Человек в исторической эпохе. Человек в различных исторических эпохах

Человек с самого момента своего рождения является неотъемлемой частью взаимосвязанных и взаимодействующих общественных связей. Он оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействия.

Еще более сложные взаимодействия характеризуют жизнь общества, ведь общество это процесс и продукт взаимодействия людей как с природой, так и между собой. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-эстетические и иные) взаимодействия.

Равным образом любое общество взаимодействует между собой путем использования взаимодействия, без которого ничего не было бы, позволяя при этом вырабатывать характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. Именно сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. По определению К. Маркса, общество - это «продукт взаимодействия людей»

Взаимодействие содержит в себе и познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря “вписанности” познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействий и его обнаружения человеком.

Данность взаимодействия ставит человека перед необходимостью считаться с их объективными свойствами, не зависящими от его познавательной установки и его воздействия на логику вещей. Эта парадоксальность взаимодействия связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов.

Для гомо сапиенс, возникшего исторически, его сознания, окружающий мир уже представлял собою взаимодействие коренных начал - материального и духовного - в качестве реальностей, существующих вне и независимо от воспринимающего их сознания и явившихся для него одновременно. Такое представление может исторически эволюционировать, но в принципе оно сохраняет свою внутреннюю устойчивость и всеобъемлющий характер, тенденцию к бесконечному уточнению, развитию и совершенствованию, приближаясь к наиболее верному пониманию мира и самого человека, с точки зрения “философии взаимодействия”, но никогда не исчерпывая его.

Стремление всюду и везде, всегда и во всем видеть и находить взаимодействие соответствует объективной природе предметов, вещей и явлений - материальных и духовных - и одновременно дает человеку самую универсальную и правильную ориентацию для постижения им окружающей реальности и самого себя, а также для его поведения в обществе и в общении с другими людьми.

Стремление к взаимодействию пробуждает, стимулирует, развивает и закрепляет самые лучшие, общеполезные непреходящие по своему значению человеческие качества, такие, как проницательность, терпимость, выдержка, сочувствие, самообладание, доверие, уступчивость, милосердие, доброта и т. д.

В социально-политической сфере установка на взаимодействие предполагает понимание противоположной позиции, других интересов и потребностей, известной правоты другой стороны, способность прийти к более широким и комплексным взглядам, к осознанию приоритета более глубоких, сближающих и объединяющих различные позиции совместных интересов.

В результате взаимодействия истинной победой оказывается победа каждой из сторон над собой, своей ограниченностью, узостью и эгоизмом. Победа становится тогда обоюдной победой, а потому внутренне прочной и благотворной для обеих сторон и шире - для всех, кто так или иначе связан с процессом взаимодействия противостоящих в данном случае друг другу сторон или сил.

При взаимодействии сохраняется принципиальная самостоятельность и определенность каждой из взаимодействующих сторон. В то же время, каждая из них идет на некоторые уступки, в конечном счете взаимоприемлемые и взаимополезные. Однако подлинное взаимодействие невозможно при полной капитуляции или полной неуступчивости одной из сторон. Это относится и к материальной, и к духовной сферам жизни, и к политике и к культуре.

Зрение, слух, осязание, обоняние есть взаимодействие между объектами восприятия и определенными органами чувств. Любые перемещения в пространстве тоже есть взаимодействие различных физических тел и человека с землей, водой и т. д. Находясь в любой среде, физические тела и человек взаимодействуют с ней и между собой, даже будучи в состоянии покоя. Любые отношения человека к какому-либо предмету и действия с ним представляют собой взаимодействие с этим предметом. Всякая человеческая деятельность (материальная и духовная) - это взаимодействие между замыслом исполнителя и его реальным воплощением, в процессе которого происходит их взаимокоординация. Взаимодействие происходит в объектах живой и неживой природы на разных уровнях их структуры и различных протекающих в них процессов. Одним словом, феномен взаимодействия охватывает собою весь окружающий человека мир (материальный и духовный) и самого человека.

Взаимодействие как реальное явление и как представление фактически существовало всегда, если брать за исходную позицию возникновение гомо сапиенс, но только в современных условиях есть наибольшие исторические и логические основания сделать взаимодействие поистине ведущим и определяющим постулатом особой “философии взаимодействия”, действительно всеобъемлющей и принципиально новой, по сравнению со всеми предшествующими философскими направлениями и концепциями.

Истинное благо и счастье человека состоит в его взаимодействии, максимально полном, органичном и плодотворном, с окружающим миром, материальным и духовным, и с другими людьми, а взаимодействие со всем “неподобным” и подобным себе, позволяющее человеку проявить собственные возможности и усвоить все нужное и полезное ему, получаемое извне, составляет цель и смысл человеческой жизни.

Каждое взаимодействие подразумевает стремление индивида достижения конкретных целей. Под целями философии взаимодействия понимается состояние или результат, которых в настоящее время еще нет, но которые намечено достигнуть и в процессе взаимодействия с другими объектами.

Степень достижения поставленных целей при осуществлении взаимодействия называют его эффективностью. Чем больше степень достигаемых целей, тем больше эффективность. Однако цели могут быть неодинаковы и неравноценны. В юридической литературе они подразделяются по степени их важности на цели высокого и более низкого уровня.

Характеристика взаимодействия как взаимного изменения сторон системы, при котором движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная система также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутренней противоречием данной конкретной системы.

Взаимодействие всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть всегда отношение сторон. Определяются целостной системы, например солнечной системы, растительного, животного царств, человеческого общества, определенных общественно-экономических формации. Содержание взаимодействия обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение которых и выступает как конкретное движение данной системы. Примерами такого диалектического взаимодействия может служить любая конкретная система, например живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфическую организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизводящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить именно человеческое общество в его развитии, основанном на специфических социальных закономерностях.

