Псковский мужской монастырь. Гид: Псково-Печерский монастырь

Долгое время в СССР считалось, что есть только два монастыря: Троице-Сергиева лавра и он. Именно в нем в лохматые девяностые 15 века были пещеры, где люди служили богу. Именно здесь можно пройтись по этим “Богом зданным” пещерам и увидеть много интересного. Итак, Гав едет в Псково-Печерский монастырь, который находится где? Правильно, на земле Псковской! Читайте да и узнаете все о маршруте Гава, стоимости и фишках – что обязательно нужно сделать, чтобы ваша поездка осталась незабываемой.

Как добраться

Расписание маршрута 207 лучше заранее уточнить на сайте автовокзала, чтобы вы могли подстроиться под свою поездку на pskovavtotrans.ru . Стоимость – 100 руб.

Добраться до Псково-Печерской лавры на самом деле просто. Ежедневно, практически каждые полчаса от автовокзала Пскова отходят автобусы 207 маршрута, где за 100 рублей можно доехать прямиком до поселка Печоры, на границе с Эстонией. В нем и находится знаменитый монастырь.

Сам автобус в Печорах останавливается на местном автовокзале, откуда буквально за 10 минут можно дойти до монастыря.

По пути от остановки встретится множество лавочек с сувенирной продукцией.

По дороге я закупил объемные магнитики, которые я так обожаю. Цены не кусаются, и мест, где еще продают сувенирку, замечено не было. Поэтому если поедете в это замечательное место, то вполне хорошее место закупиться интересными штуковинами.

При входе не забывайте уважать религиозный объект и помните, что женщинам нужны обязательно – платочек и юбка. Кто забыл – у входа есть необходимые реквизиты, так то если что, можно будет воспользоваться. Но Гав советует носить свое.

У его входа можно заказать экскурсию на пару часов. Стоимость на 2х – 800 рублей. На одного мыша – 500 руб. Это в местном экскурсионном центре, который стоит прям рядом со входом в монастырь. Однако там же можно и встретить частников-экскурсоводов (узнать можно по бейджику), с которыми можно поторговаться. Отказавшись от экскурсий как Мышь весьма образованная и начитанная, я решил осмотреть монастырь сам.

Псково-Печорский монастырь

Итак, мышатки! Сколько уже веков на этом месте живут монахи, неизвестно, так как исследований нет. Предположительно в конце 14 века в пещерах природного происхождения жили монахи, которые по легенде бежали с юга, спасаясь от набегов татар.

По легенде пещеры, включая главную пещеру, были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым во второй половине 15 века уже с надписью над входом “Богом зданная пещера”.

Гав информирует: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь - один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Для защиты от нападения немцев, шведов и поляков, Москва укрепила монастырь крепостными стенами.

Современный комплекс включает в себя:

  • Успенскую пещерную церковь
  • Церковь Николы Вратаря
  • Большую звонницу
  • Михайловский собор
  • Сретенский храм
  • Ризницу
  • Стены и башни

Готовы смотреть? Тогда как обычно: хвост в лапы и вперед!

Пещеры Печерского монастыря

Главный пещерный комплекс, как мы уже говорили, носит название “Богом зданная пещера”, и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей, подземной церковью и подземными галереями.

Здесь хранятся мощи преподобного Корнилия, одного из самых первых игуменов обители, погибшего смертью мученика по приказу Ивана Грозного, который подозревал игумена в измене.

В монастыре доступно две пещеры – ближняя и дальняя. В ближнюю вход свободный, но без фотоаппарата. В дальнюю вход только по записи с экскурсией, поэтому я, мышь-дикарь-путешественник, к сожалению туда не попал. Но думаю у вас есть шанс (расскажите в комментариях, что он не увидел). Так что продолжил свой путь по монастырю.

Церковь Николы Вратаря и Большая Звонница

Церковь Николы Вратаря построена по проекту преподобногоКорнилияне позднее1565 годапри строительстве крепостных стен вокруг монастыря. Церковь соединяется с одной из оборонительных башен крепостной стены.

Виды буквально открыточные!

Полюбовавшись вдоволь этим местом, мы потопали к востоку от Успенского собора. По той же линии находится каменная Большая звонница.

Гав информирует: Большая звонница - одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове). Насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

А это дом настоятеля:

Когда ещё увидишь настоящую кибитку царицы Анны Иоанны?

Михайловский собор и святой колодец

В 1812 году, в минуту, когда над городом нависла опасность, местные жители обратились за помощью в Печерскую обитель, и с иконой Успения Богоматери, которая в 1581 году освободила город от войск Батория, был осуществлен крестный ход вокруг всего города. Чудо это или нет, но в тот же день Полоцк был взят русскими войсками под руководством генерала-фельдмаршала Витгенштейна Петра Христиановича, в честь которого и построили новый собор.

Окончание строительства датировано 1820 годом. В 1827 году храм принял свой окончательный облик и был освещен. Освящение посвящалось Архангелу Михаилу, святому защитнику воинов.

