Религиозный отдел образования и катехизации. Образование и православная культура

Диакон Андрей Глущенко

Вопреки весьма распространенному мнению, Збигнев Бжезинский, насколько можно о том судить, никогда не произносил слов, часто ему приписываемых, что «после распада СССР главным врагом Америки стала Русская Церковь». В подавляющем большинстве случаев приведение этой псевдо-цитаты у российских православных публицистов вообще не имеет никаких ссылок, тем более - на интервью, статьи или книги Бжезинского. Журналисты, исследовавшие вопрос происхождения данной «цитаты», не обнаружили даже следов подобного рода высказываний Бжезинского в англоязычном Интернете (за исключением английских версий тех же российских сайтов, на которых она приводится по-русски).

Единственный источник этой «цитаты», который удалось установить журналистам и с которого она, собственно, и начала свою жизнь - это «Независимая газета» от 14 февраля 1997 г. В ней опубликована , где тот заявляет: «Недавно бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский произнес загадочную фразу: "После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие" ». Но никаких данных, когда именно, где, в разговоре с кем или хотя бы при каких других обстоятельствах это произошло, Михалков не указал. Более того, вопреки утверждению Михалкова, Бжезинский никогда не был госсекретарем США . Затем, нет никаких сведений, что Михалков когда-либо встречался перед этим с Бжезинским. Даже если такая встреча и была, то невозможно поверить, чтобы Бзежинский открыто произнес в присутствии Михалкова настолько циничные слова. Если бы подобное произошло, Михалков обязательно уточнил бы, что лично их слышал. Но в своей статье этого он не сделал. Таким образом, мы имеем дело с «пересказом», абсолютно ничем не подтвержденным.

Далее, при «цитировании» этих слов Бжезинского нередко утверждают, что он произнес их якобы в 1991 или 1992 году, непосредственно во время или вскоре после распада СССР. Например: «В августе 1991 года главный американский "специалист по России" Збигнев Бжезинский заявил, что после крушения коммунизма у "демократии" остался один враг - православная церковь... Лишь один раз, на радостях от падения коммунистического режима, Бжезинский воскликнул: "Теперь у нас остался один враг - православная церковь". Это было грубой ошибкой, непростительной для столь опытного интригана » (публикация от 14.11.2006). В то же время сам Михалков в 1997 году говорит, что такую фразу Бжезинский произнес «недавно ». Ранее же этой статьи Михалкова какое бы то ни было упоминание данных слов Бжезинского вообще нигде не встречается.

Следует также отметить, что первоначально эта «цитата» была даже помещена в статье о Бжезинском в русской Википедии. Но затем, после обсуждения, она была оттуда удалена, так как в отличие от других цитат (местами, впрочем, очень критических в отношении советских и российских властей) не имела никакой аутентичной ссылки. Один из пользователей Википедии написал по этому поводу , что Google «дает только один литовский сайт с такой фразой и фамилией Бжезинского, я начал искать по связке Orthodox church + Zbigniew Brzezinski, опять ничего похожего, только перемусоливание на англоязычных сайтах СНГ упомянутой фразы, причем в косвенной речи, толком нет даже цитаты типа Zbigniew Brzezinski said:-" Russian Orthodox church is the West"s principal enemy". По-моему, скоро откроем раздел "мифы о Бжезинском" ».

В публикациях Бжезинского вообще нельзя встретить каких-либо резких высказываний о Русской Православной Церкви как таковой. Более того, о Православии Бжезинский говорит исключительнейшим образом редко и никогда не проявляет при этом хотя бы доли враждебности.

Наконец, совсем недавно на сайте «Би-би-си» Збигневу Бжезинскому был задан одним из русских читателей тот самый вопрос, который и лежит в основе указанной «цитаты», и получен следующий ответ :

«Кто главный враг США? Tavr, читатель ИноСМИ.Ru.

Збигнев Бжезинский: У Соединенных Штатов нет "врага номер один". Есть страны, которые враждебны США, и с ними у США враждебные отношения. Но, кстати говоря, многие из проблем, которые у нас возникли с этими государствами, Россия рассматривает как потенциальную угрозу и для себя тоже ».

Так что на вопрос, кого Бжезинский открыто называет главным врагом Америки , следует ответить: никого . Причем те страны, которые Бжезинский рассматривает сейчас как враждебные США, по его же мнению представляют определенную угрозу и для самой России. Как видим, Бжезинский вовсе не рассматривает Россию в качестве врага США (или, по крайней мере, не говорит о том публично), и уж тем более не считает «главным врагом» Русскую Церковь. Во всяком случае, такова позиция Бжезинского, заявленная им открыто.

Таким образом, следует признать, ввиду всего вышесказанного, что принадлежность Бжезинскому указанных слов является крайне сомнительной, а если говорить прямо - следует признать данную «цитату» мифом.

P. S. Эта заметка не касается личного, внутреннего отношения Збигнева Бжезинского к Православной Церкви (определенно установить которое едва ли возможно), а выясняет вопрос о принадлежности ему слов, что Русская Церковь является теперь главным врагом Америки. Поэтому просьба возможным критикам данной заметки: если вы с ней не согласны, то свое несогласие вам следует выразить исключительно в виде точной и аутентичной ссылки, бесспорно доказывающей, что указанные слова действительно Бжезинскому принадлежат.

Данная заметка ни в коем случае не может быть рассмотрена как отражающая какое-либо отношение ее автора к деятельности, публикациям или высказываниям Збигнева Бжезинского и не несет в себе никакой, положительной или отрицательной, их оценки.

После обсуждения

Что ж, пришло время подвести первые итоги дискуссии. Сначала скажу о самом главном. Все негативные комментарии целиком подтвердили вывод моей заметки . Напомню, что моим основным, а точнее единственным условием для оставления критических комментариев в адрес заметки было предоставление аутентичной ссылки, бесспорно подтверждающей, что обсуждаемые слова Бжезинскому принадлежат. Заметка была переопубликована на целом ряде сайтов и на форуме д.Андрея Кураева. Ни один из сотен человек, ее просмотревших, и ни один из десятков человек, отнесшихся к ней негативно и оставивших критические комментарии, не смогли предоставить никаких ссылок не только на обсуждаемую «цитату» Бжезинского, но даже на какое-либо другое его высказывание, открыто враждебное по отношению к Православию. Что и требовалось доказать. Речь шла исключительно об аутентичности «цитаты». Доказана она, несмотря на совершенно необоснованную и не относящуюся к теме критику в мой лично адрес, ни одним из комментаторов не была. Я считаю самим собою разумеющимся, что комментаторы приложили все необходимые усилия для поиска аутентичного источника этой «цитаты». Но они его не нашли. Что хорошо подтверждает мой вывод.

В который раз хотелось бы подчеркнуть, что данной заметкой я принципиально не выражал свою оценку того, как З.Бжезинский относится к русскому Православию . По одной простой причине, в заметке совершенно ясно указанной: у Бжезинского трудно встретить какие-либо открытые, положительные или отрицательные, высказывания о Русской Церкви . В большой и известной работе «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)» Православие Бжезинским упоминается, например, лишь один раз и очень нейтрально: «коммунизм был заклеймен как предательство русской православности ». Как я могу что-то оценивать, не имея данных? Я целиком допускаю, что личное отношение Бжезинского к Русской Церкви может быть очень враждебным. Но согласитесь, если я желаю подтвердить это, мне необходимы бесспорные доказательства , а не ссылка на одну-единственную несуществующую «цитату».

Открыто враждебное отношение Бжезинского к Советской власти и к нынешней власти в России хорошо известно. Но экстраполяция его нами на Русскую Церковь, все же, нуждается хоть в какой-то серьезной аргументации.

Большинство критиков заметки, не приведя никаких ссылок, доказывающих открыто враждебное отношение Бжезинского к Русской Церкви, предпочли решить этот вопрос другим путем. Они решили просто перевести его в плоскость обсуждения моей личности . Были высказаны самые нелепые предположения о том, что якобы двигало мною при написании заметки. Я хочу в который раз подчеркнуть: ее целью и поводом к написанию было исключительно лишь выяснение, действительно ли указанная «цитата» Бжезинскому принадлежит. Этот вопрос отнюдь не праздный . На данную «цитату» православные публицисты ссылаются очень часто и придают ей особое, ключевое значение. Вопрос поэтому стоит о правомочности такой ссылки: не является ли столь активное использование данной «цитаты» в православной публицистике ошибкой?

