Журнал богословские труды. Датировка и степень сохранности

, : вып. 40 (2005 г.) - №21402 . 398 с.

Вып. 41 (сдвоенный). 2007 г. 592 с. №21403 .

ВЫПУСК 42 (2009)

ИЗ СВЯТООТЕЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Преподобный Иоанн Дамаскин. Трактат о правомыслии (пер. с древнегреч. и примеч. А. Р. Фокина)

Пресвитер Евтропий. Книга о подобии плоти греха (предисл. и пер. с лат. С. С. Кима).

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И ПАТРОЛОГИЯ

А. В. Серёгин. К вопросу о двух Оригенах

Д. С. Бирюков. Тема описания человека через «схождение особенностей» у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст

В. Н. Лосский. Понятие «аналогий» у Псевдо-Дионисия Ареопагита (пер. с франц. М. Ю. Реутина)

Марко Скарпа. Учение о Евхаристии в творениях свт. Григория Паламы

А. Г. Дунаев. Богословие Евхаристии в контексте паламитских споров

М. М. Бернацкий. Присутствие Христа в Евхаристии «по сущности (kat’ ousian)»: к вопросу об интерпретации и источниках одного места из гомилии о Евхаристии Георгия (Геннадия) Схолария

С. С. Хоружий. Опыт преображения у прп. Силуана Афонского

АГИОГРАФИЯ

А. Ю. Виноградов. «Деяния Андрея и Матфия»: композиция текста и богословие апокрифа

ИЗ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ

Прот. Георгий Флоровский. Письмо к Энн Сполдинг от 27 февраля 1940 года (Предисл., публикация и пер. И. А. Кукоты)

П. А. Флоренский. О терафимах. Что такое идолы Лавана, и с какой целью Рахиль похитила их у отца? (Предисл., публикация и примеч. А. В. Пономарева)

КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС

Ю. В. Нестеренко. Церковные календари и пасхалия (математический подход)

РЕЦЕНЗИИ

Bralewski S. Obraz papiestwa w historiografii koscielnej wczesnego Bizancjum. Lódz: Wydawnictwo uniwersytetu Lódzkiego, 2006. (Byzantina Lodziensia; 10)

Mistici Bizantini / A cura di A. Rigo. Torino: Giulio Einaudi editore, 2008 (А. Г. Дунаев)

Григорий Палама, свт. Трактаты / Пер. с греч. и примеч. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар, 2007. (Патристика: тексты и исследования) (А. Г. Дунаев)

Максим Исповедник, прп. Вопросы и затруднения. Quaestiones et dubia / Вступ. статья, пер. и комм. П. К. Доброцветова. М., 2008 (Г. И. Беневич)

Nienhuis D. R. Not by Paul Alone: The Formation of the Catholic Epistle Collection and the Christian Canon. Waco (Texas), 2007 (А. А. Ткаченко)

Gallagher C., S. J. Church Law and Church Order in Rome and Byzantium: A Comparative Study. Aldershot: Ashgate, 2002. (Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs; Vol. 8) (А. Г. Бондач)

Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta: Editio critica. I: The Oecumenical Councils: From Nicaea I to Nicaea II (325–787) / Cur. G. Alberigo et al. Turnhout: Brepols, 2006. (CC) (А. Г. Бондач)

Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского / Пер. с греч., предисл. и комм. архим. Амвросия (Погодина); вступ. ст. и ред. перевода Г. М. Прохорова. СПб., 2007. (Библиотека христианской мысли. Источники) (М. М. Бернацкий)

Символ. Журнал христианской культуры, основанный Славянской библиотекой в Париже. № 51. П.; М., 2007 (Н. П. Волох)

КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ

V Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 г.)

ВЫПУСК 41 (2007)

ИЗ СВЯТООТЕЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Византийские догматические толкования на Иисусову молитву (предисл. и послесл. А. Г. Дунаева, пер. с древнегреч. и прим. В. Г. Патрина и А. Г. Дунаева)

Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея. Книги 10–11 (предисл., пер. и прим. А. В. Серёгина)

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Вл. Лосский. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта (гл. 3) (пер. с франц. Г. В. Вдовиной)

М. М. Бернацкий. Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви (к вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление»)

Ж.-К. Ларше. Христологический вопрос. По поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические проблемы (пер. с франц. иеромонаха Саввы (Тутунова))

БИБЛЕИСТИКА

А. А. Алексеев. Септуагинта и ее литературное окружение

АГИОГРАФИЯ

А. Ю. Виноградов. Предания об апостольской проповеди на восточном берегу Черного моря

ЛИТУРГИКА

Диакон Михаил Желтов. Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках

ИЗ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ

«Дело об афонских монахах» в Канцелярии Святейшего Синода Российской Церкви (материалы подготовлены к печати епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым))

К 125-летию со дня рождения и 70-летию со дня кончины священника Павла Флоренского

ФИЛАРЕТ, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси. Священник Павел Флоренский

П. А. Флоренский. Св. Иаков, Брат Господень (характеристика «Послания» и личности) (публикация Е. С. Полищука)

В. П. Визгин. Соотношение платонистской и экзистенциальной установок в религиозной философии Павла Флоренского

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

К 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви

Е. В. Иванова. Святейший Патриарх Тихон и голод 1921–1922 гг. в России

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Kranz D. K. Bibliografia delle bibliografie patristiche e materie affini: Un sussido didattico e di ricerca. Roma: Ateneo Pontifico Regina Apostolorum, 2005. (Sussidi e strumenti didattici; 3) (А. Г. Дунаев)

?γ?ου Συμε?ν το? Ν?ου Θεολ?γου ?λφαβητικ? κεφ?λαια / Ε?σαγωγ? - Κε?μενο - Νεοελληνικ? ?π?δοση ?π? Μοναχο?ς τ?ς ?ερ?ς Μον?ς Σταυρονικ?τα. ?γιον ?ρος, 2005 (А. Г. Дунаев)

Enoch and Qumran Origins: A New Light on a Forgotten Connection / Ed. G. Boccaccini. Grand Rapids/Cambridge: Eerdmans, 2005 (А. А. Ткаченко)

Richards E. Randolph. Paul and First-Century Letter Writing: Secretaries, Composition, and Collection. Downers Grove (IL): InterVarsity Press, 2004 (А. А. Ткаченко)

Петр (Л’Юилье), архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов / Пер. с франц. под ред. прот. В. Цыпина; Науч. ред. прот. В. Цыпин. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005 (А. Г. Бондач)

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви). Сост., предисл. и прим. М. А. Бабкин. М.: «Индрик», 2006 (А. Г. Кравецкий)

Несколько замечаний по поводу книги В. Н. Лосского «Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта» (М. Ю. Реутин)

КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ

Прот. Николай Макар, И. В. Назаров, Н. Г. Филиппенко. Международная научная конференция «Православие и мир: экклезиология–антропология–культура (памяти о. Сергия Булгакова (1871–1944), о. Василия Зеньковского (1881–1962), о. Александра Шмемана (1921–1983), о. Иоанна Мейендорфа (1926–1992)) (4–8 сентября 2006 года, Киев)»

В. П. Троицкий. Семинар «Русская философия» (традиция и современность)

ВЫПУСК 40 (2005)

ИЗ СВЯТООТЕЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Преподобный Максим Исповедник. О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия. Затруднение ХLI (пер. С. В. Месяц)

Афраат Персидский Мудрец. Тахвита о кающихся (пер. прот. Леонида Грилихеса и Г. М. Кесселя)

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

В. В. Петров. Соединения и деления ипостаси тварного в «О трудностях» ХLI преподобного Максима Исповедника

БОГОСЛОВИЕ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ

Епископ Афанасий (Евтич). Пролегомены к исихастской гносеологии

ЛИТУРГИКА

Диакон Михаил Желтов. Две византийские молитвы на перенесение святых мощей

АГИОГРАФИЯ

А. Ю. Виноградов. Апостольские списки - «забытая» страница христианской литературы

Е. Ю. Ендольцева. Становление иконографии святых апостолов Иоанна и Иакова Зеведеевых

ИЗ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ

Письма В. А. Кожевникова Ф. Д. Самарину (предисл. свящ. Александра Дубинина; коммент. свящ. Александра Дубинина, И. В. Дубининой и А. Д. Кожевииковой)

АПОЛОГЕТИКА

Диакон Сергий Соколов. Эволюция и креационизм

БИБЛИОГРАФИЯ

А. Н. Стрижев. Фома Кемпийский в России

КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ

Международная конференция «50 лет со дня прославления преподобного Никодима Святогорца (1749–809)»

Протоиерей Николий Макар, И. В. Назаров, Н. Г. Филиппенко. Международная научная конференция «Богословское и философское осмысление исихастской традиции» Семинар «Русская философия (традиция и современность)»

© Издательство Московской Патриархии | © Авторы публикаций

ВЫПУСК 39 (2004)