Захватите с собой бутылку! Вода в святом колодце очень вкусная!

Налюбовавшись местными достопримечательностями, голова моя пошла кругом. Столько историй, столько красоты! На свое счастье я заметил небольшой колодец. Как оказалось, святой, с забавным механизмом по выкачиванию воды. Нужно потрудиться, чтобы добыть немного влаги.

Псково-Печерский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Доподлинно неизвестно, когда и кем была основана Псково-Печерская обитель. Летописи хранят лишь отрывочные сведения об изборских крестьянах, случайно обнаруживших вход в пещеры во время рубки леса. Согласно древнему преданию, в этих подземных гротах жили покинувшие Киево-Печорскую лавру монахи, спасавшиеся от набегов крымских татар. Но история умалчивает, почему они забрались так далеко на север. Официально датой основания общины считается 1473 г., когда миссионер преподобный Иона построил (точнее, выкопал в песчаном холме) первую Успенскую церковь. Сегодня Псково-Печерская обитель - одна из крупнейших и известнейших в России, важный паломнический центр, хранительница духовных скреп и ценный культурный объект.

Немного истории

Непросто пришлось монастырю в первые годы существования: бесконечные нападения католиков-ливонцев, разграбление и уничтожение построек, пожары не давали обители поднять голову и заставляли братьев постоянно бедствовать. Только на 16 век пришелся период относительного покоя и даже расцвета - возвели новые храмы и кельи, разработали устав, упорядочивший жизнь общины, привлекали паломников, которые разносили слух о «святом месте» на все окрестные земли.

В неспокойном 17 веке монастырь много раз подвергался нападению, пока Петр I не решил основательно его укрепить. В период 1920-45 гг. комплекс находился на территории Эстонии . Именно поэтому его обошли стороной все гонения на религию с разрушением и закрытием церквей, организованные Советской властью.

Что посмотреть

Ансамбль состоит из нескольких частей. Самая древняя - те самые «Богом зданные пещеры» (ближние и дальние), где покоятся останки иноков и святых старцев, а также могилы предков А. С. Пушкина, В. Н. Татищева, М. И. Кутузова и других известных деятелей. Главный храм обители - Успенскую церковь создавали в 15-16 веках, в 18 столетии над ней соорудили Покровскую, объединив фасады обоих зданий. Чуть позже крышу украсили нарядными куполами в манере «украинского» барокко, имитирующими маковки Киево-Печорской лавры.

Церковь Николы Вратаря, Большая звонница, Михайловский собор и Сретенский храм - архитектурные шедевры 16-19 веков, построенные в разных стилях: псевдорусском, классическом, псковско-новгородском. Внутренние пространства расписаны зрелищными фресками и украшены бесценными образами Успения Божией Матери, святого Николая, «Умиление», написанными несколько столетий назад.

Комплекс окружен мощной крепостной стеной, словно древняя северная цитадель, по периметру расположены 9 башен, увенчанных островерхими крышами. Входя в ворота монастыря, посетитель как будто попадает в полностью автономный город, способный выдержать изнурительную осаду. Внутри территории есть два святых источника: Живоносный и в честь мученика Корнилия. Для гостей по предварительной заявке проводят экскурсии.

Практическая информация

Адрес: Печоры, ул. Международная, 5. Веб-сайт .

Режим работы дальних пещер: 9:00–16:00 каждый день кроме понедельника и пятницы, а также 6-9 января, 25-29 августа; вход осуществляется на пожертвования.

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

Адрес Псково-Печерского мужского монастыря: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5.
Проезд к Псково-Печерскому мужскому монастырю: любым транспортом до г. Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры.
План Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.
Сайт Псково-Печерского монастыря: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru

История Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.

Основание обители

Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой , которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”.

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.

В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/ 1 апреля.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Расцвет обители в 16 веке

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) - уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Противостояние польско-литовскому войку

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.

В Майском микрорайоне города Печеры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и Свт. Тихона, Патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера.

И ныне в монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия, дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир: архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Адриан (Кирсанов) – живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития.

Всей духовной, просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев благославляя и освящая труды иноков.

И дай, Господи, чтобы по молитвенному заступлению Пречистой Богородицы не пресеклась традиция печерского подвижничества, чтобы и впредь монастырь оставался светлым воплощением идеала Православной Святой Руси.

Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Псковской епархии

Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова .

Основание монастыря

Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца "гласы поющих неизреченно и прекрасно" и ощутили благоухание "яко от множества фимиама".

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: "Богом зданныя пещеры".

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители , бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка .

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев . Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Расцвет обители в XVI веке

Только через полвека, при игумене Дорофее , вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы XVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин , который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156), Снетогорский (XIII в.), Велико-Пустынский , Спасо-Елеазаровский - уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Оборонительное значение монастыря

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена . Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Монастырь в XX веке

В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков) . Монастырь находился на оккупированной немцами территории но наместник сумел найти ту тонкую и умную линнию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались совеские разведчики.