Далее. Моя заметка ни в коем случае не является каким-то «отбеливанием» или «реабилитацией» Бжезинского, как совершенно беспочвенно заявили ее критики. О том, что она не несет в себе какой-либо открытой или скрытой оценки чисто политической деятельности Бжезинского (поскольку это не имеет прямого отношения к моей единственной и очень простой цели), было предельно ясно мною заявлено. И это совершенно очевидно из моего текста. А «контекст» допридумывали сами критики, исходя из возможностей своей фантазии.

И, скорее всего, у критиков неосознанно здесь получился «замкнутый круг»:

1. Бжезинский является открытым врагом Православия, что доказывается его публичной оценкой Русской Церкви как «главного врага США».

2. Диакон Андрей Глущенко ставит реальность этого высказывания под сомнение - и тем самым защищает Бжезинского и выступает его адвокатом и апологетом.

3. Следовательно, он защищает открытого врага Православия, назвавшего Русскую Церковь «главным врагом США».

Других свидетельств враждебности, кроме одной этой «цитаты», не приводится. «Порочность» этого круга налицо. Повторю в который раз: речь идет исключительно о вопросе, действительно ли указанные слова Бжезинскому принадлежат. Исключительно об этом. Поскольку данная «цитата» используется православными публицистами очень часто . Определить же помимо нее открыто заявленное Бжезинским отношение к Православию и доказать его враждебность очень сложно.

Хотелось бы еще раз предупредить дальнейших комментаторов. Ваши негативные отзывы о заметке, не дающие аутентичной ссылки, которая доказывала бы принадлежность данных слов Бжезинскому, будут все лучше подтверждать мой вывод (хотите Вы того или нет). Аутентичной ссылкой я считаю точное указание книги, статьи, интервью или документированного публичного выступления. Пересказы другими лицами того, что они слышали от Бжезинского в частных беседах, если это не имеет незаангажированных свидетелей, в расчет не принимаются. Обсуждаемая фраза звучит так: «После разрушения коммунизма единственным (вариант: главным) врагом Америки осталось русское православие ». Уклонение от темы путем обсуждения моей личности, моих взглядов (некоторые комментаторы стали просто приписывать мне то, что создало их воображение) или моих мотивов также прекрасно подтвердит основной вывод заметки, что данные слова являются мифом.

И последнее. Кириллом Фроловым после написания заметки был опубликован в мой адрес пасквиль «Адвокаты дьявола» (http://kirillfrolov.livejournal.com/293262.html). Статья преисполнена передергиваниями; моя позиция представлена здесь не цитатами, а исключительно в том виде, в котором это захотело сделать болезненное воображение Фролова. Для того чтобы сгустить краски, какого жуткого человека защищает диакон А.Глущенко, Фролов в комментариях к этой своей статье даже утверждает, что Бжезинский - такой же преступник, как Гитлер, Ленин, Троцкий или Пол Пот. Хотелось бы только узнать, в какой именно стране Бжезинский был непосредственным главой тоталитарного режима, как перечисленные личности? Я не защищаю здесь Бжезинского. Я только задаю Фролову указанный вопрос.

Сам Кирилл Фролов довольно часто ссылается на обсуждаемую «цитату» (например: «Збигнев Бжезинский не раз называл русское Православие врагом #1 для США », http://www.zavet.ru/frolov.htm). Далее, он приписывает мне положение, будто раз Бжезинский указанных слов не произносил, «то и в награждении его украинским орденом нет ничего плохого». Хочу заявить, что о награждении Бжезинского орденом в моей заметке нет ни единого слова, и я не высказывал к этому награждению никакого отношения. Хотя сам факт награждения действительно был одним из поводов для публикации, так как у большинства православных верующих Украины и России имя Бжезинского вызывает лишь одну устойчивую ассоциацию и более никакой: «это тот, что назвал Русскую Церковь главным врагом США». Награждение орденом было политическим актом, а не церковным. Поэтому само по себе оно меня напрочь не интересует, и я его не обсуждаю. От Кирилла же Фролова я требую лишь доказательств того, что указанные и часто цитируемые им слова Бжезинского последнему принадлежат. Более ничего. Заявления же Фролова, будто она является «пиаром Бжезинского», а я сам являюсь его «поклонником», считаю полным абсурдом.

На извинения же со стороны Фролова я даже не надеюсь, так как практика показывает, что ожидать их просто глупо. Ожидать можно лишь очередную порцию грязи...

Умер Збигнев Бжезинский. В последнее время именно он служил олицетворением западной россиефобии. Бжезинский не просто ненавидел Россию, но и подводил под свою ненависть теоретические основания. Если иные многие американские политологи допускали, что Россия может быть потенциально реформирована по либеральным лекалам и превращена в кальку стран западного мира, Бжезинский заявлял, что она нереформируема. Она все равно, в силу своей природной сущности, будет восстанавливаться как империя. Поэтому, по мнению Бжезинского, только геополитическое уничтожение может избавить Запад от своего исторического противника.

Бжезинский ненавидел СССР и стал одним из главных стратегов его уничтожения. После распада Советского Союза его ненависть проецируется на Россию. Бжезинский признается и в своем враждебном отношении к православию. Ненависть Бжезинского являлась, таким образом отношением вражды к цивилизационному противнику.

Личные истоки позиции Бжезинского - очевидны - принадлежность к польской шляхте. Его отец Тадеуш Бжезинский был дипломат, отстаивавший интересы Польши в довоенный период, в том числе и прежде всего в направлении противостояния с СССР. По одной из версий и родился Збигнев в Харькове, где в консульстве работал его отец. С переводом в 1938 году отца на работу в консульство в Канаде, он оказывается в Северной Америке. Только в 1950 году, когда стало ясно, что советизация Польши стала свершившимся фактом, Збигнев Бжезинский принимает американское гражданство. Его диссертация, защищенная в Гарвардском университете, была посвящена генезису тоталитарной системы в СССР. В ней он приходит к выводу, что этот генезис имеет глубинные исторические основания.

Советская тема являлась для Бжезинского, таким образом, областью научной специализации. Бжезинский был умный противник. США смогли выдвинуть в борьбе против СССР целую плеяду ярких советологов. В тоже время Советский Союз парализовывал развития гуманитарных наук догматической схемой и интеллектуалов уровня Бжезинского противопоставить США в «холодной войне» оказался не в состоянии. Бжезинский был не просто политологом, но человеком, вошедшим в круг мировой элиты, обладавшим реальными рычагами влияния. Еще в 1973 году он был введен Д.Рокфеллером в качестве исполнительного директора в учрежденный им один из элитарных клубов - «Трехстороннюю комиссию». Имея большое количество аспирантов, Бжезинский расставлял их по сферам влияния, усиливая свои позиции и расширяя круг россиефобов.

Бжезинский являлся приверженцем американоцентричной модели системы мироустройства. Теоретик победы над СССР в «холодной войне» обосновывает особую роль США в современном мире необходимостью «управления хаосом». В отношении планетарной роли Америки им используются такие определения как «мировой арбитр», «мировой контролер» и даже «мировой полицейский». «Соединенные Штаты, - провозглашал З.Бжезинский ещё в 1990 г., в бытность существования Советского Союза, - уже стали мировым полицейским, но я думаю со все возрастающей уверенностью, что мы будем мировым контролером. Вы повинуетесь полицейскому, потому что он может отправить вас в тюрьму, вы подчиняетесь дорожному инспектору, потому что не хотите попасть в аварию. Международной системе все ещё нужен арбитр, и США будет играть эту роль».

В 1990 г. провозглашенные ориентиры звучали еще как футурологический прогноз. По прошествии семи лет оценка З.Бжезинского уже имела констатирующий характер, как реляция о достигнутых результатах: «Америка в настоящее время выступает в роли арбитра для Евразии, причем нет ни одной крупной евразийской проблемы, решаемой без участия Америки или вразрез с интересами Америки».