Отдельно хочется остановиться на появившееся в середине 20-го столетия течении - а именно «Философии взаимодействия» («биализм»). «Философии взаимодействия» исходит из того, что все реальные явления в мире, то есть существующие вне и независимо от своего восприятия, на всех уровнях и в любом выражении представляют собою взаимодействие присущих им материального и духовного начал. Мир «бинарен», а не «монистичен». Оба начала исконны и суверенны. Нет и не может быть никакой «первичности», онтологически - генетической и структурно-функциональной одного из них. Одно начало не существует вне и без другого. Оно может доминировать в явлении. Оба начала постоянно и неисчерпаемо многообразно дополняют и взаимообогащают друг друга. При этом они способны частично переходить друг в друга, усиливая одно из начал. В то же время никогда и не где, ни в чем и ни на каком уровне одно из начал полностью не перейдет в другое.

Взаимодействие есть процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе взаимодействия его собственных элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собственным следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на «кольцо», но и на «спираль». Образцом такой формы взаимодействия является система взаимодействия экономических явлений, научно воспроизведенная в «Капитале» Маркса.

В аналогичном отношении взаимодействия находятся между собой теория и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный стимул своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику.

Однако при более внимательном анализе выявляется, что "чистое" взаимодействие двух - это идеализация, оставляющая за рамками "скрытых" посредников: нормы, стереотипы, ориентации, выходящие "за границы" непосредственного контакта. В сфере анализа природных объектов и систем также приходится при характеристике взаимодействия учитывать разного рода временные, ансамблевые, популяционные зависимости, не фиксируемые в рамках непосредственных взаимодействий. Человек, т. о., оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействия.

Собственно, это и отличает современную "неклассическую" ситуацию познания от классической, образованной "вокруг" отдельного взаимодействия вещей, предполагающей отдельного субъекта с отдельным актом фиксации взаимодействия. Но чем заметнее это отличие, тем яснее, что определение познавательной ситуации схемой отдельного взаимодействия было своего рода идеализацией, акцентированной на привычных и устойчивых формах человеческого опыта. Простота опыта человеческих взаимодействий оказалась предзаданной, обусловленной, потребовавшей дополняющих обычный опыт объяснений.

Взаимодействие содержит в себе познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря "вписанности" познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействие и его обнаружения человеком.

Можно отметить, что такая парадоксальность взаимодействия связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов. Ему постоянно приходится переходить от отдельных взаимодействий к их сцеплениям и цепочкам, а следовательно, и менять свои познавательные позиции, средства и инструменты. Фактически ему необходимо делать это для того, чтобы за непосредственными взаимодействиями видеть взаимодействие опосредованные, чтобы осваивать или создавать средства, включающие его в системы взаимосвязей более широких, чем те, что ему непосредственно даны.

В области общественной примером взаимодействия может быть непосредственное общение между человеческими индивидами. Зачастую взаимодействие отождествляют именно с непосредственным взаимодействием.

Непосредственные взаимодействия выявляют отдельные свойства объектов, но далеко не всегда могут характеризовать их особенности, определенность присущих им форм движения. Конкретизация представлений о типах движения, об особых совокупностях взаимосвязанных объектов, об их качествах достигается человеком за счет создания средств измерения, понятий о мерах, знаний о категориях явлений и способах их сопоставления. Этот опыт закрепляется в познании, которое принято называть научным.

Ключевым является вопрос о соотношении данности человеку ситуации его бытия и необходимости для человека выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия. Взаимодействие являются исходными пунктами разного рода познавательных ситуаций постольку, поскольку они обнаруживают сдвиги и изменения в состояниях и движениях предметов, в позициях, действиях и восприятиях человека. Взаимодействие, "открывая" свойства включенных в него объектов, вместе с тем косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его "помещенность" в ситуацию, его причастность взаимодействия, а стало быть, и его собственные свойства.

взаимодействие общество человек философия

§ 1 Понятие «общество»

Для того чтобы говорить об обществе, его жизни и его проблемах, нам нужно выяснить, что скрывается за этим понятием. Многие слова в русском языке имеют несколько смыслов, или употребляются в нескольких значениях. Понятие «общество» также имеет несколько значений.

Мы можем говорить о группе людей, объединенных какими-либо интересами или совместной деятельностью - общество любителей книги или общество декабристов. В данном случае понятие «общество » синоним понятия «союз», «организация», «объединение».

Если мы говорим об определенном этапе истории человечества, первобытном или средневековом, то синонимами будут термины «этап», «период».

Если речь идет о качественном состоянии определенного типа развития, то это аграрное общество, постиндустриальное и т.д.

Население страны, государства, региона тоже являются обществом - советское, европейское, французское.

Это примеры употребления термина «общество» в узком смысле слова.

Нас интересует значение понятия «общество» в самом широком смысле - это обособившаяся от природы и тесно с ней связанная часть материального (реального) мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Ключевыми в данном определении являются две позиции:

1. общество является частью реального мира;

2. общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях.

Люди, способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют, в конечном счете, общество.

Ученые считают, что человек и общество возникли одновременно. Множество проблем, возникающих в жизни человека, (защита, добыча пропитания, поддержание огня, передача информации другому поколению), можно было решить только совместно, иначе было просто не выжить. Общество появилось как форма совместной жизнедеятельности людей на основе взаимопомощи и разделения труда. Все люди, когда-либо жившие на земле, или живут сейчас, и те, кто будет жить - часть общества. То есть, общество - это все человечество в целом, вместе с его прошлым, настоящим и будущим.

В древности считалось, что общество - это просто совокупность отдельных людей. В целом это верно, но людей, живущих в обществе, всегда что-то объединяет. Различных связей, возникающих между людьми, огромное множество. Структура общества очень сложна.

