История есть последний страшный суд. Страшный суд божий

После кончины Патриарха Иосифа сомнений в том, кто станет его преемником, практически не было. Государев любимец – митрополит Новгородский Никон был, по сути, единственным кандидатом в Патриархи. Никон был не просто "собинным другом" царя Алексея Михайловича, он был его единомышленником, приверженцем столь милой сердцу государя идеи всеправославного царства и вытекающей из нее церковной реформы по греческому образцу. В дни, когда решался вопрос о новом Предстоятеле Русской Церкви, еще никто не подозревал, какой трагедией для страны и народа обернутся эти реформы. Равным образом, было трудно предвидеть, что новый Патриарх отнюдь не удовольствуется ролью послушного исполнителя угодной царю церковной политики, а вознамерится возвысить священство над царством.

Никон был личностью богато одаренной, человеком кипучей энергии. Однако до сих пор продолжаются споры о том, на что были израсходованы эти колоссальные усилия и каковы итоги Патриаршества Никона. Историки, как светские, таки и церковные, зачастую дают ему прямо противоположные характеристики. Одни (причем, не обязательно старообрядцы) считают Никона повинным в возникновении раскола и едва ли не всех последующих бедах России вплоть до ХХ столетия. Другие, наоборот, считают Патриарха-реформатора величайшей фигурой русской истории XVII века. Некоторые вообще почитали его святым, например, архиепископ Серафим (Соболев) митрополит Антоний (Храповицкий). Такое диаметральное расхождение в оценках, безусловно, говорит о незаурядности личности Никона и сложности его реформаторской деятельности как исторического явления.

Никон, по утверждению современников, происходил из семьи крестьянина-мордвина. Родился он в 1605 г. в селе Вельдеманове, что в Нижегородской земле. В миру звали его Никитой, по отцу – Миничем или Миновым. Интересно, что совсем неподалеку, в другом селе Нижегородского края, Григорове, почти в то же самое время родился человек, которому впоследствии будет суждено стать антиподом Никона – будущий протопоп Аввакум. Никита рано потерял мать. Мачеха ненавидела его, нередко била. С детства он привык к жесткости, почти жестокости, и это позднее скажется на его характере.

В 12 лет Никита убежал в Макарьев Желтоводский монастырь. Здесь он учился, читал, постигал богослужебный устав. Однако монахом Никита так и не стал: родня уговаривала его вернуться домой, и Никита послушался. В 20 лет он возвратился в отчий дом и по настоянию домашних женился. В 21 год он был избран прихожанами на священническое служение и стал служить в церкви села Лыскова на Волге, близ Макарьева монастыря.

Вскоре священник Никита Минов, талантливый проповедник и грамотей, был замечен московскими купцами, приезжавшими на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Ему предложили перебраться в столицу, и он согласился. Здесь он продолжал священствовать и вести семейную жизнь. Но когда от морового поветрия скончались все дети Никиты, он увидел в этом особое указание свыше на свое предназначение к монашеству. Никита уговорил свою жену принять постриг в московском Алексеевском монастыре, что был на месте нынешнего храма Христа Спасителя. Сам же Никита на 31 году жизни принял монашество с именем Никон в Анзерском скиту на Соловках, у знаменитого старца Елеазара, впоследствии причтенного к лику святых. Никон стал учеником и духовным сыном преподобного Елеазара Анзерского.Определенное стремление к аскетической жизни, зародившееся, вероятно, еще в Макарьевой обители, у Никона было. Но богатырский организм будущего Патриарха приходилось укрощать с большим трудом. Высокий, сильный и выносливый мужчина, Никон принял на себя невероятно тяжелый подвиг и впоследствии от других требовал того же. Жизнь на диком северном острове была очень трудной, в Анзерском скиту был принят очень строгий устав (здесь, например, было запрещено вкушать даже рыбу). Никон же еще более усугубил свой подвиг тем, что помимо келейного скитского правила ежедневно прочитывал Псалтирь и клал по тысяче поклонов. Этот богатырский размах Никона сохранит и позднее, хотя его борьба с плотью примет со временем иные формы: известно, что, став Патриархом, он носил расшитый золотом и камнями саккос весом около 4 пудов, а омофор – весом около полутора пудов. И все же могучий организм было трудно укротить. Келейник и биограф Никона Шушерин писал, что в это время будущий Первосвятитель терпел сильные искушения. В то же время у Никона будто бы начались и какие-то видения.

Никон впервые оказался при дворе, когда преподобный Елеазар Анзерский взял его с собой в поездку в Москву, к царю Михаилу. По молитвам св. Елеазара Анзерского у Михаила Феодоровича родился долгожданный сын и наследник – будущий царь Алексей Михайлович. Благодарный государь пожертвовал средства для возведения на Анзере каменного храма. Деятельный и энергичный Никон спешил с постройкой, но простой нестяжательный Елеазар считал это роскошью и не торопился. Произошла ссора, весьма показательная для характеристики Никона: видно, сколь неуравновешенным был будущий Патриарх и как еще далеко было ему до монашеского бесстрастия. Вполне материальное по сути своей дело стало причиной его полного разрыва с духовным отцом.

Рассорившись с Елеазаром, Никон убежал с Анзера. Он поплыл на материк, но лодка его попала в бурю. Будущий Патриарх едва не погиб. Судно прибило к небольшому, скалистому Кий-острову близ устья Онеги. Благодарный Богу за спасение Никон воздвиг здесь поклонный крест, а позднее, когда стал Патриархом, устроил на острове свой ставропигиальный монастырь – Крестовоздвиженский Кий-островский. Добравшись до материка, Никон пришел в Кожеезерскую обитель на озере Коже, затерянную в далекой северной глухомани. Через 3 года братия избрали Никона игуменом Кожеезерского монастыря.

В 1646 г. Кожеезерский игумен прибыл по делам монастыря в Москву. Здесь он был представлен молодому царю и так его обаял, что Алексей Михайлович определил его архимандритом в придворный Новоспасский монастырь. При новом архимандрите обитель была богато отстроена на щедрые царские пожертвования. Никоновские постройки и доныне украшают Новоспасский монастырь.

Между царем и Никоном складываются весьма дружественные отношения. Никон стал принимать челобитные и передавать их Алексею Михаловичу во время встреч, проходивших в дворцовой церкви каждую пятницу. За протекций к архимандриту стали обращаться даже бояре. Влияние Никона стремительно росло и вскоре стало огромным. Он вошел в кружок "ревнителей благочестия" (или «боголюбцев») и быстро заслонил собой других его деятелей. Вероятно, уже тогда в отношениях между Никоном и протопопами-«ревнителями», будущими вождями раскола, пролегла первая трещина.

Никон получил в Москве известность как одаренный и красноречивый оратор. Систематического образования он не получил, и кроме обыкновенной монастырской школы ничего за своей спиной не имел. Однако он был начитан, имел быстрый, светлый ум, который позволял ему решать церковные, а позднее – и государственные, вопросы. При этом Никон руководствовался в своей деятельности колоссальным масштабом и проявлял захватывающую своей неукротимостью энергию. Не удивительно, что он стал пользоваться исключительно высоким доверием у государя.

В 1649 г., после трех лет настоятельства в Новоспасском монастыре, Никон по желанию царя Алексея Михайловича становится митрополитом Новгородским. Находясь на Новгородской кафедре, он получил совершенно особые полномочия, причем, не только церковного, но и государственного порядка. Это в значительной степени повлияло на формирование той магистральной линии в его мировоззрении, которую он будет пытаться претворить в жизнь, находясь на Патриаршестве: превосходства священства над царством. 1649 г. был годом принятия нового Уложения, которое существенно ограничивало юридические и имущественные права Церкви. Но митрополит Никон получил от царя право продолжать судить в своей епархии духовенство и церковных людей своим судом не только по делам духовным, но и по гражданским. Более того, митрополит получил столь же исключительное право надзирать за гражданским судом во всей Новгородской земле. Причем, это была не просто почетная привилегия: Никон этим правом активно пользовался, строго контролируя деятельность воеводского суда. Это снискало ему в Новгороде большую популярность среди простого народа, которая стала еще большей в связи с обширной благотворительной деятельностью митрополита. Никон учредил в своей обширной епархии богадельни, кормил неимущих, погребал их на церковный кошт.