Достаточно хорошо известно, какое влияние, будучи советником Дж. Картера, оказал Збигнев Бжезинский на разработку стратегии борьбы с СССР. Одна из реализованных, в частности, по его подсказке стратагем было втягивание СССР в 1979 году в войну в Афганистане. Бжезинский сам неединожды признавал свою роль в расстановке афганской ловушки и подготовки моджахедов. Распад советской системы, впрочем, не был воспринят им в качестве окончательного достижения цели.

О том, что «холодная война» велась не столько против коммунизма, сколько против российской государственности, свидетельствует ряд прямых высказываний Бжезинского:

«Мы уничтожили Советский Союз, уничтожим и Россию. Шансов у вас нет никаких».

«Россия - это вообще лишняя страна».

«Православие - главный враг Америки».

«Россия - побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу. И говорить «Это была не Россия, а Советский Союз» - значит бежать от реальности. Это была Россия, названная Советским Союзом. Она бросила вызов США. Она была побеждена. Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности России. Нужно отбить охоту к такому образу мыслей…. Россия будет раздробленной и под «опекой».

«Россия может быть либо империей, либо демократией, но не может быть тем и другим. Если Россия будет оставаться евразийским государством, будет преследовать евразийские цели, то останется имперской, а имперские традиции России надо изолировать. Мы не будем наблюдать эту ситуацию пассивным образом. Все европейские государства и Соединенные Штаты должны стать единым фронтом в их отношении к России».

«Контраст между Америкой и Россией: американцы использовали свою веру в здравый смысл и принцип личного интереса, чтобы цивилизовать свой обширный континент, преодолевая естественные препятствия для построения сильной демократии. А русские, с их „рабской покорностью“ в качестве основного механизма действия, использовали „солдатский меч“ для покорения цивилизаций»

«Если русские будут настолько тупы, что потребуют восстановить свою империю, они нарвутся на такие конфликты, что Чечня и Афганистан покажутся им пикником».

Американский политолог публично сравнивал В.В.Путина с фашистским диктатором Б.Муссолини. Он откровенно выражал надежду, что президентом РФ со временем сможет стать не «выпускник КГБ», а выпускник Гарварда, или Лондонской школы бизнеса.

Между тем, З.Бжезинский - это отнюдь не приватное лицо. Он до последнего времени занимал важные посты в кругах, определяющих внешнюю политику Соединенных Штатов: консультанта Центра стратегических и международных исследований, профессора американской внешней политики в Школе современных международных исследований Пола Нитце при Университете Джона Хопкинса, члена совета директоров «Национальной Поддержки демократии», организации «Freedom House», «Трехсторонней комиссии», «Американской академии Гуманитарных и естественных наук», сопредседателя «Американского комитета за мир в Чечне». И уж если такое говорит официальная фигура высших институтов американской государственной власти, то это, по меньшей мере, недалеко от истинных стратегических установок США в отношении к России.

В 1990-е гг. американский политолог приступает к разработке новой политической конфигурации мира. Видение его в отношении будущего государственного устройства евразийского пространства было впервые публично обнародовано в 1997 г. в журнале «Foreign Affairs», являющимся печатным органом «Совета по международным отношениям США». Характерно, что в русских переводах книги «Великая шахматная доска», предлагаемые политологом наглядные карты расчленения России, оказались, вероятно, по соображениям политкорректности, купированы (рис. 1).

Рис. 1. Будущая конфигурация мира по проекту З.Бжезинского

Не прошло и года после первых публикаций, как российская государственность была потрясена финансовым дефолтом. Описанный З.Бжезинским сценарий дезинтеграции России начал, казалось, реализовываться на практике. Что это было - гениальное предвиденье будущего или рецептура управления им? На данный вопрос ответил сам политолог. В качестве посвящения к книге им была сделана запись: «Моим студентам - чтобы помочь им формировать очертания мира завтрашнего дня». Конфигурация мира, таким образом, определяется не как прогноз, а как установка целенаправленного конструирования.

Установление гегемонии США над территорией Евразии характеризовалось З.Бжезинским в качестве «главного геополитического приза для Америки». Россия же представлялась ему основным препятствием на пути реализации американского проекта. Речь шла не о системе государственного строя. Россия, в понимании американского политолога, представляет угрозу для глобальных интересов США как субъект мировой геополитики вне зависимости от формата устройства российской государственности. Она рассматривалась З.Бжезинским как своеобразная «черная дыра» мира.

Для сравнения, Китай такого рода опасности в понимании Бжезинского не представляет. С Китаем можно договариваться и даже делить сферы влияния. З.Бжезинским допускался сценарий широкой региональной китайской экспансии. Конструировался проект «Великого Китая», включающего наряду с КНР территории Кореи, Монголии, Тайваня, части Индонезии, Малайзии, Сингапура, Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Мьянмы, Бутана, Пакистана, Афганистана.

Зачем Америке было нужно столь значительное геополитическое усиление Китайской Народной Республики? Замысел становился понятен при распространении границ Китая в зону прежней советской государственности. Государственное пространство Greater China включает в проекции З.Бжезинского в свой состав территорию Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, части Казахстана и Туркмении, а также российского Приамурья с Благовещенском, Хабаровском и Владивостоком. Вне конфликтного сценария данные территории в пользу КНР естественно отторгнуты быть не могут. Следовательно, Великий Китай «создавался» как своеобразный силовой противовес по отношению к России. Именно З.Бжезинский еще в период пребывания в Белом доме Дж. Картера разработал план включения КНР в реализацию глобального американского проекта.

Были устанавлены тесные личные контакты американского политолога с идеологом китайских реформ Дэн Сяопином. Следствием его усилий явилось заключение ряд американо - китайских двухсторонних договоров по сотрудничеству в технологической, научной, экономической сферах. Как ответный шаг Китай однозначно поддержал США в выстраивании афганской геополитической ловушки против СССР («советского Вьетнама»). Другие отторгаемые у РФ территории обозначаются на карте З.Бжезинским на Западе евразийского пространства. Объединенной Атлантической Европе передаются Петербург, Псков, весь Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края. Проблема претензий на южнороссийские регионы решается З.Бжезинским посредством включения самой Турции в политически объединённое европейское пространство. Федеративное устройство России замещается конфедеративным.

В ней, наряду с собственно Russia, границы которой устанавливаются по Уральскому хребту, выделяются также Сибирская и Дальневосточная республики. Тактически конфедерализм рассматривается в данном случае как переходная фаза к полному политическому расчленению обозначенных территорий. В Сибири и на Дальнем Востоке должна быть взамен «тяжелой руки московской бюрократии» установлена «мягкая гегемония» Соединенных Штатов Америки.

Збигнев Бжезинский умер. Но сохраняется созданная им и заточенная под россиефобию американская политологическая школа. Эта школа тесно сплетена с западным проектом и идеологией западного глобального доминирования. Вопрос состоит в том, что этой идеологии и связанной с ней политологической школе сможет противопоставить российская политология? Пока она сама представляет собой преимущественно перефраз американских политологов, иногда купируя россиефобские положения, а иногда - и нет.

И очевидно, что без наличия собственной политологической школы невозможно проводить и идентичную государственную политику. Об этом же, как ни парадоксально, говорил сам З.Бжезинский: «Чтобы быть военным противником США в мировом масштабе, России придется выполнять какую-то миссию, осуществлять глобальную стратегию и, возможно, обрести идеологическую основу. Это представляется мне маловероятным… Если говорить коротко, ту тотальную мобилизацию, которую советский строй смог навязать России, очень трудно будет обосновать и узаконить при отсутствии крепкого и всеобъемлющего идеологического фундамента». Без наличия идентичной идеологии Россия, по его мнению, не может быть реальным противником США. Обретение такой идеологии Россией, есть, таким образом, даже в признаниях ее врагов ключевым вопросом ее цивилизационного и геополитического выживания.

«Новый мировой порядок при гегемонии США создается
против России, за счет России и на обломках России».

