Рязанская обл пос октябрьский матушка феодосия. Почила о Бозе схимонахиня Феодосия из г

Матушка Феодосия – ее монашеское имя означает Богом данная, – пример кротости и терпения, живой и крепкой веры, благодарной покорности Промыслу Божию, а от того и молитвы, которую слышит Бог. В 2014 г. подвижница преставилась ко Господу.

Матушка родилась в 1923 г. в деревне Велемья Скопинского района Рязанской области. Нарекли ее Натальей. Точной даты рождения – сама матушка говорила – никто не знает. Праздновали всегда на Казанскую икону Божией Матери – 4 ноября. Вообще матушка говорила о себе очень мало. Когда один из ее внучатых племянников иеромонах Феодорит (Тихонов) попросил разрешения описать ее жизнь, она сказала скромно:

«Да что обо мне писать-то»…

Но было бы странным, если бы матушка сказала иное, так как скромность и смирение были ее главными добродетелями.

Наташа родилась в многодетной семье Никифора и Ефросиньи Косоротихиных. Всего детей было пятеро: старшая Фекла, потом Анна (все звали ее Оня), Тихон, Наташа – будущая матушка Феодосия – и последняя, самая младшая Ольга. Рождались и еще дети, но они умерли в младенчестве.

Мама у них вышла замуж совсем молоденькой, всю работу по дому делала сама, а тогда были коровы и мелкая скотина, и огороды – со всем надо было управляться. Отец ездил в Москву на заработки. Мама надорвалась, а врачей в глубинке не было, – умерла рано, на руках своей дочери Наташи (об этом отцу Феодориту рассказывала свидетельница этого события его бабушка – племянница матушки Феодосии). Наташе было тогда лет 13–14.

Дети очень тяжело переживали смерть мамы. «Вот, бывало, – говорит матушка, – уйдем на кладбище, упадем на могилку и плачем. Люди мимо проходят, найдут нас, домой приводят».

Детство, юность тяжелые были. Великая Отечественная война началась. Наташу на войну отправили окопы копать. «Если у кого родители были, – матушка рассказывает, – могли как-то выгородить детей, а за нас заступиться было некому. Куда угонят, куда увезут, где живем, чем питаемся? – ничего не знали, только одну работу и видели».

Учиться Наташе так и не довелось. Однако у нее окормлялись иеромонахи, священники и архиереи; приезжали за советом спикеры Госдумы, губернаторы. Путин не приезжал, но она за него сама молилась и других наставляла молиться; знала, чем он занят, иногда точно разговаривала с ним.

Удивительно, что Наташа знала много молитв наизусть. Когда ее потом уже, прикованную к постели, спрашивала ходившая за ней простодушная сестра Оля, откуда она это знает, ведь они же росли и жили вместе, Наташа многозначительно и прикровенно отвечала:

«Меня там учили».

А тогда на дворе были трудовые будни советских пятилеток… Страна оправлялась после войны. В послевоенный период Наташа работала с военнопленными в шахте. Потом – в строительной бригаде.

«Была очень трудолюбивая, – вспоминают ныне здравствующие соработницы Раиса и Анна. – Тяжеленные мешки могла взваливать на плечи, такая сильная была».

Матушка всегда очень серьезно к труду относилась, говорила, что трудиться все должны. К ней приезжали потом за благословением уйти на пенсию, а матушка, как правило, отвечала:

«Поработай еще, поработай…»

Сейчас времена в бытовом отношении полегче, а тогда никакой центральной системы отопления, ни воды горячей не было. С вечера надо было печку топить, дров не было, ходили после изнурительной работы еще и в лес за хворостом, носили вязанками. Но как-то весело, матушка вспоминает, жили:

«Идем после работы – песни поем, а сейчас вы что все такие унылые?!»

