Подготовка православных экскурсоводов. «На Святой Земле православных паломников должны сопровождать православные экскурсоводы

Моя сознательная жизнь на Святой Земле началась в 1989 году. Наша семья поселилась в Иерусалиме, и, как все прибывшие репатрианты, мы снимали в этом городе квартиру. Окружение было нехристианское. Мне тогда было 12 лет, и, будучи воцерковленным, я решил сам искать храм Гроба Господня. Долго ходил по Старому городу. Мне вообще кажется, что каждый человек Гроб Господень должен найти сам, чтобы в воображении всплывали евангельские картины, чтобы выстраивался определенный его образ, когда еще не видел ни Голгофы, ни самого Гроба Господня, ни других святынь Иерусалима. У меня так оно и было, но меня постигло разочарование. Я искал гору, а горы не находил, вокруг храма были только какие-то маленькие дома и совсем немноголюдно. Тогда еще не было бесконечных толп паломников, не было такого наплыва людей, как сейчас.

– А что было? – Было тихо, спокойно, трепетно, таинственно и загадочно. На мой взгляд, толпа людей убивает трепетность соприкосновения со святыней. Я застал будничные ночные службы у Гроба Господня, когда за богослужением молятся несколько десятков человек. Фактически каждый желающий мог прийти в храм в 7–8 часов вечера и остаться на ночь до литургии. Эти тихие службы традиционно совершаются греческим православным духовенством из Святогробского братства. Существует череда, по которой архиереи Святогробского братства Иерусалимской Патриархии возглавляют богослужения.

Архиереев этих несколько десятков, потому что во времена Византийской империи Иерусалимская Патриархия была достаточно крупной. По сей день сохранились и прошлые титулы, и количество архиереев. Некоторые из них управляют епархией, состоящей всего из нескольких десятков человек. Есть, например, архиепископ Горы Фаворской. Там служит священник, живут монахи, а прихожан-мирян как таковых нет.

В 1980–1990-е годы не было большого количества паломников, не было конфронтации между арабами и евреями, не было разделения государства на Палестину и Израиль. Никому и в голову не приходило, что для того, чтобы попасть в Вифлеем, надо будет проходить через пограничный пункт.

Зато было разделение на «белых» и «красных», была так называемая «красная» и «белая» Церковь, как называли ее израильтяне. Ребенком я не разбирался в этих политических тонкостях. Мой духовный отец, протоиерей Василий Ермаков, говорил еще до объединения Русской Церкви, что Церковь одна, а деление – дело политическое, оно не касается таинств и благодати, и сам поминал епископов и священников Зарубежной Церкви.

Сначала я ходил в монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании. А когда началась война и сложно стало добираться до Гефсимании, ходил в Троицкий собор Русской духовной миссии. Бывало, приду в Гефсиманию, а сестры говорят: «Ромочка, куда ты ходишь? Там же все кэгэбисты, у них погоны под подрясниками. Там безблагодатно, там все предатели, шпионы». Но меня не пугали ни погоны, ни шпионы. И все-таки я так искренне эти разговоры воспринимал, что мне всегда хотелось посмотреть, как это погоны под одеждой прячут. Но если говорить серьезно, то конфронтация между «красными» и «белыми» сильно чувствовалась.

а мой взгляд, паломничество – это церковный вид деятельности, и гиду паломнических групп следует иметь и духовное образование. Поэтому я поступил в Московскую духовную академию, в Нью-Йорке был рукоположен в сан диакона митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Мое мнение: водить паломников по Святой Земле – это диаконское занятие.

– И как давно вы занимаетесь сопровождением паломников?

– Регулярно – с 2005 года. С единомышленниками создали паломнический центр, сотрудничаем как с Московским Патриархатом, так и с Русской Зарубежной Церковью. Со временем мы стали заниматься не только сопровождением групп. Мы рассматриваем паломничество как явление религиозной жизни каждого православного человека. Так появился Иерусалимский православный семинар, который работает уже четыре года, транслируется по скайпу, выпускает сборники: они так и называются – «Иерусалимский православный семинар». Мы встречаемся два раза в месяц. Это духовенство, ученые, студенты, православные жители города.