Збигнев Бжезинский

Русские захватчики и американские борцы за свободу

В 1998 году в интервью французскому журналу «Нувель Обсерватер» Бжезинский признал, что вооружение антисоветских войск Бен Ладена предшествовало вторжению русских и имело целью спровоцировать их реакцию.

Збигнев Бжезинский: Согласно официальной версии истории, помощь ЦРУ моджахедам началась с 1980 года, то есть после того как Советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, державшаяся в секрете до сегодняшнего дня, является иной: на самом деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года... Эта секретная операция была отличной идеей. Её целью было заманить русских в афганскую ловушку, и вы хотите, чтобы я жалел об этом?

«Нувель Обсерватер»: Вы не жалеете о том, что вы содействовали исламскому фундаментализму, что вы снабжали оружием и консультировали будущих террористов?

З. Бж.: Что важнее с точки зрения истории мира? Талибаны или падение советской империи?

Он не сожалеет ни о чем. Не боится крови и не считает совесть чем-то необходимым.

СССР как наследник Российской Империи

Американский политолог признает, что в фундамент советской системы были заложены ценностно-идеологические основы, а американская система пользовалась прагматическими ориентирами. В этих-то советских идеологических основах и видел Бжезинский страшное наследие царизма.

После падения СССР он стал своего рода пророком, но вряд ли стоит переоценивать его заслуги в этом деле. Он ненавидел СССР как продолжателя империи, несущего в себе потенциальную опасность возвращения к единой державе. Делом его жизни является борьба с этим ненавистным государством, системой, культурно-историческим типом. Поэтому он искал уязвимое место в советской системе и нашел его: «права человека». Никогда в обеих российских системах «права человека» не могли быть поставлены на первое место, выше идеи, выше совести - это удел Европы. И он разыграл эту карту сполна, поддерживая диссидентов Польши, ГДР, СССР. Использовал всё: и Папу римского, и даже моджахедов. Збигнев Бжезинский всегда был далёк от науки как объективного знания и в разное время пытался создать у доверчивых слушателей разный образ СССР. Так, сначала это был «исключительный враг» (1956), затем - образ альтернативной модели со многими точками соприкосновения (1964, хрущевская «оттепель») и, наконец, - гибнущий, неспособный развиваться хозяйственный и политический организм (1989). «СССР просто не хватает возможностей навязывать свою волю миру в той мере, чтобы это хотя бы отдаленно напоминало доминирование, которого достигли США в эпоху Pax Americana 50-х годов. Доминирование Америки покоилось не только на военном превосходстве, но также на её экономической, политической, культурной и даже идеологической привлекательности...» - писал он в 1983 году. Одним словом, американский образ жизни находил себе приверженцев в каждой стране, создавал этакий интернационал поклонников мамоны. Очевидно, что любители американского образа жизни должны были рано или поздно проявиться во власти...

Для достижения этой цели любые средства хороши: и бомбы, и наркотики, и доллары.
Воплощением американского прагматизма в политике и стал Збигнев Бжезинский...

Две разные системы

В ранних работах, сравнивая две системы, Бжезинский пытался обозначить некоторые точки их соприкосновения. Почему? Потому что, если они совсем разные, то не может быть никакой конвергенции, никакого слияния... А это было бы смертельно для американского политолога: как тогда разрушить Советы? За что уцепиться?

Славянофил Николай Яковлевич Данилевский в своих трудах убедительно показал, что существуют два культурно-исторических типа: германо-романский и российский (славянский). Они противоположны и могут либо бороться между собой, либо мирно сосуществовать. Одним словом: «Что русскому здоровье - то немцу смерть». Это наглядно подтверждается тремя войнами: Первой и Второй мировыми и третьей - идеологической. Данилевский уже тогда предупреждал об опасности «вхождения в Европу», пагубности представлений об истинности одной только европейской цивилизации.

Беда в том, что, блуждая в лабиринтах собственной идеологии, СССР до конца не мог отказаться от идеи врастания в Европу. Отсюда и неуклюжие попытки встроиться в Европу при Брежневе (Хельсинкские соглашения, в плену которых мы тут же и оказались), и совсем «уклюжие» при Горбачёве и Ельцине, которые в несколько лет доказали состоятельность предсказаний Данилевского.

Бжезинский прекрасно всё это понимает и конечно же знаком с наследием Данилевского, но блефует, как, впрочем, всегда и везде. Он, подталкивая Россию в европейскую цивилизацию, лидером которой стали США, на деле осуществляет план по полному уничтожению России. Врасти она не сможет, она может быть только уничтожена, но об этом не знают российские недотепы, читавшие Бжезинского, но незнакомые с Данилевским. Вот почему американец так активно заботится о демократии в России.

В течение 90-х Бжезинский являлся специальным посланником президента США для продвижения самого крупного нефтяного проекта в мире: Баку-Тбилиси - Джейхан. Это реализация его планов по удушению России. Одновременно с 1999 года он руководил «Американским комитетом за мир в Чечне». Он утверждал, что в этой должности способствовал мирным переговорам между российским правительством и масхадовскими борцами за независимость, этому же, мол, служила и тайная помощь сепаратистам...

Программа «Русский Муссолини»

По мере осуществления программы уничтожения России в речах неутомимого Збига все сильнее звучит ненависть к Москве, Кремлю. Москва - сердце России. А Петербург, по его мнению, в качестве столицы более бы соответствовал тенденции врастания в Европу. Кроме того, после демократической эйфории, стоившей России экономического развала и многих миллионов жизней (посчитайте всех погибших от пьянства, в конфликтах, от упадка здравоохранения, абортов и просто уныния), слово «демократ» стало ругательным, в России появляется своя элита, имеющая национальные интересы, которые лежат за пределами Швейцарского банка. Это опять же предвещает крах идеи вхождения в Европу. Старик теряет самообладание, выходит из себя и достается всем: Москве, России, Путину, политической элите.

Во-вторых, навязчивая и эгоцентричная московская элита сдерживает демократизацию. Она поддержала решение Путина, поскольку оно соответствует основным интересам этой элиты, которая до сих пор лелеет ностальгию по статусу великой державы и которая отождествляет свое благополучие с господством над всей Россией и через Россию по крайней мере над бывшими советскими республиками».

И когда уже, казалось, сценарий Бжезинского сработал и почти совершенно осуществился (даже Украину удалось оторвать от России), вдруг появляется какая-то элита, которая имеет свои интересы, никак не связанные с Западом.

Но не так прост этот профессор из Америки. Он набрасывает на Россию новое клеймо: «Путин - российский Муссолини».

Но кто дал этому старому, сошедшему с политической арены профессору власть ездить по всему миру и указывать местной элите, что надо делать? Может, реальная должность Збигнева Бжезинского в каких-то структурах гораздо выше официальной, ведь сейчас у власти неоконсерваторы, а Бжезинский - демократ. Внешне совсем разные политики...
Чем руководствуются сегодня американцы, находящиеся на политическом Олимпе: «Первое-это нефть. Но не только. Рука об руку с необходимостью решать энергетические вопросы идет некое мессианское послание, религиозный фундаментализм, который разделяют все эти люди. Это евангелисты, которые буквально верят тому, что написано в Библии. Причём не столько в Новом Завете, сколько в Старом.

Второй довод - идеологический, а не экономический, поэтому для нападения был выбран именно Средний Восток. Они считают, что это послание от Бога, что он их посылает туда, где они могут получить дополнительную силу, а одновременно они выполняют Божью волю». Об этом рассказывает бывший диссидент, бывший разведчик-нелегал, бывший студент Збигнева Бжезинского, а во времена «холодной войны» сотрудник аналитического подразделения советского отдела ЦРУ Карел Кехер.

Видите, совсем другие люди, которые в отличие от Бжезинского ставят во главу угла религиозный фактор, действуют всё равно по схеме, изложенной в последней книге Бжезинского «Великая шахматная доска». Да и все представители политической элиты считают себя учениками Бжезинского: и Олбрайт, и Раис... Трудно удержаться, чтобы не назвать Бжезинского отцом современной американской демократии.

