтетический подход, раскрывающий возникновение и взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы. «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» .

На первоначальном этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его исходной целостности и чувственной конкретности, противоречивое единство противоположностей раскрыть невозможно. Поэтому познающий субъект начинает с мысленного расчленения изначального единства, подвергая анализу составляющие его моменты. Познание сторон противоречия в их обособленности друг от друга и даже противоположности предполагает достижение синтеза ранее разделённых противоположностей. В результате этого преодолевается односторонность первоначального подхода к объекту, связанная с анализом одних его моментов в отрыве от других. Единство противоположностей, постигаемое на этом этапе познания, характеризует объект как внутренне расчленённое, противоречивое и в силу этого - самодвижущееся органическое целое.

Методологической основой ревизионистского искажения диалектико-материалистического учения о противоречиях являются механистическое истолкование диалектики и подмена её релятивизмом. Праворевизионистские идеологи, пытаясь обосновать оппортунизм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противоположностей. «Левые» ревизионисты, маоисты, непомерно расширяя сферу проявления антагонистических противоречий, рассматривают их как всеобщие, а неантагонистические противоречия - как частный случай антагонистических. Взаимодействие противоположностей сводится ими к превращению одной в другую как взаимной перемене мест, при этом момент борьбы противоположностей неправомерно абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью опровергает подобные концепции, не имеющие ничего общего с научным, марксистским подходом в исследовании диалектики общественной жизни.

Этот закон служит ядром диалектики, поскольку он раскрывает причину, движущую силу развития, отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?» Согласно ему, развитие всех систем происходит путём раздвоения единого на взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции – диалектические противоположности, взаимодействие которых, с одной стороны, определяет данную систему как нечто целое, а с другой – служит причиной её развития. Данный закон именуется ещё законом единства и борьбы противоположностей, так как он имеет два аспекта: 1)в сущность любой системы входят противоположности, 2)взаимодействие, или борьба, противоположностей обусловливает развитие. Термины «борьба» и «взаимодействие» используют как синонимы. Две взаимодействующие противоположности составляют противоречие. Следовательно, причина развития – наличие противоречий. Гегель писал: «Противоречие – вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».

Если рассматривать систему в статическом состоянии, отвлекаясь от её развития, то можно усмотреть в ней различные элементы, связи, отношения и не всегда можно заметить присутствие противоречий. Но когда мы рассматриваем систему в развитии, мы непременно обнаруживаем в ней наличие борющихся противоположностей.

Противоположности не тождественны элементам системы, в каждую из противоположностей входит много элементов. Например, в организме протекают миллионы химических реакций, но все они составляют две группы – реакции ассимиляции (синтеза) и диссимиляции (распада). Не все противоположности являются диалектическими. Например, «верх и низ стола», «правая и левая стороны дома», «чёрное и белое» – просто противоположности. К диалектическим относятся только те противоположности, которые взаимодействуют и тем самым обусловливают развитие.

Для диалектических противоположностей характерны такие свойства: объективность существования, наличие сходства и различия в их содержании, взаимодействие, взаимообусловленность. Последнее означает, что противоположности не могут существовать отдельно друг от друга, они существуют только в составе данного противоречия. Это свойство выражают понятием «единство». Такое единство имеется всегда, пока существует данная система. Оно в наличии и когда противоположности уравновешены, и когда одна из противоположностей является ведущей, преобладающей. Противоположности и борются, и отрицают друг друга, но существуют только вместе. Собственники и наёмные работники, производители и потребители, мужчины и женщины, возбуждение и торможение в нервной системе, познание и практика, чувственное и рациональное в познании – ни что из перечисленного не может существовать без своей противоположности.