ИЗ СВЯТООТЕЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникийский. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы. Часть вторая. Опровержение учения Варлаама и Акиндина (главы 64-150) (пер. и коммент. А. И. Сидорова)

Афраат Персидский Мудрец. Тахвита о войнах (пер. прот. Леонида Грилихеса и Г. М. Кесселя)

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

В. Н. Лосский. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта (гл. 3) (пер. Г. И. Вдовиной)

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ

Свящ. д-р Петер ПЛАНК. Богословские и пастырские размышления о православной практике крещения (пер. Б. Б. Вика)

ИЗ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ

«Дело об афонских монахах» в Канцелярии Святейшего Синода Российской Церкви. Материалы подготовлены к печати епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым)

Л. П. Карсавин. О совершенстве (пер. А. Ковтун, предисл. и коммент. С. С. Хоружего)

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

А. Г. Кравецкий. К истории снятия клятв на дониконовские обряды

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

С. Н. Скоков. Фундаментальная библиография исихазма

Диакон Андрей Глущенко. По поводу издания лекций профессоров Н. И. и А. И. Сагарды

А. Г. Дунаев. Византийское богословие и его предание. Т. 2. (XIII-XIX вв.) / Под общ. ред. К. Дж. Контичелло и В. Контичелло. Тюрну: Изд-во «Брепольс», 2002

А. Н. Стрижев. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Протоиерей Николай Макар, И. В. Назаров, Н. Г. Филиппенко. Международная научно-теоретическая конференция «Православие и славянофильская традиция в русской религиозной философии»

ВЫПУСК 38 (2003)

ФИЛАРЕТ, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель Редакционной коллегии сборника «Богословские труды». Выступление на заседании Редакционной коллегии сборника «Богословские труды» 14 марта 2002 года

ИЗ СВЯТООТЕЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникийский. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы (главы 1-63) (пер. и предисл. А. И. Сидорова)

Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXI (пер. А. И. Сидорова)

Августин Блаженный, епископ Иппонский. Рассуждения на Евангелие от Иоанна. Рассуждение 1 (на Ин. 1, 1-5) (пер. С. А. Степанцова)

Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна (т. I, гл. I-XIX) (пер. А. Г. Дунаева)

Афраат Персидский Мудрец. Тахвита о сынах Завета (пер. прот. Леонида Грилихеса и Г. М. Кесселя)

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ К 100-летию со дня рождения В. Н. Лосского

В. Н. Лосский. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта (гл. 1-2)

В. Н. Лосский. Догмат Церкви и экклезиологические ереси (пер. В. Тюшагина)

Протоиерей Владимир Башкиров. Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах

Свящ. д-р Петер ПЛАНК. Является ли христианство монотеистической религией? Очерк по богословию Троицы

ЛИТУРГИКА

М. С. Желтов. Древние александрийские анафоры

А. М. Пентковский. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ

Г. М. Кессель. Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по «Тахвите о сынах Завета»

БИБЛИОГРАФИЯ

Е. С. Полищук. Сборник «Богословские труды» (предыстория, история и обзор содержания)

ИЗ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ

«Дело об афонских монахах» в Канцелярии Святейшего Синода Российской Церкви. Материалы подготовлены к печати епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым)

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ издательский совет русской православной церкви под председательством Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси многие годы выпускал сборники богословских трудов на разные темы.

Вашему вниманию предлагается сборник 41.

Богословские труды – сборник 41 - Московская патриархия

Москва: Издательский совет русской православной церкви, 2007. - 590 с.

ISBN: 5-94625-075-2

Богословские труды – сборник 41 - Московская патриархия – Содержание

Из святоотеческого наследия

    Византийские догматические толкования на Иисусову молитву

    Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея. Книги 10-11

Догматическое богословие

    Вл. Лосский. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта (гл. 3)

    М. М. Бернацкий. Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви

    Ж.-К. Ларше. Христологический вопрос. По поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и эккле- зиологические проблемы

Библеистика

    А. А. Алексеев. Септуагинта и ее литературное окружение

Агиография

    Ю. Виноградов. Предания об апостольской проповеди на восточном берегу Черного моря

Литургика

    Диакон Михаил Желтов. Чин Божественной литургии в древнейших (Х1-Х1У вв.) славянских Служебниках

Из русской религиозной мысли

    «Дело об афонских монахах» в Канцелярии Святейшего Синода Российской Церкви. Материалы подготовлены к печати епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым)

    К 125-летию со дня рождения и 70-летию со дня кончины священника Павла Флоренского – Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, председатель Редакционной коллегии сборника «Богословские труды». Священник Павел Флоренский

    П. А. Флоренский. Св. Иаков, Брат Господень (характеристика «Послания» и личности)

    П. Визгин. Соотношение платонистской и экзистенциальной установок в религиозной философии Павла Флоренского

История церкви

    К 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви – Е. В.Иванова. Святейший Патриарх Тихон и голод 1921-1922 гг. в России

Критика и библиография

    Кранц Д. К. Библиография библиографий по патристике и смежным дисциплинам: Пособие для учащихся и исследователей. Рим, 2005

    Святого Симеона Нового Богослова «Алфавитные главы» / Введение, текст, пер. монахов священнообители Ставроникита. Афон, 2005

    Книги Еноха и кумранские источники: Новый взгляд на забытую связь / Ред. Г. Боккачини. Гранд Рэпидс; Кэмбридж, 2005

    Ричардс Е. Рэндольф. Апостол Павел и эпистолография I века: секретари, составление и собирание писем. Даунерс Гроув, 2004

    Петр (Л’Юилье), архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов / Пер. с франц. под ред. прот. В. Цыпина; Науч. ред. прот. В. Цыпин. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005 (А. Г. Бондач)

    Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви)

    Несколько замечаний по поводу книги В. Н. Лосского «Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта»

Конференции и семинары

    Прот. Николай Макар, И. В. Назаров, Н. Г. Филиппенко. Международная научная конференция «Православие и мир: экклезиология - антропология - культура (памяти о. Сергия Булгакова (1871-1944), о. Василия Зеньковского (1881-1962), о. Александра Шмемана (1921-1983), о. Иоанна Мейендорфа (1926-1992))

    В. Т. Семинар «Русская философия (традиция и современность)»

Богословские труды – сборник 41 - Московская патриархия – Ориген – Комментарий на Евангелие от Матфея. Книги 10-11

1. Датировка и степень сохранности

«Комментарий на Евангелие от Матфея» (далее - CM) относится к позднему периоду творчества Оригена (185-253). Согласно Евсевию Кесарийскому, он был создан в царствование Филиппа Араба (244-249) наряду с трактатом «Против Цельса», «Комментарием на 12 пророков» и многочисленными гомилиями или проповедями, которые Ориген только с этого времени позволил записывать стенографистам (Hist. Eccl. 6, 34. 36). Более точная датировка, предлагаемая Жиро, издателем 10-11 книг комментария в серии Sources chrétiennes, относит СМ к 246 г.

В указанном месте Евсевий упоминает также, что оригеновский комментарий состоял из 25 книг. От первых 9 книг сохранились лишь незначительные фрагменты. Книги 10-17, дошедшие до нас в греческом оригинале, содержат толкование на Мф. 13:36 – 22:33 (причем 11 книга доходит до Мф. 15:38 включительно). Сохранился также датируемый 5 или 6 в. анонимный латинский перевод (Vetus interpetatio) большой части комментария, начиная с 9 главы 12 книги и почти до конца. Он включает толкование на Мф. 16:13 – 27:65 . Таким образом, от оригинального греческого сочинения до нас дошло меньше половины. Тем не менее, наряду с сохранившейся частью «Комментария на Евангелие от Иоанна», восемь книг CM представляют собой наиболее объемный нефрагментарный текст, по которому мы можем непосредственно судить о работе Оригена в жанре библейского комментария.

2. СМ, 10-11 и оригеновская экзегеза

Несмотря на то, что нередко имя Оригена ассоциируют прежде всего с рядом неортодоксальных гипотез метафизического и космологического содержания, выдвинутых им в трактате «О началах» (далее - РА), можно с полным правом утверждать, что центральное место в его деятельности занимала не философия, а библейская экзегеза. Наряду с Ипполитом Римским Ориген был одним из первых христианских авторов, начавших писать специальные сочинения, посвященные систематической интерпретации отдельных книг Библии. Помимо подробных комментариев, в их число входили уже упоминавшиеся гомилии, стенографические записи его проповедей, а также краткие пояснительные схолии. Большинство созданных Оригеном произведений носили именно экзегетический характер.