Каждый человек одновременно может быть членом многих коллективов (семейного, спортивного, трудового). Также человек входит в большие группы: классы, нации. Являясь членом многих коллективов, человек вступает в разнообразные отношения как внутри одного коллектива, так и с другими коллективами. Такие отношения, возникающие между различными группами людей, а также внутри них, называют общественными отношениями.

§ 2 Сферы жизни общества

Общество возникло вместе с человеком и развивается вместе с ним. Следовательно, мы можем говорить об обществе как динамической системе. Попробуем разобраться. Динамическая - значит, изменяется, развивается; возникают новые и отмирают старые части и связи между ними. Система - значит, «целое», «составленное из частей», совокупность. Мы можем сравнить общество с автомобилем. Это тоже система, которая состоит из многих составляющих: ходовая часть, топливная система, тормозная. Все они между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Так же и общество состоит из множества частей. Ученые называют их подсистемами или сферами и выделяют четыре главных, взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью.

Принято начинать характеристику общества с его экономической сферы, в которой осуществляется деятельность людей по производству, распределению и потреблению результатов труда: условий жизни, материальных благ и услуг. Экономика является основой жизнедеятельности общества. Все, что мы производим, покупаем и обмениваем, является предметом экономической деятельности. Таким образом, экономическая сфера - это то, что позволяет нашему обществу развиваться с материальной точки зрения.

Политическая сфера- это очень важный элемент человеческой жизни, включает в себя все, что связано с управлением человеческим обществом, с властью. Она захватывает проблему государства, политических партий, объединений, групп и т. д.

Социальная сферарассматривает проблемы деления общества на классы, слои и национальные общности. Регулирует отношения между сословиями, классами, нациями и возрастными группами.

К духовной сфереотносится все то, что связано с наукой, искусством, религией, моралью. Любому человеку необходимо не только восстанавливать физические силы с помощью еды, но и получать определенную духовную пищу. Все отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, потребления, относятся к этой сфере.

Все сферы жизни общества между собой связаны, друг на друга влияют и составляют единое целое.

Чтобы сохранялась эта целостность общества, существуют социальные нормы. Это правила поведения, складывающиеся в соответствии с потребностями общества. Социальные нормы демонстрируют, какое поведение обществом одобряется, а какое нет с помощью предписаний (указаний на требуемые действия), дозволений (разрешения вести себя определенным образом) и запретов (указания на действия, которые совершать не нужно). К наиболее распространенным социальным нормам относятся обычаи, мораль и правовые нормы.

§ 3 Этапы развития общества

Общество прошло длительный путь своего развития и претерпело множество преобразований.

Ранние общества - это аграрные или доиндустриальные общества. Для аграрного общества характерны следующие черты: большая часть людей занята в сельском хозяйстве, труд преимущественно ручной, примитивные орудия труда. В таком обществе сохраняется сильная зависимость от природы, общинный уклад жизни, религиозное мировоззрение, жизнь согласно обычаям и традициям. Поэтому эти общества еще называют традиционными.

Следующий этап общественного развития - это индустриальное общество. Индустриальное общество от аграрногоотличается тем, что большая часть населения занята в промышленном производстве. Преобладает машинное, массовое производство, а также бурный рост городов, городского населения и значительная социальная мобильность. Многие страны до сих пор находятся на этом этапе развития общества, поскольку переход - это очень сложный процесс, и развитие общества происходит неравномерно.

Постиндустриальное или информационное общество- последний на данный момент этап развития общества. В информационном обществе на первое место выходит сфера услуг и информации. Этому типу общества присуще следующие черты:ведущая роль науки, знаний и информации в обществе, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда. Происходит стирание классовых различий. Высокая социальная мобильность. Меняется отношение к природе, она уже не рассматривается как простой источник сырья.

Тип общественных отношений, уровень развитости цивилизации, этап общественного развития сильно влияли на повседневную жизнь людей, на структуру общества. Меняется общество - меняется жизнь людей. На каждом этапе исторического развития существуют общества, очень различные по своему устройству, по положению в нем каждого конкретного человека.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен»

Использованные изображения:

В первую очередь, общество следует рассматривать как совокупность людей. Однако ложным является воспринимать его как набор индивидов.

Общество как совместная жизнедеятельность людей

Все индивиды являются своеобразными атомами, имеющими взаимосвязь между собой, которая приводит к формированию целостной материи, самого общества. Первоосновой человеческого общества является деятельность людей. Именно человеческая деятельность обуславливает возникновение взаимосвязи между людьми.

Общество – это синтез таких сфер деятельности людей как экономическая, политическая, духовная и социальная. Все эти сферы взаимосвязанные между собой, однако, в рамках человеческого общества сохраняют свой индивидуализм. История показывает нам, что первое общество появилось в тот момент, когда первобытные люди начали объединяться в племена.

Каждый человек в племени исполнял свою функции, от которых зависела жизнь других людей в племени. Со временем, человеческое общество достигло такого уровня развития, что для обеспечения его жизнедеятельности понадобился такой инструмент как государство. Причиной этого стало существенное возрастания спектра прав и обязанностей человека.

Общество и природа

По своей сути, каждый человек является неотъемлемой частью природы. Из такого суждения, можно сделать логический вывод о том, что и человеческое общество – это часть природы. Взаимосвязь природы и общества в разные эпохи приобретала различные толкования.

В период Античности, общество рассматривалось как совершенное творения космоса. Благодаря человеческому обществу, был побежден хаос, так как деятельность людей была согласованной. В эпоху Средневековья, общество и природа рассматривались как равные друг другу низшие институты, так как верховенство принадлежало Богу.

Мыслители Возрождения воспринимали природу как главный источник духовного роста человеческого общества. В наше время природа воспринимается как плато для экспериментов со стороны общества. Идеей полного подчинения природы под свои потребности, руководствуется уже много поколений.