А тогда столько трудностей: и работа тяжелая, и по хозяйству дела, весной да летом – огороды, а осенью–зимой пока дров наберешь, да пока натопишь, пока помоешься, пока есть приготовишь…

Люди тех лет – подвижники в миру. Монастырей тогда уже в основном и не было: все были разорены. Но уклад общинной жизни, взаимовыручки – особенно в деревнях – оставался. Человек не замыкался, как сейчас, на себе, думал о ближнем. Вот и Наташа с утра вставала пораньше, блинов напечет себе на работу взять и завозит еще племянникам Наталье и Петру – это дети старшей сестры Феклы. «Слышу, машина сигналит, – вспоминает племянница матушки 83-летняя Наталья, – тетя Наташа из машины: «Нате, я вам уже с утра горячих блинов напекла!» И едет дальше на стройку».

Строили дома многоэтажные, заводы. «Автоагрегатный завод я строила», – говорила потом схимонахиня Феодосия, в подробностях рассказывая, что где там находится. Память у матушки была феноменальная. И это несмотря на то, что авария случилась, когда ей всего-то 30 лет было, а потом почти 20 лет летаргического сна.

Авария случилась в 1953 г. на стройке. Запись есть, где муж сестры матушки рассказывает: «Идем с Наташей с работы. Эх, Наташа, говорю, жалко я тебя раньше не узнал, а то бы на тебе женился! – А чем, отвечает Наташа, – тебе моя сестричка не нравится? – Нравится». Так и образумила.

Замуж Наташа не хотела выходить, устроение у нее было монашеское, а монастырей тогда уже не было… А так как жили бедно, ее сестры все-таки хотели сосватать. И она, вспоминает потом уже старица, шла как-то днем и молилась:

«Не хочу! Мне сегодня должны кого-то свататься привести…»

В этот день авария и случилась. Как стала молиться будущая схимонахиня:

«Господи, не допусти моего сватовства»,

– так тут же авария и произошла.

Тогда народ много калечился: и на производстве, и по пути на работу. Это было время великих строек, жизнь и здоровье конкретного человека не брались в расчет. Возили раньше рабочих не в автобусах, а и летом и зимой в кузовах самосвалов. Так Наташа вместе с младшей сестрой Ольгой попала в первую аварию: грузовик, который их возил на работу, перевернулся. Увечья у них были сильные, им даже хотели дать инвалидность, но они отказались: неудобно, молодые, работать надо.

А потом уже через год произошла вторая авария: разгружали кирпичи и борт самосвала упал. Пострадали двое: мужчину сразу же насмерть убило (у него четверо детей осталось, они потом приезжали к матушке Феодосии), и Наташа. Ее тоже сначала в морг увезли. А потом, матушка сама рассказывает, одна из сестричек-санитарок говорит:

«Лицо у нее какое-то очень живое»,

– взяла зеркальце и приложила, а оно запотело!

Год провела матушка в больнице, не приходя в себя. Врачи наотрез отказывались отдавать ее домой.

«У вас все равно нет средств, чтобы ухаживать за таким тяжелобольным человеком, – говорили они. – Мы таких больных в Москву на опыты увозим».

Сколько ни просили родные, следовали отказы. Тогда муж младшей сестры Ольги написал расписку, что берет больную домой под свою ответственность. Для него это означало – крест на семейной жизни, так как он был военным и его отправляли в дальнюю командировку. Оля осталась ухаживать за сестрой, лежавшей без сознания…

Родную деревню пришлось покинуть, переехали в село Новые Кельцы, где жили у родни по материнской линии, а оттуда потом, когда сестре Ольге дали свое жилье, перебрались в маленький домик поселка Октябрьский. Здесь матушка спустя 19,5 лет летаргического сна на отдание Пасхи в 1973 г. и пришла в себя. Приходить в себя она стала постепенно. Признаки сознания обнаружили во время похорон одной из ее сестер Они. Она стала стонать и плакать. Когда заговорила, одними из первых слов ее были:

«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Матерь Божия кормила…»

Но глаза Наташа открыла не сразу, спустя несколько лет, при этом всех удивляла тем, что видела всё с закрытыми глазами. Иеромонах Феодорит свидетельствует:

«Мои родители поженились в 1976 г. И тогда у матушки еще были закрыты глаза. В день свадьбы мои родители зашли к ней за благословением. Мой отец в гостях у матушки был не в первый раз – как родственник и помощник по хозяйству, а мама – приезжая, была впервые. Во время разговора матушка заметила, что у молодой очень легкая обувь и что ей надо беречь ноги. Мама очень удивилась, откуда женщина с закрытыми глазами знает, что в феврале месяце она пришла в летних туфлях. Подобных историй в моей семье много и все они произошли в конце 1970-х, когда матушка еще не видела».