Как экзегет, Ориген сформулировал известную теорию о существовании трех смыслов Писания – «телесного», «душевного» и «духовного» (РА 4, 2, 3-5). Впрочем, в контексте конкретной интерпретации того или иного библейского текста он совершенно не склонен систематически применять это различение, всякий раз указывая все три возможных смысла разбираемого им места или хотя бы квалифицируя усматриваемый им смысл как, скажем, «душевный» в отличие от «духовного». Если использовать в качестве примера СМ 10-11, то можно сказать, что для Оригена гораздо более характерны дуалистические противопоставления «очевидного» и «скрытого» смысла Писания, «истории» и «иносказания», «более простого» и «более глубокого» истолкований (ср., например, СМ 10: 1, 34-38; 5, 5-13; 14, 34-45; 18, 9-13; 23, 22-23). Некоторые из этих противоположений предполагают гармоничное соотношение этих двух уровней библейского текста, как в СМ 10, 14, 44-45, где говорится о восхождении к духовному смыслу с учетом буквы Писания, тогда как в других случаях Ориген допускает, что сказанное в Писании, будучи истинным в качестве иносказания, в историческом смысле может противоречить истине (10, 18, 9-13; ср. РА 4, 2, 9, 13-19).

Чаще всего «скрытый» или «иносказательный» смысл текста в СМ соответствует именно «духовному» смыслу из РА, т. е. речь идет о том, «образу и тени каких небесных вещей служили иудеи по плоти и тень каких будущих благ имеет закон» (РА 4, 2, 6, 12-14) . В таком случае Ориген демонстрирует, как различные события евангельской истории или евангельские притчи указывают на то, что Слово Божие было отвергнуто иудеями и стало достоянием язычников (например, 10, 16-18. 22-23; 11, 11.13-14). При этом сами иудеи и язычники, как и вообще различные народы, местности, города, существующие в земной действительности, могут рассматриваться как символы соответствующих элементов духовного мира, а именно - различных категорий духовных существ. Хорошим примером такого рода экзегезы, ближайшую аналогию которой Даниэлу находил в гностицизме, может служить СМ 11, 17. Вместе с тем букве Писания может противопоставляться и то, что обычно называют моральным смыслом, хотя в СМ 10-11 Ориген не фиксирует это противопоставление на терминологическом уровне.

Все же оно вполне очевидно, например, в СМ 11, 5-6, где евангельский эпизод из Мф. 14:22-32, в котором ученики попадают в бурю, а Иисус приходит к ним по воде, представлен как аллегорическое изображение испытаний и искушений, подстерегающих верующего в его земном существовании. Можно также заметить, что одним из объектов оригеновской экзегезы порой становится сама теория этой экзегезы, хотя бы потому, что скрытый смысл Писания, на взгляд дидаскала, зачастую заключается как раз в указании на тот факт, что у Писания есть скрытый смысл. Например, в СМ 10, 14, 47-62 более глубокий, в отличие от более простого, смысл Мф. 13:52, где говорится о «книжнике», который научается «Царству Небесному», усматривается Оригеном как раз в намеке на переход от буквального понимания Библии к скрытому в ней духовному учению.

Иносказательный смысл, по убеждению Оригена, присутствует в Библии повсюду. В принципе любое место Писания может стать отправной точкой для его постижения (10, 14, 53-57), следующий этап которого заключается в том, чтобы собрать все места библейского текста, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме (10, 1,29-33; 10, 15, 721; 11, 3, 52-56; 11,4, 4-10; 11, 17, 1-12). В сущности, Ориген исповедует идею исчерпывающего контекстуального анализа библейской лексики: чтобы понять, что хочет сказать Писание в каком-нибудь одном месте, надо учесть все другие места, где используются аналогичные выражения (на практике он, правда, склонен ограничиваться подбором нескольких наиболее показательных цитат - ср. 11, 4, 11-13). Конечно, такой контекстуальный анализ не носит собственно историко-филологического характера. Речь идет именно о реконструкции единого и непротиворечивого иносказательного смысла, наличие которого предполагается во всех библейских книгах вне зависимости от исторического контекста их возникновения. Например, в Мф. 6:20 говорится о «сокровищах на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют». Ориген привлекает текст Притч. 25:20: «Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека», - исходя из которого заявляет, что в Мф. 6:20 «моль» обозначает страсти вообще или печаль в частности (10, 14, 82-94). Такое толкование сегодня может показаться результатом произвольной ассоциации, но на самом деле оно представляет собой достаточно естественное следствие применения к библейскому тексту вполне определенных и по-своему строгих принципов интерпретации.

Богословские труды - научно-богословский журнал (сборник, альманах) публикуемый Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви
  • Официальный сайт: http://www.btrudy.ru/
  • Архив: http://www.btrudy.ru/archive/archive.html

Разрешение на выпуск сборника было получено у советской власти под предлогом развивавшихся международных контактов Русской Церкви , которая должна была обладать своим периодическим богословским изданием. Подготовка сборника велась с года. Сборник "Богословские труды" начал выпускаться с июня года как центральное научно-богословское рецензируемое издание Русской Православной Церкви. Долгие годы сборник (помимо "Журнала Московской Патриархии ", где издавались небольшие статьи, обычно популярного характера) был единственным изданием в СССР, публиковавшим серьезные работы по основным научно-богословским дисциплинам. Кроме очередных номеров (выходивших не вполне регулярно, в среднем - ежегодно), выпускались также тематические ненумерованные тома сборника.

Председатели редколлегии

  • Никодим (Ротов) (6 октября 1960 - 7 октября 1967) митр. Ленинградский
  • Антоний (Мельников) (7 октября 1967 - 29 мая 1986) митр. Ленинградский
  • Питирим (Нечаев) (1987 - 27 декабря 1994) митр. Волоколамский

Тридцать восьмой выпуск сборника “Богословские труды” представляет собой “первенца” реализации новой программы, составленной редакционной коллегией во главе с Высокопреосвященным Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, Председателем Богословской комиссии Русской Православной Церкви . Сразу следует сказать, что труды редколлегии не остались втуне: сборник разительно отличается от предыдущих выпусков и позволяет вспомнить времена своего славного прошлого.

Совершенно оправданным представляется то, что сборник начинается публикацией текста выступления Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на заседании редколлегии сборника 14 марта 2002 г., когда Владыка обнародовал новую программу издания “Богословских трудов”. Это позволяет вдумчивому читателю более четко понять логику составления сборника и представить себе его дальнейшие перспективы.

Разумеется, нереально было бы ожидать, что в первом же выпуске сборника новая программа будет реализована во всей своей полноте, тем более что она включает в себя не только определившиеся темы и направления, но и проблемы, которые еще предстоит решать. Но многое из программы уже нашло в выпуске свое отражение. По собственному опыту мы знаем, что периодические издания живут своей жизнью и подчас подсказывают редакции те или иные решения; это - признак их жизнеспособности. Будем надеяться, что в последующих выпусках “Богословских трудов” опубликованная программа не только будет находить свое все более полное воплощение, но и будет обогащаться в процессе издательской практики; это тем более вероятно, что она к этому явно предназначена, так как, как уже было сказано, содержит в себе проблемные установки, которые и будут разрабатываться в дальнейшем.

Собственно говоря, уже данный выпуск показывает, что сборник уверенно претендует на высокий статус основного богословского издания Русской Православной Церкви. Так, рубрика “Из святоотеческого наследия” включает такие значимые публикации, как “Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящим­ся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы” святителя Григория Паламы, Архиепископа Фессалоникийского (перевод, предисловие и при­мечания А. И. Сидорова; в данном выпуске опубликованы глл. 1–63), а также очередной фрагмент “Вопросоответов к Фалассию” преподобного Максима Исповедника (вопрос LXI, перевод и примечания того же автора, много лет работающего над этим творением преподобного Максима). Далее в той же рубрике опубликованы “Рассуждения на Евангелие от Иоанна” Блаженного Августина, Епископа Гиппонского (Рассуждение I, на Ин 1:1–5) в переводе и с предисловием С. А. Степанцова и “Комментарии на Евангелие от Иоанна” Оригена (т. I, глл. I–XX) в переводе и с предисловием А. Г. Дунаева. Нельзя не считать удачной находкой редакции то, что в одном выпуске соположены экзегетические творения Оригена и Августина с толкованием одного и того же текста; это не только придает сборнику некоторую академическую многомерность, поскольку демонстрирует сопоставительную святоотеческую экзегетику, но и несомненно очень полезно для читателя.

Наконец, рубрика завершается “Тахвитой о сынах Завета” малоизвестного у нас (мягко говоря) сироязычного церковного писателя Афраата по прозванию Персидский Мудрец, жившего в Иране в III–IV вв., в переводе протоиерея Леонида Грилихеса и Г. М. Кесселя. Последнему принадлежит статья «Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по “Тахвите о сынах Завета”», помещенная в рубрике “Нравственное богословие”. Такое разнесение единой темы по разным рубрикам может вызывать двоякое к себе отношение, но поскольку в “Альфе и Омеге” это принято, нам остается только поддерживать это решение, исходя из собственной традиции, строящейся на чисто формальных соображениях: так, в данном случае такой ряд авторов рубрики “Из святоотеческого наследия”, как святитель Григорий Палама, преподобный Максим Исповедник, блаженный Августин, Ориген и Г. М. Кессель выглядел бы скорее экзотическим, нежели внутренне оправданным и завершенным.