В этом и заключается главная проблема взаимодействия общества и природы: человеческое общество не воспринимает ее как дар, который нужно беречь, а использует ее инертность с целью улучшения жизни.

Общество и культура

Культура и общество – это понятия, которые неразрывно связанны между собой. Культура – это наглядный показатель духовного и практического развития любого человеческого общества.

Именно по уровню культуры в том или ином государстве можно сделать вывод о том, в каком состоянии находиться общество. Кризис в культурном развитии человеческого общества говорил о начале его деградации.

Науки об обществе

Человеческое общество можно изучать с довольно разных позиций. Поэтому под категорией «науки об обществе» мы подразумеваем несколько дисциплин, объектом исследования которых является общество, а также процессы, возникающие в нем.

К наукам об обществе относятся такие науки: философия, социология, история, антропология, политология, правоведенье, культурология и экономика. Основные элементы этих научных дисциплин, касающиеся общества, объединены в науке обществознание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Сущность и структура общества как системы

2. Теории индустриального общества

3. Теория информационного общества. Типология обществ

Заключение

Список литературы

Введение

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта: а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих, универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при ее ведущей роли); б) изучение конкретно-исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

Цель работы - изучить общество как социальную систему.

Задачи работы - рассмотреть сущность и структуру общества как системы; обозначить теории индустриального общества; охарактеризовать типологии обществ.

1. Сущность и структура общества как системы

Общество -- многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей, включая акционерные общества и другие экономические организации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, либо как исторический этап, определенная форма социального развития (первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество), либо как конкретное общество в рамках одной страны (французское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных единством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интересов (потребительское общество, благотворительное общество, спортивное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество -- это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления, универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политическую систему управления.

Общество в третьем значении -- как сообщество, союз или ассоциация (например, Общество любителей чтения) -- в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение лиц, граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество -- самая крупная группа изо всех, в каких только приходится проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришло из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих высоким престижем и привилегиями (например, «высшее общество» или «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию, полагает Питер Бергер, автор одного из самых популярных учебников социологии в мире. Кому-то общество предоставляется гигантским механизмом, в котором индивид превращается в маленький винтик. Для П. Бергера «общество представляет собой сеть социальных ролей».

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества. В одном случае его понимают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -- как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -- как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс понимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлер-штайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочисленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не используется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства исторической и социальной науки, заставляют нас задать другой вопрос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -- это термин, от которого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной многозначности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в заблуждение противоречивых определений. Общество -- это термин, использование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению социальной науки в XIX в. Общество -- это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают разную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда государство предстанет как искусственный политический конструкт-учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна-- часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство -- политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество -- социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Бьшо время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны -- результат территориального раздела мира.

Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1) оно не является частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями;

4) объединение имеет территорию, которую считает своей собст- , венной;

5) у него собственное название и собственная история; \

6) оно обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровнородственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное -- они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заметим, что государство -- лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5--6 тысяч. Общество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство -- для защиты интересов граждан, составляющих это самое общество. Таким образом, государство выступает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господина, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значение, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают социологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

1) постоянная территория -- например, Испания в своих государственных границах;

2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

3) высокоразвитая культура -- модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

4) политическая независимость -- общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя бьшо считать таковыми1.

Автор этой классификации признавал неполноту и дискуссионный характер своих критериев. К примеру, можно ли применить критерий «высокоразвитая культура» к стране, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп, будь то США, Индия или СССР? Здесь нет общих ценностей и идеалов, воспринятых всем населением. Их культуру правильнее называть совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и законодательной властью. Возможно, поэтому оказался столь непрочным Советский Союз. Критерий «политическая независимость» является не менее спорным. На территории СССР находились сложившиеся и очень древние этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, но не имевшие политической независимости и существовавшие на правах союзной республики, в частности Армения, Грузия, Эстония.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэн, К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон1 в 1950 г., а Т. Парсонс в 1966 г., предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения. Но главным признаком самодостаточности является экономический -- наличие у страны валюты, сохранение платежеспособности и возможность оплачивать долги, Поэтому островные государства -- Япония и Великобритания, -- в значительно большей мере зависящие от внешней торговли, чем континентальные, относятся к самостоятельным обществам и высокоразвитым державам.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна-единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами. Европа тоже не является обществом. Только всеобщая мировая система соответствует понятию «общество».

Общество можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объема власти.

Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (включая культуру и науку) и религия. Действительно, институты выполняют функцию столпов общества, на которых все и держится. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную. Их называют еще подсистемами общества.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Подсистемами именуют «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Подсистем, или сфер, общества существует четыре.

Экономическая сфера -- это фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. Иными словами, то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей в пище, жилье, досуге и т. п. В экономической жизни общества прямо участвуют 50-60% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвуют 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все мы являемся потребителями товаров и услуг, созданных первыми. Пенсионеры уже вышли из производства, а дети в него еще не вошли. Они не создают материальных ценностей, но их потребляют.

Основой экономической сферы любого общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход. Производство характеризуется также технико-экономическим потенциалом, существующим в данный момент в данном обществе.

Политическая сфера -- это президент и аппарат президента, правительство и парламент (Федеральное Собрание), аппарат управления федеральной власти, местные органы власти (губернские, областные), армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства -- обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т. д. Основной вопрос политической сферы -- узаконивание способов борьбы за власть и защита власти, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий - выражать многообразие политических интересов различных, часто противоположных групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи. Наука призвана открывать новые знания во всех областях, т. е. создавать авангардные технологии, проекты космических кораблей, расшифровывать старинные тексты, описывать законы вселенной и т. д. Образование передает открытое учеными знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные учителя. Культура выполняет задачу создания вненаучных, а именно художественных, ценностей, хранения их в библиотеках и музеях, экспонирования в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной жизни любого общества,

Социальная сфера понимается в двух смыслах -- широком и узком-и в зависимости от этого охватывает разные объемы всего пространства общества.