Особые мир и благость ощущались в комнатке матушки и тогда, когда она была без сознания. Здесь царил животворящий покой. Матушку с сестрой навещали родные да и просто неравнодушные к ним люди. А брат Тихон пришел проститься, и здесь же скончался, отсюда его и хоронили. Когда выносили гроб, у матушки и в летаргическом сне слезы потекли…

Матушка пришла в себя, а впереди еще 40 лет терпения, смирения, служения Богу и ближним. Некоторые соседи недолюбливали сестер, открыто враждовали и пакостили им, но сестры все смиренно терпели. Пока жива была сестра Ольга, матушка нарадоваться на нее не могла: в любви купалась и сама очень ее любила.

«Как бы ни была больна она, а все ж глоточек воды даст»,

– говорила матушка про сестру. Просила ее не ложиться в больницу, но Ольга не посмела ослушаться врачей, в больнице и умерла.

Это потом уже к матушке за советами ездили главврачи крупных столичных больниц. А часто бывало и так, что мнение даже консилиума врачей расходилось с тем, что она говорила, но потом все-таки подтверждались диагнозы матушки и ее рекомендации оказывались верны. Матушка могла молитвенно духом присутствовать на операции. А после пересказывать весь ход операции родным больного.

«Я медсестрам скальпели подавала»,

– шутила потом.

Матушка лечила всех травами, сама составляла рецепты. Ее чада по ее благословению травы собирали, сушили. Но больше, конечно, матушка врачевала молитвой, а через травяные рецепты она скрывала свой сильный молитвенный дар. Вот стоит достаточно моложавая женщина в красном полупальтишке и рассказывает:

«У меня рак был уже последней стадии… А матушка меня исцелила!» – «А как матушка вас исцелила?» – спрашиваем. «Травку сказала пить… Я до сих пор эту травку пью. Как же она называется… А! Подлабазник!»

И таких историй очень много. Местные, скопинские или рязанские, врачи в очередной раз фиксируя чудо, всегда уже сразу констатировали: «Вы были на Октябре!» Жалко только, что таким образом через все те же топонимы богоборческого периода слава воздавалась «октябрю», а не Богу.

Матушка всегда учила своих чад благодарению, благодарить надо всех: и людей, хотя бы какой-то радующей душу мелочью:

«Дорога потеха»,

– говорила она и прежде всего учила благодарить всегда во всем – Бога, Матерь Божию!

Вся жизнь самой матушки есть исполнение апостольских слов:

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18).

Хотя столько всего пришлось пережить…

После смерти сестры Ольги матушка, прикованная к постели, натерпелась от крутого нрава хожалки Пелагеи. В мороз та оставляла матушку с ненатопленной печью. Придет хожалка: «Ты еще не сдохла?» – а у матушки волосики к подушке примерзли.

А было и так, что чуть заживо не сгорела: рядом с кроваткой матушки печка находилась, у которой стенка была проломлена и горящие угли могли просыпаться прямо под кровать, и матушка постоянно ухаживающих просила поменьше дров закладывать в печь… Лишь когда стали кровать менять, уже при ходившей за матушкой последние 10 лет келейнице Ольге, супруге внучатого племянника матушки – Сергея, это обстоятельство и открылось. Да и у соседей пожар случался: их дома не было, а матушка была одна – к постели прикована, а пламя уже подступало…


«Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина» - это первая книга о почитаемой церковным народом старице Феодосии (Косоротихиной; †15.05.2014). Составлено издание по благословению ее чада митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) и выходит в свет к очередной годовщине подвижницы.