– Мы уже разрабатывали и проводили паломнические поездки для историков, археологов, глухонемых паломников… Была мечта сделать программу для колясочников, для детей. Детям нужна одна программа, молодежи – другая, и не одна; людям светским – совсем иная и с принципиально другим подходом. Я знаю многих светских людей, которые хотят приехать на Святую Землю, но опасаются отправляться туда с паломнической группой. По опыту посещения церкви они знают, что в поездке их просто затюкают, будут постоянно приставать с советами и поучать. И впечатление от посещения святынь будет омрачено. А мы пытаемся, если можно так сказать, разрушить стереотип того, каким должно быть паломничество. Для светских людей, например, мы составляем программу таким образом, что у людей идет естественное восприятие того, что они видят вокруг, но никто их специально не поучает. Для многих это первое знакомство с Евангелием, с библейской историей. Успешным, на мой взгляд, паломничество можно считать тогда, когда человек возвращается домой с желанием самому вдумчиво прочитать Евангелие. А наша задача в данном случае – сделать так, чтобы внешние эффекты – зрительные, сенсорные – спровоцировали человека познакомиться с Евангелием.

Молодым интересно паломничество в стиле «экшен», то есть активное паломничество. Любое паломничество подразумевает хождение, и мы пытаемся эту традицию возродить. Был у нас Великим постом паломнический цикл для молодежи «По стопам отшельников-анахоретов». Взяли рюкзаки, спальники и отправились по местам, где подвизались отшельники. В общем, и далеко уходить не требовалось. Вблизи Иерусалима есть очень много заброшенных монастырей. Все они исследованы израильскими археологами, есть их описание. В этих монастырях сохранились даже фрески, но так как расположены они в пустыне, «классические» паломники туда не попадают. А мы не могли пройти мимо этого сокровища археологии.

Перед отправлением читали патерик, чтобы оживить в воображении, как жили подвижники древности, понять, как было устроено монашество в те века. Шли пешком, находили по дороге разрушенные кельи, пещеры. По ночам у костра в пустыне читали жития святых, по очереди читали житие святой Марии Египетской, псалмы царя Давида, жития пророков. Представляете, какое впечатление оставляет в молодых сердцах такое чтение на месте подвигов святых?! Это самая лучшая катехизация и евангелизация.

Один из этапов этой молодежной программы – «Отшельник на один день». В пустынных ущельях есть множество заброшенных келий. Группа распределяется по ущелью, каждый берет себе келью метрах в пятистах друг от друга и поселяется в ней. Главное условие – двадцать четыре часа никуда не выходить и не разговаривать друг с другом. Можно читать, из съедобного разрешается есть сухофрукты и пить воду. Ребята признавались, что очень сложно посидеть вот так одному, но зато интересно. А когда встречались после суточного затворничества, делились опытом.

– К сожалению, у большинства наших соотечественников все же сложилось мнение, что на Святой Земле нужно посмотреть именно стандартный набор мест.

– Видимо, это наследие паромов, прибывавших проездом на несколько дней из Одессы. А поскольку святых мест бесконечно много, то время на знакомство с ними очень ограничено. Это «классика»: Иерусалим, Назарет, Фавор, Капернаум… Но в каждое из этих мест можно поехать и на неделю, остановиться в нестандартном месте – в кибуце, в деревне или на берегу Генисаретского озера, например, чтобы почувствовать природу, пожить и ощутить евангельскую действительность. Можно совершить путешествие по озеру, порыбачить на том месте, где рыбачил апостол Петр. Это будет не рыбалка ради удовольствия, а воспоминание подвига апостолов. Можно съездить в такие места, которые классическая программа опускает: в Вифсаиду – город, где родился апостол Андрей и сыновья Заведеевы, в город Ипос, где обосновалась и жила первая христианская община после того, когда ее прогнали из Иерусалима. Там сохранились храмы первых веков христианства, которые паломники обычно пропускают. Задача нашего паломнического центра – расширить тематический диапазон программ.

