Спиркин основы философии. Философия
Название: Философия: Учебник
М.: Гардарики, 2006. - 736 с. (2-е изд.)
ISBN 5-8297-0098-7
PDF
3,7 Мб
Качество: текст с сохранением исходной структуры
Язык: Русский
Автор учебника Л.Г. Спиркин
- член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводного слова, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философского раздела; основ общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытия в мире, вопросы души, сознания и разума, теория познания; социальной философии, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.
Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.
Оглавление
Раздел первый
История философии
Глава 1. Античная философия
Глава 2. Философия средневековья
Глава 3. Философия эпохи Возрождения
Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий
Глава 5. Философия французского Просвещения
Глава 6. Немецкая классическая философия
Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков
Глава 8. Русская философия
Раздел второй
Основы общей философии
Глава 9. Учение о бытии
Глава 10. Человек и его бытие в мире
Глава 11. Душа, сознание и разум
Глава 12. Теория познания
Раздел третий
Основы социальной философии и философии истории
Глава 13. История социальной философии и историософии
Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории
Глава 15. Общество и человечество, нация и семья
Глава 16. Экономическая философия
Глава 17. Политическая философия
Глава 18. Духовная жизнь общества
Глава 19. О роли народных масс и личности в истории
Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса
Именной указатель
Поэтому разум у Гегеля предстает как надындивидуальное, всемирно-историческое начало, которое осуществляется в истории как развитие мирового духа, или абсолютной идеи. Вся история есть, по существу, история мысли, история саморазвития разума. Отсюда история в своей основе оказывается логическим процессом, т.е. суть лишь реализация логики. В этом выразилось общее панлогическое воззрение Гегеля. Цель всемирной истории, по Гегелю, заключается в познании мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе он проходит ряд конкретных ступеней, воплощаясь в понятии народного духа (заключающегося в единстве законов, государственных учреждений, искусства, религии и философии). Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, в то время как другие народы уже прошли этап своего наивысшего расцвета, исчерпав свои возможности, и клонятся к закату, а иные еще только нарождаются, находясь, по историческим масштабам, в детском возрасте. Согласно Гегелю, разум в истории осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания мирового духа. Но процесс этот не хаотический. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Ему соответствуют четыре этапа в этом восхождении: восточный мир; греческий мир; римский мир; германский мир. У восточных народов не было свободы; свободным признается лишь один - деспот, поэтому свобода здесь - произвол, разгул страсти, с одной стороны, а с другой - слепое повиновение как характерная черта народного духа. Греко-римскому миру свойственно наличие свободы, но она осознавалась лишь в ограниченных пределах - для некоторых. Поэтому государственное устройство греко-римского мира не исключало рабства. Но народный дух греческого и римского миров имел разную ориентацию. Если для греческого мира характерным было осуществление принципа "прекрасной индивидуальности", то для римского - "абстрактной всеобщности". Полная свобода, по Гегелю, нашла воплощение лишь у германских народов, которые в своем историческом развитии, унаследовав плоды Реформации и Французской революции, достигли всеобщей гражданской и политической свободы. Таким образом, согласно Гегелю, всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой великое шествие мирового духа по своеобразным ступеням непрерывного исторического процесса. Действительную историю Гегель связывает с государственно-правовой организацией жизни народа, а прогресс в сторону разумного государственного устройства - с историческим прогрессом вообще. "В наличном бытии народа субстанциальная цель состоит в том, чтобы быть государством и поддерживать себя в качестве такового. Народ без государственного устройства (нация как таковая) не имеет собственно никакой истории, подобно народам, существовавшим еще до образования государства, и тем, которые еще и цоныне существуют в качестве диких наций" . В конечном итоге Гегель стремился обосновать мысль, что именно германский народ, который якобы уже установил разумное государственное устройство, и есть настоящий нрси-тель всемирно-исторического прогресса. Таким образом, история, представленная как саморазвитие мирового духа, есть высший этап объективно-идеалистической философии. Следует отметить, что в рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и необходимости. Государство, по его представлению, есть божественная идея в ее земной оболочке, цель всемирной истории, где свобода получает свою объективность; разумная необходимость, мировой дух находят в нем свое осуществление. Здесь разумное утверждает себя как необходимое субстанциональное; свобода становится всеобщим, объективным требованием, а человек - поистине несвободным, поскольку он признает это необходимое как закон и следует ему как "субстанция нашего собственного существования" .
образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений
ГАРДАРИКИ
Рецензенты:
д-р философских наук, проф. П. В. Алексеев
д-р философских наук, проф. Л. Е. Серебряков
Спиркин А.Г.
С72 Философия: Учебник.-2-е изд. - М.: Гардарики, 2004.- 736с.