Это издание - приношение благодарной памяти старицы - порадует и укрепит на пути спасения и тех, кто с ней Божией милостью общался, и тех, кто встретится со старицей на страницах этой книги впервые.

Это потом уже люди матушку почитать стали, ездить к ней. Принимала она ночью, часов с 9–10 вечера и до последнего посетителя, а их могло быть и 100, и 150 человек… Матушка всем улыбалась, всех утешала, ободряла, а только самым близким признавалась, как у нее голова раскалывается – сосуды, как она говорила, «буздякают».

А для всех матушка – само гостеприимство. Сказать бодрое слово, обнадежить:

«Помолимся!»

– да всех чаем своим «фирменным» из трав напоит, каравайцами с медом накормит. У старцев чай да угощение – это вещественные носители благодати.

Многие замечали: если матушка усаживает в своей келье и чаем начинает поить, да конфет еще из своей коробочки, висящей рядом с кроваткой на фиолетовой ленточке, даст или откуда-то у себя из-под подушки достать велит, у человека тут же многие вопросы так, незаметно в процессе чаепития и разрешаются, вся смута с души уходит…

У кровати матушки постоянно открытой лежала Псалтирь. Некоторых, в основном из духовенства, матушка иногда просила почитать именно ту страницу, которая открыта. В частности, и таким образом читающий или кто-то в комнате из слушающих могли получить ответ на свой вопрос.

Вообще матушка любила отвечать притчами. Задают ей прямой вопрос, а она какую-то историю про некоего человека начнет рассказывать издалека… А человек вслушивается и понимает: про него это матушка говорит!

А еще в келье матушки часто читались Акафисты, особенно она любила Акафисты Матери Божией, разным Ее иконам. По богородичным праздникам матушка обычно не принимала, к ней приезжали иногда по 15–20 священников из монашествующих и женатых – служили в ее комнатке молебны с водосвятием.

В 1990-х гг. Наталью постриг в схиму с именем Феодосия, что значит «Богом данная», в честь святителя Феодосия Черниговского архимандрит Авель (Македонов), святогорец, подвижник высокой духовной жизни, наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рязанской области.. Это было своеобразным церковным признанием даров матушки, данных ей по Благодати Духа Святаго: даров молитвы, утешения, исцеления, прозорливости, пророчества.

Хотя к матушке уже тогда ездили многие иеромонахи, священники, епископы, митрополиты. Особенно был любим у матушки митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, ранее архиепископ Ярославский и Ростовский. Приезжал к ней и архимандрит Наум (Байбородин) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Многих матушка знала и духом, «заочно». Так, одна из ее чад Надежда Макарова рассказывает, что, прочитав книжку про архимандрита Павла (Груздева), спросила: «Матушка, а вы отца Павла (Груздева) знали?» «Нет», – ответила матушка, а потом вдруг и говорит: «А это такой слепенький? Они с отцом Авелем духом похожи…» Известно, кстати, что архимандрит Павел многих своих чад перед кончиной тогда еще Наташеньке препоручил.

Матушка Феодосия почила в возрасте 90 лет 15 мая 2014 г. в день памяти святых страстотерпцев и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба – этим святым посвящен ближайший к ее домику храм, там ее и отпевали. «На престол преставилась», – люди говорят. За несколько часов перед кончиной рано утром матушка в полной памяти приобщилась Святых Христовых Таин. После приобщения попросила приобщившего ее священника и духовника – протоиерея Константина Гусарова, настоятеля Борисоглебского храма – посмотреть ее «смертный узел», то есть вещи, отложенные на погребение, готовясь тем самым к смерти. Это было торжество престольного праздника в еще пасхальные дни, когда пели «Христос Воскресе!» Еще Великим постом матушка говорила: «Пасху встретите радостно, а провожать будете со слезами». Словами, исполненными победы над смертью, и сейчас завершаются все панихиды на могилке матушки. 40 дней блаженной кончины матушки отметили на Собор Рязанских святых.