К тому же, дело не только в однообразии паломнических туров – в поездках, как правило, опускается культурная часть, которая, на мой взгляд, пусть в разной степени, но должна присутствовать. Святая Земля богата национальными парками, садами, красивейшими водопадами, достойнейшими музеями по библейской археологии. Однажды мы делали специальную паломническую программу для людей, которые занимаются дизайном ландшафта, – с акцентом на знакомство с библейскими растениями и животными.

– Но согласитесь, что, в сравнении с классическим паломничеством – очень напряженным, – в подобных есть некий расслабляющий элемент…

– Один из минусов большинства паломнических поездок, на мой взгляд, это отсутствие отдыха. К концу поездки паломник находится в полном изнеможении: не ест и не спит, ночью торопится на литургию… Он счастлив… Но это тоже не очень правильно: в таком состоянии трудно переварить увиденное за день. В поездке должен присутствовать элемент грамотного отдыха для паломника. Как правило, люди любят купаться, хотя в группе обязательно найдутся такие, которые «не купаться приехали и не отдыхать». Таких людей желательно заранее определять и предлагать им отдельные поездки. Когда формируется группа, все-таки лучше, чтобы это была группа единомышленников.

– А с какими курьезами вам приходится наиболее часто встречаться в поездках?

– Нередко бывает, что наши нововоцерковленные люди не хотят думать и логически мыслить. И когда предлагаешь подумать, даже провоцируешь подумать, они не понимают, чего от них хотят, и пребывают в растерянности…

– Еще один момент – пост во время паломничества.

– Эта тема обсуждалась неоднократно, несмотря на то, что все знают: по церковным правилам, путешествующему дается послабление. То же самое относится и к паломничеству, потому что не всегда в дороге есть возможность везде и своевременно получить пищу. В арабской гостинице арабы не понимают, что такое суп и каша и как человек может есть пустую картошку. И получается, что бедный паломник вынужден жевать капусту и закусывать помидорами. Знаю, что многие духовники и архиереи благословляют паломников на послабление поста. Человек вдали от дома не должен быть голодным, иначе он будет злым – как бы мне ни пытались возразить. Это факт. Лучше нарушить пост, чем своей злобой кушать тех, кто рядом.

А если в течение дня не запланирован обед, то не надо специально голодать. Как правило, утром паломникам предлагается завтрак по типу «шведский стол». Позаботьтесь о себе и возьмите с собой в дорогу после завтрака из гостиницы «сухой паек». Паломник и так находится в стесненных условиях: много ходит, молится, читает Евангелие, посещает гораздо больше богослужений, чем дома. Нагрузка максимальная, что и вменяется как пост.

– Что привезти домой со Святой Земли?

– Святыньки каждый может выбрать на свой вкус.

Как правило, приезжают паломники с одним чемоданом и почти все покупают еще один – столько всего хочется купить и увезти. Так что заранее следует отложить деньги еще на один чемодан или сумку.

Но главное, чтобы паломники помнили: Святая Земля уникальна уже тем, что она святая. Святая – вода из Иордана и Генисаретского озера, и вода из-под крана – тоже святая. Святая и рыбка апостола Петра, которую традиционно вкушают паломники. Эту рыбу ели апостолы, и сегодня акт вкушения этой рыбки – это уже паломничество. Так что, безусловно, Святую Землю надо пробовать и на вкус тоже.

С диаконом Романом Гультяевым
беседовала Татьяна Веселкина (Нью-Йорк)

— Что такое паломничество? Кто занимается организацией паломничества в России?

Иеромонах Никодим (Колесников): Паломничество — часть религиозной жизни и культуры православного человека. Оно не только дает возможность поклониться святыне, помолиться, но духовно обновляет, просвещает, укрепляет веру и нравственность.