Правда, это не помешало новгородцам во время бунта изрядно намять бока митрополиту за то, что он укрыл в своем доме ненавистного царского воеводу князя Хилкова. Но Никон, невзирая на избиение, служил в храмах и призывал бунтовщиков одуматься и прекратить мятеж. Никон ходатайствовал за свою паству перед князем Хованским, присланным из Москвы во главе карательного войска, и помог кончить дело миром. За это его в равной мере возлюбили как миротворца и в Новгороде, и в Москве. Царь нередко приглашал своего любимца в Москву для совета. Приезжая в столицу, Никон весьма удивлял москвичей заведенным по киевскому образцу трехголосным пением своего хора. Однажды митрополит Новгородский удостоился похвалы от самого Патриарха Паисия Иерусалимского, что способствовало тому, что Никон стал активным приверженцем грекофильской партии.

Никон умело закреплял привязанность царя к себе и использовал ее как в целях своего возвышения, так и ради проведения в жизнь своих теократических идей. Одно от другого Никон, в общем-то, не отделял: он чувствовал себя избранником, который призван возвеличить священство над царством.

Особые симпатии царя Никон вызвал своим проектом переноса в Успенский собор Кремля мощей трех Московский Первосвятителей, ранее погребенных в иных местах: св. Патриарха Ермогена – из Чудова монастыря, св. Патриарха Иова – из Старицы и, наконец, св. Митрополита Филиппа – из Соловецкого монастыря. Митрополит Новгородский лично возглавил поездку на Соловки за мощами святителя. Он же был автором текста грамоты, написанной от имени царя Алексея Михайловича с покаянием за грех своего "деда" – Ивана Грозного. Она содержала в себе уже совершенно явные нотки новой Никоновской теократической идеологии. Здесь, например, можно было встретить такие обращенные к святителю выражения: "преклоняю пред тобою сан мой царский", "преклоняю честь моего царства", "повергаю на умоление тебя всю мою власть" и т.д.

Во время поездки на Соловки проявилась и властная натура Никона. Сопровождавшие его бояре жаловались потом на Новгородского владыку, который, не жалея себя, и от них требовал нечеловеческих усилий в этом предприятии, заставлял выстаивать все службы, класть немереное количество поклонов и проч.

За время путешествия Никона на Соловки в Москве скончался Патриарх Иосиф. Никон вернулся в столицу уже практически как преемник почившего Первосвятителя, оставалось лишь формальное избрание. Никто не сомневался, что любимец царя станет новым Предстоятелем Русской Церкви. Правда, группа протопопов из кружка "ревнителей" (в их числе – Иван Неронов, Аввакум Петров, Логгин, Даниил и прочие будущие вожди старообрядческого раскола), отпостившись целую седмицу, предложили на Патриаршество царского духовника Стефана Вонифатьева. Уже в этой затее проявились как личная неприязнь протопопов к Никону, так и амбициозность и властолюбие «боголюбцев», не желавших терять то руководящее положение в Церкви, которое они фактически узурпировали в Патриаршество оттесненного от дел Иосифа. Но Стефан отказался от чести избираться в Патриархи. Тем не менее, государь повелел составить список из 12 кандидатов, в числе которых, разумеется, был и Никон. И хотя прямых указаний от царя не поступало, участники Освященного Собора 22 июля 1652 г. выбрали на Патриаршество именно его, хорошо зная настроение Алексея Михайловича и желая ему угодить.

Однако почти сразу после избрания начались первые многообещающие неожиданности: Никон несколько раз отказывался прийти со своего Новгородского подворья в Успенский собор на торжественную церемонию наречения на Патриаршество, которая должна была проходить с участием царя. Наконец, Никона привели насильно. Он стал отказывался от Патриаршего сана, ссылаясь на свою якобы неспособность и неразумие. Такое поведение было, в общем-то, вполне традиционным. Столь же традиционно избранного Патриарха уговаривали принять власть над Церковью. Но далее Никон повел себя весьма необычно: он отказывался не ритуально троекратно, но столь решительно и долго, что в конце концов заставил царя просить, буквально молить «собинного друга» принять Патриаршество. В итоге случилось нечто из ряда вон выходящее: Алексей Михайлович встал на колени перед избранным Предстоятелем. Молодой царь настолько почитал Никона и хотел видеть его во главе Русской Церкви, что буквально кланялся в ноги Никону. Избранный Патриарх прослезился, увидев эту картину, но принял Патриаршество только после того, как царь обещал блюсти догматы и каноны Православия нерушимо и во всем слушаться его, Никона, как архипастыря и отца. Государь, бояре и Освященный Собор присягнули в том на Евангелии. И только тогда лишь Никон согласился стать Патриархом Московским и всея Руси. Причем, как сам Никон писал позднее, он будто бы предупреждал царя, что он согласен быть на Патриаршестве только три года, и если царь не будет у него в послушании, то он уйдет с Первосвятительской кафедры. Этим Никон впоследствии и объяснял свой уход из Москвы.

Уже в этом эпизоде с избранием на Патриаршество вполне проявилась та линия в идеологии Никона, которая стала для него наиболее значимой: возвышение священства над царством, усиление Патриаршества. Именно это, скорее всего, и было в жизни Никона главной целью, тогда как его знаменитые реформы явились лишь средством достижения того теократического идеала, к которому Никон стремился всем своим существом.

25 июля 1652 г. была совершена интронизация нового Патриарха, и 47-летний Никон (Минов) стал новым Предстоятелем Русской Церкви.



05 / 10 / 2004

Краткое житие преподобного Никона, игумена Печерского

Пре-по-доб-ный Ни-кон был пер-вым уче-ни-ком и спо-движ-ни-ком пре-по-доб-но-го Ан-то-ния (па-мять 10 июля), ос-но-ва-те-ля Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли, к ко-то-ро-му при-шел, уже бу-дучи иере-ем. Он по-стри-гал в оби-те-ли всех но-во-при-хо-дя-щих ино-ков и в их чис-ле пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия Пе-чер-ско-го (па-мять 3 мая и 14 ав-гу-ста).

За по-стри-же-ние лю-бим-цев ве-ли-ко-го кня-зя Изя-с-ла-ва - пре-по-доб-ных Вар-ла-а-ма (па-мять 19 но-яб-ря) и Еф-ре-ма (па-мять 28 ян-ва-ря) свя-той Ни-кон на-влек на се-бя гнев кня-зя, но сме-ло от-ка-зал-ся убеж-дать по-стри-же-ни-ков по-ки-нуть мо-на-стырь. Ко-гда в оби-те-ли со-бра-лось мно-го бра-тий, пре-по-доб-ный Ни-кон по-же-лал уй-ти в уеди-не-ние и без-молв-ство-вать.

Он уда-лил-ся на по-лу-ост-ров Тму-та-ра-кань (на во-сточ-ном бе-ре-гу Кер-чен-ско-го про-ли-ва) и по-се-лил-ся в без-люд-ном ме-сте. Ко-гда сла-ва о его жиз-ни рас-про-стра-ни-лась в окру-ге, к нему со-бра-лись же-лав-шие про-во-дить ино-че-скую жизнь. Так был ос-но-ван мо-на-стырь с цер-ко-вью во имя Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Ко-гда он воз-вра-тил-ся в Ки-е-во-Пе-чер-скую оби-тель, пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий ока-зы-вал ему са-мую по-чти-тель-ную лю-бовь как ду-хов-но-му от-цу. По сло-вам пре-по-доб-но-го (па-мять 27 ок-тяб-ря), пре-по-доб-ный Фе-о-до-сии, от-лу-ча-ясь ку-да-ли-бо, по-ру-чал ве-де-нию пре-по-доб-но-го Ни-ко-на всю бра-тию. Ино-гда он по-ру-чал пре-по-доб-но-му Ни-ко-ну вме-сто се-бя пред-ла-гать по-уче-ние бра-тии. Неред-ко, ко-гда пре-по-доб-ный Ни-кон пе-ре-пле-тал кни-ги, пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий си-дел при нем и прял нит-ки, нуж-ные для пе-ре-пле-та.