Согласно закону диалектической противоречивости, развитие систем происходит этапами. На каждом этапе выделяются две фазы: 1)фаза возникновения и развёртывания основных противоречий, 2)фаза разрешения этих противоречий. Во вторую фазу система качественно преобразуется и при прогрессивном развитии переходит на более высокий уровень организации, а при регрессивном развитии – на более низкий (см. рис.4). На новом уровне возникают свои противоречия, они обостряются, затем разрешаются и так далее. Если после кризиса и регресса система преобразуется так, что в ней станут преобладать конструктивные противоречия, то регресс может смениться прогрессом. Например, установление тоталитарных режимов в Германии, Испании, Италии было регрессом, который впоследствии сменился прогрессивными демократическими преобразованиями.

Покажем далее общий характер обсуждаемого закона. Предварительно отметим, что согласно Гегелю, познать суть какого-либо объекта - значит, раскрыть его основные противоречия. В неживой природе действуют противоречия между силами притяжения и отталкивания, положительными и отрицательными электрическими зарядами, веществом и полем, ассоциацией и диссоциацией атомов и молекул. Наличие этих противоречий обусловливает эволюцию неорганической материи, смену геологических образований, возникновение новых космических объектов, эволюцию галактик и метагалактик.

Своя система противоречий имеется в органической природе. Основным противоречием функционирования служит противоречие между ассимиляцией и диссимиляцией. В организме в силу второго закона термодинамики самопроизвольно протекают процессы распада структур и макромолекул. Чтобы организм мог существовать и сохранять свою целостность, разрушающиеся структуры должны вновь воссоздаваться на основе генетического кода. Поэтому в целом обмен веществ есть единство распада и синтеза. У человека примерно половина белков заменяется за 80 дней, ежедневно разрушается 350-500 млрд. эритроцитов и столько же создаётся вновь. Где-то до 22-24 лет в человеческом организме количественно преобладает синтез, и организм растёт, с 24 до 45 лет синтез и распад примерно уравновешены, после 45 лет деструкция всё больше и больше преобладает над синтезом, что проявляется как старение и дряхление организма.

Если в результате действия внешних или внутренних вредных факторов (инфекция, радиация, генетические поломки и др.) деструкция превышает меру, то в качестве реакции на неё возникает процесс компенсации и защиты. Например, повышение температуры подавляет размножение бактерий. В целом болезнь есть единство повреждения и защиты. Если преобладает первая противоположность, то болезнь прогрессирует, если вторая – наступает выздоровление, при их равновесии наблюдается хроническое течение болезни. Задача врача – ослаблять первую и усиливать вторую противоположность, что выражается в заповеди «Не навреди».

Основным противоречием развития в живой природе служит противоречие между изменчивостью и наследственностью. В результате изменчивости (мутаций) некоторые организмы приобретают новые полезные признаки. Эти организмы обладают преимуществом в борьбе за существование по сравнению с теми, которые не приобрели эти признаки. Так возникает противоречие между более и менее приспособленными организмами. Формой его разрешения выступает борьба за существование и естественный отбор – преимущественное выживание более приспособленных организмов, в результате чего вид совершенствуется.

Для общества основным противоречием служит противоречие между производительным силами и производственными отношениями. Ещё существуют противоречия между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, социальными группами, государствами. Свои противоречия существуют в сфере экономики, политики, искусства, науки, техники, быта. В своей совокупности они обусловливают развитие общества и в конечном счёте смену общественно- экономических формаций.

Деятельность и развитие человека также обусловлены особыми противоречиями: между уровнем потребностей и величиной дохода, между любовью к членам своей семьи и степенью её материальной обеспеченности, между объёмом знаний и желанием знать больше, между мечтой и действительностью и др. Любое чувство, любой мотив, движущие человеком, имеют в своей основе противоречие. Так, чувство робости или страха – это противоречие между сложностью проблем и своими представляемыми возможностями, честолюбие – противоречие между самооценкой и оценкой личности окружающими. В нормальных условиях эти противоречия разрешаются путём самосовершенствования личности.