Рубрика “Догматическое богословие” разделена на две части, первая из которых посвящена столетнему юбилею выдающегося православного богослова В. Н. Лосского, - событию, которое невозможно было не отметить самым серьезным и вдумчивым образом. В этой части публикуются два труда Лосского: первая половина фундаментальной работы Владимира Николаевича “От­ри­цательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта”, подготовленной к печати С. С. Хоружим, которому принадлежат предисловие и примечания, и статья “Догмат Церк­ви и экклезиологические ереси” в переводе и с примечаниями В. В. Тюшагина. Будем надеяться, что сможем увидеть на страницах “Богословских трудов” и другие труды В. Н. Лосского, кроме окончания “Отрицательного богословия…”, но сделаем попутно небольшое замечание: в выпуске никак не отмечено, что публикация “Отрицательного богословия…” будет продолжена; это же относится и к творению святителя Григория Паламы, хотя в обоих этих случаях читатель увидит окончание данных работ в следующем выпуске.

Во второй части рубрики помещены две статьи: “Учение об апокатастисе до его осуждения на Вселенских Соборах” протоиерея Владимира Башкирова (статья представляет значительный интерес хотя бы потому, что в современном богословии учение об апокатастисе вновь и вновь оказывается в центре внимания) и полемическая работа священника д-ра Петра Планка “Явля­ется ли христианство монотеистической религией?”, содержащая критический взгляд на католическое тринитарное богословие (перевод Б. Б. Вика).

Рубрика “Литургика” содержит весьма ценные для изучения православной богослужебной традиции материалы: “Древние александрийские анафоры” М. С. Желтова (системное исследование с историческим очерком и текстами) и “Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы” А. М. Пентковского - классическое историко-текстологическое исследование, автор которого демонстрирует не только владение обширным материалом по истории Церкви, но и высокую степень умения его интерпретировать.

За рубрикой “Нравственное богословие”, которая уже была упомянута, следует заключительная рубрика “Библиография”, содержащая предысторию, историю и обзор содержания сборника “Богословские труды” (составил Е. С. Полищук), которую нельзя не признать крайне уместной и полезной на данном этапе существования сборника.

Даже такой вынужденно краткий обзор показывает, что 38-й выпуск сборника “Богословские труды” - серьезное богословское издание, отличающееся широтой тематики и академическим уровнем ее рассмотрения. А между тем этот выпуск следует рассматривать как начало, как своего рода заявку на бытование издания в богословской среде. Очевидно, к уже имеющимся рубрикам будут добавляться другие; некоторые рубрики приобретут характер “скользящих”, или, скорее, “мерцающих”, то есть будут появляться не в каждом номере. Этого не нужно опасаться, поскольку обычно такое положение дел диктуется как имеющимися в портфеле редакции работами, так и соображениями объема издания. В частности, можно выразить пожелание, чтобы сборник публиковал рецензии на наиболее богословски значимые книги. При том общем уровне, который заявлен в 38-м выпуске, мнение рецензентов “Богословских трудов”, как представляется, будет достаточно весомым.

Особо следует сказать о том, что “Богословские труды” призваны стать средообразующим изданием, то есть формировать круг православных богословов. С высокой степенью очевидности из этого следует, что должен быть сформирован и круг авторов (никоим образом не замкнутый и не определенный заранее; здесь редколлегия вынуждена ограничиваться пожеланиями). В этот круг с неизбежностью должны входить и молодые авторы, дабы обеспечивалась преемственность издательской традиции. Вышесказанное отнюдь не означает полной открытости сборника для публикаций; напротив, на редколлегию ложится тяжкое бремя отбора рукописей, что требует не только времени, но и, так сказать, особой издательской чуткости, потому что подчас нелегко (и по смыслу, и просто по-человечески) определить, какая рукопись безнадежна и исправлению не подлежит, с какой можно предложить поработать автору, а какая достойна редакторской обработки, пусть и самой кропотливой.

Опыт показывает, что о направленности и содержательных особенностях периодического издания можно выносить суждение только тогда, когда увидят свет пять-шесть его выпусков; примерно к тому же времени складываются и формальные характеристики издания. Пока что можно указать на ряд мелких недостатков, которые вполне могут быть устранены. Так, в оглавлении не указывается, что переводчикам принадлежат не только предисловия, но и примечания, хотя обычно принято это делать, и к тому же в большинстве работ (не только переводных) примечания настолько важны и содержательны, что, право же, достойны отдельного упоминания.

В дальнейшем было бы хорошо, если бы особо объемные публикации располагались в нескольких номерах; это позволило бы увеличить количество печатаемых работ и разнообразить содержание отдельных выпусков. Не нужно опасаться того, что выпуски сборника разделены значительными временными промежутками, потому что читательская аудитория “Богословских трудов” всегда характеризовалась - и тем более будет характеризоваться - высокой степенью постоянства.

Наконец, хотелось бы заметить, что во всех без исключения авторитетных библиологических изданиях мира принята некоторая система пунктуации, которую было бы хорошо принять и в “Богословских трудах”, так как отсутствие точки после условного , а не сокращенного обозначения книг Писания (напр., Ин, Мк, Лк) соответствует элементарным правилам пунктуации, в то время как наличие этой точки этим правилам противоречит, а двоеточие, следующее после номера главы, помогает избежать возможных затруднений, когда лишь с усилием можно определить, не идет ли речь о нескольких стихах.

Внешний вид сборника отмечен удачной стилизацией “под старину”; будет ли он меняться - вопрос времени, причем достаточно продолжительного.

…Часто повторяемые поговорки не становятся от повторения менее справедливыми. Действительно, новое - это хорошо забытое старое. Новый облик “Богословских трудов” возвращает нас на новом этапе и на новом уровне к тому состоянию, когда этот сборник был уникальным и ценным явлением в жизни Русской Православной Церкви.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин). Как жить в Боге в наше странное время?
Москва, 2003. 32 с.

Иеромонах Нектарий (Морозов). На пути к Богу.
Опыт воцерковления в современном мире.
Москва-Саратов, 2004. 45 с.

Начало свою деятельность новое православное издательство - Издательство Саратовской епархии. Первая из этих его брошюр была издательством только подготовлена, а вторая - уже и издана. Мы с радостью приветствуем просветительскую инициативу Преосвященного Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, который с 1998 г. входит в Редакционный совет “Альфы и Омеги” и не оставляет своего попечения о журнале в высоком сане архиерея.

Обе книги посвящены современности, которую владыка Лонгин называет “странным временем”. Обе в высшей степени актуальны, поскольку говорят о Церкви, которая плывет в вечность, рассекая это время, и зовет к себе всех, кто рискует захлебнуться в мутных волнах житейского моря. Обе они - книги в первую очередь миссионерские.Нуждается ли народ страны с тысячелетней христианской историей в миссионерстве? - Да, нуждается, и еще в большей степени, нежели в начале века, когда о необходимости его пеклись наиболее прозорливые духовные лица . Косвенное, но убедительное доказательство тому - то, что эти книги чрезвычайно быстро раскупаются.

Первая из них посвящена проблемам современного монашества; это запись беседы с владыкой Лонгином вскоре после того, как стало известно, что он назначается на Саратовскую кафедру. В первой части беседы Владыка размышляет о том, что восстановление монастырской жизни в России отнюдь не должно ориентироваться на жизнь дореволюционных монастырей: “идеализация здесь неуместна: и революция семнадцатого года, и смена общественного строя, и изменение отношения к Церкви были бы невозможны, если бы в течение десятилетий, даже столетий, в русской церковной жизни не накапливались ошибки”. Следует изучать опыт афонского монашества, но не воспроизводить его буквально, а перенимать дух. Возрождение монашества у нас возможно невзирая на то, что в сравнении с временами древних подвижников возникли бытовые удобства. Но “терпение скорбей, гонений, испытаний, искушений Господь дает каждому человеку, желающему идти монашеским путем”.

Далее Владыка рассказывает, как он шел к вере - сам, в сознательном возрасте, но и благодаря тому, что в детстве бабушка тайно причащала его в храме, и он, уже будучи подростком, знал, что вопросы “о смысле жизни, о смерти и о Боге” решаются в Церкви. После университета он решил стать священником, а для поступления в семинарию нужно было отслужить в армии. И молодой человек, имея законную отсрочку, пошел на солдатскую службу.