Тяжелым ударом для престарелого настоятеля был вывоз оккупантами из ризницы монастыря древних ценностей, якобы подальше от бомбежек, в другой православный монастырь под Ригой, на самом же деле в Германию. Воспрепятствовать этому о. Павел был бессилен. «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью, - писал он главе печорской оккупационной администрации Беккингу. - Не хочу, чтобы после моей смерти монах-проводник по пещерам всем посетителям, показывая на мой гроб, говорил: «Здесь похоронен Павел Горшков, который отдал все сокровища монастыря, что хранила до него братия пятьсот лет». Почти так и случилось. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

В военные годы подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена , наместника обители с по гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием - воином и художником ( -). При нем в году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

Старческое служение

Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.

Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь , подвизавшийся затворником в конце XVIII -начале XIX веков.

При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин) , духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

Монастырь в наши дни

Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов.

Древнейший из них - Успенский собор ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня.

Здесь, в центральной части храма помещается главная святыня обители - древняя чудотворная икона Успения Богоматери ( г.).

От входа идут семь подземных галерей, так называемых “улиц”, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5"С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды – ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I . Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков) . Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.

Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни - другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов.

Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в XVI в. на месте старой деревянной (). Она имеет шесть разновеликих - в соответствии с размерами колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым () - 2 тонны. Большой колокол - дар Петра Великого () - 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.

К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а “годуновский” колокол отбивает часы.

Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) ( -) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Усердием следующего настоятеля ( -) архимандрита

Псково-Печерский монастырь - одна из самых известных монашеских обителей России. Знаменита своими старцами, такими, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко), преподобный Симеон (Желнин) и многими другими.

За все время существования монастырь никогда не закрывался, несмотря на разорительные набеги немцев, шведов, литовцев и давление советской власти.

Расположен в 50 километрах от Пскова. Свое название - Печерский - монастырь получил благодаря природным пещерам около ручья Каменца. В церковной традиции их принято называть «Богом зданные (то есть созданные) пещеры».

Первыми в этих местах поселились монахи , бежавшие в XIII-XIV веках на север от набегов татаро-монголов. Летопись сохранила имя одного из первых монахов - преподобного Марка.

Годом основания монастыря считается 1473-й, когда была освящена Успенская церковь. Ее выкопал в склоне холма преподобный Иона (до монашества - священник Иоанн). Он и преподобная Васса (до монашества - супруга Иоанна Мария) считаются основателями обители. Среди других почитаемых святых Псково-Печерского монастыря - и его соратник преподобный Вассиан, убитые по приказу царя Ивана Грозного, преподобный Симеон (Желнин).

В ХХ веке монастырь славился своими старцами, мудрыми духовными руководителями монахов и мирян. В монастырь приезжали за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), схиигумену Савве (Остапенко), схиархимандриту Агапию (Агапову) и другим старцам. В 1957 году в Псково-Печерском монастыре поселились вернувшиеся в СССР из Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) старцы Михаил (Питкевич), Лука (Земсков) и другие.

В монастыре провел последние годы своей жизни митрополит Вениамин (Федченков), выдающийся церковный писатель, проповедник и старец.

Среди настоятелей монастыря последнего времени особенно выделялся архимандрит Алипий (Воронов), ветеран Великой Отечественной войны. Он смело противостоял советской власти, стремившейся закрыть монастырь и всячески досаждавшей монахам.

ВИДЕО НА сайт

Интересные факты о Псково-Печерском монастыре

    В 1547 году в Киево-Печерском монастыре побывал царь Иван Грозный. Настоятель монастыря игумен Корнилий вышел ему навстречу за ворота, но царь был разгневан и приказал отсечь игумену голову, что тут же и сделали царские слуги. Голова мученика катилась до самых ворот монастыря, оставляя кровавый след. С тех пор дорожка к монастырским воротам называется Кровавый путь.

    В монастыре хранятся три чудотворные иконы — , и древний чудотворный образ святителя Николая Мир-Ликийского.

    В отличие от большинства русских монастырей, Псково-Печерская обитель расположена не на возвышении — холме или высоком берегу реки — а в котловине между холмами.

    Наместником монастыря с 1949 по 1954 год был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Уже став патриархом, он говорил, что самое счастливое время в его жизни — когда он был простым монахом в Псково-Печерском монастыре.

    Псковские пещеры имеют особенность — в любое время года температура в них +5 градусов. Поэтому пещеры использовались не для жизни монахов, как в Киеве, а как место для захоронения.

    В 2007 году архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель московского Сретенского монастыря, выпустил фильм « Псково-Печерская обитель» . В основе фильма — уникальные съемки монастырских старцев, сделанные в 1980-х годах архимандритом Тихоном (в то время еще не монахом, а студентом ВГИКа Георгием Шевкуновым).

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...