Что такое бытие в философии. Бытие в философии

С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.

В настоящее время в мировой нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что:

Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно . Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: “следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет”. Значительное внимание проблеме бытия уделял , который своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. “То бытие, — спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, т.е. бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?” И отвечает: “Они должны быть неизменны и одинаковы...” Истинное бытие противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления. Чувственно воспринимаемые вещи есть ничто другое, как подобие, тень, всего-навсего отражающие совершенные образы — идеи.

Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, “питается разумом и чистым знанием” всегда, когда это ей подобает. “Поэтому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место. В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии”. В диалоге “Парменид” Платон более детально высказывается по поводу земного, производного бытия, которым у него выступает реальный, чувственно воспринимаемый мир. В нем, в отличие от истинного, можно сказать, небесного бытия, существует единое и многое, возникновение и гибель, развитие и покой. Сущность этого мира, его динамика характеризуются постоянным конфликтом небесного бытия и земного небытия, идеи и материи. В этом мире нет ничего вечного, неизменного, т.к. все подвержено возникновению, изменению и гибели. Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Вот одно из определений-объяснений первичной материи, которое дает Аристотель: “это — бытие, которое существует необходимо; и поскольку оно существует необходимо, тем самым (оно существует) хорошо, и в этом смысле является началом... существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей: и вместе с тем показано и то, что у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима..., но с другой стороны, (показано) также, что это — бытие, не подверженное (внешнему) воздействию и не доступное изменению”.

Хотя первая материя входит составной частью во всякое бытие , тем не менее ее нельзя отождествлять с бытием или же считать одним из элементов реального бытия. И все же кое-какую определенность первая материя имеет, поскольку она включает в себя четыре элемента — огонь, воздух, воду и землю, которые путем различных комбинаций выступают своеобразным посредником между первой материей, непостижимой с помощью чувств, и реально существующим миром, который воспринимается и познается человеком. Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. По Аристотелю, потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует.

А поэтому умозаключение, выраженное словамиЯ мыслю, следовательно, существую ” является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Таким образом, движение и протяженность будут убедительными характеристиками материальности мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной. С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли (1685-1753). Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи — это лишь “комплексы наших ощущений”, которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер. С позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия основоположники философии марксизма Карл Маркс (1818 — 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895 гг.). Опираясь на материалистические традиции в толковании бытия, разработанные еще английскими и французскими философами-материалистами, марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. Основоположники марксизма, в отличие от своих предшественников, выделили несколько уровней бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие. Под общественным бытием они понимают совокупность материальной и духовной деятельности людей, т.е. “производство самой материальной жизни”. В последующие годы, включая и XX столетие, принципиальных “прорывов” в толковании бытия практически не произошло.

В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов XX в. Мартином (1883 — 1976 гг.) . Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия, иной раз противоречивые и опровергающие ранее высказанные. Хотя немецкий мыслитель занимался этой проблемой практически всю свою жизнь, тем не менее у него нет академического определения бытия, а только дается характеристика, описание, выделение каких-то важных сторон, что, впрочем, соответствует экзистенциалистскому рассмотрению проблемы. Так, согласно Хайдеггеру: “Бытие — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, “бытие”, вглядываясь в эту вещь, “время”, сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место и время имеет место”. И далее: “Бытие никак не вещь, соответственно оно не нечто временное, тем не менее в качестве присутствования оно все равно определяется временем. Время никак не вещь, соответственно оно не нечто сущее, но остается в своем протекании постоянным, само не будучи ничем временным наподобие существующего во времени.

Бытие и время взаимно определяют друг друга, однако так, что ни первое — бытие — нельзя рассматривать как временное, ни второе — время — как сущее”. Исходя из сказанного, по-видимому, не стоит удивляться тому, что на завершающем этапе своей деятельности Хайдеггер приходит к выводу о невозможности рационально познать бытие.

Бытие как материальная реальность и единство мира

Ранее было показано, что проблема бытия и последующего его осмысления возникает практически вместе с формированием культурного человека.

Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающая их среда, откуда она появилась, конечна она или беспредельна, наконец, как ее обозначить или назвать. Как это ни покажется парадоксальным, но приблизительно эти же вопросы интересуют современного человека, в первую очередь из числа тех, кто задумывается над проблемой своего существования и мира в целом. В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Другими словами, бытие охватывает, включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. Перед конкретным человеком бытие предстает по крайней мере в двух видах (двояко). Это, прежде всего, космос, природа, мир вещей и духовных ценностей, созданных человеком. Это такое бытие, которое по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность.

Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира. Однако существует и другое, обыденное понимание бытия, которое обусловлено временным преходящим существованием человека и получает соответствующее отражение в его сознании. Это бытие временное, конечное, преходящее. Именно так оно воспринимается человеком. В строгом смысле слова категорию “бытие” нельзя использовать для обозначения и характеристики этого образа существования человека, но поскольку оно вошло в обиход, то при характеристике такого бытия целесообразно подкреплять ее такими понятиями, как относительное, конечное, преходящее бытие. Предметом нашего изучения становится бытие в его трансцендентальном, универсальном плане как извечно существующее, непреходящее и вечное. Изучение бытия в таком разрезе требует осмысления категорий небытие, существование, материя, пространство, время, становление, качество, количество. Ведь раньше чем говорить о чем-либо и тем более делать какие-либо обобщения нужно, чтобы это что-то прежде всего имелось в наличии, т.е. существовало. И действительно, сначала с помощью чувственного восприятия человек фиксирует, как бы фотографирует появившиеся вещи и явления и только потом у него появляется потребность отразить их в образе, слове, понятии. Качественное отличие категории “бытия” от реально существующего бытия или конкретного существования вещи, явления заключается в том, что категория “бытие” не самоочевидна, она возникает, формируется благодаря как конкретно существующей вещи или явлению, так и наличию конкретно существующего человеческого мышления. Возникнув в результате такого взаимодействия, категория “бытие” затем начинает самостоятельное существование. В понимании сущности бытия мира как целого важная роль принадлежит категории материя. Действительно, бытие нуждается не только в существовании, но и в какой-то основе, фундаменте. Другими словами, все конкретные вещи и явления для своего объединения в одно целое, и в частности, в категорию бытие должны иметь точки соприкосновения, какую-то единую основу. Такой основой, образующей неразрывное единство и универсальную целостность конкретных вещей и явлений, выступает материя. Именно благодаря ей мир предстает как единое целое, существующее независимо от воли и сознания человека. Тем не менее существуют определенные трудности в понимании единства мира. Они обусловлены тем, что у людей в процессе их практической деятельности преходящее переплетается, смешивается с непреходящим, вечное с временным, бесконечное с конечным. Кроме того, слишком очевидны различия, существующие между природой и обществом, вещным и духовным, отдельной личностью и обществом, наконец, различия между отдельными людьми. И все же человек неуклонно шел к пониманию единства мира во всем его многообразии — природно-вещного и духовного, природного и общественного, поскольку сама реальная действительность все настойчивее подталкивала его к этому.