Ко-гда князь Свя-то-слав из-гнал сво-е-го бра-та Изя-с-ла-ва из Ки-е-ва, пре-по-доб-ный Ни-кон сно-ва ушел в ос-но-ван-ный им мо-на-стырь. Он вер-нул-ся при игу-мене Сте-фане. По уда-ле-нии из Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли игу-ме-на пре-по-доб-но-го Сте-фа-на (па-мять 27 ап-ре-ля) свя-той Ни-кон был из-бран игу-ме-ном мо-на-сты-ря. Он мно-го по-тру-дил-ся, чтобы укра-сить свою оби-тель икон-ным пи-са-ни-ем и мо-за-и-кой.

Скон-чал-ся пре-по-доб-ный в глу-бо-кой ста-ро-сти († 1088) и был по-гре-бен в Ближ-них пе-ще-рах пре-по-доб-но-го Ан-то-ния.

Полное житие преподобного Никона, игумена Печерского

Он спер-ва при св. Ан-то-нии по-стри-гал бра-тию в пе-ще-ре, за-тем ос-но-вал мо-на-стырь в Тму-та-ра-ка-ни; по-том же при-нял по-сле свя-то-го Сте-фа-на игу-мен-ство Пе-чер-ское и чу-до-твор-но укра-сил ико-на-ми свя-тую Пе-чер-скую цер-ковь.

Ко-гда Гос-подь бла-го-во-лил сде-лать мно-го-плод-ной на-саж-ден-ную в Ру-си ветвь жи-тия ино-че-ско-го, Он при-вел к ис-кус-но-му и тру-до-лю-би-во-му на-са-ди-те-лю, ко-па-ю-ще-му зем-лю, это-го доб-ро-го со-труд-ни-ка преж-де дру-гих, то есть к свя-то-му пер-во-на-чаль-ни-ку Ан-то-нию, на-чав-ше-му под-ви-зать-ся в пе-ще-ре, - пре-по-доб-но-го Ни-ко-на. Успеш-но про-хо-дя сте-пе-ни ино-че-ских доб-ро-де-те-лей, он так под-ра-жал во всем на-став-ни-ку и учи-те-лю сво-е-му, что пре-по-доб-ный Ан-то-ний на-шел его до-стой-ным быть по-став-лен-ным во-ждем, вво-дя-щим про-чих де-ла-те-лей в мыс-лен-ный ви-но-град-ник пост-ни-че-ско-го по-движ-ни-че-ства.

Ко-гда кто при-хо-дил, же-лая под-ра-жать их рав-но-ан-гель-ско-му жи-тию, сам пре-по-доб-ный Ан-то-ний по-учал их доб-ро-де-те-лям, пре-по-доб-но-му же Ни-ко-ну как иерею и опыт-но-му чер-но-риз-цу по-веле-вал по-стри-гать. И мож-но бы-ло ви-деть то-гда Мо-и-сея и Ааро-на в мыс-лен-ном ви-но-град-ни-ке, при-но-ся-щем пло-ды по-ка-я-ния, до-стой-ные пе-ре-не-се-ния из Егип-та здеш-не-го ми-ра в небес-ную обе-то-ван-ную зем-лю. Ибо так Ан-то-ний при-нес за-кон со Свя-той Афон-ской Го-ры, как Мо-и-сей с Си-най-ской, а пре-по-доб-ный Ни-кон дей-ство-вал от име-ни его, как Аарон, по-чтен-ный са-ном свя-щен-ства. Дей-ство-вал же он со вся-кой по-кор-но-стью, по-лу-чая от дел сво-их не толь-ко ра-дост-ное, но тер-пя му-же-ствен-но и скор-би, бла-го-да-ря за все Бо-га.

Он спо-до-бил-ся ве-ли-кой ду-хов-ной ра-до-сти, ко-гда по-стриг пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Фе-о-до-сия, ко-то-рый вско-ре явил-ся ве-ли-ким на-став-ни-ком ино-че-ско-го жи-тия в Ру-си. Воз-ра-до-вал-ся ду-хом и то-гда, ко-гда по-стриг ро-до-ви-то-го бо-яри-на, бла-жен-но-го Вар-ла-а-ма; так-же и за-ве-до-вав-ше-го всем у кня-зя, им очень лю-би-мо-го бла-жен-но-го Еф-ре-ма. Но за них обо-их пре-тер-пел он и нема-лую скорбь. Ко-гда князь Изя-с-лав узнал об их по-стри-же-нии, он раз-гне-вал-ся на пре-по-доб-ных и по-ве-лел при-ве-сти к се-бе то-го из них, кто дерз-нул по-стричь их. И слу-ги вско-ре при-ве-ли к нему бла-жен-но-го Ни-ко-на. С гне-вом по-смот-рев на свя-то-го, князь ска-зал ему: "Ты ли по-стриг бо-яри-на и Еф-ре-ма без поз-во-ле-ния мо-е-го?". Пре-по-доб-ный Ни-кон му-же-ствен-но от-ве-чал: "Бла-го-да-тью Бо-жи-ей я по-стриг их, по по-ве-ле-нию Небес-но-го Ца-ря Иису-са Хри-ста, при-звав-ше-го их на та-кой по-двиг". Князь же, раз-гне-вав-шись еще боль-ше, ска-зал: "Или убе-ди их вер-нуть-ся до-мой, или я те-бя с мо-на-ха-ми по-шлю в за-то-че-ние и ве-лю рас-ко-пать ва-шу пе-ще-ру". Бла-жен-ный Ни-кон от-ве-чал: "Сде-лай все то, что угод-но те-бе; а мне не по-до-ба-ет от-вле-кать во-и-нов от Небес-но-го Ца-ря". По-сле это-го со-бы-тия свя-той Ан-то-ний и его ино-ки вы-шли из пе-ще-ры, со-би-ра-ясь ид-ти в иную об-ласть, так как князь про-дол-жал гне-вать-ся и уко-рять бла-жен-но-го Ни-ко-на. И один от-рок по-ве-дал то кня-зю; слы-ша-ла это и кня-ги-ня. Она на-пом-ни-ла кня-зю о гне-ве Бо-жи-ем, быв-шем в оте-че-стве ее, зем-ле ля-хов, ко-гда чер-но-риз-цы бы-ли из-гна-ны от-цом ее, Бо-ле-сла-вом Храб-рым, за по-стри-же-ние пре-по-доб-но-го Мо-и-сея Уг-ри-на, и ска-за-ла ему: "По-слу-шай ме-ня, гос-по-дин мой, и не гне-вай-ся; ибо так же бы-ли из-гна-ны из стра-ны на-шей вот та-кие же чер-но-риз-цы, и из-за то-го про-изо-шло мно-го зла. Смот-ри, чтоб не бы-ло то-го же и в тво-ей об-ла-сти". Слы-ша это, князь по-бо-ял-ся гне-ва Бо-жия и от-пу-стил бла-жен-но-го Ни-ко-на, велев ему ид-ти в пе-ще-ру. А за по-ки-нув-ши-ми пе-ще-ру по-слал вслед с моль-бой, чтоб вер-ну-лись на-зад; ед-ва упро-си-ли их через три дня, и то-гда они вер-ну-лись в свою пе-ще-ру, как о том бы-ло рас-ска-за-но в жи-тии пре-по-доб-но-го Ан-то-ния. По-сле та-кой на-па-сти пре-по-доб-ный отец наш Ни-кон жил в пе-ще-ре же-сто-кой жиз-нью и по-ка-зал мно-го по-бед над злы-ми ду-ха-ми, мо-лит-вой и по-стом, еди-но-нрав-но с пре-по-доб-ны-ми от-ца-ми Ан-то-ни-ем и Фе-о-до-си-ем, так что бы-ли они тре-мя Трой-че-ски-ми све-ти-лами, си-я-ю-щи-ми в том тем-ном ме-сте и раз-го-ня-ю-щи-ми тьму бе-сов-скую.