Диалектика, как говорилось, рассматривает объекты как единство противоположностей. Характернейшая черта метафизики заключается в односторонности: она обращает внимание на одну противоположность, преувеличивает или абсолютизирует её значение, соответственно преуменьшая или игнорируя роль другой противоположности. Поскольку противоречие имеет две стороны, то метафизики впадают либо в одну, либо в другую крайность. Поэтому метафизические крайности, так сказать, ходят парами, например, сенсуализм и рационализм, корпускулярная и волновая гипотезы света, волюнтаризм и фатализм и др. Рано или поздно, однако эти крайности преодолеваются в диалектическом синтезе объективных моментов прежних односторонних концепций.

§3.Закон перехода количественных изменений
в качественные и обратно

Данный закон раскрывает механизм возникновения новых качеств, отвечает на вопрос: «Как происходит развитие?». Он формулируется с помощью категорий качества, количества, меры, скачка. Многие авторы вслед за Гегелем определяют качество как «тождественную с бытием определённость». При этом предполагается, что предмет обладает одним качеством и, теряя своё качество, перестаёт существовать. Такой подход представляется неудовлетворительным, поскольку качество здесь отождествляется либо с самим предметом, либо с его сущностью. Если бы объект обладал лишь одним качеством, то при всяком качественном изменении он бы исчезал и на его месте возникал бы совсем другой объект. Мы же видим, что объекты, качественно изменяясь в ходе развития, остаются самими собою. Например, человек проходит этапы детства, юности, молодости, зрелости, старости, но остаётся при этом самим собой. Объект перестаёт быть самим собой лишь тогда, когда он утрачивает свою сущность.

Качество есть существенное свойство – способность объекта проявлять свою сущность при взаимодействии с другими объектами. Поскольку любой объект неисчерпаем, то он обладает бесконечно многими качествами. В процессе развития одни качества исчезают, другие возникают, третьи остаются прежними. Именно благодаря сохранению определённых качеств сохраняется и сам предмет как таковой.

Количество – это степень, или величина, развития качества. Нет чистого качества или чистого количества, самих по себе. Есть только объекты, которые обладают и качествами, и количествами. При сравнении объектов качества выступают как такие свойства, которые отличают объекты одного класса от объектов другого класса. Например, качество – это то, что отличает яблоки от груш, огурцы от помидоров, мужчин от женщин, студентов от школьников и т.д. Количество – это такое свойство, которое отличает объекты внутри однородного класса. Объекты, тождественные качественно, отличаются своими количествами. Количества выражаются в различных категориях математики, которая исследует количественные отношения в отвлечении от качеств объектов. К количественным показателям, которые устанавливаются путём счёта, измерения и вычисления, относятся число, величина, размер, объём, скорость, интенсивность, концентрация и др.

Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть ступень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К.Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». В наибольшей мере сейчас математизированы физика, кибернетика, технические науки, астрономия, химия, в меньшей мере геология, биология, психология, медицина, социальные науки. Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза – это фаза количественных изменений, вторая – качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое. Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и рН крови, концентрации веществ и др.) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

Фаза количественных изменений – это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений – это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В молекуле прибавление или убавление одного атома приводит к качественному изменению вещества (пример: ОН – гидроксильная группа, Н 2 О – вода, Н 2 О 2 – перекись водорода). Изменение скорости тела, летящего над Землёй, приводит к изменению характера движения: при скорости 7910 м/с тело не падает на Землю, а движется по круговой орбите; при скорости 11189 м/с тело покидает орбиту Земли, а при 16662 м/с возможен межзвёздный полёт. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие, и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке.

Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера – это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости – интервал от 0 0 до 100 0 С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта – попустительством, чрезмерная гибкость в общении – беспринципностью, чрезмерная гордость – зазнайством и т.п. Поэтому правы были древние мыслители, говоря, что всё должно быть в меру. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Одно из определений культурного человека могло бы быть таким: культурный человек – это такой человек, который во всём соблюдает меру. Это касается питания, занятий физкультурой, особенностей одежды и обуви, причёски, употребления парфюмерии и косметики, использования шуток и острот, продолжительности труда, отдыха, развлечений и др.