Паломничество — религиозная деятельность, а потому организацию паломнических поездок необходимо признать исключительным правом Церкви. С этой целью в 1999 г. Церковь учредила своего собственного оператора — Паломнический центр Московского Патриархата, который действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Центр организует внутреннее, выездное, въездное паломничество и является крупным международным оператором согласно законодательным нормам Российской Федерации. На данный момент это единственная подотчетная Московской Патриархии паломническая структура. Другие известные паломнические операторы являются частными коммерческими организациями, не имеющими к Церкви никакого отношения.

Разработка положения о паломничестве, которое сейчас активно ведется, позволит Паломническому центру Московского Патриархата стать руководящим и координирующим органом паломнических служб региональных епархий и зарубежных организаций, а также источником получения профессиональной информации, образования и переподготовки в сфере религиозного туризма и паломничества.

— С какими трудностями сталкивается Паломнический центр? Есть ли проблема кадров? Как организуется подготовка экскурсоводов (православных гидов)?

Наше начинание уже получило одобрение Координационного совета по туризму при Министерстве культуры РФ, в заседании которого я совсем недавно принимал участие. Мы надеемся и на активное участие в этом образовательном проекте Комитета по туризму города Москвы, который заинтересован в повышении интереса к знаменитым на весь мир московским храмам и монастырям, в притоке туристов и паломников в столицу. Подготовленные нами экскурсоводы смогут содействовать росту интереса к святыням и памятникам Москвы.

Набор первого потока уже объявлен. Представители экскурсионного сообщества, проживающие в столице и других регионах России, совсем скоро смогут повысить свой уровень профессионализма.

— Как развивается сотрудничество Российского православного университета и Паломнического центра Московского Патриархата?

Игумен Петр (Еремеев): Курсы православных экскурсоводов, запуск которых намечен на октябрь 2013 года, станут первым совместным проектом Российского православного университета и Паломнического центра Московского Патриархата. В реализации этой образовательной программы примут участие наши лучшие специалисты с разных факультетов. Совместно с Паломническим центром мы планируем разработать отдельные образовательные модули, посвященные святыням Москвы, России, Греции и Византии, духовным центрам Европы. Также в планах — совместное проведение ежегодной конференции, посвященной развитию паломничества, и выпуск тематического альманаха.

Наш вуз причастен к жизни значимых московских святынь, каждая из которых пользуется особым вниманием и паломников, и туристов, и ученых, историков и краеведов, и простых москвичей, считающих своим долгом хорошо знать историю родного города. Это знаменитый древний , жемчужины Китай-города — храм апостола Иоанна Богослова и бывший Богоявленский монастырь, Ваганьковский храм, у стен которого нашли упокоение чтимые подвижники благочестия, а также уникальный природно-архитектурный ансамбль Покровского Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе. Мы активно взаимодействуем с другими столичными храмами и монастырями, поэтому Святейший Патриарх доверил нам участие в организации городской культурно-просветительской программы «Сорок сороков». Совместно с Паломническим центром наш университет будет участвовать в разработке тематических, историко-культурологических и краеведческих маршрутов по Москве.

Образование:

«История христианских святынь»,

«Иконография и архитектура православного храма»,

«Монастыри и храмы Москвы».

Для меня быть православным гидом значит делиться радостью встречи со Святыней: возможность приложиться к ней, помолиться, поплакать, попросить. Я думаю, что это очищает наши души, оживляет их. Православные Святыни неисчерпаемы. Современный мир, жизнь в мегаполисе очень суетны и далеки от Бога, а каждая поездка-паломничество возрождает, дает силы духовные и физические, обновляет нас, по-своему преображает.

Все это происходит по милосердию Божьему. Соприкасаясь с благодатью монастырей, уголков Царствия Небесного на земле, паломники имеют возможность ощутить тот другой Мир, полный Любви Божьей и человеческой, где много трудятся и непрестанно молятся за всех нас, за весь мир монахи и монахини, противостоят козням врага рода человеческого. Сопровождать паломников, рассказывать о святых и святынях для меня большая честь. К каждой поездке или экскурсии усердно готовлюсь, читаю, молюсь.