Так как бра-тия в пе-ще-ре умно-жа-лась, бла-жен-ный Ни-кон по-же-лал отой-ти в уеди-не-ние и без-молв-ство-вать. То-гда, по со-ве-ту пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, сго-во-рясь с дру-гим чер-но-риз-цем (бол-га-ри-ном со Свя-той Го-ры, из мо-на-сты-ря свя-то-го Ми-ны), он ушел с ним; дой-дя до мо-ря, они рас-ста-лись. Бол-га-рин, на-пра-вясь к Кон-стан-ти-но-по-лю, на-шел ост-ров по-сре-ди мо-ря и по-се-лил-ся на нем, про-жил там мно-го лет, тер-пя сту-жу и го-лод, и с ми-ром по-чил. И до-ныне на-зы-ва-ет-ся тот ост-ров Бол-га-ров. Ве-ли-кий же Ни-кон уда-лил-ся на ост-ров Тму-та-ра-кан-ский и, най-дя чи-стое ме-сто у го-ро-да, по-се-лил-ся там, без-молв-ствуя и неле-ност-но слу-жа Бо-гу, при-бав-ляя тру-ды к тру-дам и удив-ляя на-род стро-гой сво-ей жиз-нью, так что сла-ва его рас-про-стра-ня-лась по-всю-ду, и при-хо-ди-ли к нему мно-гие и ди-ви-лись. Ибо они не бы-ли еще утвер-жде-ны в ве-ре и о мо-на-ше-ской жиз-ни да-же не слы-ха-ли. Но, на-став-ля-е-мые Бо-гом, они хо-те-ли по-сле-до-вать ино-че-ско-му бла-го-нра-вию и мо-ли-ли пре-по-доб-но-го Ни-ко-на по-стричь их. Он же по-учал их и по-стри-гал, и со-ору-дил там цер-ковь Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, и так, бла-го-да-тью Бо-жи-ей и мо-лит-ва-ми пре-по-доб-но-го Ни-ко-на, воз-рос-ло то ме-сто и об-ра-зо-вал-ся там слав-ный мо-на-стырь, во всем по-доб-ный Пе-чер-ско-му.

Ко-гда же умер Ро-сти-слав Вла-ди-ми-ро-вич, князь то-го ост-ро-ва, и лю-ди той стра-ны умо-ли-ли пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Ни-ко-на пой-ти к Свя-то-сла-ву Яро-сла-ви-чу, кня-зю Чер-ни-гов-ско-му, и про-сить его, чтоб он от-пу-стил к ним сы-на сво-е-го Гле-ба на пре-стол Тму-та-ра-кан-ский. Бла-го-по-луч-но и хо-ро-шо ис-пол-нив по-ру-чен-ное ему де-ло в Чер-ни-го-ве, он по-шел в Ки-ев в Пе-чер-ский мо-на-стырь к бла-жен-но-му игу-ме-ну Фе-о-до-сию. Ко-гда они встре-ти-лись, по-кло-ни-лись друг дру-гу до зем-ли, по-том об-ня-лись и мно-го пла-ка-ли, что дол-го не ви-да-лись, по-том пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий мо-лил, чтобы бла-жен-ный Ни-кон не раз-лу-чал-ся с ним, по-ка они оба жи-вы, и обе-щал-ся тот игу-ме-ну, го-во-ря: "Я толь-ко пой-ду устрою мой мо-на-стырь и по-том, с из-во-ле-ния Бо-жия, вер-нусь на-зад!". Так он и сде-лал. Дой-дя до ост-ро-ва Тму-та-ра-кан-ско-го с кня-зем Гле-бом Свя-то-сла-ви-чем, ко-то-рый и за-нял пре-стол, он, как обе-щал, устро-ил свой мо-на-стырь и воз-вра-тил-ся на-зад. При-дя в Пе-чер-ский мо-на-стырь, он от-дал все-го се-бя пре-по-доб-но-му Фе-о-до-сию и с ра-до-стью по-ко-рял-ся ему. Пре-по-доб-ный же Фе-о-до-сий очень лю-бил его и по-чи-тал его как от-ца. Ко-гда сам пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий ухо-дил ку-да, по-ру-чал бра-тию бла-жен-но-му Ни-ко-ну, чтобы по-учать их и со-блю-дать, так как он был ста-рей-ший из всех. И, как сам пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий по-учал бра-тию ду-хов-ны-ми сло-ва-ми, так же при-ка-зы-вал бла-жен-но-му Ни-ко-ну, чи-тая кни-ги, де-лать бра-тии по-уче-ние.

Ча-сто, ко-гда бла-жен-ный Ни-кон сши-вал и пе-ре-пле-тал кни-ги - он был ис-ку-сен в том ре-мес-ле - сам пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий, си-дя око-ло него, де-лал ве-рев-ки для это-го де-ла. Та-кое бы-ло их сми-ре-ние и обо-юд-ная лю-бовь.

По-том бла-жен-ный без-молв-ник этот, ви-дя сму-ту меж-ду кня-зья-ми рус-ски-ми, на-сту-пив-шую по-сле то-го, как Изя-с-лав был из-гнан из Ки-е-ва и брат его Свя-то-слав сел там, тя-го-тил-ся тем и не мог пе-ре-но-сить мол-вы жи-тей-ской, бо-ясь на-ру-шить ду-хов-ное трез-ве-ние свое, и по-же-лал вер-нуть-ся на вы-ше-на-зван-ный ост-ров. Пре-по-доб-ный же Фе-о-до-сий мно-го мо-лил его, как и преж-де, не раз-лу-чать-ся с ним, по-ка они жи-вы; но бла-жен-ный Ни-кон, ис-про-сив про-ще-ние (го-во-ря, что мол-ва боль-ше все-го вре-дит уму его, при-вык-ше-му к уеди-не-нию), ушел с дву-мя чер-но-риз-ца-ми и про-жил на ост-ро-ве несколь-ко лет в обыч-ных сво-их по-дви-гах.

Ко-гда же по пре-став-ле-нии пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия бла-жен-ный Сте-фан при-нял игу-мен-ство, опять при-шел пре-по-доб-ный Ни-кон, по-буж-да-е-мый бра-то-лю-би-ем, чтоб по-се-тить пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия, и, по-жалев, что не за-стал в жи-вых лю-би-мо-го сво-е-го дру-га, ре-шил про-чее вре-мя жиз-ни сво-ей до смер-ти про-ве-сти в его мо-на-сты-ре. И ча-сто при-хо-дя к его гро-бу и скор-бя о раз-лу-че-нии с лю-би-мым сво-им бра-том, он пла-кал ра-дост-ны-ми сле-за-ми и бла-го-да-рил Бо-га, что про-си-ял в Ру-си рав-но-ан-гель-ской жиз-нью та-кой све-тиль-ник, на ко-то-ро-го он ру-ка-ми сво-и-ми воз-ло-жил свя-той Ан-гель-ский ино-че-ский об-раз. По-сле бла-жен-но-го игу-ме-на Сте-фа-на бра-тия, зная, что пре-по-доб-ный Ни-кон стар-ше всех и что пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий при-нял по-стри-же-ние от его рук, из-во-ле-ни-ем Бо-жи-им, по об-ще-му ре-ше-нию, из-бра-ли его се-бе игу-ме-ном как еди-но-нрав-но-го пре-по-доб-ным от-цам Ан-то-нию и Фе-о-до-сию. В нем од-ном ви-де-ли они об-раз тех двух и с лю-бо-вью по-ко-ря-лись ему, и во всем слу-ша-ли его как от-ца и на-став-ни-ка. Ча-сто по-ку-шал-ся враг, нена-вист-ник добра, как и бла-жен-но-му игу-ме-ну Сте-фа-ну, по-ме-шать в по-пе-че-нии его о ду-шах Бо-гом вру-чен-но-го ему ста-да, и хо-тел воз-му-тить его гне-вом на пре-по-доб-но-го, но ни-че-го не успел он и, по-срам-лен-ный, бе-жал. Не одо-ле-ла его тьма све-та доб-рых дел бла-жен-но-го.