Вывод, который можно сделать из сказанного, заключается в том, что космос, природа, общество, человек, идеи существуют равным образом. Хотя они представлены в различной форме, тем не менее своим наличием они создают универсальное единство бесконечного непреходящего мира. Не только то, что было или есть, но и то, что будет, с необходимостью подтвердит единство мира. Другой важнейшей характеристикой или составной частью философской категории “бытие” является наличие действительности как совокупной реальности. В повседневной жизни человек постоянно убеждается, что различные целостности, структуры мира, обладая только им присущими свойствами и формами, равно сосуществуют, проявляют себя, и одновременно взаимодействуют друг с другом. Космос, природа, общество, человек — это все разные формы бытия, имеющие свою специфику существования и функционирования. Но вместе с тем они были, есть и будут взаимозависимы и взаимосвязаны.

Нет необходимости подробно объяснять, насколько взаимосвязаны такие “отдаленные” сущности, как космос и общество. Экологические проблемы, которые все острее дают о себе знать, не в последнюю очередь имеют своей основой человеческую деятельность. С другой стороны, ученые уже не первое десятилетие убеждают, что только через освоение космического пространства человечество в ближайшие столетия, а, возможно, десятилетия сможет решить жизненно важные для себя проблемы: например, снабжение землян так остро необходимыми энергоресурсами и создание высокоурожайных сортов зерновых культур. Таким образом, есть основания утверждать, что в человеческом сознании формируется идея бытия совокупной реальности, которая включает в себя космос и его воздействие на природу и человека; природу, под которой подразумевается окружающая среда, прямо или опосредованно воздействующая на человека и общество, и, наконец, общество и человек, чья деятельность соответственно не только зависит от космоса и природы, но и, в свою очередь, оказывает на них определенное воздействие. Вся эта совокупная реальность самым непосредственным образом влияет на формирование у человека идеи бытия, сознания бытия. Необходимо всегда иметь в виду, что не только внешний природный мир, но и духовная, идеальная среда осваивается в процессе практики, взаимодействия с чем-то реально существующим, а поэтому отраженная в человеческом сознании она приобретает определенную самостоятельность и в этом смысле ее можно рассматривать как особую реальность. Поэтому не только в повседневной жизни, но и при анализе трансцендентальных проблем это надо учитывать не в меньшей мере, чем предметный вещественный мир явлений.

Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия

Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных явлений.

Это то, что мы называем всеобщим бытием . Основным компонентом, с помощью которого осуществляются всеобщие связи между этим бесконечным множеством вещей, выступает единичное. Другими словами, мир наполнен множеством единичных явлений , вещей, процессов, которые взаимодействуют друг с другом. Это мир единичных сущностей, к которым следует отнести людей, животных, растения, физические процессы и многое другое. Но если исходить только из всеобщего и единичного, то человеческому сознанию будет очень трудно, а скорее, невозможно ориентироваться в этом многообразном мире. Между тем в этом разнообразии имеется немало таких единичностей, которые, отличаясь друг от друга, в то же время имеют немало общего, порой даже сущностного, что позволяет их обобщить, объединить в нечто более общее и целостное. Это то, что лучше всего обозначить как особенное. Разумеется, все эти формы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, и их классификация как всеобщего, единичного и особенного, отражая реально существующее, помогает человеку лучше разобраться в бытии. Если эти состояния представить предметно на примерах, то это будет выглядеть следующим образом:

  • всеобщее — это мир в целом, космос, природа, человек и результаты его деятельности;
  • единичное — это отдельный человек, животное, растение; особенное — это различные виды животных, растений, социальные классы и группы людей.

С учетом сказанного выше, формы человеческого бытия можно представить так:

  • бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;
  • материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
  • духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Кроме этих форм бытия, которые служат объектом нашего теперешнего анализа, существует еще социальное бытие, или бытие общества, природа которого будет рассмотрена в рамках учения об обществе. Прежде чем переходить к выяснению того, что такое природное бытие, отметим, что человеческое знание об этой самой первой и важнейшей форме бытия, благодаря чему, собственно, и стало возможным высказываться по поводу рассматриваемой проблемы, опирается на весь опыт практической и умственной деятельности человека, на многочисленные факты и аргументы прикладных и теоретических наук, собранные и обобщенные за все время существования культурного человечества. Эти же выводы убедительно подтверждаются современной наукой. Природное бытие — это материализованные, т.е. видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Характерная особенность этой формы бытия — ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный характер природы подтверждается тем, что она возникла и существовала за много миллиардов лет до появления человека. Следовательно, признание ее существования не зависело от того, есть или нет человеческое сознание. Более того, как известно, сам человек является продуктом природы и появился на определенном этапе ее развития. Еще один аргумент в обоснование незыблемости существеннейших качеств природного бытия заключается в том, что, несмотря на появление человека, его сознательную деятельность и воздействие на природу (нередко разрушительную) человечество и сейчас, подобно тому как и тысячи лет назад, в самом главном, в том, что касается основ его существования, продолжает зависеть от природных явлений.

Весомым свидетельством в пользу первичности и объективности природы может служить то, что физическое и умственное состояние человека зависит от природных условий. Если допустить какие-то даже не очень существенные изменения в природе, например, повышение или понижение на несколько градусов средней температуры на земле, незначительное сокращение содержания кислорода в воздухе, это сразу же создаст непреодолимые препятствия для выживания сотен миллионов людей. А уж если произойдут более резкие природные катаклизмы, например, столкновение нашей планеты с крупной кометой или другим космическим телом, то это грозит физическому существованию всего человечества. Наконец, нельзя не сказать еще об одном качестве природного, а точнее, космического бытия. Известно, что в процессе своего существования человечество шаг за шагом — и надо сказать с огромными трудностями — овладевало тайнами природного мира. И сегодня на рубеже нового тысячелетия, несмотря на открытие законов, объясняющих причинно-следственные связи в окружающем человека мире, совершенные инструменты и приборы, созданные человеческим умом, во внешнем человеку мире, в том числе в космическом пространстве, существует немало такого, что сейчас, а возможно, и в далеком будущем останется недоступно человеческому интеллекту.

Следовательно, при анализе природной формы бытия надо исходить и из того, что в силу своей первичности и объективности, в силу своей бесконечности и безмерности, природа или универсум в целом никогда раньше, а, следовательно, и в будущем не может быть охвачена не только восприятием, но даже человеческим воображением и мыслью. Материальное бытие, произведенное человеком или, как его еще называют “вторая природа” — это не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. “Вторая природа” или “второе бытие” — это тот вещественный мир, предметно-бытовой и производственный, который создан и используется для удовлетворения индивидуальных и специальных потребностей людей. Как это ни покажется странным, но и это бытие, возникнув однажды по воле человека, затем продолжает существовать относительно независимой от человека, — а порой и человечества — жизнью в течение очень длительного времени, охватывающего столетия и тысячелетия. Так, например, орудия труда, средства передвижения изменяются быстрее, чем вещественные предметы, используемые отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (книги), быта (столы, стулья). Во взаимоотношениях между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, хотя бы уже потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и создание “второй природы”. Вместе с тем, и это стало особенно ощутимым и заметным в последнее столетие, вторая природа обладает способностью локального разрушения “первого” бытия. В настоящее время это проявляется в виде экологических проблем, порождаемых непродуманной или социально неконтролируемой деятельностью человека. Хотя “вторая природа” не может разрушить первое бытие, рассматриваемое в его космических измерениях, тем не менее земному бытию в результате разрушительных действий может быть нанесен невосполнимый урон, который при известных обстоятельствах сделает физическое существование человека невозможным.