Благодаря работе в паломнической службе моя жизнь во многом изменилась. Встречи с духоносными старцами, священниками, монахинями и монахами, общение с паломниками сделали её светлой, наполненной духовной радостью, и благоденствием. Слава Богу за все!

Клюкина Ольга Степановна

Образование:

«Основы православной культуры»,

«Православие и искусство».

Большая милость от Господа служить гидом-сопровождающим. Душа оживает от соприкосновения со святыней, от возможности соборно помолиться, от долгих монастырских служб, от возможности замедлить свой бег и подумать о главном, от общения с людьми. А люди едут с нами удивительные, и во многом, я сама учусь от них.

У каждого человека встреча с Господом своя личная, у кого-то она случается в детстве, а у кого-то уже происходит уже в зрелом возрасте. Мне повезло, с самого раннего детства я слышала о Господе. Помню, что отец крестил лоб на каждый храм мимо которого проходил, у прабабушки теплилась лампада перед иконой, на ночь бабушка обязательно приходила перекрестить с молитвой. Я знала, что в моем роду были священники, среди которых даже архимандрит. И пусть редко, но я бывала в храме.

Я мечтала о большой семье и Господь послал мне мужа и четверых детей. Сейчас понимаю, как мало благодарила я Господа и как много роптала на множество скорбей, встречающих меня на пути. Роптала пока не осознала, что Господь попустил все это для исправления меня, а осознав, я стала меняться. Скорбей меньше не стало, изменилось моё отношение к ним. Ведь, попуская беды, Господь посылает и помощь. Бог щедр, у него всего много. Так, Господь послал мне прекрасных педагогов и сокурсниц.

Сейчас я точно знаю, что каждый день — это подарок Божий. Душу переполняет благодарность Творцу и большое желание потрудиться, стать соработником Господу. Слава Богу за все!

Вишнякова Ольга Александровна

Образование:

«Основы православной культуры»,

«История христианских святынь. Святыни Русской Православной Церкви»,

«Православие и искусство».

Свое первое Евангелие (от Матфея) я прочитала еще подростком. Наверное, с тех пор и начался мой путь. Уже в более старшем возрасте паломнические поездки по святым местам были попытками идти дальше. А дальше открывались новые горизонты. Сначала курсы православных экскурсоводов, организованных паломническим центром при Патриархии в РПУ им. Ап. Иоанна Богослова, второе высшее в этом же вузе уже в области православного искусства. И горизонты расширяются дальше, и уже возникает потребность не только получать, но и отдавать. Рассказывать о святынях, делиться знаниями - это работа православного гида и одна из возможностей отдать те знания, которые получила по Промыслу Божию.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7).

Слава Богу за всё!

Священник Алексей Иванов

Список православных святынь Кипра чрезвычайно обширен. Божией волею этот небольшой остров в Средиземном море стал настоящим центром христианства. Там проповедовали Святые Апостолы Павел, Марк и Варнава , на Кипре служил епископом сам Лазарь Четверодневный, чудесно воскрешенный Господом нашим Иисусом Христом. Родом с Кипра большое количество святых христианских мучеников и подвижников. Течет на остров поток паломников, желающих ознакомиться со . Многих волнует вопрос: «Есть ли знающий православный гид на Кипре?» Смело можем ответить – конечно же, есть!

Отец Алексей Иванов – православный гид на Кипре

С этого момента началось более углубленное изучение святынь и православных храмов на Кипре, особенно в его северной части. На сегодняшний день отец Алексей, кроме своих прямых обязанностей, еще и православный гид на Кипре, прекрасно разбирающийся в местных достопримечательностях, и тонкостях местных обычаев и менталитета.