ISВN 5-8297-0098-7 (в пер.)
Автор учебника А.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.
Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.
УДК 1(075.8)
ББК87
В оформлении переплета использован фрагмент картины Сальвадора Дали “Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера” (1940)
Isbn 5-8297-0098-7
© “Гардарики”, 1999
© Спиркин А.Г., 1999
Вводное слово 8
§ 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания 8
§ 2. Философия и мировоззрение 10
Раздел Первый 15
История философии 15
Глава 1 15
Античная философия 15
§ 1. От мифа к Логосу 15
§ 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 17
§ 3. О семи мудрецах 18
§ 4. Пифагор и его школа 20
§ 5. Гераклит Эфесский 20
§ 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, 22
§ 7. Эмпедокл 25
§ 8. Анаксагор 27
§ 9. Атомизм Левкиппа - Демокрита 29
§ 10. Софисты и софистика: Протагор, 31
Горгий и Продик 31
§ 11. Сократ 33
§ 12. Платон 35
§ 13. Аристотель 39
Философия раннего эллинизма 43
§ 14. Киники и скептики 43
§ 15. Эпикур и эпикурейцы 45
§ 16. Стоицизм 47
§ 17. Неоплатонизм: Плотин и другие 49
неоплатоники 49
Глава 2 51
Философия средневековья 51
§ 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская 56
философия 56
§ 3. П. Абеляр 58
§ 4. Фома Аквинский 59
§ 5. Р. Бэкон 61
§ 6. Д. Скот 62
§ 7. У. Оккам 63
§ 8. Об универсалиях 63
Глава 3 64
Философия эпохи Возрождения 64
§ 1. М. Монтень 65
§ 2. Пико делла Мирандола 65
§ 3. Николай Кузанский 66
§ 4. Я. Бёме 66
§ 5. Дж. Бруно 67
Глава 4 68
Западноевропейская философия 68
ХVП-ХVШ столетий 68
§ 1. Ф. Бэкон 69
§ 2. Т. Гоббс 70
§ 4. Б. Паскаль 73
§ 5. Б. Спиноза 74
§ 6. Дж. Локк 75
§ 7. Г. Лейбниц 76
§ 8. Дж.. Беркли 77
§ 9. Д. Юм 77
Глава 5 78
Философия французского 78
Просвещения 78
§ 1. Вольтер 79
§ 2. Ж.Ж. Руссо 80
§ 3. Д. Дидро 81
§ 4. П. Гольбах 82
Глава 6 84
Немецкая Классическая философия 84
§ 1. И. Кант 84
§ 2. И.Г. Фихте 91
§ 3. Ф. Шеллинг 92
§ 4. Г. Гегель 93
§ 5. Л. Фейербах 96
Глава 7 98
Западная философия конца 98
ХIХ-ХХ веков 98
§ 1. А. Шопенгауэр 98
§ 2. С. Кьеркегор 100
§ 4. А. Бергсон 104
§ 5. Ч. Пирс 105
§ 7. Дж. Дьюи 107
§9. Представители герменевтики 109
§ 10. М. Шелер 110
§ 11. П. Тейяр де Шарден 112
§ 12. М. Хайдеггер 112
§ 13. К. Ясперс 114
§ 14. Ж.П. Сартр 117
§ 15. Позитивизм О. Конта 119
§ 16. Неопозтивисты 121
§ 17. Б. Рассел 122
§ 18. Л. Витгенштейн 122
§ 19. К. Леви-Строс 123
§ 20. К. Поппер 124
Глава 8 125
Русская философия 125
§ 1. М.В. Ломоносов 126
§ 2. А.Н. Радищев 127
§ 3. П.Я. Чаадаев 128
§ 4. Славянофилы 129
§ 5. Западники 129
§ 6. Л.Н. Толстой 132
§ 7. Ф.М. Достоевский 132
§ 8. Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов 134
§ 9. В.С. Соловьев 134
§ 10. О философии XX века 136
Раздел второй 139
Основы общей философии 139
Глава 9 139
Учение о бытии 139
§ 1.Бытие как всеохватывающая 139
реальность 139
§ 2. Историческое осознание 141
§ 3. Объективное бытие и Я-бытие 143
§ 4. О метафизике 145
§ 5. Иерархия типов реальности 146
§ 6. Бытие как проблема 148
§ 7. Материя 150
§ 8. Движение 156
§ 9. Пространство и время 158
Глава 10 191
Человек и его бытие 191
§ 1. Общее понятие о человеке 191
§ 2. О многомерности человека 194
§ 3. Человек и человечество 201
§ 4. Личность и Я 203
§ 5. Идея личностной уникальности 207
Глава 11 209
Душа, сознание и разум 209
§ 1. Общее представление о душе 210
§ 2. Душа и тело 212
§ 3. Душа и проблема единства 214
духовно-идеального и материального 214
§ 4. Что такое сознание 218
§ 5. Сознание, самосознание и рефлексия 220
§ 6. Сознание и сфера бессознательного 221
§ 7. О психике животных 224
§ 8. О рассудке и разуме, уме и мудрости 228
§ 9. Сознание, язык, общение 230
Глава 12 235
Теория познания 235
§ 1. Сущность и смысл познания 235
§ 2. Проблема познаваемости мира 239
и философский скептицизм 239
§ 3. Виды познания 247
§ 4. Соотношение знания и веры 254
§ 5. Субъект и объект познания 255
§ 6. Познание, практика, опыт 257
§ 7. Идеальные побудительные 259
силы познания 259
§ 8. Что есть истина 260
§ 9. Чувственное, эмпирическое и 268
теоретическое познание 268
§ 10. Мышление: его сущность и 273
основные формы 273
§ 11. Методы и приемы исследования 281
§ 12. Об открытии и изобретении 288
§ 13. Остроумие и интуиция как способы 291
и формы познания и творчества 291
§ 14. Доказательство и опровержение 293
Раздел третий 295