Ненавистное православие - основа тоталитаризма

Збигнев никогда не проявлял себя как католик, то ли потому, что политику в Америке быть католиком невыгодно, то ли по каким-то иным тайным причинам. Восхищение папой Иоанном Павлом II -это, скорее всего, дань политика политику. Бжезинский мало говорит о религии, между тем религиозный фактор становится едва ли не основным в мировой политике: Израиль, мусульманские страны...

Можно сказать, что у Бжезинского явно высказано одно религиозное пристрастие. Он ненавидит православие как основу Российской империи, как основу российского культурно-исторического типа, как основу, по его мнению, тоталитаризма. Но он понимает, что этот противник ему сейчас не по зубам, эта цель должна быть скрыта, хотя ракеты наведены и приведены в боевую готовность. Лишь один раз, на радостях от падения коммунистического режима, Бжезинский воскликнул: «Теперь у нас остался один враг- православная церковь». Это было грубой ошибкой, непростительной для столь опытного интригана.

Ненавидя православие, Збигнев Бжезинский как политолог прав. Именно православие породило Россию, именно под воздействием русской культуры большевизм превратился в коммунизм с его идеалистической мечтой о рае на земле, куда войдут все народы мира. Пока будет православие - будет существовать Россия. Даже распад на множество мелких государств (а их Бжезинский и К° запланировали сначала 14, теперь вроде - 7) может быть обратимым. Даже вычленение Украины из России - дело всей жизни Збига - не может считаться окончательным, пока существует единая православная церковь.

Указания и медитация американского политолога

Выступая с лекциями в тех или иных странах, Бжезинский фактически дает указания проамериканской демократической элите. На Украине он, уже не маскируясь, наставляет общественность, как надо действовать, ругает или хвалит политиков: «Я нахожу удивительным то, что иностранный посол, я подчеркиваю, иностранный посол может собрать пресс-конференцию на Украине для того, чтобы аплодировать решению об отставке правительства... Я знаю некоторые страны, являющиеся ближайшими соседями Украины. Я не скажу, в какой именно из них, но вы наверняка догадались, в какой, если бы российский посол позволил себе нечто подобное, он бы уже на следующий день паковал свои чемоданы или, уже сидя в Москве, ждал свой багаж».

Бжезинский активно и часто прибегает к своеобразной медитации. Он пытается внушить массам, что всё будет именно так, как намечено, альтернативы нет. При этом блефует и даже перевирает очевидные факты. Он не говорит аудитории, что Киевская Русь приняла православие, но зато фантазирует, что она в своё время устремилась в Европу. «Украина выполняла важную европейскую миссию, шла по европейскому пути и делала это успешно». Какая Украина в X веке? Какую миссию? Или Византия, к которой Русь в каком-то смысле устремилась, не была евроазиатской страной?

Вспоминается одно древнее предание, относящееся ко временам греко-персидских войн. На греков шла мощная армия персов, и исход борьбы был под вопросом. Тогда кто-то из мудрых предложил прогнать группу голых персов перед строем греческого войска. И греки, у которых немало внимания уделялось, говоря современным языком, бодибилдингу, едва не попадали со смеху при виде субтильных персов. Такой враг им не страшен, такие персы не смогут противостоять грекам, и они их тут же разбили. Это и есть тактика Бжезинского: он выставляет на всеобщее обозрение ваши недостатки и пытается посеять в стане врагов уныние, а свою демократическую элиту заставить хихикать над слабостью России.

Читая Бжезинского, удивляешься, насколько мы хорошо впитали в себя его идеологию. Разве сегодня от патриота не наслушаешься страхов о том, что могучий Китай нас уже скоро поглотит, что Россия к какому-то году вымрет, что Вооружённых сил практически уже нет.... Зато есть всесильная Америка, не имеющая границ для своего всемогущества, и ничтожная Россия, маленькая и слабая, в отличие от Ирана, существующая уже безо всякой перспективы.

«Вообще старик упорно давил на психику, внушая, что Россия побеждена окончательно и бесповоротно, что трепыхаться бессмысленно. Это напоминало то ли шаманские камлания, то ли блеф карточного шулера и возмутило даже лояльных к оратору слушателей», - метко подметили публицисты Медведева и Шишова, воочию наблюдавшие его политические медитации на одном из сборищ российской демократии. Причём надо отметить, что блефовал и шаманил он очень эффективно, потому что на этой встрече в главном, с идеей «встраивания России в Европу», которую Бжезинский назвал «единственным выбором», со стариком все согласились.

Блеф

Вся политология Збигнева и идеологически, и методически построена на блефе. Блефует он, когда говорит о врастании в Европу, блефовал, когда боролся за «права человека». Блефует, когда говорит, что Россия уже ни на что не способна и ядерные её силы можно не учитывать. Блеф и направлен на то, чтобы убедить соперника, что у тебя на руках козырные карты и он не может против тебя играть.

Пока Бжезинский произносит свои заклинания на тему вхождения России в Европу, весь мир потихоньку обсуждает вопрос, что делать, когда долларовые бумажки стоимостью несколько центов, действительно будут стоить именно столько и посему окажутся никому не нужными. С каждым днём растут противоречия с объединённой Европой, не желающей быть американской подстилкой и реализовывать и для неё опасную программу «врастания» России.

Заклинаниям о защите демократии и прав человека уже мало кто верит в этом мире, и особенно те, на чьи головы падают американские бомбы. Сам Бжезинский уже так комментирует действия американской военщины в Ираке: «За последние четыре года команда Буша вполне реальным и весьма опасным образом подорвала, казалось бы, гарантированное американское первенство на международной арене, превратив контролируемую, пусть и серьёзную угрозу в основном регионального происхождения в источник катастрофического международного конфликта. ...Доверие к нам падает, стена отчуждения вокруг нас растёт. Мы лишились поддержки даже ближайших союзников. Что с нами случилось?» Но при этом Бжезинский силится доказать американолюбивой постсоветской элите, что у США на руках «джокер» и нам надо стремиться в объятия Европы и раствориться в ней.

Украинские настроения Бжезинского как открытая русофобия

Выше говорилось о том, какая роль отводится Украине в борьбе с Россией. В 1989 году Бжезинский ушел из Колумбийского университета, где он преподавал с 1960 года, чтобы посвятить себя разработке независимого статуса Украины. Всё это делалось для того, чтобы не допустить возрождения России как сверхдержавы. Приведём несколько цитат. После всего вышесказанного они не нуждаются в комментариях.

«Украинская элита была истреблена, а тех, кто эти ужасы пережил и был талантлив, заманивали к карьере и службе в пользу империи. Они становились не физическими, а духовными жертвами русификации».

«Меня шокировало то, что в украинской армии до сих пор приказы отдаются на русском языке. Я говорил об этом с высшими офицерами. У меня волосы вставали дыбом, когда я слышал команду на русском языке!»

«Независимость Украины бросила вызов притязаниям России на божественное предназначение быть знаменосцем всего панславянского сообщества».

«Отречение от более чем 300-летней российской имперской истории означало потерю потенциально богатой индустриальной и сельскохозяйственной экономики и 52 млн. человек, этнически и религиозно наиболее тесно связанных с русскими, которые способны были превратить Россию в действительно крупную и уверенную в себе имперскую державу».

«Без Украины реставрация империи, будь то на основе СНГ или на базе евразийства, стала бы нежизнеспособным делом. Империя без Украины будет в конечном счете означать, что Россия станет более азиатским и более далеким от Европы государством».

Отделение Украины, по его мнению, навсегда делает невозможным восстановление России в качестве великой державы, даже геополитически. Плюс ко всему появляется возможность переписать историю, если после татаро-монгольского ига Русь собралась вокруг Москвы, то в далёком будущем можно сделать центром псевдо-России Киев (и уже без православной церкви). «Демократическая Украина не стала бы антироссийской, но она неизбежно стала бы оказывать сильное давление в пользу оживления демократии в России. При реальной демократии на Украине всё больше и больше россиян стали бы рассматривать путинский режим как анахронизм».

Истоки русофобии

«Новый мировой порядок при гегемонии США создаётся против России, за счёт России и на обломках России». Откуда эта ненависть к чужой стране, ее традициям, вере? Может быть, тайна содержится в родословной Збигнева Бжезинского?