Поступив после армии в семинарию, будущий архиерей был настолько глубоко потрясен Лаврой (“Лавра всегда будет для меня самым дорогим местом на земле”), что через год подал прошение о постриге; был пострижен в 1986 г. После семинарии поступил в академию, был направлен на учебу в Болгарию, а через несколько месяцев после возвращения - в Москву, настоятелем Лаврского подворья, которое пришлось восстанавливать с нуля. В ответах Владыки на вопросы о современной монашеской жизни нашего времени отметим лишь, что к числу иноческих добродетелей он относит ответственность (“не хочется идти, но надо - и идешь”), что самопожертвованное горение новоначальных он советует преобразовывать в постоянный ровный огонек, которого хватило бы на всю жизнь, чтобы не было, как у сектантов: “выжимается” человек - и отпадает, что главной проблемой нашего времени Владыка считает “лень трудиться над собой”, с которой сталкивается как духовник (именно с ней связана “потеря чувства живого слова”). Подробно рассказывается о жизни монастыря, где он был настоятелем - Московского подворья Лавры. Отметим, что Владыка специально предостерегает, чтобы покаянные мысли не переходили в самокопание и считает, что монастыри должны расти “снизу”, из общины, и обязательно - вокруг духовника; в наибольшей степени это касается женских монастырей. Мысли Владыки о духовничестве своими словами пересказать невозможно, но ознакомиться с ними было бы чрезвычайно поучительно для всех. Говоря о недостатках современных монастырей, Владыка заметил, что “Бог добрее, чем мы, а потому не может быть, чтобы Он не помогал тем, кто ради Него все оставил и пришел в обитель”, так что и в монастырях с недостаточно продуманным устроением люди спасаются. Избрание епископом владыка Лонгин назвал самым смиряющим обстоятельством в своей жизни, и много добрых слов посвятил духовенству, с которым общался.

Вся книга производит впечатление внутренней гармоничности, искренности и простоты, - и ее хочется перечитывать.

Книга иеромонаха Нектария написана человеком, который обладает иным жизненным опытом и кругозором, задумана гораздо более прицельно и построена не как свободная беседа, а скорее как пособие. Это в некотором роде и есть пособие; с ней очень полезно было бы ознакомиться катехизаторам и тем, кто в силу тех или иных причин должен без помощи катехизатора работать над приведением себя “к христианскому виду”, то есть готовиться к воцерковлению и проходить первые шаги. Полезна она будет и для родителей детей-подростков. Книга лишена внешнего пафоса, написана ясным языком, фразы просты и продуманны, - и при отсутствии лексических красот и риторических фигур очень выразительна. Эта книга - добрый спутник для того, кто движется к Богу, кто входит во врата Церкви и только-только начинает смутно догадываться, что попал домой. Но она способна приободрить и того, кто почему-либо застыл на пороге и не решается не только перешагнуть его, но даже и заглянуть внутрь.

Замечательным представляется то, что иеромонах Нектарий в таком скромном печатном объеме смог перечислить множество типичных искушений, соблазнов и просто ошибок воцерковляющихся. Описаны они без тени осуждения; напротив, автор каждый раз разъясняет, откуда они возникают, в очень дружелюбном, спокойном, доброжелательном тоне. Книгу составляют главы о самом понятии воцерковления и о том, что бывает, когда человек пришел в храм, о закономерностях духовного развития, о тех аскетических принципах, которым необходимо следовать, о соблазнах, встречающихся в церковной жизни, о самом богослужении и о человеческих отношениях в Церкви. Эта маленькая книжка, на наш взгляд, может многое сделать для уврачевания души, преткнувшейся на своем пути к Богу.

P. S. Кроме того, новое издательство выпустило брошюру священника Алексия Тимакова “Один на один с Богом”, текст которой представляет собой статью этого автора, опубликованную в “Альфе и Омеге” под заглавием “Таинство второй благодати” (см. №3(29) за 2001 г.) , так что для наших читателей рецензия на это издание была бы излишней. Скажем одно - “Один на один с Богом” человек предстает в таинствах покаяния и причащения, так что данная брошюра развивает общую тему воцерковленности в современном мире.

Мы предоставили Издательству Саратовской епархии право на перепечатку материалов “Альфы и Омеги” и рады предоставлять такое право всем православным изданиям, которые обратятся к нам с аналогичной просьбой.

Сборник стал «брешью» в атеистической системе, единственным на долгие годы периодическим богословским изданием. Правда, работ современных авторов было сравнительно немного. О чем можно и о чем нельзя было прочесть на его страницах, пишет ответственный секретарь редколлегии «Богословских трудов» Е.С. Полищук. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 5, 2011).

История создания «Богословских трудов» переносит нас в середину 1940-х годов — время первого возрождения Русской Православной Церкви после невиданных гонений на нее со стороны атеистической власти в СССР. В 1943 году возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии». В 1944 году в Новодевичьем монастыре в Москве открылись Богословский институт и Пастырские курсы, которые через два года были преобразованы в Московские духовные академию и семинарию.

Бдительная цензура

Первые попытки создания периодического издания, целиком посвященного богословской тематике, относятся к 1946 году. Такие материалы печатались и в ЖМП, но помещать в нем богословские статьи было затруднительно из-за популярного характера этого издания и его небольшого объема. Между тем до революции 1917 года в МДА выходил серьезный богословский печатный орган — «Богословский вестник». Неудивительно поэтому, что первые шаги в деле создания специального богословского журнала были направлены на возобновление именно этого издания.

Разрешение было получено, подтверждением чему является сохранившийся в архиве Издательства Московской Патриархии проект редакционного обращения к читателям первого номера журнала. В нем говорилось о том, что как возрожденная высшая духовная школа является по духу и силе преемницей прежней духовной академии, так и возобновляемый «Богословский вестник» должен возродить свои лучшие традиции прежних лет, отражая жизнь и развитие богословской науки, что крайне важно «при наличии огромного тяготения к Русской Церкви зарубежных Православных Церквей», возлагает на МДА и ее печатный орган «высокую миссию быть средоточием научно-богословской мысли всего мирового Православия» и «привлечет к себе большое внимание церковной общественности православного Востока, Балканских и других стран». Конечно, при обосновании необходимости издания главный акцент делался на его значении для внешнего мира, прямо вытекающем из его миссии стать «выразителем идей и чаяний вселенского православия», что будет полезно «и нашему Отечеству». Подобная икономическая аргументация с успехом использовалась и в последующие годы государственного пленения Русской Церкви.

Ответственным редактором журнала был назначен митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) 1 , главным редактором — ректор МДА, профессор, протоиерей Тихон Попов 2 , ответственным секретарем редакции — доцент А.И. Георгиевский 3 .

Однако планируемое издание так и не осуществилось. Насторожил ли бдительных цензоров текст редакционного обращения, в котором, например, говорилось о воспитании в читателях-христианах внутренней свободы, или Совет по делам Русской Православной Церкви счел появление еще одного (помимо ЖМП) церковного журнала в стране слишком большой уступкой религии, — как бы то ни было, но реализовать проект возобновления «Богословского вестника» тогда не удалось. Более того, была на время оставлена и сама идея возобновления регулярных академических богословских журналов по образцу дореволюционных. В последующем обращении к властям с просьбой о выпуске богословского периодического издания речь шла уже не о журнале, а об одном на все духовные школы альманахе. Это письмо-обращение Святейшего Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР к г-ну Карпову датируется уже 1953 годом — годом начала «оттепели».

В нем также говорилось о важности престижа Русской Церкви, «которая всюду должна стоять на страже интересов православия и своей Родины», о том, что весь православный мир всегда признавал за Русской Церковью первенство в области богословских наук, чему способствовали прежние духовные академии. Но жить остатками прошлых достижений нельзя, церковная жизнь требует развития богословской мысли, «нам нужно располагать сильным оружием в защите православия, мира, Родины и в делах междуцерковных». Однако наши возрожденные академии не имеют возможности показывать свои достижения, так как не существует органа для их опубликования, и заграничные церковные круги расценивают это обстоятельство крайне невыгодно для нас, объясняя его либо полным оскудением русской богословской мысли, либо запретом советской власти. Болгарская, Румынская, Сербская, Элладская и другие Поместные Православные Церкви, не говоря уже о католиках и протестантах, издают богословские журналы, а Русская Церковь оказывается в этом отношении в невыгодном положении, чем подрывается наше церковное дело за границей.