В 2017 году вместе со старшей дочерью, которая готовилась стать абитуриентом режиссерского факультета московского ВУЗ-а, отец Алексей снял несколько познавательных и интересных видео-обзоров о святых местах на полуострове Карпас, дающих прекрасное представление о природе, архитектуре, красочных фресках и об истории этих сказочных мест.

Православные экскурсии на Кипре

С начала 2018 года была создана , которая проводит для всех, кто желает совершить паломничество на Кипр.

С этого времени отец Алексей взял на себя также миссию по сопровождению , теперь он не только настоятель прихода, но и православный гид на Кипре – один из самых подготовленных и эрудированных. Экскурсии с его участием всегда интересны, поэтому число желающих отправиться вместе с ним на индивидуальную экскурсию на Кипре среди паломников неуклонно растет.

Обычно о. Алексей совершает поездки на легковом автомобиле с маленькой группой в составе от 1 до 4 человек, но могут быть организованы и большие групповые экскурсии. По желанию паломников будет отслужен молебен с акафистом.

Для прихожан РПЦЗ на Северном Кипре уже были организованы экскурсии в монастырь апостола Варнавы , и к месту рождения святителя Спиридона Тримифунтского . Об их проведении можно прочитать в нашем блоге () .


Перед акафистом у церкви св. Фанориуса

Была создана не с коммерческой целью, нашим желанием является знакомство всех желающих с православным наследием Северного Кипра и с православной общиной Русской Православной Церкви Заграницей.

К сожалению, на сегодняшний день среди россиян создалось ложное мнение о том, что, якобы, православных христиан на Северном Кипре жестоко притесняют местные власти. Слава Богу, это не так. Более того, в северной части острова расположено много христианских действующих храмов других конфессий – Католической, Англиканской и Протестантской церквей.

Сохранность и восстановление христианского наследия Северного Кипра являются главным приоритетом в деятельности . Средства, получаемые за организацию , идут на реставрацию церквей и на содержание прихода.

Заказывая экскурсии у нас, вы помогаете сохранить многочисленные христианские святыни в северной части Кипра. Добро пожаловать на солнечный остров, а наш православный гид на Кипре – отец Алексей, с радостью поможет вам и ответит на все вопросы по организации паломнических поездок!

Тема подготовки экскурсоводов по религиозной тематике здесь еще не поднималась. В Москве, например, знаю, что экскурсоводов для паломников готовит "Радонеж". Нашла подобный центр обучения в Петербурге, при Константино-Еленинском женском монастыре. Они готовят православных экскурсоводов третий год и в 2013 г. состоялся их первый выпуск. Программа довольно подробная и серьезная. Хотя помню слова нашего преподаватели по религиоведению:"Чтобы работать по этому направлению, вам нужна тридцатилетняя практика".
Половина программы уже прошла, но может быть кто-то для себя заинтересуется и решит принять в ней участие на следующий год. Выкладываю для любопытных.

«Школа православного экскурсовода» (октябрь 2013 г. - май 2014 г.)

Школа православного экскурсовода работает на подворье Константино-Еленинского монастыря уже третий год в составе «Училища благочестия» при храме прмч. Андрея Критского. Первый выпуск был в 2013 г.

С этого года училище вводит в план занятий новый курс: «Святыни Санкт-Петербурга», который будет вести кандидат исторических наук Николай Игоревич Петров (см. программу занятий).

Основной курс по истории и теории православного паломничества ведет старший преподаватель и зав.сектором музея истории СПбГУ, редактор журнала «София» и ведущая образовательных программ радио «Град Петров» Нина Наумовна Жервэ (см. программу занятий)

Оба курса являются обязательными для всех учащихся школы. «Святыни Санкт-Петербурга»: лекции и учебные посещения храмов - 2 раза в месяц.

«История и теория православного паломничества»: лекции и учебные экскурсии на дальних маршрутах - 1 раз в месяц лекции, 2 раза в семестр - экскурсии.

Занятия будут проводиться три раза в месяц по субботам в «Училище благочестия» при храме Андрея Критского.