Рядом с домиком старицы сейчас строится храм Всех Святых в земле Российской просиявших, чтобы люди, как тому и служила матушка Феодосия, возвращались к Богу, чтобы всем нам встретиться в вечности. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). А Богом данная нам матушка Феодосия, и ныне слышащая просьбы и мольбы, исполняет волю Божию.

О плачущих и горюющих
«Не плачь! Все будет хорошо»

О труде
«Работать надо. Как же не работать? От нашего нерадения такое запустение. Земля-кормилица заброшена, оттого и души в сорняках»
«Господь труд любит. Он говорит: «Вы поработайтесь, рабушки, а Я подмагну».

О радости
«Раньше весело жили! Холодные, голодные, а с песнями на работу шли. Кто в чем одет. Обувки у нас не было никакой. Калоши потом появились, да ноги в них на стройке промерзали: где стоишь, с ноги на ногу переминаешься – холодно. А сейчас все есть, все сыты. Разодеты да обуты. Чего вы унылые-то такие?! Душка должна быть радостной!»

О пьющих
«Богородица от них отвернулась, не хочет на них смотреть»

О унывающих
«Ручки-ножки целы, что еще нужно? Можете по зеленой травке бегать! Мы в детстве в лес за грибами-ягодами ходили. А главное – в храм на Причастие.»
«Зачем унывать? Надо жить!»

О благодарении
«Господь все по молитвам дает»
«Почему сейчас люди к Богу не стремятся? Храмы открыты, автобусы ходят, машины чуть ли не у каждого есть…»
«Богу молитесь – Господь даст силы все перенесть. Когда что есть – благодарите Бога. Когда не будет – тоже благодарите Бога! Сейчас все на столе в избытке, радоться надо. А не будет – и тогда славословьте Господца.»

О будущем
«Прошу, в старых домах на радостях от газа печи не рушьте. Пригодятся.
Чадушки мои любимые, смотрю я на вас, какие вы молоденькие, а что вам предстоит пережить…
Держите малый запас еды. Все в одну минуту может случиться. Не ожидаете – придет. Но Господь-то поможет, Он сильней»
«Хоть бы кто спросил, как душу спасать, как Богу угождать. Нет, спрашивают: «Как выйти замуж? За кого? Кто у меня родится? А я ведь не гадалка».

О жадности
«Чувствуете, что есть и впрок, и сейчас всего вдоволь, возьмите свой излишек да в монастырь или многодетной семье пожертвуйте. Господь за такую милость продлит благие и щедрые дни.»

О Боге и Пресятой Деве Марии
«Спаситель с нами, Божия Матерь с нами»
«Молиться Господу и любить Мамушку нужно» (так она Пресвятую Богородицу звала).

О горнем мире
«Зачем вы меня подкармливали, меня Сама Матерь Божия кормила»
«Меня там всему учили».
«У меня там дом»

Любовь матушки к людям
Пришла к ней экстрасенс, а она ей говорит:
«Колдушечка! Как же я тебя люблю…» Та зарыдала и тут же порвала свой «диплом» по экстрасенсорным наукам.
«Мир вам – и я к вам».
«А я за всех молюсь!»

О ссорах и гневе
«Сатана радуется, когда ссоритесь»
«Живите в мире. Где мир – там и благодать Божия. Оставайтесь с Господцем Богом!»

По воле Божией
«Делайте все по-Божьи. Виноват – вчетверо возмести (см.: Лк. 19: 8).»
«Правда у Господца Бога. Нигде правду больше не найти. Молиться. Правду говорить. С Богом жить!»

Кому помогает Бог
«Всем, кто Бога любит и в храм ходит!»
«Вот я молюсь, молюсь, чувствую - силы угасают и того гляди пред Богом предстану, а я грешная не готова… И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает… И опять людей можно принимать».

Об умерших детях и абортах
«Это Ангелы! Они вымаливают род. Только убивать не надо.»
Когда узнавала, что кто-то сделал аборт очень плакала.