«Научные богословские сборники»

Ходатайство Патриарха Алексия I о предоставлении Московской Патриархии права и возможности периодически издавать сборник трудов двух ее духовных академий было признано основательным. Но прошло еще четыре года, прежде чем разрешение на издание было получено и началась непосредственная подготовка к выпуску первого сборника. Сохранился протокол учредительного заседания редколлегии «Научных богословских сборников» (так тогда условно называлось издание), которое состоялось 23 января 1957 года в Издательстве Московской Патриархии. На нем присутствовали профессора протоиерей Александр Ветелев 4 (МДА), Н.Д. Успенский 5 и А.А. Осипов (ЛДА), доценты протоиерей Андрей Сергеенко 6 (ЛДА) и В.Д. Сарычев 7 (МДА), протоиерей Всеволод Шпиллер 8 (Москва) и ответственный секретарь Издательства Московской Патриархии А.В. Ведерников. Председательствующим был епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил 9 . Владыка сообщил собравшимся, что согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия I они являются редколлегией нового учреждаемого издания, которое будет выходить два раза в год томами по 20 печатных листов в каждом и тиражом в 3000 экземпляров и призвано отражать богословскую мысль Русской Православной Церкви. Сборник должен будет содействовать развитию научной работы в наших академиях и показывать, в том числе и перед внешним миром за пределами нашей Церкви, пути русской богословской творческой мысли. Председателем редколлегии был назначен епископ Михаил, общее руководство изданием должен был осуществлять митрополит Коломенский и Крутицкий Николай.

Собравшиеся избрали ответственного секретаря редколлегии (профессор — протоиерей А. Осипов), обсудили программу и направленность издания, максимальный объем статей (до трех авторских листов), определили возможный круг авторов (кроме членов редколлегии), куда вошли как отечественные богословы М.А. Старокадомский 10 (Москва), доценты протоиерей В. Боровой, иеромонах Леонид (Поляков) 11 , священник Петр Гнедич 12 , профессорский стипендиат, кандидат богословия иеромонах Павел Черемухин 13 , М.А. Добрынин 14 (Ленинград), архиепископы Никандр 15 (Архангельск), Гурий 16 (Днепропетровск), Лука 17 (Симферополь); Г.И. Шиманский 18 (Киев), Д.Г. Яхонтов 19 (Саратов), так и заграничные деятели Московской Патриархии (Л.А. Успенский 20 , В.Н. Лосский 21 , А.С. Мерзлюкин 22 — Париж, архимандрит Василий (Кривошеин) 23 — Лондон). Говорилось и о том, что в новом издании следует также публиковать ненапечатанные труды почивших русских богословов: профессора Н.И. Глубоковского 24 , митрополита Новосибирского Варфоломея (Городцова) 25 , епископа Гурия (Степанова) 26 . Наконец было решено, что материалы первого номера сборника, позднее получившего название «Богословские труды», должны быть подготовлены к лету 1957 года.

Первый номер

И вновь этим планам не суждено было сбыться: номер вышел из печати лишь через три года. Одной из причин этой задержки стало новое ожесточенное антирелигиозное наступление на Церковь, предпринятое Хрущевым во второй половине 1950-х годов, которое привело к ряду публичных отречений от Христа нескольких известных священников. Одним из них стал протоиерей Александр Осипов, профессор и инспектор Ленинградской духовной академии, ранее назначенный ответственным секретарем БТ. 6 декабря 1959 года он опубликовал в газете «Правда» свое письмо в редакцию, в котором отрекся от веры в Бога и от своего служения в Церкви. Это письмо занимало три газетных столбца и было озаглавлено: «Отказ от религии — единственный правильный путь».

По отношению к вероотступнику Церковь проявляла большое терпение, сам Патриарх Алексий до последней минуты уговаривал его проявить благоразумие… Но когда отречение состоялось, реакция была скорой, жесткой и публичной: решением Священного Синода от 30 декабря 1959 года, опубликованном во втором номере ЖМП за 1960 год, бывшие священники Осипов, Дарманский, Спасский и все другие отрекшиеся от Христа иереи были лишены сана, а мирянин Евграф Дулуман и другие миряне-отступники были отлучены от Церкви. Понятно, что работу по подготовке первого номера БТ указанные события затормозили. И все же в июне 1960 года он вышел в свет (на его обложке был указан 1959 год).

Еще через несколько месяцев была официально утверждена первая редколлегия БТ, которую возглавил епископ (впоследствии митрополит) Никодим (Ротов) 27 ; по три человека в ней были от МДА (ее ректор протоиерей Константин Ружицкий 28 , инспектор архимандрит Питирим (Нечаев) 29 и доцент В.Д. Сарычев) и от ЛДА (ректор протоиерей Михаил Сперанский 30 , профессора Н.Д. Успенский и А.И. Иванов), двое — от редакции ЖМП (ответственный редактор А.Ф. Шишкин 31 и ответственный секретарь А.В. Ведерников; позднее их место заняли Е.А. Карманов 32 и П.В. Уржумцев) и один — от ОВЦС (протоиерей В.М. Боровой, позднее — А.С. Буевский).

На заседании Священного Синода 7 октября 1967 года председателем редколлегии БТ был назначен архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников) 33 , который руководил сборником до 1986 года (№ 27 — последний, составленный под непосредственным руководством владыки); с 1987 года (№ 28) на его место назначается митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев).

Брешь в системе

В советские времена БТ были фактически единственным периодическим богословским изданием Русской Церкви — той с большим трудом пробитой в советской системе брешью, благодаря которой читатели могли знакомиться со многими выдающимися работами православных ученых. Портфель особо значимых публикаций формировался в основном за счет архивных материалов, работ современных авторов было сравнительно немного, что отражало состояние духовных школ в годы государственных гонений на веру.

Всего к настоящему времени вышло 44 сборника — 42 номерных и два специальных, посвященных юбилеям МДА и ЛДА (ссылки на них ниже обозначаются как № Ю-300 и Ю-175), объемом от 180 с. (№ 1) до 592 с. (№ 41) (в среднем около 280 с.) и периодичностью примерно раз в год: между отдельными выпусками случались промежутки в несколько лет (более четырех лет между № 3 и 4), вместе с тем в некоторые годы выходило несколько сборников (например, три — в 1986 году). В этих сборниках было опубликовано около 600 статей более 200 авторов. Какой-либо четко выраженной структуры (рубрикации) сборник до последнего времени не имел, за исключением рубрик «Библиография» и «Публикации» («Наше наследие», «Святоотеческое наследие»). Вместе с тем почти половина номеров БТ (17 выпусков) частично или полностью посвящалась какой-либо одной теме. Так, № 4-7, 10-11 содержали материалы богословских собеседований между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранскими Церквами Германии и Финляндии; тематика № 21 — Таинство Святой Евхаристии; ряд номеров был посвящен выдающимся церковным деятелям: богословам В.Н. Лосскому (№ 8) и Н.Д. Успенскому (№ 13), митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) (№ 20), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (№ 34); другие номера посвящены юбилеям важнейших церковных событий: 1000-летию Крещения Руси (№ 28-29), 650-летию основания Троице-Сергиевой лавры (№ 29), 300-летию МДА и 175-летию ЛДА (№ Ю-300 и Ю-175), 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме (№ 35-36).

Большой вклад в формирование БТ как научно-богословского издания внесли своими публикациями такие авторы, как профессор-литургист Н.Д. Успенский (18 статей), митрополит Антоний (Мельников), архиепископы Михаил (Мудьюгин) и Михаил (Чуб), архимандриты Августин (Никитин) и Макарий (Веретенников), игумен Андроник (Трубачев), протоиерей Л.А. Воронов, профессор МДА К.Е. Скурат, В.А. Никитин и др.

Тематическое разнообразие материалов БТ весьма велико, ибо многие годы сборник был единственным научным церковным изданием: здесь помимо сугубо богословских тем присутствовали также статьи по патрологии, церковной истории, литургике, церковному искусству и другим проблемам, связанным с жизнью Православной Церкви.

Библеистика и экзегетика

С самого первого выпуска видное место в БТ заняли публикации по Священному Писанию и библеистике, которые подразделялись на два направления. В одних — академическое богословие органично переходило в духовное назидание, имеющее целью показать связь между Святым Евангелием и современной жизнью христианина — таковы статьи митрополита Антония (Мельникова) «Из Евангельской истории» (№ 6) и епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева) «Евангельские образы»; последняя представляет собой дневник размышлений над Евангелием от Марка (№ 16, 17) и Луки (№ 21). Другое направление — исследование текста Библии, например статья епископа Василия (Богдашевского) «Критические этюды по Новому Завету» (№ 31); ряд статей опубликовал в БТ № 14 секретарь Патриаршей и Синодальной библейской комиссии К.И. Логачев (1939-1997), важное значение имела также публикация документов Русской библейской комиссии, работавшей в 1915-1921 годах.

Работы по Священному Писанию были тесно связаны с экзегетическими исследованиями, которые в основном касались новозаветных текстов и были посвящены как книгам в целом (свящ. Василий Строганов «"Мехи новые" Четвертого Евангелия», № Ю-300; А.М. Бухарев «О соборных апостольских посланиях», № 9), так и их отдельным главам (Ин. 3 — архиепископ Михаил (Мудьюгин), № 10; Рим. 6 — протоиерей Михаил Сперанский, № 10) и даже стихам (Ин. 15, 3 — митрополит Никодим (Ротов), № 6).