Нельзя не коснуться такой особенности человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время, как другие природные вещи и тела функционируют автоматически и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его деятельность и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами. Необходимо упомянуть и о такой форме человеческого бытия, как индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие. Под духовным, не претендуя на охват всей его сущности, подразумевается единство сознательного и бессознательного в деятельности человека, нравственность, художественное творчество, знания, материализующиеся в конкретных символах и предметах. Индивидуализированное духовное бытие — это прежде всего сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя элементы неосознанного или бессознательного. Индивидуализированное духовное в определенной степени, хотя и не очень значительной, связано с эволюцией всеобщего бытия, в целом же оно является относительно самостоятельной формой бытия. Вообще, оно существует и дает о себе знать благодаря тому, что есть другая форма духовного бытия — общечеловеческое духовное бытие, которое, в свою очередь, также является относительно самостоятельным и не могло бы существовать без индивидуального человеческого сознания. Поэтому эти формы бытия можно и нужно рассматривать только в неразрывном единстве. Предметно-вещественным проявлением общечеловеческого духовного бытия выступают литература, произведения искусства, производственно-технические предметы, нравственные принципы, идеи о государственном и политическом устройстве общественной жизни. Эта форма духовного бытия практически вечна, правда, сугубо в человеческом времяизмерении, т.к. ее жизнь детерминирована существованием человеческого рода. Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие, хотя и созданы искусственно, но без них существование человечества было бы невозможно.

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: БЫТИЕ. МАТЕРИЯ

(или ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ)

(Краткое содержание лекции)

Категория “бытие” является одной из важнейших философских категорий на протяжении всей истории философской мысли. Почему важнейшей? Потому, чтоона отражает самое основное и исходное в характеристике любой вещи, объекта, процесса, явления, события – то, что они есть в наличии, существуют и раскрывает особенности этого существования. Из утверждения о существовании мира и человека, какой-либо исходной реальности берут свое начало остальные идеи философских теорий и систем. Решение вопроса об особенностях этого существования определяет в целом философские взгляды ученого. Как и любая философская категория, категория “бытие” отражает предельно общие взаимосвязи в мире.

Изучению бытия посвящен такой раздел философского знания как онтология (от греч. о ntos – “сущее” и logos – (“слово”, “учение”)). Онтология – это учение о первоосновах и формах бытия, о его общих характеристиках, принципах и законах.

Первая философская концепция бытия принадлежит, скорее всего, древнегреческому философу из г. Элея Пармениду (6-5 вв. до н.э.).Он утверждал: есть то, что есть (то есть бытие), а то, чего нет, не существует (то есть небытия нет). Бытие – повсюду, “заполняет” собой все. Оно не имеет частей, непрерывно, едино, вечно, неподвижно. Гераклит Эфесский (6-5 вв. до н.э.)рассматривал бытие как непрерывно становящееся, меняющееся, текучее и в этом смысле отмечал, что одна и та же вещь и существует, и не существует. Гераклит сравнивал бытие с течением реки: все так изменчиво, что нельзя дважды вступить в ту же самую реку: “На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды” 1 . Последователь ГераклитаКратил пошел еще дальше и заявил, что и один-то раз нельзя: так мгновенно все меняется.Демокрит (5-4 вв. до н.э.)придерживался концепции множественности бытия: в космосе, в пределе, нет ничего, кроме движущихся атомов, то есть бытия, а также пустоты, в которой эти атомы движутся. Атомы – неделимые, неразрушимые, плотные, неизменные материальные частицы, без цвета и запаха. Атомы отличаются по форме, величине, по положению друг относительно друга. Пустота – это небытие. В месте с категорией “бытие” античными философами исследуется и категория “небытие”, которая могла пониматься или как отсутствие бытия и его отрицание, или как нечто существующее, однако иным образом, чем бытие.

Для средневековой философской мысли было характерно противопоставление Божественного Бытия и сотворенного Им бытия . Бог – это источник всякого бытия и основание всех жизненных смыслов, подчеркивали средневековые философы.В эпоху Возрождения (15 - 16 вв.) был распространен интерес к бытию природы. В конце 17 века и в 18 веке бытие рассматривалось как природная реальность (объект), активно осваиваемая человеком (субъектом) в его деятельности.

Выдающийся вклад в развитие проблемы бытия внесла марксистская философия, с диалектико-материалистических позиций развившая представления о материи, ее способе и формах существования, о законах развития материального мира, о взаимосвязи материи и сознания.

В 20 веке под влиянием определенных социокультурных условий (развитие капитализма, приведшее к машинизации, алгоритмизации всей человеческой жизни, к обезличиванию человека, превращению его в вещь; нестабильная, кризисная политическая и социальная обстановка, несущая угрозу и обесценивающая жизнь; духовный кризис)произошел так называемый “онтологический поворот”, то есть возникла потребность по-новому осознать бытие человека, выяснить его смысл, понимая, что это не только индивидуальное бытие, но и бытие-в-мире.

Во всем мировом многообразии можно выделить, прежде всего, такие предельно общие, основные формы бытия как бытие материальное и бытие духовное . Анализ этих двух форм (проявлений) бытия приводит к выделениюнескольких основных специфических форм бытия как такового. К таким формам бытия можно отнести, во-первых,бытие природы, бытие отдельных вещей, процессов, состояний природы, бытие вещей и процессов, созданных человеком (К. Маркс назвал его бытием “второй природы”) . Вещи, процессы, состояния природы - это основа человеческой деятельности, существовавшая задолго до появления человека.

Среди основных специфических форм бытия можно выделить бытие человека , которое можно рассматривать и как индивидуальное бытие, и как бытие человека в обществе и в природе.

Также выделяют бытие духовного, исследование которого предполагает, прежде всего, исследование сознания , бессознательного, духовной жизни общества.

Также можно выделить бытие социального (или общества).

Даже неглубокий анализ форм бытия позволяет сделать вывод, что мир - разнообразен. Можно ли при этом утверждать, что он в то же время един? Если да, тогда что является основой единства всего существующего? Философская категория “субстанция” (от лат. s ubstantia – “то, что лежит в основе”) как раз и обозначает внутреннее единство бесконечного разнообразия вещей, явлений, процессов, событий (то есть многообразных форм проявления бытия). Субстанция - это то предельное безусловное основание, к которому сводятся все определенные формы бытия и в котором отражается сущностная сторона бытия. Субстанция – это то, что существует само по себе, самостоятельно, не зависит в своем существовании ни от чего другого. Ее можно трактовать и как первооснову мира, первоначало, из которого возникает и от которого зависит существование всего остального.