Социальная сфера общества в широком значении -- это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы). В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы -- от богатых и средних до бедных.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их. В нее включаются пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения. Во втором значении к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть, как правило беднейшие слои.

Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т. е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, непохожую на другие, функцию или роль в обществе.

Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица и даже может вырасти преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической сфере влияют на благополучие в другой, социальной.

Экономика может сильно воздействовать и на политику. Когда в начале 90-х годов экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т. е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом очень бедных, более активными стали те политические партии, которые ориентировались на коммунистическую идеологию. Они вызывали сочувствие уже у большей части населения. Из опыта европейских стран известно, что как только экономика идет на подъем, преобладающая часть населения начинает отходить от коммунистических взглядов в сторону так называемых либерально-демократических и выступать за частную собственность и свободу предпринимательства.

Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена выполняла роль управленческой надстройки общества, а социальная сфера, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной, характер носит и духовная сфера общества, духовная жизнь людей. Она затрагивает все этажи общества.

Одна из самых полных и концептуально четких моделей общества была создана в середине XIX века великим немецким мыслителем Карлом Марксом. Согласно его воззрениям, любое общество состоит из базиса и надстройки. Базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью (рис. 6.2).

Под производительными силами он понимал людей, занятых изготовлением товаров, оказанием услуг и обладающих определенной ква- [ лификацией и способностью к труду; здания и помещения, где осуществляется процесс производства; орудия труда и производства, от I ручного молотка до высокоточных станков, технологию и оборудование; конечную продукцию и сырье.

Производственные отношения складываются между большими группами людей, занятыми в общественном производстве. Люди вступают в подобные отношения не как личности, а как исполнители наперед заданных социально-экономических ролей: работодатель и работник, помещик и крестьянин, заимодавец и кредитор, арендатор и рантье и т. д. Фундаментом производственных отношений выступают отношения собственности.

Производительные силы влияют и определяют развитие производственных отношений, а вместе они определяют характер, направление и динамику развития всех институтов надстройки. Если базис материален, то надстройка - духовная основа общества. Социальные изменения в обществе всегда начинаются снизу-- с преобразования производительных сил (например, в ходе индустриальной революции) и изменения характера производственных отношений, в частности изменения отношения господства и подчинения на отношения равенства и справедливости. Часть производительных сил, скажем рабочий класс, осознавший свою историческую миссию по освобождению всего общества от эксплуатации, организуется в политическую партию и выдвигает вождей из числа прогрессивно мыслящей интеллигенции.

Смена одного типа общества другим происходит как динамический процесс -- через механизм классовой борьбы. Самым конфликтным считается такое общество, где существуют частная собственность, разъединяющая людей, неодинаковое отношение к средствам производства и антагонистические классы, конкурирующие за ограниченное количество жизненных благ, прежде всего деньги.

В марксизме преобладала точка зрения, согласно которой экономический базис общества, материальное производство, уровень развития средств труда и технический прогресс детерминируют социальную, политическую и духовную сферу общества. Действительно, от того, какова производительность общественного труда, каков объем валового национального продукта, какие богатства накоплены обществом, зависит, сколько средств может оно направить на помощь инвалидам, безработным, пенсионерам, на развитие культуры, образования и науки. Все эти категории и сферы общества в нашей стране дотируются из госбюджета и целиком зависят от него.

Хотя К. Маркс признавал решающую роль экономических факторов, он в то же время говорил и о том, что культура является относительно независимой областью. История неоднократно доказывала, что расцвет духовной и культурной деятельности чаще всего приходился на периоды кризиса, политического гнета и материального недостатка. Другой его тезис заключался в признании опосредованного (непрямого) влияния базиса на надстройку.

Тем не менее Маркс был далек от всестороннего взгляда на проблему. В общем-то он ему был не нужен, поскольку перед ним стояла вполне конкретная историческая задача (обосновать революционную роль рабочего класса) и методологическая цель (доказать первенствующую роль материальных факторов в жизни общества-в противовес господствовавшим до него представлениям о том, будто социальный прогресс определяется развитием идей и научных воззрений) .

Маркс сделал шаг вперед по сравнению с предшествующей социальной наукой, обвиненной в идеализме. Но он не отменил и не мог отменить правомерность ее суждений, в которых заключалось столько же истины, сколько и в материалистических утверждениях марксистов. Действительно, научные идеи, просвещение, расширение гра мотности решающим образом влияют на прогресс общества. Сегодня, в эпоху компьютерных революций, мы знаем, как велика роль информации и знаний. Понятие интеллектуального капитала уже затмило собой понятие финансового капитала. Экономика, темпы ее развития, организация, размещение, инновационная составляющая зависят от идей, а не вещей. Таким образом, на основе фактических данных мы можем доказать, что духовная сфера определяет экономи- ; ческую, а не наоборот.

Благодаря исследованиям М. Вебера мы понимаем, какую важную роль в развитии капитализма сыграл тип религии, прежде всего протестантизм. Свойственная ему трудовая этика и кодекс поведения в решающей мере обусловили развитие «духа капитализма». Те страны, где не было протестантизма, первоначально отставали в экономическом развитии. Сегодня мы знаем, что развитию капитализма помп мо протестантизма способствуют также буддизм, синтоизм и ислам. Япония, Арабские Эмираты, Тайвань, Южная Корея, а теперь и Китай обогнали по темпам развития традиционные регионы протестантизма.