Переводы

Большое место среди материалов БТ занимала публикация переводов святоотеческих творений. Заказчиком таких переводов был большой знаток книжного и издательского дела Е.А. Карманов. Одним из наиболее объемных трудов, напечатанных в БТ, было сочинение блаженного Августина «Исповедь» (№ 19). Первоначально в этом номере предполагалось дать перевод важнейшего труда свт. Григория Паламы «Триады в защиту священнобезмолвствующих», однако подготовленный уже набор был рассыпан, ибо впал в немилость по политическим мотивам один из главных исследователей Паламы протоиерей Иоанн Мейендорф, на которого постоянно ссылался в своих комментариях к «Триадам» их переводчик В.В. Бибихин; в результате русский читатель смог ознакомиться с этим переводом лишь 20 лет спустя (в 1995 году).

Публикация святоотеческих трудов всегда сопровождалась предисловиями и послесловиями, часто представлявшими собой отдельные патрологические исследования. Из самостоятельных патрологических сочинений, опубликованных на страницах БТ, наибольший интерес представляет монография профессора И.В. Попова «Св. Иларий, епископ Пиктавийский» (№ 4-7), а также его статья «Святой Амфилохий, епископ Иконийский» (№ 9).

Богословие

В области догматического богословия наиболее значительные публикации связаны с именем В.Н. Лосского. Это, прежде всего его большие работы «Догматическое богословие» и «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» (№ 8), ставшие ныне классическими; ряд глав из книги «Видение Бога» (№ 8, 18, 24, 25), являющейся патристическим введением в исихазм, и статьи из посмертно изданного сборника «По образу и подобию Божию» (№ 14). Из других работ того же автора следует отметить эсхатологический этюд «Господство и царство» (№ 8), статьи «Догмат о непорочном зачатии» (№ 14), «Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита» (№ 26).

Из всего спектра догматических тем внимание русских богословов особо привлекали проблемы сотериологии и вопросы правильного понимания догмата искупления. Этапной работой здесь является статья протоиерея Петра Гнедича «Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (первая половина XX столетия)» (№ 37) — заключительная глава его магистерской диссертации, защита которой была связана для отца Петра с немалыми внеакадемическими препятствиями. Той же теме были посвящены магистерская диссертация архиепископа Михаила (Мудьюгина) «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям (основы православной субъективной сотериологии)» (№ 7, 10), а также труд епископа Гурия (Степанова) «Богозданный человек. Опыт православной теодицеи жизни» (№ 12).

К теме спасения непосредственно примыкает учение о Церкви, и ряд статей БТ посвящен вопросам православной экклезиологии. Здесь прежде всего следует отметить публикацию выдающегося русского философа, богослова и ученого священника Павла Флоренского «Экклезиологические материалы» (№ 12). Вообще можно сказать, что именно БТ открыли для православного читателя советской поры имя этого мыслителя; особенно большое значение в плане пробуждения интереса к Церкви у интеллигенции тех лет имела публикация в 1972 году его работы «Иконостас» (№ 9). Из других трудов отца Павла был напечатан под общим названием «Из богословского наследия» большой цикл работ по философии культа (№ 17), статьи «Макрокосм и микрокосм» (№ 24) и «Эмпирея и эмпирия» (№ 27).

История духовного образования и становление русской богословской мысли рассматривались в специальных выпусках БТ, посвященных 175-летию ЛДА и 300-летию МДА. Однако работы по апологетике практически отсутствовали в БТ — в годы государственного атеизма было невозможно привлекать в целях защиты веры современные научные данные.

Ряд статей был посвящен нравственному богословию и аскетике; именно БТ начали публикацию большого труда епископа Варнавы (Беляева) «Опыт православной аскетики» (№ 32), который позднее был издан в виде четырехтомника «Основы искусства святости». К наиболее значительным публикациям в области гомилетики следует отнести дореволюционные лекции митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) «Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества» (№ Ю-175). В области церковного права нужно отметить ряд работ выдающегося русского канониста С.В. Троицкого (№ 2, 4, 33), в области литургики наиболее весомый вклад принадлежит профессору Н.Д. Успенскому, поместившему на страницах БТ историко-литургические очерки по основным богослужебным последованиям (№ 1, 15, 18-19, 21-24, 26).

Церковная история и «богословский словарь»

Большой удельный вес работ по истории Русской Церкви был обусловлен подготовкой в 1980-х годах к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Особенно много работ по этой теме было опубликовано в № 28, большая часть которого состояла из материалов церковно-исторических конференций, посвященных этому юбилею. Важное значение имели публикации церковно-исторических памятников, например «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона (№ 4), в том числе источников относительно недавнего времени, в частности материалов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов (№ 33, 34). Жизнь и деятельность Русской Церкви рассматривалась в широком историко-географическом контексте, включающем в себя события истории Православия в Литве, Галиции, а также контакты с западными соседями России. В ряде статей рассматривались традиции древнерусского церковного благочестия, история различных церковных институций в России, в частности старчества и епископата; следует отметить цикл статей об иерархах XVI века, принадлежащий архимандриту Макарию (Веретенникову) (№ 25, 29, 31-33, Ю-300). Важное место заняли в исследованиях об иерархах Русской Церкви статьи о Патриархе Алексии I (А.Л. Казем-Бек, № 34), митрополите Григории (Чукове) (протоиерей Владимир Сорокин, № Ю-175, 29), митрополите Никодиме (Ротове) (ряд статей, № 20), архиепископе Иннокентии (Борисове) (№ 31), епископе Порфирии (Успенском) (архимандрит Иннокентий (Просвирнин), № 26; И.С. Чичуров, № 35). Жизни и деятельности Патриарха Никона были посвящены статьи протоиерея Льва Лебедева (№ 23, 24) и В.В. Шмидта (№ 37), а также публикация В.М. Ундольского «Отзыв Патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича» (№ 23).

Общая церковная история также была хорошо представлена на страницах БТ. Из наиболее важных публикаций следует отметить новый перевод «Церковной истории» Евсевия Памфила, епископа Кесарийского (№ 23-26), а также «Очерки из истории Церкви» священника Сергия Мансурова (№ 6, 7). Анализу исторической ценности документов I Вселенского Собора (не сохранившихся в первоначальном виде) посвящена работа протоиерея Ливерия Воронова (№ 11). В церковно-историческом исследовании архиепископа Лоллия (Юрьевского; 1875-1935) «Александрия и Египет» (№№ 18, 21, 24, 25) разбираются древние свидетельства о порядке избрания и рукоположении епископов в Александрийской Церкви. Следует отметить также статью архимандрита (ныне Патриарха Московского и всея Руси) Кирилла «К вопросу происхождения диаконата» (№ 13). Об отдельных сторонах взаимоотношений церковного Востока и Запада писали протоиерей Виталий Боровой (№ 1) и профессор Д.П. Огицкий (№ 26), по истории Западных Церквей — архиепископ Михаил (Мудьюгин) («Реформация XVI века как церковно-историческое явление», № 6), протоиерей Ливерий Воронов («Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной богословской науки», № 3), протоиерей А.Сергеенко («Очерки из истории старокатолического движения», № 1).

Значительная часть статей по церковной археологии связана с исследованиями на Святой земле, как, например, работа архимандрита Антонина (Капустина) «Древняя христианская могила в Палестине» (№ 35). Другие вопросы археологии рассматривались в статьях митрополита Антония (Мельникова) «О христианстве в Помпеях и Геркулануме» (№ 10), архимандрита Макария (Веретенникова) «Берестяные грамоты как источник русской церковной истории» (№ 24), протоиерея Владимира Мошина (Сербская Православная Церковь) «Новгородские листки — остаток кодекса царя Самуила и их экфонетическая нотация» (№ 26) и архимандрита Августина (Никитина) «Русский археологический институт в Константинополе» (№ 27). Ряд статей был посвящен жизни и деятельности выдающихся церковных археографов, таких как епископ Порфирий (Успенский) (№ 26, 35), архимандрит Антонин (Капустин) (№ 26, 27, 35, 36), академик Н.П. Кондаков (№ 28).

В 1986-1993 годах была предпринята попытка публикации на страницах БТ статей словарно-энцикло-педического характера: под рубрикой «Материалы к "Богословско-церковному словарю"» в № 27-31 были помещены 64 статьи, в большей части которых (46) содержались биографии выдающихся церковных деятелей; отметим также три статьи, посвященные дореволюционным церковным журналам («Богословский вестник», «Вера и разум», «Странник»). Это направление стало предвестием возникшего уже в последующие годы и реализуемого ныне проекта «Православная энциклопедия».

Новый период истории

С изменением ситуации в стране в начале 1990-х для БТ, как и для Издательского отдела в целом, наступили трудные времена. Из-за ухудшения экономического положения редакция не могла приглашать наиболее известных авторов (которые получили возможность печататься в иных издательствах), что сказалось на снижении качества БТ.