Учения, объясняющие единство мира исходя из одной субстанции, называютмонистическими (от греч. “один”). Примерами таких учений служат учения представителей древнегреческоймилетской школы - Фалеса, Анаксимена ,Анаксимандра, взглядыГераклита , учениеБ. Спинозы (17 в.) и др.

Первый известный представитель школы Фалес (7-6 вв. до н.э.) в качестве основы всего называл воду, из которой путем сгущения (затвердевания, замерзания) и испарения возникает все, и все ею поддерживается.Гераклит Эфесский в качестве архэ выбрал космический огонь. Гераклитов огонь - это вечное, активное, динамичное материальное, однако при этом одушевленное и разумное начало. Все является видом огня. Космос периодически погибает в огне и рождается из него заново, согласно судьбе, или космической необходимости.

В средневековом мировоззрении субстанцией оказывается Бог как сверхъестественный Творец бытия.

Учения, объясняющие единство мира исходя из двух субстанций, называютдуалистическими (от лат. “двойственный”). Пример такого рода учений – взгляды известнейшего представителя Нового времениР. Декарта (конец 16 – сер. 17 вв.), который в качестве субстанции предложил два первоначала – материальное (тело, телесность, природа) и духовное (мыслящее “я”, самосознание, ум).

Учения, основанные на множественности субстанций, получили названиеплюралистических (от лат. “множественный”). В литературе к примерам таких учений относят взгляды древнегреческого философаЭмпедокла (5 в. до н.э.),Демокрита , а также концепцию монадГ. Лейбница (17 - 18 вв.).

Эмпедокл предложилв качестве первоосновы 4 материальные стихии - огонь, воздух, воду и землю, которые сами по себе инертны. В движение их приводят две активные космические силы, действующие попеременно и называемые Эмпедоклом Любовь и Вражда (имена подчеркивают их противоположный по отношению друг к другу характер и в то же время отражают влияние мифологии). Космос возникает как результат соединения или смешивания этих стихий в определенных количественных пропорциях под действием Любви и Вражды: Любовь соединяет мельчайшие части стихий, Вражда их разъединяет 1 .

В материалистическом понимании субстанциальной основой мира является материя. Материя изначально сближалась с веществом (латинское слово “материя” и переводится как “вещество”). Однако древнегреческие натурфилософы в материи видели, прежде всего, именно субстанцию, их интересовало теоретическое объяснение того, как из этой субстанции возник вполне организованный космос.

Если первоначала милетцев и Гераклита обладают внутренней активностью, способностью изменяться и порождать вещи без влияния внешних по отношению к ним факторов, то во взглядах Эмпедокла материальное первоначало (четыре стихии) теряет свою внутреннюю активность, порождающую силу. Стихии приводятся в движение космическими противоположными силами.

Единый и гармоничный античный космос в средневековом мировоззрении как бы “распался” на два мира: Божественный, благой, сверхъестественный и земной, естественный, сотворенный мир. В средние века преобладал теизм (от греч. “Бог”). Согласно этой точке зрения Бог сотворил мир и продолжает его активно поддерживать, в целом направлять. М атерия лишается вечности, активной внутренней силы, порождающей способности, поскольку все эти свойства принадлежат высшей сверхъестественной силе.

Вернуть материи активность и порождающую мощь можно, став сторонником пантеизма (от греч. слов “все” и “Бог”). Пантеисты как бы “растворяют” Бога в природе, или природу в Боге – в зависимости от вида пантеизма. Такова позиция представителей философии эпохи ВозрожденияН. Кузанского (15 в.) иДж. Бруно (16 в.), представителя философии Нового времениБ. Спинозы , для которого и субстанция, и Бог, и природа оказались тождественны, и субстанция оказалась причиной самой себя.Для взглядов Дж. Бруно характерен органицизм в воззрениях на природу и вообще на весь космос. Под органицизмом, как правило, понимается стремление объяснять природные явления по аналогии с живым организмом, что способствует пониманию мира как целостности.

Р. Декарт (Новое время) “лишил” материю жизненности. Его взгляды можно отнести кдеистическим .Деизм (от лат. “Бог”) – это такая точка зрения, согласно которой Бог, сотворив мир, не вмешивается далее в закономерное течение его событий, а присутствует лишь интеллектуально, как высший разум.

Философские взгляды ученых 17 века развивались под влиянием активного развития математики, механики, физики, и весь мир в их произведениях мог уподобляться огромному механизму, а Бог – создателю этого механизма, сообщившему ему движение (первотолчок), и далее выполнявшему, в основном, лишь интеллектуальные функции; эти функции возрастали в связи с активным развитием наук. Следует учесть также активное развитие мануфактурного производств, создание различных механических устройств, моделей, игрушек и т.п. С точки зрения Р. Декарта, Бог сотворил материальную субстанцию, сообщил ей первоначальный импульс движения, в результате чего частицы материи получили возможность передавать друг другу определенное количество движения. Так и возник космос - по законам механики самого Р. Декарта. Если натурфилософам 16 века природа представлялась живой, одушевленной и уподоблялась человеческому организму, то Р. Декарт считал ее безжизненной и бескачественной. Принципы механистического материализма Р. Декарт распространил на всю природу. В дальнейшем, в 17-18 вв. под влиянием развития естествознания, механицизм уступил место органицизму.

Представители философии Нового времени при исследовании материи прежде всего подчеркивали ее главные и неизменные свойства (субстанциальные характеристики, свойства вещей, то есть свойства, относящиеся к их сущности): протяженность, непроницаемость, вес, фигуру и др. Тем самым философское понимание материи отождествлялось с естественнонаучным.

На рубеже 19 - 20 вв. привычные представления о материи с точки зрения ее вечных и неизменных субстанциальных характеристик или свойств (таких как протяженность, вес и т.п.) были разрушены. Этому способствовали революционные открытия в естествознании и, прежде всего, в физике: открытие явления радиоактивности, делимости атома, дефекта массы и т.п.

В.И. Ленин в 1908 году в своей работе“Материализм и эмпириокритицизм” дал философское определение материи, которое основывалось на известных открытиях в естествознании, а также обладало прогностической функцией :“Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. В диалектико-материалистическом учении материя – это, прежде всего, объективная реальность, которая не сводится к какой-то определенной, “окончательной”, “простой”, неизменной и однородной субстанции, лишь меняющей свои внешние формы.Объективная реальность - это реальность, существующая независимо от сознания человека.

Современная наука при объяснении явлений мира исходит, как правило, из материалистически - монистического понимания субстанции. В.И. Гусев совершенно справедливо критикует попытки некоторых ученых-естествоиспытателей представить материю как первоначальный субстрат, как сырой материал, из которого создаются вещи 1 . В данном случае происходит подмена философского понятия материи естественнонаучными (причем, неверными) представлениями о ней, что опять может привести к своеобразному повторению кризисной ситуации в естествознании.

Современной науке известны две формы материи: вещество и поле, которые неразрывно связаны между собой. Вещество дискретно, структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Поле – это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов, не имеющих массы покоя и равномерно распределенных в пространстве.