Так уго-дил Бо-гу этот бла-жен-ный игу-мен, ко-то-рый был ста-ду сво-е-му об-раз-цом чуд-ных доб-ро-де-те-лей, что во вре-мя тру-дов его чу-до-твор-но укра-си-лась об-ра-за-ми свя-тая Бо-гом со-здан-ная Пе-чер-ская цер-ковь. К зем-ной мо-лит-ве это-го бла-жен-но-го стро-и-те-ля при-со-еди-ни-лись дру-зья его, пре-по-доб-ные от-цы Ан-то-ний и Фе-о-до-сий, сво-и-ми небес-ны-ми мо-лит-ва-ми и при-сла-ли к нему ико-но-пис-цев из Кон-стан-ти-но-по-ля, дав им при най-ме зо-ло-та. Бла-жен-ный игу-мен по-ка-зал тем ико-но-пис-цам об-раз лю-би-мых дру-гов сво-их, пре-по-доб-ных от-цов Ан-то-ния и Фе-о-до-сия, пре-ста-вив-ших-ся за де-сять лет до то-го, и ико-но-пис-цы при-зна-ли, что имен-но они яви-лись, на-ня-ли и по-сла-ли их к игу-ме-ну. Вме-сте с тем по-ве-да-ли они и дру-гие див-ные чу-де-са: как, ко-гда они хо-те-ли вер-нуть-ся, им яви-лась свя-тая Пе-чер-ская цер-ковь и ико-на Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, от ко-то-рой они слы-ша-ли за-пре-ще-ние не воз-вра-щать-ся, и как, на-прав-ляя вес-ла-ми ла-дью вниз по те-че-нию, они си-лой нес-лись вверх, про-тив те-че-ния во-ды.

Ико-но-пис-цы, явив-ши-е-ся по-сле та-ко-го чу-до-тво-ре-ния, по-спеш-но, при усер-дии бла-жен-но-го игу-ме-на, при-сту-пи-ли то-гда к де-лу укра-ше-ния свя-той церк-ви, и чу-де-са все не оску-де-ва-ли. Са-ма ико-на Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы изо-бра-зи-лась в ал-та-ре му-си-ей, про-си-я-ла яр-че солн-ца, из уст ее вы-ле-тел го-лубь, как по-дроб-но опи-са-но в ска-за-нии о церк-ви Пе-чер-ской. Все это бы-ло по небес-ным мо-лит-вам пре-по-доб-ных от-цов Ан-то-ния и Фе-о-до-сия и - еще то-гда по зем-ным - бла-жен-но-го игу-ме-на Ни-ко-на.

Ко-гда и сам прис-но-па-мят-ный игу-мен, пре-по-доб-ный отец наш Ни-кон, раз-лич-ны-ми по-дви-га-ми рав-но-ан-гель-ско-го жи-тия сво-е-го укра-сил уже всю Пе-чер-скую оби-тель, он, по дол-говре-мен-ных тру-дах, по-чил в Гос-по-де, в год от со-зда-ния ми-ра 6596, от Рож-де-ства же Хри-сто-ва 1088, при ве-ли-ком кня-зе Ки-ев-ском Все-во-ло-де Яро-сла-ви-че. И бы-ло по-ло-же-но те-ло его в той же свя-той Пе-чер-ской оби-те-ли, в пе-ще-ре, где чу-до-твор-ным нетле-ни-ем мо-щей сво-их он сви-де-тель-ству-ет о бла-жен-стве сво-ем, ко-то-рым и по смер-ти чу-до-твор-но укра-ша-ет свою свя-тую оби-тель. А ду-хом пе-ре-се-лил-ся он к оби-те-лям небес-ным, чтоб на-сла-ждать-ся пре-чуд-ным зре-ли-щем Бо-га, уже не в об-ра-зах, но ли-цом к ли-цу, с еди-но-нрав-ны-ми сво-и-ми дру-зья-ми, пре-по-доб-ны-ми от-ца-ми Ан-то-ни-ем и Фе-о-до-си-ем, где они, как три све-тиль-ни-ка, пред-сто-ят пре-сто-лу три-си-я-тель-но-го Бо-же-ства, про-све-ща-е-мые веч-ной сла-вой, и мо-лят-ся о нас, ча-дах сво-их, как от-цы, да спо-до-бим-ся мы быть на-след-ни-ка-ми их бла-го-да-ти и сла-вы, бу-дучи угод-ны Гос-по-ду, Ему же сла-ва, честь и по-кло-не-ние ныне и прис-но и во ве-ки ве-ков, аминь.

Ин тропарь преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ це́рковь бо пречу́дну Пресвяты́я Богоро́дицы/ прекра́сно укра́сил еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому

Тре́тье свети́ло пеще́рное,/ прогоня́ющее тьму бесо́вскую,/ восхваля́ем тя, му́дре,/ и по до́лгу чтим труды́ и по́двиги твоя́,/ я́же подъя́т о ста́де свое́м/ и о украше́нии церко́внем,/ воззыва́юще ти усе́рдне си́це:// ра́дуйся, о́тче Ни́коне, красото́ церко́вная.

Перевод: Третье светило киевских пещер (прпп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские - первые два), прогоняющее бесовскую тьму, восхваляем тебя, мудрый, и по долгу чтим труды и подвиги твои, которые ты совершил, заботясь о пастве своей и о благоустройстве церковном, взывая к тебе с усердием так: «Радуйся, отче Никон, украшение Церкви».

Ин кондак преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому

Духо́вному твоему́ наста́внику, о́тче Ни́коне, вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́емь,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси чинонача́льник и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

«..Уповаем, что великий дух Патриарха Никона, молит Господа и предстательствует пред Престолом Его за русский народ… и он будет причислен к торжествующей Церкви на небесах.»

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр

Названный при крещении Никитой будущий Патриарх Никон (1605-1681) родился в крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. В детстве ему много пришлось претерпеть от мачехи, так как мать его, благочестивая женщина, умерла, когда Никита был совсем маленьким. Рано обнаружившиеся склонности мальчика к «научению грамоте Божественного писания и святых книг прочитыванию» определили всю его дальнейшую судьбу. Подолгу размышляя над Священным Писанием, Никита пришел к мысли целиком посвятить свою жизнь Богу и, тайно уйдя из дома, отправился в Макарьев в Желтоводский монастырь, где и стал послушником. Но не скоро суждено ему было ступить на монашеский путь. Через некоторое время отец стал умолять Никиту вернуться обратно, ссылаясь на ухудшение своего здоровья и вероятную скорую смерть, Никита не мог отказать ему в этой просьбе и покинул монастырские стены.

По смерти отца и любимой бабушки, поддавшись уговорам родни, Никита женился и стал сначала псаломщиком, а затем священником в одном из ближайших сел. Молодой священник быстро обратил на себя внимание не только окрестных жителей, но и столичных купцов, приезжавших в Нижний по торговым делам. Благодаря купцам, желавшим слушать в Москве его проповеди, отцу Никите было предложено занять вакантное место священника в одном из московских приходов. Подумав, он принял предложение и, дабы приобрести новые духовные знания и опыт, с женой перебрался в Москву. Жизнь его здесь на первых порах пошла по накатанной колее: священник Никита добросовестно исполнял свои пастырские обязанности, пополняя духовный багаж чтением Святых Отцов и греческих церковных установлений.