Точно так же с фактами на руках можно доказать и то, что на экономическую, социальную и духовную сферы решающее влияние оказывает политика. Социальная сфера прямо связана с переустройством политической жизни и сменой политического строя. Общеизвестно, что изменение политического строя меняет условия жизни народа. Не менее значимо и обратное направление связи. Изначальным стимулом к массовым политическим движениям служит неудовлетворенность больших групп населения своим положением в обществе-материальным, социально-культурным и др. Политики прекрасно используют в своих целях социальное настроение широких слоев общества. Ради политических целей сокращается финансирование социальных программ, выделение денег на культуру и науку, свертываются космические программы и т. д. Острота социальных проблем является источником и движущей силой политических событий, и в то же время политические интересы определяют направленность социальных процессов в обществе (рис. 6.3).

В итоге мы должны прийти к выводу о том, что ни одна из четырех сфер не выступает в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. Различные области жизни современного общества оказывают друг на друга равное по значимости влияние. Они обусловливают друг друга, и никакая сфера не выступает доминирующей. Все зависит от угла зрения. Для целей научного анализа социолог способен абстрагироваться от многообразия связей, выделив только, допустим, воздействие экономики на культуру, политику или социальную структуру. Односторонний подход является всего лишь научным приемом, и никакого иного значения ему придавать не следует.

Выражаясь философски, окончательный вывод следует сформулировать так: преобладающее влияние одной сферы на другие является гносеологическим, но не онтологическим фактом. Именно наше познание устроено так, что мы способны выделить главное и второстепенное на данный момент. В объективной реальности не существует главного и второстепенного, нет базиса и надстройки, не существует важных и неважных сфер общества.

Между основными сферами общества может происходить нечто вроде конкурентной борьбы. Это бывает в том случае, если данные сферы, придерживающиеся совершенно разных задач и выполняющие различные функции, сталкиваются на одном поле в борьбе за один и тот же ресурс, капитал, рабочую силу и даже институт. К примеру, коммуникационные институты являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах. Знания и информация нужны во всех сферах общества. Культурная, экономическая, политическая и социальная системы претендуют на те же самые средства и институты коммуникации. Во всяком случае используют их в своих (иногда корыстных) целях. Поскольку эти систе мы преследуют собственные цели и подчиняются совершенно раз ным принципам и идеалам, между ними регулярно возникают проти воречия. Иногда такие масштабные, что впору говорить о кризисе то ли одной из подсистем, то ли всего общества.

Так, экономическая система устремлена к максимизации прибы ли, политическая - к максимизации власти, социальная-к максими зации стабильности и порядка. А культурная? Ее идеалами выступа ют нравственные принципы. Но разве погоня за прибылью или борь ба за политическую власть всегда согласуются с нравственностью? Нет, конечно. Стало быть, между культурной и политической, между культурной и экономической системами априорно будут существовать противоречия. Впрочем, как и между политической и экономической (пример - вмешательство государства в частный бизнес), между социальной и экономической (первая стремится к сокращению бедности, а вторая-к ее увеличению). Идеалы, которым следует каждая из систем, несовместимы. Если бы они были совместимы, возникло бы дублирование функций, а вслед за ним хаос. К примеру, мало толку от того, что экономическая и социальная системы начнут стремиться к одному-к социальному равенству. Такое случилось уже при социализме. Что мы получили? Экономика перестала быть эффективной, а социальная система не решила своих задач (не было при социализме желаемого равенства). Пришлось звать на помощь политическую систему. И она присущими ей средствами: репрессиями, подавлением инакомыслящих, сыском, ограничением прав и свобод - временно сгладила конфликт между двумя первыми системами .

2. Теории индустриального общества

В русле технократических концепций в 1950-е и 1960-е гг. появилась теория единого индустриального общества.

Её истоки были многообразны: идеи индустриализма Сен-Симона, Маркса, Спенсера, Вебера и некоторых других мыслителей, отмечавших важность промышленной революции, -- но главное её предназначение состояло в том, чтобы дать впечатляющее научное обоснование развитому капитализму. Одним из первых разработчиков этой теории был знаменитый французский социолог и политолог Реймон Арон (1905--1983).

Отрицая возможность образования идеального общества, Арон утверждал, что и капиталистическая, и социалистическая системы образуют два типа единого индустриального общества. «Я задаюсь вопросом, -- писал он, -- есть ли противоречие между социализмом и капитализмом. Я рассматриваю капитализм и социализм как две разновидности одного и того же индустриального общества». По Арону, не способ производства, а лишь некоторые различия в политической структуре отличали развитые социалистические страны от Запада.

Вместе с французским социологом близкие идеи на эту тему развивали Ф.Перру, Ж.Фурастье, Ж.Эллюль, У.Ростоу, Дж.Гэлбрейт, П.Сорокин, Т.Парсонс, У.Баккингем, Я.Тинберген и О.Флейтхейле.

Р.Арон называл пять главных черт индустриального общества: 1) научный характер организации производства, 2) достижение материального изобилия (в 1960-е гг. в западной социологии появился термин общество потребления), 3) увеличение в национальном продукте удельного веса промышленности и соответственно уменьшение доли сельского хозяйства, 4) ликвидация войн как средства обогащения, 5) форма собственности на средства производства в индустриальном обществе не имеет значения.

Апология капитализма в концепции индустриального общества состояла в том, что она давала наукообразное прикрытие империалистической стадии капитализма. Пятая черта, по Арону, как бы устраняла различия между капитализмом и социализмом. Классовый конфликт между трудом и капиталом лишался обоснования. Сама теория индустриального общества таким образом исключала в объяснении исторического процесса все классовые характеристики и политэкономический анализ способа производства.