Категория меры имеет огромное методологическое значение для биологии и медицины – дисциплин, которые в условиях распространения биотехнологий, возникновения особо опасных заболеваний, снижения безопасности жизни во всех странах интересны и имеют значимость для всех без исключения людей. В этих науках категория меры служит основой для разработки содержания важнейшего для них понятия – понятия нормы. Норма – это мера здоровья, тот интервал изменений показателей организма, который характерен для здорового состояния. Отклонения показателей от нормы – это симптомы болезни, по которым ставится диагноз. Таким образом, без знания нормы невозможна диагностика, а, значит, и лечение. Поэтому важнейшая задача медико-биологических наук состоит в дальнейшей разработке теории нормы, выявлении индивидуальных и возрастных границ нормы и создании точных методов её определения.

Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого. Поэтому Гегель назвал развитие узловой линией мер. В одних случаях мера имеет точные, вполне определённые границы, например, температурная мера воды в состоянии «жидкость». В этих случаях мера может быть выражена числом. В других же случаях границы, отделяющие одно качество от другого, точно установлены быть не могут. Кто может точно определить, когда кончается молодость и начинается зрелость, когда кончается зрелость и начинается старость? Это обстоятельство было использовано ещё некоторыми античными философами для отрицания наличия качественных различий вообще. Они придумали софизмы «куча» и «лысый»: «Одно зерно – не куча, два зерна – не куча, с какого количества зёрен их можно назвать кучей?»; «Если у человека выпадают волосы, то с какого их количества его можно считать лысым?» Поскольку никто точных чисел назвать не может, то, по мнению этих философов, существуют лишь количественные различия, но не качественные. Этот вывод неверен. Качественные различия существуют, хотя резких границ между качествами может и не быть. Это обусловлено особенностями соответствующих объектов и процессов.

Казалось бы, этот спор с метафизиками является чисто терминологическим: имеются определённые изменения, а как их назвать – количественными или качественными – не имеет значения. Дело обстояло бы так, если бы не одно обстоятельство. Приобретая новое качество, система преобразуется и переходит в новое состояние. В нём она подчиняется не только прежним законам, но и новым – специфическим законам. Например, в состоянии болезни организм подчиняется не только общефизиологическим, но и специфическим законам – законам этиологии и патогенеза, представляющим сущность болезни. Отрицание качественного отличия болезни от здоровья означает и отрицание наличия специфических закономерностей болезни, а без их знания не может быть ни правильной диагностики, ни лечения. Таким образом, метафизические представления о развитии как чисто количественных изменениях играют отрицательную методологическую роль в отношении познания и практики.

§4.Закон диалектического синтеза
(отрицания отрицания)

Этот закон раскрывает связь старого с новым и общую структуру процесса прогрессивного развития. Окружающий мир представлен развивающимися системами. Изучая его, мы обнаруживаем вызванную борьбой противоположностей беспрестанную смену одних состояний и объектов другими. Переход от старого состояния к новому называется отрицанием. Возникшее новое состояние содержит в себе свои противоречия, которые, разрешаясь, вызывают отрицание и этого состояния и т.д.

Наиболее крупные отрицания связаны с возникновением на базе физической других, более сложных, форм движения материи – химической, биологической, социальной. В рамках каждой из них имеются свои отрицания. В живой природе это возникновение новых видов животных и растений, в развитии общества – смена одних поколений другими, переходы от одного типа цивилизации к другому, в технике – смена одних машин и устройств другими, более совершенными, в духовной жизни – смена научных теорий, художественных стилей и т.п.