Все многообразие материального мира можно подразделить на такие три основные, взаимосвязанные области: неживая природа, живая природа и общество. Среди объектов неживой природы можно выделить: элементарные частицы, все виды физических полей, физический вакуум, атомные ядра, атомы, молекулы, макротела, геологические системы, планеты, звезды, Галактики, системы галактик, Метагалактику. Среди уровней живой природы традиционно выделяют молекулярный уровень жизни, клеточный уровень микроорганизмов, тканей и органов, организма в целом, колоний организмов, видов, биогеоценозов и вообще всей биосферы. В обществе, которое мы будем понимать как динамично развивающуюся систему многообразных отношений между людьми, существуют различные социальные слои, группы, образования, структуры.

Материя раскрывает себя через свои атрибуты, то есть через неотъемлемые свойства. Вещи и процессы окружающего мира и в нас самих находятся во взаимосвязи и воздействуют друг на друга, поэтому они взаимно превращаются, изменяются (в этом смысле можно сказать, что любая вещь есть процесс). Это их изменение в результате взаимодействия и есть движение. Оно неотделимо от материального носителя. Движение универсально, объективно; вся существующая реальность находится в движении. Поэтому материю можно определить как все многообразие вещей, находящихся во всеобщем взаимодействии, изменении, превращении, то есть во всеобщем движении. Движение это способ существования материи. Иначе как в движении материя существовать не может.

Определенным уровням организации материи соответствуют определенные формы движения. Форма движения материи – это движение, связанное с определенным материальным носителем. Серьезная попытка классифицировать формы движения принадлежитФ. Энгельсу . Он подчеркивал, что движение “обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением” 1 . Материю как таковую и движение как таковое никто еще не ощущал; мы имеем дело только с различными реально существующими веществами и формами движения, замечал ученый. Вместе с тем, материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения 2 . Обобщив известные основные открытия в естествознании, он выделил следующие основные формы движения, расположив их по мере их усложнения – от простых к высшим: механическая (простое перемещение масс, которое рассматривалось как фундамент физических процессов); физическая (электричество, магнетизм и т.п.); химическая (сложные взаимодействия атомов); биологическая (существование и развитие живых организмов); социальная (вся совокупность явлений и процессов общественной жизни). Конечно, с учетом сегодняшнего состояния развития естествознания, в содержание этих форм должны быть внесены изменения.

Ф. Энгельс также подчеркивал существование взаимосвязи, переходов между формами движения материи. Более развитые формы движения возникают на базе низших форм, причем высшие формы качественно специфичны и несводимы к низшим. Так, например, невозможно объяснить биологическую форму как некую взаимосвязь (тем более, сумму) физических и химических процессов, даже несмотря на все сказанное выше о сложнейшем понятии “жизнь”. Редукция (от лат.reductio- “отодвигать назад”) сложных форм движения к более простым называется механицизмом. Причем речь идет не только о сведении к механической форме, как это было в механистической картине мира, но и о сведении биологической формы к физической или химической, социальной – к биологической.

Итак, формы движения материи, во-первых, способны превращаться в другие формы, то есть подчиняться всеобщим законам. Это - движение вообще. Движение вообще реализует себя через изменение, превращение конкретных форм движения материи. Во-вторых, каждая форма движения способна сохраняться, то есть подчиняться своим особым законам (или осуществляться по своим особым законам). Это – покой, понимаемый философски как движение в определенной сохраняющейся форме. К сожалению, в литературе философское понимание покоя часто подменяется физическим.

В понятии “форма движения материи” отражается противоречивая сущность движения, понимаемого как единство изменчивости (форма движения ) и устойчивости (форма движения).

Движение вообще, во всеобщем виде, можно определить и как развитие. Однако речь идет не о любом движении, или изменении. Развитие - это способность материи порождать из себя качественно новые, и, как правило, более совершенные формы.

Пространство и время - это формы существования материи. Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых отражается структурная организованность и изменчивость бытия.

Вообще в истории научной и философской мысли можно выделить две основные концепции пространства и времени - субстанциальную и реляционную.

В субстанциальной концепции пространство и время рассматриваются как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Пространство в этой концепции понимается как вместилище тел, а время - как длительность, рядоположенность, последовательность прошлого, настоящего и будущего. Получается, что материальные объекты действительно движутся “в” пространстве и “во” времени. Примерами такой точки зрения могут служить взгляды Демокрита и И. Ньютона.

Реляционная концепция утверждает, что время и пространство вне объектов и процессов, вне системы их взаимодействия не существуют. Это не самостоятельные сущности, а системы взаимоотношений между материальными объектами. Эта концепция допускает зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия вещей, свойств и отношений. Идеи реляционной концепции можно встретить уГ. Лейбница .Диалектический материализм разделяет и развивает далее идеи реляционной концепции. Особенный вклад в развитие этой концепции внесла теория относительностиА. Эйнштейна , доказавшая, что пространственно-временные свойства в действительности выступают относительными, релятивными (от лат. “относительный”). Теория относительности раскрыла зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем. Ньютоновские представления о пространстве и времени были пересмотрены.

Диалектический материализм понимает под пространством все многообразие взаимосвязанных и взаимодействующих форм организации материи в данный момент времени, или в состоянии покоя. Это вся материя на определенном этапе ее развития. В определении пространства акцент делается на совокупность связей и отношений между вещами. Время отражает момент изменения, прехождения, порождения качественно новых вещей, их развитие, движение как таковое. Материя существует не “в” пространстве и “во” времени, а сама порождает свои пространство и время для различных уровней своей организации. Каждая форма движения материи имеет свои качественно отличающиеся пространство и время.

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

    Раскройте смысл философской категории “бытие”.

    В чем заключались особенности понимания категории “небытие” в античной философии?

    Какие основные специфические формы бытия Вы можете выделить?

    Дайте определение философской категории “субстанция”. Как связаны между собой категории “бытие” и “субстанция”?

    Какие учения называют монистическими, дуалистическими, плюралистическими? Приведите примеры таких учений.

    Проанализируйте понимание сущности категории “материя” в истории философии.

    В чем заключается суть ленинского определения материи?

    Что такое теизм, деизм, пантеизм? Приведите историко-философские примеры таких точек зрения.

    Дайте определение философской категории “движение”. Что означает характеристика движения как способа существования материи?

    Что такое “форма движения материи”? Какие основные формы движения материи Вы могли бы выделить? Связаны ли они между собой? Каким образом и почему?

    Что такое покой, понимаемый философски?

    Дайте определение понятию “развитие”. Как оно соотносится с понятием “движение”?

    Охарактеризуйте понятия “пространство” и “время” как формы существования материи.

    Раскройте сущность субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени.

1Фрагменты ранних греческих философов: Перевод /Изд. подгот. А.В. Лебедев; авт. вступ. ст. И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1989. – Ч.1. – С.202.

1Фрагменты ранних греческих философов: Перевод / Изд. подгот. А.В. Лебедев; авт. вступ. ст. И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1989. – Ч.1. – С.344-345.

1Гусєв В.І. Вступ до метафізики: Навч. посібник /В.І. Гусєв. – Київ: Либідь, 2004. – С.152.

1Энгельс Ф. Диалектика природы /Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1982. – С.50.