Основы социальной философии 295
и философии истории 295
Глава 13 295
История социальной философии 295
и историософии 295
§ 1. Зарождение социально-исторического 296
сознания 296
§ 2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и 297
мыслителей эпохи Возрождения 297
§ 3. Социальная и историософская мысль 298
Нового и Новейшего времени 298
Глава 14 312
Закономерное, случайное и 312
стихийное в истории 312
§ 1. Идея общественно-исторической закономерности 312
§ 2. Объекти6нов и субъективное 315
в социально-историческом процессе 315
§ 3. Стихийное и сознательное 6 истории 316
Глава 15 318
Общество и человечество, 318
нация и семья 318
§ 1. Общество как едино-цельная система 318
определенного множества народа 318
§ 2. Человечество как едино-цельная 322
социально-планетарная система 322
§ 3. Сущность нации 325
§ 4. Любовь, брак, семья 329
§ 5. Вопросы демографии 332
Глава 16 334
Экономическая философия 334
§ 1. Философско-экономический 334
образ мышления 334
§ 2. Философия и психология труда 338
§ 3. Философия техники 342
§ 4. Человек, общество и природа: проблемы 346
экологии 346
§ 5. Собственность и 349
самоутверждение личности 349
§ 6. Сущность и составляющие 358
социально-экономического управления 358
§ 7. “Невидимая рука и зоркий глаз” государства 362
§ 8. Нравственно-психологические 368
устои экономики 368
Глава 17 371
Политическая философия 371
§ 1. Идея права: право власти и власть права 371
§ 2. Социальная справедливость как 375
правовая ценность 375
§ 3. Сущность государства 376
§ 4. Политическая власть 379
§ 5. Политика и нравственность 381
§ 6. Идея разделения властей 382
и институты власти 382
§ 7. Политический строй 383
либерально-демократического общества 383
§ 8. Либеральная демократия, права 387
человека и достоинство личности 387
§ 9. Недемократические политические режимы 388
§ 10. Тоталитарное разложение души 392
Глава 18 394
Духовная жизнь общества 394
§ 1. Общественное сознание: сущность, уровни, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества 395
§ 2. Политическое сознание 405
§ 3. Правосознание и его культура, правовое 407
послушание 407
§ 4. Нравственное сознание 409
§ 5. Философия религии 413
§ 6. Эстетическое сознание и философия 419
искусства 419
§ 7. Научное сознание и мир науки 426
§ 8. Философия Культуры 429
Глава 19 433
О роли народных масс и личности 433
в истории 433
§ 1. Народ как основная практически 433
созидающая сила истории 433
§ 2. Толпа и ее психология 436
§ 3. О роли личности в истории: 437
стратегический ум, характер и воля вождя 437
Глава 20 443
Смысл истории и идея 443
исторического прогресса 443
§ 1. О смысле истории 444
§ 2. Об историческом прогрессе 445
Вводное слово
§ 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.
Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы “растопыренные” пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.
Можно было бы сказать, что философия - это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью 1 . Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово “философия” восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм 2 и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство 3 , особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д.. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
Каждая наука - это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков 4 . Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот “интеграл”, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.
“Ее задача - не одна какая-нибудь стброна существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство” 5 .
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии - таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (Или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.
О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет, много споров. Мы не собираемся углубляться в дебри этих споров, а очень кратко выразим свою позицию. Философия - это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.
Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только на эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.
В заключение можно отметить, что философия существует и развивается не только, если можно так выразиться, в академической, университетской форме, в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.