Арон безосновательно списал войну как метод империалистического диктата. Если он не видел непосредственной угрозы новой мировой войны, то локальные войны не прекращаются до сих пор. Однако одно нововведение после распада СССР он не мог предвидеть точно, а именно то, что главенствующую роль в достижении политических целей без войны в новых условиях приобретает применение экономических, финансовых, политических, дипломатических, информационных, технологических и других средств в сочетании с угрозой использования вооружённых сил.

Основной чертой индустриального общества французский социолог считал эволюционность, связанную с экономическим ростом. Для революций при такой системе места не находится. «Будущее всего человечества, -- утверждал он, -- явно подчинено закону рациональности и растущей нравственности.

Все последующие модификации теории индустриального общества были направлены на развитие темы трансформации капитализма в некое новое общество, в котором преодолевается классовый антагонизм. Это были концепции постиндустриального общества Д.Белла и А.Турена, техно-демократии М.Дюверже, техно-структуры Дж.Гэлбрейта, технотронного общества З.Бжезинского, информационного общества .

3. Теория информационного общества. Типология обществ

Теория информационного общества существенно обогатила представления о современном этапе общественного прогресса, однако большая часть предложенных в ее рамках тезисов носила весьма частный характер. Наибольшим значением, на наш взгляд, обладает проведенный ее сторонниками анализ роли информации в хозяйственном развитии западных стран. Результатом его стала трактовка информации как специфического ресурса, не обладающего большинством характеристик, свойственных традиционным факторам производства.

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию .

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т. д.

Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах). Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса--простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с исьменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний -- охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным: существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности -- необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции - признаки постиндустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталая Бангладеш--соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается через процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Другие ученые предлагали свои варианты триады, в частности концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш1), доэкономического, экономического и постэконо мического обществ (В. Л. Иноземцев2), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер3).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения.

В доиндустриалыюм обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе -- промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному -- промышленной революцией .

Заключение

В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность".

При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как "общество", "страна" и "государство", их необходимо строго разграничивать. "Страна" - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. "Государство" - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. "Общество" - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество.

Список литературы

1. Блумер Г. Общество как символическая интеракция, из книги: Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред., Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., М, 1984.

2. Волков Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2002. - 429с.

3. Давыдов Ю.Н., Ковалева М.С. История теоретической социологии, М, 1995.

4. Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология, М, 2001.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 240с.

6. Московиси С. Общество и теория в социальной психологии, из книги: Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред., Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., М, 2004.

7. Скирбекк Г., Гилье Н. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8. Словарь-справочник "Человек и общество" / Коротец И.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544с.

9. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Смелзер Нейл; Под ред. В.А. Ядова. - М.: Феникс, 1994. - 687с.

10. Социология: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; Под ред. А.Н. Елсукова - М: НТООО "ТетраСистемс", 1998. - 560с.

11. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей, Юрайт, 1999. - 512с.

12. Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов / С.С. Фролов - 3-е изд., доп. - М.: Гардарика, 1999. - 344с.

Подобные документы

    Общество как сложная динамическая система, его основные признаки. Сферы жизнедеятельности общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Культура и традиция в развитии общества. Национальный характер и менталитет. Политическая жизнь России.

    методичка , добавлен 04.06.2009

    Группы, слои, классы - важнейшие элементы социальной структуры общества. Соотношение классовой теории социальной структуры общества и теории социальной стратификации и мобильности. Виды социальных общностей людей, их особенности и характеристика.

    реферат , добавлен 15.03.2012

    Сущность и структура общества как системы. Общество как социальная система. Теории индустриального и информационного общества. Индустриализация как социальный процесс. Теория конвергенции и ее две концепции. Социология и проблема типизации общества.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2010

    Подходы при рассмотрении общества. Индивид и общество в социологических исследованиях. Индивид как элементарная единица общества. Признаки общества, его соотношение с культурой. Типология обществ, характеристика его традиционного и индустриального видов.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2012

    Социальная система. Структура и типология общества. Признаки общества как социальной системы. Социальные общности. Идея разделения общества на классы. Социальные институты и их роль в жизни общества. Социальная стратификация, её источники и факторы.

    реферат , добавлен 01.10.2008

    Стратификация социального неравенства советского общества. Отличительные черты современного казахстанского общества. Основные тенденции развития социальной структуры Казахстана. Высший, средний и рабочий классы современного казахстанского общества.

    презентация , добавлен 12.04.2015

    Понятие общества, сферы общественной жизни, человеческая деятельность и ее многообразие. Социальная структура общества и тенденции ее изменения. Социальный статус и социальные роли личности. Политическая система общества, ее структура и пути развития.

    шпаргалка , добавлен 16.12.2009

    Современные подходы к пониманию общества. Социологический анализ общества. Социально-исторический детерминизм. Типология обществ. Поиск научных подходов и методов построения теории общества. Социальные связи. Теория "социальных групп".

    реферат , добавлен 22.11.2006

    Варианты определения и сущность понятия "знание", исследование данного феномена социологами различных времен. Признаки современного общества и значение в нем владения информацией. Сетевой анализ как основной методологический подход к изучению общества.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2010

    Общество как совокупность исторически сложившихся и форм совместной деятельности и отношений людей, его основные признаки. Характеристика общества с точки зрения социальной системы. Основные типы общества: дописьменные и письменные, простые и сложные.

Понятие общества. Со словом «общество» мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. В средствах массовой информации, в выступлениях ученых и публицистов часто упоминается о белорусском, китайском, американском обществе. На уроках истории говорят об античном, средневековом, буржуазном, современном обществах и т.д.

Слово «общество» многозначно. Оно производно от слова «общий», которое означает «совместный», «одинаковый или обязательный для всех», «объединенный, цельный». Под обществом в этом смысле понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Здесь слово «общество» можно заменить словами «организация», «союз», «объединение» (общество книголюбов, общество охраны памятников истории и культуры, общество защиты животных, акционерные общества и др.