БЫТИЕ (в философии) БЫТИЕ (в философии)

БЫТИЕ́, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология (см. ОНТОЛОГИЯ) ».
Бытие в античной философии
Как самостоятельное понятие бытие возникает в раннегреческой философии, в учении элеатов (см. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА) . Парменид (см. ПАРМЕНИД) формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же - мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом (ср. «логос» Гераклита (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) , «число» пифагорейцев (см. ПИФАГОРЕИЗМ) ), и как таковая, эта категория принимается всей последующей античной философией, уравновешиваясь лишь тем, что предметом мысли становится не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла (см. ЭМПЕДОКЛ) , «семена» Анаксагора (см. АНАКСАГОР) , «атомы» Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) ); этот компромисс позволял объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого - с чувственным восприятием. С другой стороны, категория бытия критикуется софистами (Горгий (см. ГОРГИЙ) ) как пустое понятие, допускающее отождествление со своей противоположностью, с небытием, а также натурфилософами - как противоречащее обыденному и научному сознанию (апории Зенона (см. ЗЕНОН из Элеи) ). (см. ПЛАТОН (философ))
Платон (см. ПЛАТОН (философ)) предложил решение антиномий бытия в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, - это совокупность умопостигаемых форм или сущностей - «идей» - отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом». В онтологии неоплатоников (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) это различение изображается как две последовательные ипостаси «единого» (сверхбытие) и «ума» (бытие). Важной особенностью платоновского понимания бытия явилась связь его с категорией истины. Истина есть результат восхождения к истинно сущему, т. е. к видам бытия.
В философии Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) , следующего в основном платонизму, появляется ряд специфических сдвигов в понимании бытия: отрицание бытия как высшего родового понятия, отождествление его с субстанциальной сущностью единичной вещи, попытка расчленить различные смыслы употребления слова «есть». Однако задачей «первой философии» остается, как и у Платона, усмотрение бытия как такового.
Бытие в средневековой философии
Средневековая философия, опираясь на известное библейское самоопределение Бога: «Я есмь сущий» (Исход, 3,14), часто сближает понятия бытия и Бога, считая бытие единственно возможным безусловным предикатом Бога. Связанная с этим теоретическая проблематика разрабатывалась в т. н. онтологическом аргументе. Различные трактовки бытия выразились также в споре реалистов (см. РЕАЛИЗМ (в философии)) и номиналистов (см. НОМИНАЛИЗМ) , соответственно тяготевших к платонизму и аристотелизму. Под влиянием онтологии арабских перипатетиков возникает различение сущности (essentia) и существования (existentia), в которой выделяются два аспекта бытия вообще: его идеальное содержание и его реальная положенность. Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) подчеркивает момент творческой действенности бытия, в полной мере наличный в самом бытии (ipsum esse), то есть в Боге как actus purus (чистый акт). Он же вводит метод «аналогии сущего» как способ связи абсолютного бытия и его конечных проявлений.
Сложившаяся еще в античной философии иерархия уровней бытия, нижней границей которой является абсолютное небытие, а верхней - бытие как таковое, в философии средневековья сливается с иерархией добра и красоты. Бытие, таким образом, понимается как полнота реализации всех стремящихся к совершенству качеств, а небытие отождествляется со злом как полной лишенностью присутствия Бога. Такая онтологическая интерпетация зла служила основой для христианской теодицеи (см. ТЕОДИЦЕЯ) , в классическом варианте представленной Августином (см. АВГУСТИН Блаженный) . Вместе с тем античная триада «Единое - Ум - Душа», в которой бытием в строгом смысле слова являлась вторая ипостась (Ум), оказалась плохой формой для теологического содержания и провоцировала периодически возникавшие (как на Западе, так и на Востоке) богословско-философские конфликты. Мыслители, испытавшие влияние неоплатонизма, тяготели к слиянию диалектики Единого и представлений о Боге (ср. Марий Викторин (см. МАРИЙ ВИКТОРИН) , «Ареопагитики (см. АРЕОПАГИТИКИ) », Эриугена (см. ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА) , Экхарт (см. ЭКХАРТ Иоганн) ), но возникавшее при этом разведение понятий бытия и Бога делало эти концепции не вполне ортодоксальными. Более приемлемым было отождествление бытия и Бога, первый вариант которого дал Филон (см. ФИЛОН Александрийский) . В онтологических построениях Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ) , Ансельма Кентерберийского (см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский) и Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) богооткровенное имя (Сущий) трактуется как бескачественный предикат, открывающий бытие, но не дающий познания его сущности. Однако и этот вариант теологического истолкования категории бытия вызывал сомнения чрезмерным сближением умопостигаемого бытия со сверхразумным Богом. Францисканская оппозиция (Иоанн Дунс Скот (см. ДУНС СКОТ Иоанн) , Оккам (см. ОККАМ Уильям) ) стремится предельно отдалить разумную необходимость и божественный абсолют, с чем связаны такие концепции, как отождествление сущности и существования, повышение роли сверхразумной воли Бога, учение об «этости» (haeccaitas) предмета, не сливающейся с его эссенциальностью, «чтойностью» (quiditas) (Иоанн Дунс Скот). В философии Николая Кузанского (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ) (в первую очередь в учении о «бытии-возможности», possest) и Ф. Суареса (см. СУАРЕС Франсиско) вырабатывается компромиссный вариант связи категории бытия с основными онтологическими понятиями.
Бытие в философии нового времени
Философия нового времени выдвинула проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно существую» (cogito, ergo sum). От самоочевидности мыслящего «я» Декарт (см. ДЕКАРТ Рене) переходит непосредственно к абсолютному бытию при помощи т. н. онтологического аргумента. Главным результатом «открытия» бытия оказывается онтологическая гарантия истины, обоснование возможности науки. Бытие, таким образом, является для Декарта и всей рационалистической традиций 17 в. точкой пересечения мыслимого и существующего, а потому понятие бытия имеет объективную значимость, т. е. имманентно содержит свой объект. На этом принципе построены системы Мальбранша (см. МАЛЬБРАНШ Никола) и Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт) , разделяет его и Лейбниц (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) . В то же время эмпиризм 17 в. толкует бытие как фактическую данность.
Вместе с темой бытия как субстанции (в гносеологическом аспекте - как совпадения понятия и реальности) постепенно развивается критика категории бытия. Неопределимость бытия, отмеченная Паскалем (см. ПАСКАЛЬ Блез) , стремление сущности к бытию у Лейбница, граница между бытием и волей, проведенная Декартом (см. ДЕКАРТ Рене) и Мальбраншем, - все это свидетельствует о сужении сферы применения категории бытия при сохранении традиционного тождества бытия и умопостигаемости. Аналогичное сужение характерно и для философии Беркли (см. БЕРКЛИ Джордж) с ее тезисом: «быть, значит быть воспринимаемым» (esse est percipi), который позволил осуществить парадоксальный переход от последовательного эмпиризма к платонизму. Если у Беркли бытие - это субстанциальный субъект и его идеальное содержание, то в философии Юма (см. ЮМ Дэвид) бытие утрачивает даже статус субъективной субстанциальной очевидности, чем отрицается картезианская интуиция cogito, открывшая в свое время ряд онтологических построений 17 в. Юм трактует различие между идеей и фактом как принципиальную несводимость одного к другому, как фундаментальную разнородность бытия и умопостигаемости.
Бытие в немецком классическом идеализме
В немецком классическом идеализме 18-19 вв. идет противоречивый процесс, начинающийся с критики категории бытие Кантом (см. КАНТ Иммануил) , затем преобразившийся в реставрацию классического понятия абсолютного бытия в философии позднего Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) , раннего Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) , и завершившийся редукцией бытия к более изначальным слоям абсолюта в волюнтаристических построениях позднего Шеллинга. Тезис Канта о том, что бытие не реальный предикат, а лишь полагание (Setzung) того или иного содержания, был подхвачен и развит в дальнейшем позитивизмом и аналитической философией; учение Шеллинга о воле, если не исторически, то логически, предваряло идеи иррационализма 19 в.; концепция же выдвинутая Фихте и Гегелем, согласно которой абсолютное бытие есть не только субстанция, включающая в себя любое конечное содержание, но и абсолютный субъект, т. е. универсальное личностное начало, фактически не обрела преемников в западноевропейской традиции и оказывала лишь косвенное влияние на некоторые ее течения (персонализм (см. ПЕРСОНАЛИЗМ) , неогегельянство (см. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО) , экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) ).
Бытие в философии 19-20 вв.
19 век (вплоть до 1870-х годов) проходит под лозунгом борьбы со схоластическим онтологизмом. Идею бытия критиковали с различных точек зрения немецкие романтики, Кьеркегор (см. КЬЕРКЕГОР Серен) , Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) , Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг) , Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) . С конца 19 в. начинается реакция против этого течения, выродившегося в иррационализм, субъективизм, релятивизм, вульгарный материализм. Марбургская школа (см. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА) в неокантианстве, неогегельянство, имманентная философия (см. ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ) , феноменология (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) пытаются строить новую онтологию на основе аналитики чистого сознания, разъединяя, с одной стороны, традиционную связь бытия и эмпирическо-научного универсума, сохраняя, с другой стороны, идею имманентного присутствия бытия в актах сознания. Неореалисты ищут пути к новому пониманию бытия через элиминацию субъект-объектного понимания опыта.
С другой стороны, течения, близкие к неопозитивизму (см. НЕОПОЗИТИВИЗМ) , особенно философия лингвистического и логического анализа, стремятся снять саму проблематику бытия, которая рассматривается как спекуляция с непроясненными языковыми выражениями, заменить ее проблемами, выраженными языком позитивной науки, или освобожденном от двусмысленностей естественным языком (Карнап (см. КАРНАП Рудольф) , Рассел (см. РАССЕЛ Бертран) , Витгенштейн (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг) ).
Философию Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) , главной темой которой является вопрос о бытии, можно считать логически последней главой той критики онтологии (на языке Хайдеггера - «метафизики»), которую предприняла «философия жизни» 19 в. и ее романтические предшественники. Основное заблуждение «метафизики» (и всей западноевропейской культуры) - в забвении истинного бытия, в подстановке вместо бытия того или иного «сущего», т. е. вещественной или идеальной конкретности. Само же бытие, по Хайдеггеру, есть нетеоретическое событие (Ereignis) в мире «сущего», «просвет» (Lichtung) в плотности овеществленного универсума, позволяющий человеку в созерцании или действии обрести свою подлинность и историчность.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Бытие является широчайшей философской категорией, которая используется для обозначения субстанциональности, а также целостности мира. Бытие в философии зародилась в Древней Греции. Возникновение учения о нем совпало с появлением философского знания, а также с переходом к теоретико-логическому мышлению.