Так бы и продолжалось дальше, но смерть троих детей в течение десяти лет супружества все определеннее склоняла о. Никиту к выбору монашеского пути. С большим трудом он уговорил жену принять постриг в Московском Алексеевском монастыре, внеся за нее крупную сумму денег, а сам отправился на Белое море, в Анзерский скит Соловецкого монастыря, чтобы служить там Богу вдали от городской жизни в суровых условиях Севера.

По прибытии на место, о. Никита сразу же начал вести необычайную по духовной наполненности жизнь подвижника и вскоре, в возрасте тридцати одного года, настоятелем скита старцем Елеазаром был пострижен в монахи с именем Никона. Уже в качестве иеромонаха он с еще большим усердием предался духовному деланию и с благословения старца, помимо положенных молитв и иерейского послушания, стал в течение суток прочитывать целиком Псалтирь и класть по тысяче земных поклонов с Иисусовой молитвой на устах. Своими аскетическими подвигами иеромонах Никон завоевал большой авторитет у монастырской братии, но старец Елеазар (как и впоследствии Царь Алексей Михайлович), истолковав усердие о. Никона в устроении обители как некоторую дерзость, начал гневаться на него. В результате Никон покинул Анзерский скит и на утлой лодке перебрался на материк - в Кожеозерскую пустынь. Там иеромонах Никон продолжил подвижнические труды, и за свое усердное служение Богу в 1643 г. по выбору братии был поставлен во игумены Кожеозерского монастыря Новгородским митрополитом Аффонием. Сумев в короткий срок наладить монастырскую жизнь в строгом соответствии с уставом, деятельный игумен отправился в Москву за сбором пожертвований и по прибытии представился царю Алексею Михайловичу.

Семнадцатилетний царь, мечтающий стать освободителем православного Востока и, таким образом, единым монархом всего православного мира, «зело возлюбил» приезжего игумена за его необыкновенные духовные и умственные качества и после нескольких личных бесед с ним уже не мог обходиться без своего «собинного друга». В скором времени умер архимандрит опекаемого лично царем Новоспасского монастыря в Москве, и Алексей Михайлович, не желая расставаться с полюбившимся ему приезжим игуменом, обратился к тогдашнему Патриарху Иосифу с предложением посвятить иеромонаха. Никона в архимандриты этого монастыря. Патриарх сразу же согласился, посвящение состоялось, и с тех пор Никон уже в качестве Новоспасского архимандрита стал регулярно бывать у царя и давать советы по многим государственным и религиозным вопросам.

Частые беседы с царем давали ему возможность оказывать влияние на решение многих дел в государстве, в том числе различных судебных тяжб, заступаться за народ, притесняемый боярской верхушкой, что вызывало как любовь первого, так и недовольство последней, до поры до времени тлеющее подспудно. Доверие царя к Новоспасскому архимандриту было всецелым, и когда в 1649 году потребовалась замена Новгородского митрополита Аффония, который по своей немощи не мог справляться со своими обязанностями, единодушным решением царя, Патриарха Иосифа и всего Архиерейского Собора на одну из виднейших в России - Новгородскую кафедру - был избран архимандрит Никон и тут же возведен в сан митрополита. Оказав царю неоценимые услуги во время Новгородского бунта 1650 г., сумев пресечь его мирными средствами, хотя и подвергшись избиению бунтовщиков, митрополит Никон получил беспрецедентные знаки внимания со стороны государя и по царскому изволению стал принимать самое активное участие во всех делах государства, ежегодно по несколько месяцев проживая в Москве. По предложению Никона Алексей Михайлович распорядился перенести мощи святителя Филиппа, убиенного в период правления Ивана Грозного, из Соловецкого монастыря в Успенский Собор Кремля, тем самым от царского имени принося покаяние перед лицом Церкви за своего державного предшественника.

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа..

Когда Новгородский митрополит со святыми мощами возвращался в Москву, внезапно скончался Патриарх Иосиф, и на Патриаршийпрестол в июле 1652 г. Собором архиереев и духовенства по настоянию царя Алексея Михайловича был избран Никон. У раки святого Московского митрополита Филиппа Алексей Михайлович, бояре и весь Собор долго упрашивали своего избранника принять патриарший жезл, так как поначалу митрополит Никон, ссылаясь на свое недостоинство, категорически отказывался от предложенной чести. Только после слезной мольбы всех присутствующих, в том числе самого царя, он согласился быть Патриархом при условии всеобщего послушания ему как архипастырю и отцу, а также ненарушения церковных канонов, в чем царь с боярами, духовенство и народ, присутствовавший в Успенском Соборе, поклялись перед Евангелием и иконами.

Таким образом, Никон установил торжественный завет между собою и своею будущей паствой в том, что она будет покорна Христовым заповедям и канонам Церкви. Причиной подобного требования со стороны Никона и его первоначального отказа от патриаршества являлась тогдашняя поврежденность нравов и расшатанность основ православной веры у россиян, как следствие еще памятного многим Смутного времени.

Конечно, не всем пришлись по душе никоновские «новшества», которые приводили в соответствие с православными канонами, завещанными Отцами Церкви, всю церковную, государственную и общественную жизнь России, но поначалу противники Никона, чувствуя поддержку его начинаний со стороны царя, вынуждены были смиряться и только глухо роптали, что царь, де, «выдал их Патриарху». Патриарх Никон действительно участвовал в решении важнейших государственных вопросов и даже замещал царя в его отсутствие по просьбе последнего. Как и было заведено на Руси испокон века, первое лицо в Русской Церкви оказывало необходимое содействие главе государства в трудное для того время. Однако Патриарх Никон всегда тяготился сферой государственной деятельности, предпочитая дела церковные, как то: открытие храмов, монастырей (Крестного Кийского, Иверского Валдайского, Воскресенского Ново-Иерусалимского), епархиальных училищ, богаделен и проч.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович

Со всей решительностью и энергией повел он начатое еще при его предшественниках, но идущее вяло и бестолково дело исправления церковных книг и всей богослужебной практики того времени, приведение их в соответствие с греческими образцами, что не могло понравиться закосневшим в своих заблуждениях и предрассудках так называемым ревнителям старины. «Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера греческая», - любил повторять Никон.

Церковный Собор 1654 года. Патриарх Никон представляет исправленные книги

Однако дело исправления церковной обрядности не было для него тем делом, ради которого стоило принести в жертву единство Церкви. Патриарх Никон был против отлучения старообрядцев от Церкви и предания их анафеме (как это произошло на Соборе в 1667 г. вслед за осуждением самого Никона). Он позволял вести богослужение «по старинке» при условии сохранения единства Русской Церкви, и несомненно ему бы удалось сохранить это единство, пробудь он Патриархом более длительный срок.

Тем не менее, Никон строго следил за моральным обликом духовенства, сурово наказывал провинившихся, чем снискал себе немало врагов, но зато высоко поднял авторитет священнослужителей у народа. Не давал он спуску и сторонникам западных, чуждых православию влияний, особенно среди знати, помещавших у себя в домах иконы латинского письма, музыкальные инструменты, привезенные с Запада, а также картины, скульптуры, произведения светского искусства. Все это он приказывал изымать у их владельцев и беспощадно уничтожать, что вызывало сильный ропот и раздражение с их стороны. Управляющей страной совместно с царем боярской верхушке не могло понравиться и строгое охранение Патриархом Никоном церковных прав от поползновений государственной власти.

Патриарх энергично противодействовал стремлению царских чиновников осуществлять юридический контроль над Церковью и вмешиваться во внутрицерковную жизнь, справедливо считая Церковь высшей формой организации по сравнению с государством, признавая за ней несомненное право иметь своего Главу, а также собственные законы, управление и суд. «Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет несть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников», - писал он.