Итак, в любой сфере бытия мы обнаруживаем цепь следующих друг за другом отрицаний. Чем же является отрицание по своему содержанию? Существует два типа отрицания: метафизическое, или деструктивное, и диалектическое, или конструктивное. Если, например, зерно пшеницы попадает в неблагоприятные условия и разрушается, то это есть метафизическое отрицание, или полное уничтожение старого. Если же зерно попадает в благоприятные условия, прорастает и возникает растение, то это будет диалектическое отрицание. Метафизическое отрицание означает конец развития, чаще всего оно происходит под влиянием внешних факторов. Диалектическое отрицание представляет собой такую смену состояний, которая предполагает возможность дальнейшего развития. По своему содержанию оно представляет собой единство уничтожения и сохранения. Это единство обозначают термином «снятие». Везде, где происходит прогрессивное развитие, мы наблюдаем, что новое, диалектически отрицая старое, снимает и включает в себя положительные моменты этого старого.

Так, растение, отрицая семя, включает в себя его генетический код и потом транслирует в других семенах; новые биологические виды включают в себя полезные для выживания качества старых видов; более высокая общественно- экономическая формация использует для своего развития производительные силы предыдущей формации; новые научные теории аккумулируют правильные моменты прежних теорий.

Благодаря тому, что положительные моменты предшествующих состояний сохраняются в новом состоянии, возможна преемственность в развитии, т.е. связь нового со старым. Если бы всё старое полностью уничтожалось, то каждый раз природе или обществу приходилось бы всё создавать заново, и развития бы не было. Но его не было бы и в том случае, если бы негативные моменты старого не отбрасывались. Таким образом, развитие возможно благодаря диалектическому характеру отрицания – единству сохранения и уничтожения.

Если метафизическое отрицание имеет место в человеческой деятельности и культуре, то оно часто именуется термином «нигилизм» (от лат.«нихил» – ничто ). Нигилизм обычно присущ реакционным социальным силам и проявляется в отрицании этических норм (Ницше), форм политической организации (анархизм) и особенно часто в уничтожении произведений искусства и философии. Примером нигилистического отношения к культуре была позиция «Пролеткульта» – организации, существовавшей в первые после Октябрьской революции годы. Пролеткультовцы полагали, что пролетариат должен полностью отбросить старую культуру и создать совершенно новую. Представитель Пролеткульта поэт В.Кириллов писал:

Мы во власти мятежного страстного хмеля;

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего Завтра – сожжём Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

В 30-е и 40-е гг.XX в. нигилистическое отношение к культуре было свойственно немецким фашистам, которые, презрев существующие ещё со времён Гиппократа нормы врачебной этики, проводили острые опыты на людях, умертвили десятки тысяч душевно больных людей, сжигали книги с произведениями Гегеля, Гёте, Гейне.

Ярким художественным воплощением принципов деструктивного и конструктивного отрицания служат образы Мефистофеля и Фауста из поэмы Гёте «Фауст». Своё кредо Мефистофель выразил так:

Я отрицаю всё – и в этом суть моя.

Пригодна лишь на то, чтоб с треском провалиться,

Вся эта дрянь, что на земле живёт.

Уж лучше бы ей вовсе не родиться.

Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, -

Стремленье разрушать, дела и мысли злые,

Вот это всё – моя стихия.

Критика Мефистофеля не содержит ничего конструктивного. В отличие от неё критика Фауста созидательна. Фауст отвергает лишь ненужное, устаревшее и борется за новое, прогрессивное.

Итак, развитие включает в себя ряд следующих друг за другом отрицаний. Какова же общая структура процесса развития? Наблюдая такие циклические процессы, как смену дня и ночи, чередование времён года, смену поколений животных и людей, многие древние мыслители пришли к идее круговорота в мироздании. Представители древнегреческой школы пифагорейцев даже «вычислили» так называемый мировой год (10800 лет), в течение которого мир совершает полный цикл и всё возвращается в исходное состояние. В XVIII в. эта идея получила особенно большое распространение и оформилась в теорию развития как движения по замкнутому кругу. Итальянский философ Дж.Вико (1668-1744) распространил эту теорию на существование общества: всякая цивилизация, пережив периоды детства, юности, зрелости и старости, погибает; на её месте может возникнуть новая цивилизация, которая, пройдя названные этапы, тоже перестаёт существовать и т.д.