Понятие о том, что мир является целостным, сформировалось не сразу. Его появлению способствовали промежуточные концепции и понятия. Те мыслители, которые жили в период античности, очень тщательно рассматривали всевозможные варианты философских построений, при этом опираясь на те знания, которые были получены их предшественниками. Также они опирались на мифологию, искусство и так далее.

Со временем в познании возникает совершенно новая установка в понимании окружающего мира. Речь о том, что греческие натурфилософы рассматривали действительность как некое многообразие все время меняющихся предметов, процессов, явлений, а их последователи задавались вопросами о самой основе всех этих изменений. Эта основа - бытие. Философия даже в наше время часто обращается к данной категории. Изучением ее занимались многие великие философы.

Бытие в философии

Само слово «бытие» - это сочетание двух других слов: первое - «быть», второе - «есть». Отметим, что оно обозначает не только само существование чего-либо в этом мире, а гарантирует то, что это существование естественно и вполне реально.

Бытие в философии дает возможность ощутить мир как нечто целостное, единое, не состоящее из отдельных частей. Наука, которая изучает бытие, называется онтологией - это один из самых важных знания.

Что лежит в основе бытия? В его основе лежит то, что человек воспринимает мир не только как существующее здесь и сейчас, но и как то, что вечно и остается реальным даже там, где этот человек никогда не был и не будет. Существование здесь и сейчас доказывается человеческим опытом, а вечность и безграничность мира объясняет интуитивная деятельность сознания. Единство описанного выше и составляет структуры понятия бытия.

Философы, занимающиеся вопросами бытия, искренне верят, что мир остается непоколебимым несмотря на все потрясения, которые происходят в природе и обществе. На него ничто не влияет, он всегда остается постоянным, целостным, неизменным. Непоколебимый мир является истинным бытием, той опорой, которая дает нам гарантии, что реальность не исчезнет.

Размышления о сильном мире являются ядром смыслообразующей деятельности человека. Можно сказать, что на интуицию накладываются всевозможные понятия, которые образуют смысл, заключенный в различных

Онтология утверждает, что мир, который существует вокруг нас, живет, а также развивается по своим собственным законам. Законы эти никогда не зависели и не будут зависеть ни от нашего желания, ни от нашей воли. Они обеспечивают гармонию, а также стабильность нашей деятельности, хотя в то же самое время и ограничивают ее. Умение следовать законам бытия в значительной мере упрощает существование человека и любого другого существа.

Сюда следует отнести:

  • категорию вещей. Здесь речь идет о сущности вещей природы, а также вещей, созданных человеком;
  • категорию духовного. Здесь все основано на субъективном, а также на объективном духе;
  • категорию человека. Здесь можно наблюдать деление на человека как существа природы, а также на человека как существа специфического, отделившегося от этой природы;
  • Состоит из бытия общества и бытия отдельно взятого человека.

Бытие в философии - это всего-навсего один из пунктов философских рассуждений о человеке и окружающем мире. Несмотря на это, значимость онтологии действительно велика.

Нет единого мнения, что же такое бытие. Если говорить обобщенно, то это понятие трактуется как философская категория, которая обозначает объективную реальность: космос, человека и природу. Сущее не зависит от людской воли, сознания или эмоций. В самом широком смысле под этим термином имеют в виду общие представления обо всем сущем; все, что существует: видимое и невидимое.