В полном соответствии с учением Святых Отцов и руководствуясь Апостольским правилом: «Все, что ни делаете, делайте во славу Божию», Святейший Патриарх Никон стремился к оцерковлению самого государства, к наиполнейшей сопричастности государства Церкви и достиг на этом пути небывалых успехов, чем вызвал определенные опасения не только со стороны боярской верхушки, но и самого царя Алексея Михайловича. Последний невольно стал опасаться Никона, особенно когда тот изложил ему грандиозный план построения Нового Иерусалима - монастыря, который, по замыслу Святейшего Патриарха, должен был представлять собою Град Божий посреди Руси, образ Иерусалима Небесного, обетованную «Новую Землю» и одновременно как бы земную икону древнего Иерусалима с его святыми местами и с величественным храмом Воскресения Христова в центре. Учитывая то, что древний, исторический, Иерусалим находился в ту пору под властью мусульман-турок, Новый Иерусалим должен был стать духовным центром не только России, но и всего православного мира, местом встречи земного и Небесного Иерусалима, центром единения всех во Христе.

Казалось бы, эта мысль вполне соответствовала царским замыслам об объединении всех православных народов в единое целое, но вопрос заключался в том, кому быть объединителем и где должен находиться центр будущего объединения. Таковым центром Алексей Михайлович, естественно, желал видеть Москву («Третий Рим»), столицу нарождающейся империи, а вовсе не Новый Иерусалим - мистический духовный центр Православия. Отдавшись во власть имперских амбиций, царь все больше тяготился своим чрезмерно деятельным «собинным другом» (кстати, сыгравшим главную роль в решении о принятии Украины в состав России и о начале войны со Швецией за выход к Балтийскому морю) и, предваряя Петра, уже в самом институте патриаршества видел угрозу своему положению. Эти тайные опасения царя нашли свой выход в первой за многие годы ссоре его с Патриархом из-за отказа последнего двукратно освящать воду на Богоявление, как то рекомендовал сделать гостивший тогда в Москве Антиохийский Патриарх Макарий. Двукратное освящение воды не является обязательным по церковным канонам, но, тем не менее, Алексей Михайлович, узнав об отказе Никона, набросился на него с бранью и упреками. На замечание Патриарха Никона, что он является духовным отцом царя и тот не должен оскорблять его, Алексей Михайлович крикнул в порыве гнева: «Не ты мой отец, а святой Патриарх Антиохийский воистину мой отец…» Впоследствии царь уже открыто заявит, что он как православный государь должен «не о царском токмо пещися, но и о всем церковном, егда бо сия в нас в целости снабдятся, тогда… и прочия вещи вся добре устроятися имуть».
Разрыв Патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем

И хотя Алексей Михайлович еще не раз явит свою милость Патриарху, трещина в отношениях между ними будет неуклонно расширяться, пока дело не дойдет сначала до вынужденного ухода Никона из Москвы в недостроенный Ново-Иерусалимский монастырь (1658 г.), а потом и до открытого суда над Святейшим Патриархом. Патриарх Никон будет осужден Большим Московским Собором 1666-1667 гг. с грубейшими нарушениями церковного канона, лишен патриаршего сана и сослан в отдаленный Ферапонтов Белозерский монастырь в качестве простого монаха. Строительство Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря надолго будет приостановлено, и хотя впоследствии по указу следующего Царя Федора Алексеевича строительные работы возобновятся, возведенный монастырь будет уже не тем Новым Иерусалимом, каким его задумывал Никон.

Суд над Патриархом Никоном

Из-за неразумных действий церковных и светских властей в отношении старообрядцев произойдет раскол в Русской Церкви, а впоследствии - при Петре I - и во всем русском обществе. Царь-реформатор, все более вторгаясь в сферу церковной жизни, расцерковляя, таким образом, само государство, в 1721 г. отменит институт патриаршества и объявит себя императором по образцу римских цезарей и, при этом, крайним судьей высшего управления Церкви. Россия из православного царства (где власть царя ограничена церковными законами и традициями) превратится в абсолютистскую монархию, лишенную жизненно важного стержня - института патриаршей власти (до того - власти московского митрополита), что закономерно приведет страну к катастрофе 1917г.

Образно говоря, царская власть подрубила сук, на котором сидела. Как верно заметил М. В. Зызыкин: «В результате замены аскетически-церковного идеала Московской Руси эвдемоническим направлением культуры Петербургского периода обессилила воля русских людей. Были забыты церковные основы церковной власти…» Сама царская власть перестала быть в совете и согласии с высшей духовной властью, которую прежде олицетворял Патриарх. Начался постепенный распад и атомизация русского общества. Вместо православно-христианского понимания свободы как внутреннего Божественного закона, образа Божия в душе человека, в обществе, особенно в среде интеллигенции, возобладало западническое представление о свободе как о личностном беспределе. Отсюда - и восстание декабристов, и «охота» народников на царя, и большевистский террор. С распадом «богоизбранной сугубицы» в лице благочестивого царя и христолюбивого Патриарха, которой успешно управлялась Россия, произошел перелом в общественном настроении; постепенно царская (императорская) власть в России оказалась в безвоздушном пространстве всеобщего остракизма и в результате погибла под обломками рушащегося национального уклада жизни. «Осуждение Патриарха Никона - писал протоиерей Лев Лебедев - … было чем-то вроде конца мира в том смысле, что закончился мир русской жизни, где главным и центральным во всем было то, что условно обозначается емким понятием Святая Русь!.. То, что произошло у нас в XVII веке, явилось самым узловым для дальнейших судеб Отечества. Кончился мир жизни, где все определяющим и все организующим началом было святоотеческое Православие; вместе с Патриархом Никоном оно уходило как бы в некую ссылку».

Иеромонах ДИОДОР (Соловьёв),

насельник Ново-Иерусалимского монастыр я

Имя: Патриарх Никон (Никита Минин)

Возраст: 76 лет

Деятельность: московский патриарх

Семейное положение: был женат

Патриарх Никон: биография

Чем выше прыгнешь, тем больнее падать – этой русской пословицей характеризуется жизнь патриарха Московского и всея Руси Никона. Выходец из простого села в одночасье стал любимцем царя, однако также быстро лишился великого сана. С именем патриарха связано событие в истории – раскол русской православной церкви.

На нижегородской земле, в деревушке Вельдеманово, 17 мая 1605 года в простой крестьянской семье произошло радостное событие: родился мальчик, которого при крещении назвали Никитой. Из биографии родителей будущего патриарха всея Руси известно мало: отец мальчика Мина Минин был марийцем, а мать умерла при родах.


Воспитывался Никита в строгой обстановке, его отец часто отсутствовал дома, поэтому ребенок оставался на попечении мачехи. К слову, вторая жена Мины имела строгий и не лишенный жестокости характер: женщина ненавидела пасынка и била мальчика за малейшую провинность, иногда лишая Никиту куска хлеба и подолгу моря голодом. Отец семейства, огорчавшийся произволом второй жены по отношению к сыну, по возвращению домой часто избивал супругу. Однако стоило Мине выйти за порог дома, бесконечные унижения маленького мальчика продолжались.

Никита терпел грубое отношение приемной матери, находя утешение в священных писаниях, а также мальчика подбадривала любовь бабушки. Будущий служитель церкви рос одаренным ребенком, который вместо игр на свежем воздухе с ребятней предпочитал грамоту.

Православие

Когда выходцу из крестьянской семьи исполнилось 12 лет, мальчик отправился в Желтоводский Макариев монастырь, находящийся на левом берегу Волги, где пробыл послушником вплоть до 1624 года. Но по настоянию родственников, которые выманивали юношу из службы обманным путем, Никита вынужден вернуться домой в родное село, где пережил смерть любимой бабушки и отца.


В Вельдеманово Никон женится и принимает сан иерея. Первоначально священник проводит церковные обряды в соседнем селе Лысково, но по стечению обстоятельств отравляется на службу в Москву, так как столичные купцы узнали об образованности и начитанности селянина. Именно в столице России произойдут переломы судьбы будущего предстоятеля православной церкви.