Поляк по национальности, родился в 1928 году во Львове (по другим данным -в Варшаве) в семье дипломата Тадеуша Бжезинского, который перед войной весьма счастливо оказался в Канаде, где навсегда и остался. Скажите мне, где и в какое время должен был родиться самый большой ненавистник православия и России? Конечно же на территории, попавшей в состав Польши во времена Пилсудского, в семье государственного человека. Горечь от утери «польских земель» порождает русофобию, ненависть к православию определяет место и время рождения.

Маленький Збиг был ярым поклонником режима, дискриминировавшего представителей всех национальностей: белорусов, украинцев, евреев, немцев и литовцев. По собственным воспоминаниям, он с ранних лет был исполнен чисто польского патриотизма. Ребёнком с радостью отмечал признаки будущего польского могущества: новые здания в Варшаве или современный порт в Гданьске, он был уверен в силе польской армии. Маленький Збиг и в Канаде оставался польским националистом: посещал казармы, где формировалась армия генерала Бронислава Духа, и потихоньку мечтал стать польским президентом. Тогда уже Збигнев, вероятно, поставил цель отомстить коммунистам, вернее, ассоциировавшимся с ними русским, за вековое поругание Польши.

Раннее детство его прошло под взрывы православных храмов в восточной Польше: напомним, что только в 1937 году в Польше было взорвано 114 храмов. В деревеньке под названием Радунин жители хорошо помнят, как радостно встречали русских в 1940 году. В этой деревне мне показали внешне ничем не примечательное место. Здесь польские борцы с советским режимом, католики, разумеется, расстреляли православных жителей деревни. Среди них была Любовь Соболевская. Она отнесла своего грудного ребёнка соседям, вернулась к остальным приговорённым и приняла мученическую смерть. Любовь отказалась снять православный крест и была за это убита. Думается мне, что г. Бжезинский, если бы не покинул Польшу, мог бы оказаться в рядах антикоммунистического сопротивления. Мог бы быть и в той деревне...
Петр ТРОИЦКИЙ,
«Русский журнал», 2006 г.

Заведующий сектором православного образования отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви любезно согласился ответить на вопросы читателей портала “ “. Мы благодарим отца Лаврентия и публикуем результаты .

Могут ли применяться у дошкольников игровые методы преподавания основ христианства?

Обязательно должны применяться. Все обучение и воспитание детей дошкольного возраста базируется на Через нее они воспринимают мир, усваивают важные для жизни знания и навыки и при обучении необходимо это учитывать. Преподавание основ христианства с применением игровых методов успешно реализуется в православных детских садах и начальных классах православных школ. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации успешно использует данный опыт в развитии направления дошкольного образования и воспитания.

Уважаемый отец Лаврентий! Моя дочь (ей сейчас 15 лет) учится в московской православной школе. Школа отличная, преподавание ведется на высоком уровне, но возникла проблема – дочь практически перестала ходить в церковь (а раньше очень любила быть на службах), скептически относится к необходимости молиться дома, да и вообще чувствуется Я понимаю, что в этом возрасте многие подростки отходят от церкви, но отдавая дочь в православную школу я надеялась что этот отход (даже если он будет) не будет очень резкий, все таки вокруг нее верующие одноклассники и педагоги. Иногда я думаю, может быть лучше бы дочь училась в обычной светской школе. Подскажите, пожалуйста, может быть я что-то делаю неправильно и какие действия мне предпринять?

Тут могут присутствовать различные факторы и отвечать, не зная конкретных обстоятельств, непросто. Возможно девочка, как и многие подростки, не может противостоять соблазнам окружающего мира, агрессивно навязывающему современный стиль жизни, определяемый лозунгом «возьми от жизни все», может быть, имеет место так называемый «перегруз православием», когда из-за чрезмерного изначального включения в православную жизнь, без глубокого внутреннего ее принятия, осмысления и сопряжения с реальной жизнью, происходит отторжение. Бывает, что негативное влияние оказывает окружение цинично настроенных одноклассников. Может быть и промыслительное охлаждение. Наша вера – вера свободы. Бог ищет себе свободных детей, а не марионеток и многим молодым людям из воцерковленных семей Господь попускает временно отойти от Церкви, чтобы человек сравнил жизнь в церковной ограде и вне ее и самостоятельно сделал свой выбор.

Думаю, что Вам необходимо постараться наладить контакт с дочкой. Узнать и понять ее мысли, ощущения, желания. Не заставляйте ее ходить в храм, не пугайте ее Божиим постарайтесь сделать так, чтобы она доверилась Вам как самому близкому человеку и рассказала о существующих проблемах в ее жизни. Возможно, имеет смысл обратиться к православному психологу.

Почему некоторые дети, получившие православное воспитание, повзрослев, уходят из Церкви?

На мой взгляд, на это нет однозначного ответа. Молодости свойственно обостренное чувство правдивости и максимализм. Часто случается, подростки, видя что религиозные убеждения родителей не совпадают с их повседневной жизнью, отказываются оставаться в Церкви, считая эту жизнь фальшивой. Это накладывает повышенную ответственность больше на родителей, чем на детей. Зачастую причиной ухода из Церкви молодежи является недостаточная востребованность. Молодость энергична, и ей свойственно желание действовать, творить, быть полезной. А на это часто приходские батюшки, по недостатку времени, не обращают должного внимания и не вовлекают молодежь в активное служение Церкви.

К счастью, в настоящее время ситуация меняется к лучшему. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ставит особый акцент на работе с молодежью для духовенства. И наш Синодальный Отдел не остается в стороне от этого. Мы всячески поддерживаем инициативы руководителей и педагогов православных образовательных учреждений, вовлекающих воспитанников в социальную деятельность (посещение приютов, больниц, домов престарелых, помощь ветеранам войны и труда, инвалидам и просто нуждающимся в поддержке людям), миссионерскую работу, организующим отряды православных скаутов и т. д.

Способны ли Синодальные структуры обеспечить контроль за функционированием церковных приютов и есть ли смысл в их существовании?

Синодальные структуры, безусловно, обеспечивают надлежащий контроль за функционированием церковных приютов.

Догадываюсь, что Ваш вопрос связан с сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре. Печально, что данная ситуация используется отдельными лицами для того, чтобы бросить тень на труды добросовестных работников многочисленных приютов, действующих при монастырях и приходах Русской Православной Церкви. Эти приюты осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством, в воспитательном процессе в полной мере учитываются возрастные особенности воспитанников, дети не изолируются от жизни общества и готовятся к вступлению в него. Как правило, в этих приютах, в отличие от ряда некоторых аналогичных светских учреждений, созданы оптимальные условия для реализации личного подхода в воспитании.

Отвечая на вторую часть вопроса скажу, что смысл в существовании церковных приютов, несомненно есть, ведь это одна из существенных форм проявления заботы Церкви о детях, лишенных родительского попечения. Таких ребят в нашем обществе много, с этим не поспоришь. Поэтому необходима развитая система церковных приютов, которые смогли бы воспитать детей в духе христианских правил и норм.

Другое дело, что для этого необходимы большие средства и вовлечение в эту деятельность инициативных групп мирян.

Отец Лаврентий! Хотел бы задать Вам вопрос по ситуации сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре? Прочитал Вашу статью на сайте “ ” и у меня создалось впечатление некоторой недосказанности. Во всех СМИ проходит информация о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась какая-то серьезная деструктивная секта, прикрывающаяся православием. Почему-то в Вашей статье об этом ни слова. Уточните, пожалуйста.

Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что мировоззренческие позиции, исповедуемые архимандритом Петром (Кучером), его духовными чадами и насельниками Боголюбского монастыря действительно вызывают настороженность и требуют отдельного исследования, тем более что его мировоззренческие позиции могут повлечь за собой противопоставление себя Церкви по целому ряду богословских, церковно-общественных и общественных вопросов. Но говорить о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась деструктивная секта, прикрывающаяся Православием, у нас нет оснований.