На заседании Священного Синода 26 декабря 2001 года председателем редколлегии БТ был назначен митрополит Минский и Слуцкий Филарет, председатель Синодальной богословской комиссии («учитывая, что в настоящее время развитие научно-богословских исследований в нашей Церкви все более координируется Синодальной богословской комиссией»). Это назначение оказалось благотворным для сборника — его качество заметно улучшилось. Начиная с № 38 в БТ снова начали публиковаться переводы отцов и учителей Церкви, причем не только греческих (Ориген, преподобные Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, святители Григорий Палама, Марк Эфесский) и латинских (блаженный Августин), но и сирийских (Афраат Персидский). Продолжилась публикация трудов классиков отечественного богословия (В.Н. Лосского), а также русской религиозной философии (отца Павла Флоренского, Л.П. Карсавина). В разделе «Из русской религиозной мысли» печатались материалы, посвященные имяславию — специфически русской богословской теме, которая никогда ранее не появлялась на страницах БТ и развернутый анализ которой завещан нам богословами дореволюционной России; здесь следует отметить архивные разыскания епископа Илариона (Алфеева), ныне митрополита Волоколамского. Вводились в оборот и новые архивные материалы, связанные с гонениями на Церковь в XX веке; так, в статье Е.В. Ивановой (№ 42) по голоду в России в 1921-1922 годах показано (с привлечением материалов гуверовского архива в США, Стэнфорд), что «церковный помгол» был закрыт большевиками, а усилия Церкви помочь голодающим всячески замалчивались.

Начали появляться и работы современных православных ученых: литургистов отца Михаила Желтова и профессора А.М. Пентковского, патрологов А.Г. Дунаева, агиографа А.Ю. Виноградова, философов С.С. Хоружего, В.В. Петрова, А.В. Серегина, Д.С. Бирюкова.

Помимо чисто академических исследований, в БТ печатались и материалы, так или иначе связанные с проблемами, волнующими современное церковное общество: сюда можно отнести вопрос об отношении к термину «пресуществление» (статья М.М. Бернацкого) и вопрос оценки богословских диалогов Православных Церквей с дохалкидонскими Церквами (статья французского патролога Ж.-К. Ларше).

С увеличением объема редакционного портфеля появилась возможность публиковать статьи тематическими блоками, например, «евхаристический блок» из трех дополняющих друг друга работ разных авторов (отец Марко Скарпа (Венеция), А.Г. Дунаев и М.М. Бернацкий), посвященный богословию Евхаристии у святителя Григория Паламы и в период паламитских споров (№ 42). Приглашаются специалисты из других областей знания для квалифицированного суждения по некоторым интересным для Церкви проблемам: такова статья профессионального математика, заведующего кафедрой теории чисел механико-математического факультета МГУ, члена-корреспондента РАН Ю.В. Нестеренко «Церковные календари и пасхалия (математический подход)» (№ 42), в которой автор развеивает распространенный светский предрассудок о безусловных преимуществах григорианского календаря сравнительно с новоюлианским и выдвигает критерии возможной реформы календаря в будущем, отмечая при этом, что «затронутые в статье проблемы требуют дальнейших исследований и обсуждения их результатов астрономами и математиками, историками Церкви и специалистами в других областях».

Одним из направлений совершенствования БТ в последние годы стало существенное расширение раздела критики и библиографии, что важно для развития богословской науки в России.

Своеобразным символом возрождения БТ стало восстановление в нем (начиная с № 41) твердого переплета, утраченного в 1992 году (№ 31) во время экономической разрухи в стране. Следует отметить также создание сайта БТ, что является необходимым условием для причисления публикуемых в издании статей к научным работам (пока это важно только для сотрудничества с западными учеными). Адрес сайта: www.btrudy.ru .

Какие бы времена ни переживали «Богословские труды», цель издания неизменно оставалась прежней, той самой, что была заявлена в заметке «От издательства» (№ 1): «Раскрывать для религиозного сознания духовные сокровища православия... способствовать расширению богословского кругозора питомцев наших духовных школ и духовенства Русской Православной Церкви... вообще содействовать богословскому творчеству в Русской Церкви». Все эти годы, в течение вот уже полувека, издание способствовало консолидации творчески активных сил нашей Церкви в новый период ее истории, стимулировало дальнейшее развитие богословских исследований в России. И ныне можно констатировать, что БТ собирают на своих страницах все лучшее, чем располагает современная церковно-историческая и богословская наука. Будем уповать, что уровень БТ и в дальнейшем будет неуклонно расти.

Примечания

1 ― Митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич; 1891-1961), постоянный член Священного Синода, председатель ОВЦС (с 1946 г.) и Издательского отдела (с 1945 г.); в 1960 г. отправлен на покой.

2 ― Прот. Тихон Дмитриевич Попов (1876-1962), ректор МДА до осени 1946 г.

3 ― Алексей Иванович Георгиевский (1904-1984), проф. МДА (литургика), ответственный секретарь ЖМП (1950-1953).

4 ― Прот. Александр Андреевич Ветелев (1892-1976), проф. МДА (нравственное богословие), доктор богословия (1974).

5 ― Николай Дмитриевич Успенский (1900-1987), заслуж. проф. ЛДА (литургика), доктор церковной истории (1957).

6 ― Прот. Андрей Александрович Сергеенко (1902-1973), проф. МДА (история западных исповеданий), магистр богословия (1969).

7 ― Василий Дмитриевич Сарычев (монах Василий; 1904-1980), проф. МДА (догматическое богословие), магистр богословия (1967).

8 ― Прот. Всеволод Дмитриевич Шпиллер (1902-1984), в течение 32-х лет настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве.

9 ― Еп. (впоследствии архиеп. Тамбовский и Мичуринский) Михаил (Чуб; 1912-1985), магистр богословия (1974).

10 ― Михаил Агафангелович Старокадомский (1889-1973), проф. МДА (патрология и основное богословие), доктор богословия (1969).

11 ― Митр. Рижский и Латвийский Леонид (Поляков; 1913-1990), доктор церковной истории (1964).

12 ― Прот. Петр Викторович Гнедич (1906-1963), проф. МДА (патрология и византология), магистр богословия (1962).

13 ― Павел (Черемухин), иеромонах (впоследствии снял сан), кандидат богословия (1956).

14 ― Михаил Алексеевич Добрынин (1922-1963), доц. ЛДА (древнееврейский язык и Священное Писание Ветхого Завета), кандидат богословия (1958).

15 ― Архиеп. Архангельский и Холмогорский (впоследствии Ростовский и Новочеркасский) Никандр (Викторов; 1891-1961), доц. Богословского института (Харбин), кандидат богословия (1915).

16 ― Архиеп. (впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский) Гурий (Егоров; 1891-1965), кандидат богословия (1917).

17 ― Свт. Лука (Войно-Ясенецкий; 1877-1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник (память 29 мая), богослов, врач, художник.

18 ― Г.И. Шиманский (1915-1970), преп. КДС, кандидат богословия (1951).

20 ― Леонид Александрович Успенский (1902-1987), богослов и иконописец.

21 ― Владимир Николаевич Лосский (1903-1960), выдающийся русский богослов.

22 ― Алексей Сергеевич Мерзлюкин (1898-1970), иконописец, историк, богослов; посвятил жизнь изучению и описанию богородичных икон.

23 ― Впоследствии архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин; 1900-1985), богослов, исследователь творчества прп. Симеона Нового Богослова.

24 ― Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937), проф. СПбДА (Св. Писание Нового Завета), доктор богословия (1897), редактор «Богословской энциклопедии» (с 1905).

25 ― Митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; 1866-1956), магистр богословия.

26 ― Архиеп. Суздальский Гурий (Степанов; 1880-1938), проф. КазДА, востоковед.

27 ― Еп. (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Никодим (Ротов; 1929-1978), доктор богословия (1975).

28 ― Прот. Константин Иванович Ружицкий (1888-1964), ректор МДА (1951-1964), доктор богословия (1964).

29 ― Архим. Питирим (Нечаев; 1926-2003), впоследствии митр. Волоколамский и Юрьевский, главный редактор ЖМП (1963-1994).

30 ― Прот. Михаил Кронидович Сперанский (1888-1984), ректор ЛДА (1952-1966), доктор богословия (1972).

31 ― Александр Федорович Шишкин (1897-1965), доц. ЛДА (Конституция СССР и основное богословие), кандидат богословия (1951), отв. редактор ЖМП (1960-1961).

32 ― Евгений Алексеевич Карманов (1927-1998), проф. МДА (греческий язык, литургика), кандидат богословия (1958), отв. секретарь ЖМП (1970-1981).

33 ― Архиеп. (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Антоний (Мельников; 1924-1986), магистр богословия (1964).

«Церковный вестник» /Патриархия.ru

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...