Теория круговорота – это метафизическая концепция, абсолютизирующая момент цикличности, повторяемости в развитии. В структуре всеобщего движения цикличность существует в двух формах: 1)как относительно самостоятельный процесс, например, чередование дня и ночи или работа мотора; в этом случае развития нет, а имеется просто круговое движение; 2)как момент сложного процесса развития, например, смена поколений животных в ходе естественного отбора. Во втором случае цикличность сочетается с восходящим, поступательным движением, переходом от простого к сложному. Сочетание цикличности (круга) и поступательности (восходящей прямой) и даёт развитие. Впервые это положение глубоко обосновал Гегель. Он показал, что развитие происходит не по кругу и не по прямой, направленной вверх, а по восходящей спирали. Почему же так происходит?

В одном цикле развития можно выделить три ступени. Гегель назвал их «тезис», «антитезис», «синтез». Исходная ступень – старое качество. В силу действия внутренних противоречий оно отрицается новым. Это новое состояние также имеет свои противоречия и под их действием подвергается отрицанию. Второе отрицание служит отрицанием первого, или отрицанием отрицания. Поэтому в результате второго отрицания происходит возврат системы к старому состоянию. Но, поскольку и при первом и при втором отрицании в силу его диалектичности позитивные моменты отрицаемого в основном сохраняются, а негативные отбрасываются, то возврат к старому осуществляется не в плоскости круга, а на качественно более высоком уровне (см. рис.5). Например, при исследовании сущности света вначале была выдвинута идея о том, что он есть совокупность движущихся частиц, корпускул. Затем возникла противоположная идея, согласно которой свет есть поток непрерывных волн. В XX в. обнаружили, что ни один из этих взглядов сам по себе не объясняет реальности. Противоречие двух противоположных взглядов разрешилось путём их синтеза в новой теории, которая рассматривает свет как единство корпускулярных и волновых свойств. Ещё пример: семена растений – растения – новые семена, видоизменённые естественным отбором.

В связи с тем, что на третьей ступени развития происходит объединение моментов двух предыдущих ступеней, обсуждаемый закон именуется ещё законом диалектического синтеза. Благодаря этому синтезу с каждым циклом происходит рост содержания системы, его обогащение, а также ускорение развития, повышение его темпов. Поэтому наиболее наглядной моделью прогрессивного развития будет конусообразная спираль, расширяющаяся кверху, где одновременно есть движение и вширь и вверх.

Из всех законов диалектики обнаружение действия закона отрицания отрицания наиболее сложно. Действие закона диалектической противоречивости обнаруживается в каждом пункте развития, закон перехода количества в качество выявляется при рассмотрении одного этапа, а закон отрицание отрицания – при рассмотрении по крайней мере одного цикла (или двух этапов, включающих три ступени). Например, если мы возьмём один год из жизни человека, то едва ли обнаружим на этом отрезке действие закона отрицания отрицания. Но если мы бросим взгляд на всю жизнь человека, то увидим, что она представляет собой своеобразную спираль: первый виток – дошкольный период, второй – школа, третий – вуз, следующий – профессиональная деятельность и т.д. На каком-то этапе жизни фокус наших интересов перемещается на детей и, как поётся в известной песне, «вновь мы с ними пройдём детство, юность, вокзал и причалы; будут внуки потом, всё опять повторится сначала».

Почему данный закон не именуется просто законом отрицания? Если бы он так назывался, то в нём фиксировалось бы только то, что в процессе развития происходит смена старого новым. А это было бы неполной характеристикой развития. Когда же мы говорим « отрицание отрицания», то подразумеваем, что в результате второго отрицания осуществляется синтез положительных моментов развития и возникает спиралевидность – происходит повторение некоторых существенных черт старого на более высоком уровне, в более развитом состоянии.