Чему лучше отдать преимущество, православной школе или отдать ребенка в общеобразовательную и просто водить в воскресную школу?

Все зависит от конкретной случая, личности самого ребенка, намерений родителей, их видения его будущего, ситуации в семье, в конце концов, от качества образовательного процесса в близлежащих православных и общеобразовательных школах. Думаю, что допустим и тот, и другой вариант. Следует, однако, отметить, что при прочих равных условиях общая атмосфера и отношение к детям в православной школе лучше чем в светской.

Подскажите, есть ли в Москве православные гимназии или школы по типу интерната, чтобы ребенок мог там учиться пять дней в неделю (и проживать там же). И еще. Если такие школы есть, как организуется в них обучение и проживание? Ирина

Уважаемая Ирина! В Москве есть подобного рода учреждения, например, интернат для девочек при Покровском женском монастыре, где находятся мощи , а в Подольском районе успешно функционирует православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково», прием в которую осуществляется на конкурсной основе. У школы высокий образовательный ценз, добрые традиции, богатый опыт православного образования и воспитания.

Подскажите, с какого возраста может учиться ребенок в православной гимназии? Александр.

Уважаемый Александр! В православные гимназии, как и в светские общеобразовательные школы, принимают детей с 1 по 11 класс. Некоторые гимназии имеют дошкольное отделение, в котором дети готовятся к школе и получают первичные знания о Православии.

О. Лаврентий! Не секрет, что в православную гимназию принимают детей только из глубоко верующих семей.

Можно ли человеку верующему, но невоцерковленному отдать ребенка в православную школу?

Бывает ли такое, что родители устраивают своих детей в гимназию «на перевоспитание»?

Как поступить в московскую православную гимназию? Ирина

Уважаемая Ирина! Условия приема в православные гимназии прописаны в Уставах таких образовательных учреждений. Требования разные: есть гимназии, которые принимают детей только из верующих семей, а есть и такие, которые принимают всех детей, создавая условия для их воцерковления. Осуществляется этот процесс постепенно и деликатно. Родители, отдавая своих чад в православные образовательные учреждения, должны знакомиться с Уставом, укладом школы и делать свой выбор сознательно. Многие родители обосновывают свое желание стремлением обеспечить им физическую и духовную безопасность. Некоторые родители отдают детей в православные образовательные учреждения с целью «перевоспитания», но я не считаю это целесообразным. Для поступления необходимо обратиться в близлежащую православную школу и уточнить условия приема. Однако, следует иметь в виду, что в настоящее время Москвы не могут принять на обучение всех желающих. Это связано, в основном, с отсутствием помещений, ведь православные школы, в большинстве своем, располагаются в зданиях бывших детских садов, с небольшими классами и рекреациями.

Уважаемый о. Лаврентий! Я сама верующий, крещенный человек. Моему сыну уже 5 лет и я, естественно, думаю о том, в какой школе он будет учиться. В качестве одного из вариантов (и варианта преимущественного) я рассматриваю поступление в православную школу или гимназию. Однако меня смущают мнения, что в подобных школах молитвы, богослужения, изучение духовных предметов является преимущественным и идет в ущерб изучению общешкольных предметов. Для меня важно, чтобы мой ребенок был верующим и рос в религиозной среде, но не менее важно для меня качественное образование сына. Спасибо. Нателла

Уважаемая Нателла! Ваши опасения о низком уровне преподавания, как вы сказали, общешкольных предметов неоправданы. Любая школа ставит перед собой задачу воспитать не только православного христианина и дать ему базовые знания о православном вероучении и духовной жизни, но и подготовить ребенка к поступлению в высшие и средние специальные образовательные учреждения, которые могут быть не связаны с Церковью. Все выпускники православных школ, как и выпускники светских школ, на равных основаниях сдают и по его результатам продолжают дальнейшее обучение. Для того, чтобы у Вас не было опасения по поводу качества образования Вашего сына, при его поступлении в православную школу, поинтересуйтесь ее историей, составом педагогического коллектива и узнайте в какие ВУЗы поступают выпускники.

Скажите, пожалуйста, не помешает ли моему ребенку обучение в православной школе при поступлении в светский ВУЗ. Не будет ли отношение к нему в приемной комиссии предвзятым.

О подобных проблемах нам не известно. Дело в том, что светские общеобразовательные школы и негосударственные общеобразовательные учреждения имеют аттестат государственного образца, поэтому дискриминации, по определению, быть не может. Приемная комиссия прежде всего оценивает знания, а не учебное учреждение которое он закончил. Поэтому, если даже у членов приемной комиссии есть предубеждения, абитуриент легко может их развеять своим уровнем знаний.

Есть ли конкурс при поступлению в православную школу?

Обучение в данных заведениях является платным или бесплатным?

Есть ли льготы при приеме в православные школы для детей-инвалидов, детей из многодетных семей, детей, воспитывающихся в семьях, где оба родителя или один родитель инвалид?

Есть ли льготы при приеме в данные школы для детей священнослужителей?

Конкурс при поступлению в православные школы есть, так как желающих учиться в них достаточно много, а учреждений недостаточно.

Обучение в православных школах платное, так как государство берет на себя лишь частичное общеобразовательного компонента, а все остальные расходы несет образовательное учреждение. Это аренда, материально-техническое оснащение, бесплатное питание (есть не во всех школах), экскурсии и многое другое. Но, конечно, в любой православной школе существует индивидуальный подход при приеме детей на обучение, учитываются статус семьи, состояние здоровья родителей и ребенка, а также ряд других моментов, которые предоставляют определенные льготы.

Здравствуйте, отец Лаврентий! Мой сын учится в первом классе простой школы, мы бы очень хотели отдать его в православную, но, к сожалению, в нашем районе таких нет (мы живем на Ярославском шоссе, СВАО г.Москвы). Большинство православных школ находятся либо на юге столицы, либо в центре, а наш район почему-то обделен. Подскажите, пожалуйста, планируется ли открытие православных гимназий в СВАО г. Москвы?

Безусловно, увеличение количества православных школ является приоритетным направлением для Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Однако, в связи наличием трудностей с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. В Северо-Восточном административном округе осуществляют деятельность: православная школа «Знак» и «Общеобразовательная православная школа в усадьбе Свиблово им. прп. Сергия Радонежского». В 2011 году открытие еще одной не запланировано. Но, конечно, для появления новых православных учебных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.

Отец Лаврентий, недавно мы узнали историю написания для светских школ.

А что воскресные школы и гимназии? Есть ли для них новые учебники и программы преподавания? Спасибо. Николай

Уважаемый Николай! Комиссией, во главе с протодиаконом Андреем Кураевым действительно был написан учебник для федерального эксперимента по преподаванию курса «Основы православной культуры». По нему сейчас осуществляется преподавание в светских школах 19 регионов России в рамках данного эксперимента, для 4-5 классов.

Что же касается православных дошкольных образовательных учреждений, средних школ, гимназий и лицеев, то православный образовательно-воспитательный компонент, складывающийся из ряда предметов религиозной направленности, успешно преподается с использованием ряда методических наработок. Существуют учебники и специальные программы. Для ознакомления с ними можно обратиться в православное образовательное учреждение, также они доступны в православных книжных магазинах и церковных лавках.

К сожалению, в отличие от общеобразовательных учреждений, программы воскресных школ, в большинстве регионов, не стандартизированы и не унифицированы. Поэтому они используют различные пособия, но в этом отсутствует системность. В этом направлении Сектором катехизации и воскресных школ нашего Синодального Отдела ведется активная работа и, думаю, что в 2011 г. будут утвержден Стандарт православного образования в воскресных школах.

Отец Лаврентий!

Я православная мама 5-летнего сына. Я слышала о “классах домашнего воспитания” в обычных школах. В этих классах преподают православные педагоги. Расскажите, пожалуйста, подробнее о таких классах.

С уважением,

Юлия

Уважаемая Юлия! Понятия «классы домашнего воспитания» не существует. В ряде общеобразовательных светских школ организовано надомное обучение (по медицинским показаниям), также существуют школы надомного обучения. В Православной образовательной среде таких форм обучения нет.