Наука о бытии - это онтология. Ontos в переводе с греческого – сущее, logos – слово, т.е. онтология – учение о сущем. Еще последователи даосизма и философы античности начали изучать принципы существования человека, общества и природы.

Становление вопросов о существовании актуально для человека тогда, когда естественные, обычные вещи оказываются причиной сомнений и размышлений. Человечество по-прежнему не прояснило до конца вопросы бытия и небытия. Поэтому вновь и вновь человек задумывается о непостижимых темах реальной жизни. Особенно ярко эти темы поднимаются на стыках двух различных эпох, когда распадается связь времен.

Как философы открывали для себя мироздание

Первым, кто выделил реальность как категорию, названную «бытием», стал Парменид -древнегреческий философ, живший в VI-V вв. до н.э. Философ использовал наработки своего учителя, Ксенофана и элейской школы, чтобы классифицировать весь мир, используя в основном такие философские понятия как бытие, небытие и движение. По Пармениду, сущее непрерывно, неоднородно и абсолютно неподвижно.

Платон внес большой вклад в разработку проблемы сущего. Античный мыслитель отождествлял бытие и мир идей, и считал идеи подлинными, неизменными, вечно существующими. Платон противопоставлял идеям неподлинное бытие, которое состоит из доступных человеческим чувствам вещей и явлений. Согласно Платону, вещи, воспринимаемые с помощью чувства – тени, которые отображают истинные образы.

Аристотель в основании мироздания расположил первичную материю, не поддающуюся любой классификации. Заслуга Аристотеля в том, что философ первый вывел идею о том, что человек способен познать реальное существование через форму, доступный образ.

Декарт трактовал данное понятие как дуализм. Согласно концепции французского мыслителя, сущее составляет материальная форма и духовная субстанция.

Философ XX М. Хайдеггер придерживался идей экзистенциализма и считал, что сущее и бытие – не тождественные понятия. Мыслитель сравнивал сущее со временем, заключив, что ни первое, ни второе невозможно познать рациональными методами.

Сколько видов реальности существует в философии

Философия бытия включает в себя все в сознании человека, природе и обществе. Поэтому его категории – абстрактное понятие, объединяющее по общему признаку разнообразные явления, предметы и процессы.

  1. Объективная реальность существует вне зависимости от человеческого сознания.
  2. Субъективная реальность состоит из того, что принадлежит человеку и без него не существует. Сюда относятся психические состояния, сознание и духовный мир человека.

Существует иное распределение бытия как совокупной реальности:

  • Природное. Разделяется на то, что существовало до появления человека (атмосфера) и та часть природы, которая преобразована человеком. Сюда можно отнести селективные сорта растений или промышленную продукцию.
  • Человеческое. Человек как объект и субъект, подчиняется законам природы и в то же время является социальным, духовно-нравственным существом.
  • Духовное. Разделяется на сознание, бессознательное и сферу идеального.
  • Социальное. Человек как личность и как часть общества.

Материальный мир как единая система

С зарождения философии первые мыслители стали задумываться о том, что представляет собой окружающий мир и как он возник.

Сущее, со стороны человеческого восприятия, двояко. Его составляют вещи (материальный мир) и духовные ценности, созданных людьми.

Еще Аристотель основой бытия назвал материю. Явления и вещи можно объединить в одно целое, единую основу, которой и является материя. Мир образуется из материи как единство, не зависящее от воли и сознания человека. Этот мир воздействует через окружающую среду на человека и общество, а те, в свою очередь, прямо или опосредованно воздействуют на окружающий мир.

Но не взирая ни на что бытие едино, вечно и беспредельно. Различные формы: космос, природа, человек и общество существуют равнозначно, хотя представлены в различных формах. Их наличие создает единый, универсальный, бесконечный универсум.

На каждом этапе развития философской мысли человечество стремилось к пониманию единства мира во всем его разнообразии: мира вещей, а также духовного, природного и общественного миров, образующих единую реальность.

Из чего складывается единое мировоздания

Бытие как суммарное единство, включает в себя множество процессов, вещей, природных явлений и человеческую личность. Эти компоненты имеют взаимосвязь друг с другом. Диалектика полагает, что формы сущего рассматриваются только в неразрывном единстве.

Разнообразие частей бытия чрезвычайно велико, но существуют признаки, обобщающие сущее и выделяющие из него некоторые категории:

  • Всеобщее. Вселенная в целом. Включает в себя космос, природу, человека и результаты его деятельности
  • Единичное. Каждый человек, растение или животное.
  • Особенное. Происходит от единичного. В эту категорию относятся различные виды растений и животных, социальные классы и группы людей.

Бытие человека тоже классифицировано. Философы выделяют:

  • Материальный мир вещей, явлений и процессов, которые возникли в природе или были созданы человеком
  • Материальный мир человека. Личность предстает как телесное существо и часть природы, и в то же время как существо мыслящее и социальное.
  • Духовный мир. Объединяет духовность каждого индивидуума и общечеловеческую духовность.

Между идеальным и реальным бытием выявляются различия.

  • Реальное или существование. Сюда относятся материальные вещи и процессы. Носит пространственно-временной характер, неповторимо и индивидуально. Считался основой бытия в материализме.
  • Идеальное или сущность. Включает в себя , внутренний мир человека и психическое состояние. Лишено характера времени и действия. Неизменно и вечно.

Реальный и идеальный миры

Два мира, реальный и идеальный, отличаются по способу существования.

Физический мир существует объективно и не зависит от воли и сознания людей. Идеальный – субъективен и возможен только благодаря человеку, зависит от человеческой воли и желаний.

Человек находится одновременно в обоих мирах, поэтому человеку в философии отведено особое место. Люди – существа природные, наделенные материальными телами, на которые влияет окружающий мир. Используя сознание, человек рассуждает как о вселенной, так и личном существовании.

Человек – воплощение диалектического единства и идеализма, тела и духа.

Что думали о мироздании философы

Н. Гартман, немецкий философ, противопоставил «новую онтологию» теории познания и считал, что все философские направления изучают бытие. Бытие многолико, оно включает в себя физические, социальные, психические явления. Единственное, что объединяет части этого разнообразия – они существуют.

Согласно М. Хайдеггеру, немецкому экзистенциалисту, существует связь между ничто и бытием. Отрицая ничто возникает и помогает раскрыться бытие. Этот вопрос – главный вопрос философии.

Хайдеггер переосмыслил понятия Бога, реальности, сознания и логики с точки зрения подведения философии под научное основание. Философ считал, что человечество утратило осознание связи между человеком и бытием еще со времен Платона, и стремился это исправить.

Ж. Сартр определял бытие как чистое, логическое тождество с самим собой. Для человека – бытие-в-себе: подавленная умеренность и самодовольство. По представлениям Сартра, по мере развития человечества, ценность бытия постепенно утрачивается. Это смягчает то, что частью сущего является ничто.

Все философы сходятся в мыслях, что мироздание существует. Некоторые считают его основой материю, некоторые – идеи. Интерес к этой теме неиссякаем: вопросы бытия интересуют людей на всех этапах развития человечества, потому что однозначный ответ еще не найден, если его все же можно найти.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...