Закон отрицания отрицания определяет методологические принципы правильной, или конструктивной, критики, которая играет существенную роль в развитии демократического общества. Критика должна быть не апологетической (восхваляющей, фиксирующей лишь положительные моменты) и не нигилистической (деструктивной, фиксирующей лишь отрицательные стороны), а конструктивной. Последняя базируется на двух принципах – объективности и конструктивизма. Критика должна раскрыть и положительные и отрицательные стороны так, как они имеют место в рассматриваемом объекте. Она должна содержать также план, программу устранения негативных моментов и наращивания позитивных. Именно такая критика способствует развитию культуры и совершенствованию общества. В СССР преобладала апологетическая критика, в начале 90-х годов XX в. в России превалировала деструктивная критика, теперь наступило время конструктивной критики.

Кроме рассмотренных трёх законов диалектики, называемых часто основными, существует ещё ряд законов, выражаемых с помощью парных категорий (законы связи единичного и общего, необходимости и случайности, сущности и явления и др.). К их рассмотрению мы и переходим.

Рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии. На этом основании он противопоставлял формальной логике Аристотеля свою диалектическую логику .

Подвергнув критике точку зрения, что противоречия являются логической ошибкой и свойственны только ограниченному мышлению, он показал их всеобщий и объективный характер: «Нет предмета, в котором нельзя было бы найти противоречия, то есть противоположных определений, так как не противоречащий себе предмет есть чистое отвлечение рассудка, насильственно удерживающего одну из двух определенностей и старающегося затемнить и устранить сознание другой определенности, содержащейся в первой».

Диалектическое противоречие, по его мнению, является источником развития. Противоречие Гегель называл корнем всякого движения и жизненности. Нечто, подчёркивал он, движется, обладает импульсом и деятельностью, «лишь поскольку… имеет в самом себе противоречие». Хотя сам он не был до конца последователен и пришёл к выводу о необходимости примирения, нейтрализации противоречия, что означало, по словам Маркса, его капитуляцию перед действительностью.

Противоречие в диалектическом материализме

В диалектическом материализме под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве.

Диалектическая противоположность - это только сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу».

Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент так же необходим, как и другой. Самым простым примером служит древнекитайский пример: мужчина и женщина в их отношениях.

Развитие объективного мира есть раздвоение единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий на новых этапах. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим, внешним, а борьба противоположностей - абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития.

Диалектическое противоречие, столкновение, борьба противоположностей является наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития. Характер противоречия зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба.

Различают следующие противоречия:

  • Внутренние противоречия - это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развёртыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.
  • Внешние противоречия - это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.
  • Антагонистические противоречия - это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин "антагонизм" распространён в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своём чистом виде антагонизм проявляется редко - в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п.

Диалектические противоречия можно проиллюстрировать примерами и в природе, и в обществе. С момента возникновения какого-либо объекта и до его превращения в другой объект в нём действуют специфические противоречия: притяжение и отталкивание в форме приближения и удаления масс, положительные и отрицательные электрические заряды, химическое соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах, возбуждение и торможение нервного процесса, общественное сотрудничество и борьба.

Во внутривидовых и межвидовых отношениях противоречия выступают в форме конкурентной борьбы между особями одного вида, если они ограничены в жизненных условиях, и особенно в форме межвидовой борьбы. Результатом действия противоречий между организмом и средой, в том числе и другими организмами, и формой разрешения противоречия является естественный отбор .

В общественных явлениях возникают совершенно другие типы противоречий и формы их разрешения: между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, между государствами, между старым и новым во всех их проявлениях. Общественные противоречия могут иметь либо антагонистический, либо неантагонистический характер.

Объективная противоречивость бытия и мышления находит своё выражение в противоречивости процесса познания человеком действительности. Уже сам по себе факт констатации противоречий в науке представляет собой выявление и постановку проблемы, что имеет огромное значение для развития познания.

Критика концепции диалектического противоречия

Аргументированную критику диалектики гегелевского типа даёт К. Поппер в статье «Что такое диалектика?». К.Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятие «противоречие» имеет определённое логическое значение, отличное от диалектического. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...