Добрый день, отец Лаврентий! Интересует вот какой вопрос! Насколько качественная материально-техническая база в православных школах? Не хуже ли она чем в обычных, светских, государственных школах? За какие средства она обеспечивается. Спаси Господи!Арина

Уважаемая Арина! В целом материально-техническая база православных школ соответствует государственным критериям, предусмотренным для ведения полноценной образовательной деятельности. Однако в ряде школ есть необходимость в увеличении площади помещений. В частности это те средние образовательные учреждения которые располагаются в здании бывших детских садов. Православная школа финансируется частично из муниципальных средств, которые оплачивают преподавание светского компонента в образовании, а остальные расходы, связанные с обеспечением православного образовательного компонента и дополнительного образования школа вынуждена привлекать средства родителей, и благотворителей.

Отец Лаврентий! Подскажите, собирается ли Патриархия увеличивать количество православных школ. Мои родственники собирались отдать учиться своего ребенка в такую школу, обращались в несколько, но везде еще в конце лета мест не было. Николай

Русская Православная Церковь заинтересована в увеличение количества православных образовательных учреждений. Однако, в связи наличием трудностей связанных с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. Но, конечно, для появления новых православных образовательных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.

Уважаемый отец Лаврентий! Подскажите, обязан ли ребенок исповедоваться у духовника гимназии или может исповедоваться у священника в своем приходском храме. Спасибо. Елена

Уважаемая Елена! Ребенок, обучающийся в православной гимназии, может как у духовника данного образовательного учреждения, так и у любого другого батюшки, в любом храме. Главное, чтобы священник понимал ребенка и мог ему помочь.

Отец Лаврентий, скажите если я помогаю страждущим, могу ли где-то еще поучиться? Хочется ведь со знанием помогать. А я всего лишь педагог и юрист. Хочется приобрести больше знаний. Спасибо вам за ответ.

Ваш вопрос нуждается в уточнении некоторыми сведениями. Если Вас интересуют знания Православного богословия и основ аскетики, то Вам необходимо поступить в Православный ВУЗ или записаться на катехизаторские курсы. Обратите внимание и на самообразование по православному богословию. В интернете есть ряд образовательных порталов, где Вы можете найти интересующие Вас материалы, например predanie.ru .

Добрый день, отец Лаврентий! Я православная христианка, работаю в обычной средней школе – учителем математики. Наслышана о скором введении в школах (в качестве предмета учебной сетки и факультатива) основ православной культуры. Впрочем, такие предложения были и раньше, просто, сейчас, вероятно, есть поддержка высшего руководства страны. Когда в нашей школе в первый раз была поднята тема введения ОПК и приглашения на ставку педагога, директор сказала, что никакого нового педагога приглашать не будет, а распределит эту ставку между уже имеющимися учителями, в частности, между учителем географии и физики. Обе эти женщины к православию имеют, мягко говоря, далекое отношение, одна увлекается системой рейки и агни – йогой.

Однако, когда я их спросила – согласятся ли они преподавать незнакомый им предмет, обе ответили – а что там сложного, не все ли равно что преподавать, доплата к ставке 50%, почитаем вникнем и детям объясним, тем более, что предмет – новый. С моей точки зрения, преподавать подобный материал может только верующий, воцерковленный, православный человек, а указанные мной вещи могут не только послужить нравственному воспитанию детей, а наоборот – навредить. Боюсь, что подобная ситуация не только в нашей школе. Хотелось бы, о. Лаврентий, узнать Ваше мнение по данной проблеме. Спаси Господи! Елена

Уважаемая Елена! Мы разделяем Вашу озабоченность. Действительно для преподавания основ православной культуры необходимо владеть не просто базовыми знаниями о православии, но и понимать его духовные ценности, нести . Согласитесь, что даже такой предмет как ИЗО может стать каторгой для детей если его ведет педагог для которого эта дисциплина далека от его внутренних приоритетов. Нечто подобное может произойти и с преподаванием ОПК. Мы по возможности принимаем участие в процессе подготовки педагогов по данным дисциплинам. В 2012 году планируется введение этого курса во всех школах России. Педагоги будут направляться на специальные семинары для приобретения навыков преподавания данного предмета. Надеюсь, в будущем ситуация с преподаванием ОПК улучшится. Рано или поздно ситуация с подготовкой преподавателей стабилизируется и войдет в конструктивное русло.

Добрый день! у меня к Вам, отец Лаврентий, вот какой вопрос. Я – мама, воспитывающая ребенка-инвалида (опорно-двигательный аппарат). Есть ли возможность ему обучаться в православной школе, потому что мне хотелось бы чтобы мой ребенок обучался в православной среде, где к нему было бы меньше негатива, где дети и учителя терпимее, в силу своего вероисповедования. Да и вообще, готовы ли православные школы принимать на обучение детей-инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению, детей с умственной отсталостью. Заранее спасибо, отец Лаврентий, за ответ. Я думаю, что это интересует многих православных людей, воспитывающих детей – инвалидов.

Практически во всех православных школах повышенная образовательная нагрузка, в связи с интеграцией православного и общего образовательных компонентов, но в настоящее время эти школы не имеют коррекционных классов, специалистов – дефектологов. Православные школы принимают на обучение но с сохранным интеллектом и не имеющих глубокой патологии.

Здравствуйте, Батюшка!

На данный момент в России одним из острых социальных вопросов является отсутствие детских садов. До этого года. на сколько я знаю, организовать детский сад было большой проблемой.

Почему бы нашей, родной Русской Православной Церкви не взять инициативу на себя? Давайте вместе создавать детские сады! Мы прихожане и деньгами помогать будем, и строить, по силам, сможем. А работать там смогут прихожане, благо среди них много действительно добрых пожилых и не очень, женщин. Да и детишкам бы какая польза, с ранних лет им бы рассказывали о Христе.

Что Вы думаете по этому поводу? Спасибо!

Уважаемый Александр! Действительно одна из острых социальных проблем – недостаточное количество детских садов, в том числе и православных. Слава Богу, наметилась положительная тенденция – увеличение подобных учреждений в регионах. Открытие православных детских садов в епархиях находится в ведении Правящего Архиерея, с которым необходимо согласовать не только вопросы по обеспечению материально-технической и методической базы, но и вопросы духовного окормления со стороны православного духовенства. Мы располагаем замечательным опытом создания и функционирования данных учреждений в Смоленской, Белгородской, Московской и иных епархиях. Опытом этих регионов Вам необходимо воспользоваться при создании православного детского сада.

Добрый вечер, Батюшка! Хотел у Вас попросить побольше рассказать о дошкольном образовании. Есть ли у Вас знакомые, которые занимаются с детишками в детских садах? В какой форме можно рассказывать детям от 3 до 6 лет о Боге? Есть ли у нас в Церкви люди,имеющие надлежащий опыт, которые могли бы проводить открытые уроки, делиться своим опытом?

Отец Лаврентий! В связи с конфессиональной аттестацией образовательных учреждений хотелось бы узнать:

1. Имеется ли Положение о проведении конфессиональной аттестации учреждений образования, где прописаны требования к школам?

2. Имеется ли типовой устав православного образовательного учреждения, утвержденный Священноначалием и согласованный с Министерством образования РФ?

Спасибо!

Положение о выдаче Конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего православного образования, было утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 29 ноября 2010 года.

В настоящее время окончательную стадию доработки проходят Стандарт по православному среднему образованию, который будет утвержден Священным Синодом в следующем году.

Единого типового Устава православного образовательного учреждения нет, так как Церковь не ограничивается пределами РФ и должна учитывать законодательство об образовании иных государств и мы имеем различные направления православного среднего образования. Однако исходя из опыта регионов мы можем констатировать, что существует несколько основных типов Уставов православных образовательных учреждений, утвержденных местными структурами управления образования, которые распространяются на тот или иной регион.

Искренне благодарю всех принявших участие в интервью!

Благодарю администрацию интернет-портала « » за предоставленную возможность интересного и содержательного общения на тему православного образования..

Надеюсь на успешное продолжение диалога с посетителями портала «Православие и мир», интересующимися вопросами Православного образования.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...