Имея в виду конкретный этап в историческом развитии человечества, говорят о первобытном обществе, обществе эпохи Просвещения, современном обществе. Близким к этому является применение понятия «общество» для характеристики качественного своеобразия той или иной организации общественной жизни («традиционное общество», «общество потребления», «информационное общество»).

В самом широком смысле общество – это часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею. Понимаемое таким образом общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Рассуждая об обществе, очень важно уточнять, в каком именно значении используется данное понятие.

В процессе развития научных знаний об обществе сложилось несколько основных подходов, которые используются для его исследования и объяснения. Первый подход – натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII – XVIII вв. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество и его устройство есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В ХVIIIв. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш.Монтескье (1689-1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался, например, русский историк Л.Н.Гумилев (1912-1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

Культурно–исторический подход к изучению общества широко применяется в конце XIX – начале XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1855).



Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нем людей. Общество образуется в таком случае в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы ХVII века Т. Гоббс, Дж. Локк.

Другие ученые рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения на общество более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил еще один сложный вопрос: в чем состоит это единство людей, на чем базируется целостность общества?

Многие мыслители (немецкий философ ХIХ века Г.Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторой высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании оснований общественной жизни. Например, немецкие мыслители ХIХ века К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что основой жизни общества является деятельность людей, обеспечивающая удовлетворение их материальных потребностей. Этой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание.



Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни не просто противоположны, а во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть и материальные, и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.

Основные формы взаимосвязи человека и общества. Общество образуют люди, которые связаны между собой.Они вступают в определенные отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для жизни общества как целого. Производственная деятельность направлена, прежде всего, на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще ее называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей. Вместе с тем благосостояние каждого отдельного человека во многом зависит от общей эффективности экономики. Для ее обеспечения в обществе складывается разделение труда, осуществляется множество разных производственных процессов, которые обслуживаются банковской, транспортной и другими системами.

Важную роль здесь играет и наука, без которой в наши дни невозможен технический и в целом экономический прогресс. Современная экономическая деятельность основана на знаниях, получаемых прежде всего научным путем. Научное исследование производит духовную ценность – знание, но без него в наши дни уже невозможно эффективно производить материальные блага. Мы по существу вступаем в стадию «общества знания», когда образованность людей и их способность к творчеству нового, полезного людям, становится главным экономическим ресурсом.

Наука – это духовная деятельность. Другими видами духовной деятельности являются искусство, религия, мораль. Результаты этих видов деятельности – не вещи, а знания, художественные образы, нравственные идеалы, представления о священном, о высших началах жизни. Каждый человек – не только материальное, но и духовное существо. Он неразрывно включен в духовную жизнь общества, членом которой является.

Человек в процессе жизнедеятельности входит в состав различных общностей людей. Он – член семьи, производственного коллектива или творческого объединения; он принадлежит к какому-то возрастному слою, к группе людей с определенным образованием, к национальной общности. Он может также принадлежать к той или иной религиозной общине. Область общественной жизни, связанную с взаимоотношениями малых и больших групп людей, называют социальной сферой.

Жизнь общества нуждается в управлении, которое осуществляют государственные учреждения. Действия людей подчинены юридическим нормам, которые устанавливает государство. Каждый человек является гражданином своего государства и включен в политико-правовую жизнь страны. Это еще одна сфера жизни общества – политико-правовая.

Все названные здесь сферы жизни общества – экономическая, духовная, социальная, политико-правовая – значимы для каждого человека. Все люди так или иначе участвуют в их функционировании. Конечно, человек не может одновременно быть профессионалом во многих видах специализированной деятельности. Но для того, чтобы быть полноценным членом общества, надо, кроме овладения определенной специальностью, знать также общую организацию совместной жизни людей, ее нормы и правила, законы.

Социализация личности. Социализацией называют процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.

Общественная связь пронизывает всю жизнь каждого человека, начиная с его рождения. Новорожденный – беспомощное существо, и родители любовно и заботливо ухаживают за ним. В этом состоит также их общественный долг – ведь общество продолжает существовать благодаря тому, что на смену родителям приходят их дети. Значит, детей нужно воспитывать и обучать, прививать им знания, умения и навыки, нужные для самостоятельной жизни в соответствии с правилами, запросами и культурными традициями общества. Семья и школа – это самые первые, исходные формы связи человека и общества. Они соответствуют детству и ученичеству как начальным этапам жизни человека. Конечно, связь с семьей не порывается и в дальнейшем, да и учеба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог включиться в общественный процесс производства, стать полноправным участником общественной жизни.

Рассуждая о других людях как о личностях, мы обычно «примериваем» к себе высказанные оценки или требования. Разбираясь в самом себе, оценивая свои личностные качества, человек намечает действия по развитию своих положительных качеств или сильных сторон, устранению недостатков. Он на кого-то равняется, а на кого-то вовсе не хочет быть похожим. Другие люди – это как бы зеркало, в котором мы стараемся рассмотреть свои собственные черты. Очень важно, однако, как мы относимся к другим людям и к самим себе. Английскому писателю XIX в. У.Теккерею принадлежат слова: «Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».

В процессе социализации человек учится исполнять различные роли – в семье, в школе, в общении с незнакомыми людьми и т.д. Человек уважает себя в зависимости от того, как относятся к нему другие люди, авторитетные для него. Это уважение нужно заслужить правильным поведением, ответственным исполнением своих обязанностей, зрелостью положительных личностных качеств. Каждому человеку не безразлично, что представляет из себя лично он, т.е. какой личностью он является. Размышляя и действуя, накапливая жизненный опыт, человек изменяется как личность. Быть личностью означает осознавать происходящее и нести ответственность за сделанное.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...