Стоимость обучения для 1 курса - 4500 руб. за 1 семестр и 5000 руб. - за 2 семестр. Для 2-го курса - по 4500 руб. каждый семестр. Можно внести деньги за два раза, т.е. в октябре и ноябре.

Для успешного усвоения материала желательно не пропускать лекции и учебные экскурсии.

Все необходимые вспомогательные материалы будут предоставляться по эл.почте. Все вопросы по курсам обучения можно задавать Нине Наумовне Жервэ по элект. адресу: [email protected] .

Три раза за учебный год Училище проводит катехизические собеседования со всеми учащимися. Тем, кому необходимо получить дополнительные катехизаторские знания, предоставляется возможность посещать занятия по Священному Писанию.

Школа православного экскурсовода - двухгодичный цикл. Второй год дает возможность подготовить еще целый ряд паломническо-экскурсионных маршрутов по Петербургской, Новгородской и Псковской землям. По окончании второго года обучения каждый готовит самостоятельный паломнический маршрут и в случае его успешной защиты получает от Константино-Еленинского монастыря документ об окончании «Школы православного экскурсовода».

Школа не обеспечивает окончивших работой, но может рекомендовать наиболее подготовленных учащихся в паломнические службы города.

Программа курса «История и теория православного паломничества». (2013/2014 уч.год.)

1 год занятий

1.​ Занятия - лекции по важнейшим темам паломническо - экскурсионных маршрутов (модули путевой информации):

Октябрь 2013 г.

​ Основные понятия христианской святости.

​ Святые мощи, святые источники, святые иконы.

​ Святые Русской земли и их почитание.

​ Ноябрь 2013 г.

​ Христианские святыни и отношение к ним общества (18- 20 вв).

​ Христианское паломничество: история возникновения, смысл и цели паломничества.

​ Декабрь 2013 г.

​ Русское православное паломничество: «хожения» русских людей к святыням Ближнего Востока и на Афон.

​ Возникновение первых отечественных святынь и традиции русского богомолья. (11-20 вв.)

​ Январь 2014 г.

​ Православное монашество и его исторический путь; монастыри северо-запада и их святыни.

​ Февраль 2014 г.

Методика паломническо-экс курсионной работы.

​ Март 2014 г.

​ Путешествие как факт культуры. Мир русского путешественника. История российских дорог. Главная дорога России Петербург-Москва

​ Русская провинция в 18- начале 20 вв. и ее жизнь.

​ Апрель 2014 г.

​ Новгород и новгородская земля

​ Православие в Карельских землях

​

2.​ Занятия - семинары (2-ой семестр, март-апрель):

подготовка первого блока маршрутов по Карельскому перешейку:

общие обзорные лекции по темам этого направления, самостоятельный и совместный подбор материалов, виртуальная отработка маршрутов и практическая работа на маршруте:

​ Путевая информация

​ Основные объекты

​ Варианты маршрутов.

Май 2014 г.

Отработка и проведение учебной поездки по маршруту «От подворья до монастыря»

2 год занятий.

На усмотрение учащихся предлагаются следующие темы (всего 7 лекций):

1.​ Страницы истории Новгородской епархии: миссионерская деятельность и святые Новгородской земли.

2.​ Мир русского путешественника: дороги, атрибуты, средства передвижения и т.д.

3.​ Жизнь русской провинции в 18-20 вв. Провинциальные центры северо-запада: Новгород, Псков, Тихвин.

4.​ Российское дворянство: история, культура. Дворянские гнезда северо-запада.

5.​ Христианская символика. Крест и его значение в христианстве.

6.​ Градостроительна я символика. Образ Нового Иерусалима в христианстве.

7.​ Христианская софиология. Софийские храмы России.

8.​ Христианство в Финляндии. Центры православия и их жизнь.

9.​ Русский христианский север: вологодские, архангельские, печорские земли.

10.​ Миссионерство РПЦ на северо-западе.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...