Семейную жизнь Никиты и его супруги сложно назвать счастливой: паре не удалось завести потомков, так как новорожденные дети умирали в младенческом возрасте. Священнослужитель воспринял печальные утраты как знак свыше, означающий отстранение от мирской жизни. Так, в 1635 году иерей убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря.

Оставив деньги на содержание жены, тридцатилетний Никита Минин принимает постриг в Словецком монастыре и становится Никоном: настоятель скита Елеазар собственноручно совершал этот посвященческий обряд. Исходя из православной религии, человек принявший постриг в монахи умирает для прежней мирской жизни и принимает другое имя, обретая новое духовное начало.


Отрешенный от жизненных хлопот и суеты Никон соблюдает монашескую жизнь, без устали читает священные книги и молится, отдавая волю и душу на почитание Бога. Жизнь в ските, расположенном на берегу Круглого озера, была строгой, инокам приходилось читать библейские рукописи в течение ночи, не смыкая усталых глаз. Пища в поселении монахов не отличалась изобилием: скитники питались запасами ягод и фруктов, да мукой, которую жертвовало государство.

Из-за благочестивой службы и грамотности Никон становится любимым послушником преподобного Елеазара Анзерского, который в будущем поручает приспешнику самостоятельно проводить таинственные литургические обряды, а также Никону доверяют заведование скифом.


Но в 1639 году у инока Никона и старца Елеазара возникают разногласия по поводу строительства новой церкви, поэтому будущему московскому патриарху, не нашедшему поддержки братии, приходится бежать из монашеского поселения, которому он служил на протяжении долгих лет.

После скитаний Никон находит утешение в Кожеозерском монастыре, а после кончины настоятеля храма становится игуменом.

В 1646 году священнослужитель вновь отправляется в столицу России для сбора пожертвований обители и по традиции старинного обряда приходит с поклоном к государю .

Никон поразил царя образованностью и красноречивыми речами. К слову, Алексей Михайлович слыл человеком очень набожным и к православной религии и церкви относился снисходительно.


После общения со священником князь понял, что хочет видеть этого человека в Москве, поэтому перевел игумена в столицу. Некоторым боярам не нравилось такое расположение царя к простому старцу, но, тем не менее, выходец из крестьянской семьи становится архимандритом Новоспасского православного монастыря.

Находясь на службе, Никон становится участником кружка «ревнителей благочестия», который был сформирован в конце 17 века.

Позже, в 1649 году, Минин становится митрополитом Новгородской епархии и с особым усердием исполняет обязанности, совершая службы по строго установленным правилам.


В 1650 году вспыхнуло голодное народное восстание в Великом Новгороде, поводом для недовольства горожан стало резкое поднятие цен на хлеб. Участниками бунта были люди различных сословий, от стрелков, до бедняков и ремесленников: российский народ выступал против политики государя. Но из-за устойчивой позиции митрополита Никона, защищавшего интересы Алексея Михайловича и других его соратников, новгородский бунт был подавлен.

Руководителей восстания ждал смертный приговор, который позднее изменился на нещадное избиение кнутом. Смягчение наказания произошло благодаря митрополиту, который не оставался равнодушным к мирскому люду: Никон посещал темницы и выслушивал жалобы арестантов, а также общался с простым народом, из-за чего некоторые горожане находили утешение в речах избранного митрополита.

Патриарх

Никон стал приемником святейшего Иосифа, который умер 25 апреля 1652 года в Великий четверг. Благочестивцы хотели, чтобы церковный сан Патриарха передался основателю движения «ревнителей» Стефану, однако тот отказался выдвигать свою кандидатуру, потому что не выдержал конкуренции любимчика царя.


Глава русской православной церкви патриарх Никон

Для Российского государства в 17 веке титул епископа-предстоятеля наделял священнослужителя полномочиями: патриарх всея Руси мог наравне с государем решать политические вопросы, указывать царю на ошибки, а также миловать осужденных и наказывать людей нарушивших духовные законы. Фактически Алексей Михайлович сделал Никона своим соратником.

Во время возведения игумена в патриаршеский сан Никон выудил у Алексея Михайловича обещание, что тот ни при каких условиях не будет вмешиваться в дела церкви.

Реформы и раскол церкви

Минин оставался народным любимцем и влиял на политические вопросы, благодаря московскому патриарху в 1654 году произошло воссоединение России и Украины, а также Никон был заинтересован в строительстве и реставрации храмов.

Реформаторская деятельность Патриарха Московского и всея Руси Никона оставила след в истории благодаря расколу русской православной церкви в 1650-1660 гг.

Причина раскола начала появляться еще со времен образования кружка «ревнителей благочестия». Участники религиозной группировки обсуждали вопрос унификации духовенства и призывали к единообразию прочтения священных писаний и проведения обрядов. Только вот насчет принятия оригинального образца у коллектива возникли разногласия: кто-то был приверженцем византийской культуры, когда другие опирались на древнерусские рукописи.


С появлением Минина на патриаршем престоле кружок благочестивцев распался, однако недовольные политикой Никона старообрядцы продолжали выступать против реформации патриарха. Никон вводит новые богослужебные правила в 1653 году, которые стали причиной раскола между соратниками патриарха и старообрядцами.

Реформы Никона заключались в следующем:

  • Церковные книги переиздавались и переводились согласно греческим канонам
  • Двуперстное знамение, введенное вместе с Крещением Руси, было заменено на троеперстное. Для приверженцев «старого православия» два пальца означали две природы единого Христа, а три символизировали Святую Троицу. Поэтому, казалось бы, столь незначительное изменение в службе было важным для религиозных людей
  • Изменено написание имени Христа: Исус стал
  • Земные поклоны преобразовались поясными поклонами
  • Слово «Аллилуйя» стало произноситься три раза вместо двух и т.д.

Старообрядцы были недовольны не только новыми церковными законами, но и жесткими методами, которыми руководствовался патриарх Никон, например, крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы анафеме. Первым противником, который выдвинул оппозицию новым реформам, стал приверженец «старой религии» протопоп Аввакум.

Алексей Михайлович уважал Никона и отдал Минину титул «Великого Государя» (до Никона титулом пользовался отец Михаила Федоровича Филарет), но вскоре произошел конфликт между патриархом и царем. Причиной разногласия послужило Соборное уложение, принятое в 1649 году. Этот свод государственных законов умалял статус православной церкви и делал ее полностью зависимой от государства.


Также бояре, которым не нравилась приближенность Никона к царю, плели против патриарха интриги, и результат не заставил себя ждать: сплетни в корне поменяли отношение Алексея Михайловича к Минину. Из-за событий, обернувшихся против священнослужителя, Никон вынужден в знак несогласия покинуть Москву.

В 1666 году суд поместного собора Русской церкви принял решение исключить Никона из патриаршеского сана и извергнуть его из священства за «противодеяния».

Личная жизнь

При жизни Патриарх Никон был образованным и начитанным человеком, который удивлял не только доскональным знанием священного писания, но и житейской мудростью. Сложно судить о личности Никона, так как старообрядцы и сторонники новых реформ по-разному характеризуют этого человека. Одни в жизнеописании пишут, что Никон - мудрейший православный деятель, реформы которого пошли на благо; другие считают, что Минин – властолюбивый, алчный и жестокий человек, который был готов пойти на все, чтобы получить расположение царя.


Когда судьи отстраняли Никона от сана, коллегия привела свод всех "преступлений" патриарха, и вот что значилось в той рукописи:

«Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.»

Однако судить о достоверности этой информации никто из историков не может.

Смерть

Сосланный в Кирилло-Белозерский монастырь, где процветали жестокие устои, Никон подорвал здоровье.


Новый русский царь сочувствовал изгнанному старцу, поэтому, вопреки желанию церкви, позволил бывшему патриарху вернуться в Воскресенский монастырь. Тяжелобольной монах не осилил дальней дороги и скончался на ярославской земле 17 августа 1681 года.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...