Житейские вопросы
«У тебя свой умок-то есть? На Бога надейся, а сам не плошай»

Упрямым
«Я скажу тебе как надо лечиться. Только ты ведь все равно не послушаешь меня. Не станешь делать, как я скажу. Поступай, как хочешь»
«Ну что я могу тебе сказать? Ты же сама все знаешь».

О простоте
«Вот мы жили-то. Я так любила картошечку, огурчик … Масличком полью подсолнечным. Да как вкусно-то… А можно и рыбочки кусочек съисть и Слава Богу! Ты чего хлебушек-то не берешь? Всегда хлебушек надоть исти. Вот теперича чё-то говорят, хлеба нельзя много исть. Да, грех-то какой. Как же хлеба не исть? Испокон веку кушали. Да вы заелись»

О надежде
«Надейся на Бога, молись Богу, и Он все управит»

О добре
«Твори добро и говори правду. Говори правильно. Так и живи. Все у тебя будет хорошо!»

О терпении
«Потерпи немножечко, чадце мое! Господь терпеливых любит!»

О поминовении
«Я в молитвах всех-всех поминаю. Начинаю из своей деревушки поминать, а потом и всех приходящих и приезжающих поминаю».

Одиноким
«Если у кого по судьбе не складывается, любимого человека всё не найдет — пусть, запомни, что если захочет — встретит!»

О семьях
«Как ты называешь родителей мужа? По имени и отчеству? А как муж твой называет твоих родителей? По имени и отчеству? Называйте их папой и мамой».
«А вы в Божий храм-то ходите, вы исповедуетесь? А вы причащаетесь? А брак у вас венчаный?»
«Живите с миром, чтобы брак ваш был венчаный. Водите деток в храм, исповедуйте, причащайте».

О любви
«Между друг другом имейте мир и любовь»
«Где мир, там и благодать Божья. Живите с миром»
«Живите по заповедям Божьим»

О даровании детей
«По вере вашей да будет вам» — говорила матушка и обращаясь к ней, Господь даровал детей семьям.

О месте человека
«Матерь Божия не благословила уезжать в монастырь и я отсюда никуда не уеду, как бы ни было тяжело. Иначе мы теряем венцы, если теряем то место, на которое определил нас Господь и Матерь Божия!»

Русскому народу
«Российским людям ничего бояться не надо — ни землетрясений, ни войн — Россию Бог хранит. Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает — кто Богу молится, кается, причащается. Скоро для России наступит пора процветания — и еды хватит всем, и работа будет, и жизнь наладится»

Исход души
Перед Причастием услышал тихий голос матушки: «Батюшка, я всё, вышла». – «Откуда?» – спрашиваю. «Из тела». – «А кто возле тебя?» – «Ангелы и святые». – «А бесы есть?» – «Нет, их здесь нет».
Посмотрел на часы настенные: 9 часов утра. После службы сообщили, что матушка Феодосия отошла ко Господу сегодня в 9.10. Причащал ее накануне, 14 мая.

Последнее наставление
«Пасху встретите радостно, а провожать будете со слезами. Радость моя! Не плачь! Мне так хорошо! У меня ничего не болит! Если б ты только знал, как моя душа жаждет соединиться с Господом!
Приезжайте ко мне на могилку. Я здесь молилась за вас и там буду! Меня Господь слышит! Я вас там буду встречать!»
_______________

Если у вас есть желание и возможность поддержать наш сайт, который необходимо оплачивать и содержать, то воспользуйтесь формой ниже. Введите сумму, выберите способ оплаты: банковская карта, с мобильного телефона или Яндекс.Денег. Затем нажмите Пожертвовать.

Благодарим за поддержку!

Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 23 июня – день празднования Собора Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.

Кратко о жизни самой матушки Феодосии

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский и селом Новые Кельцы, где ей предстояло прожить после производственной травмы около 15 лет. Эта деревня в довоенные годы насчитывала более пятисот дворов. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Дети Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. Там и произошла памятная производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Неперспективную деревню Велемья, где вскоре не стало и родителей, пришлось поменять на село Новые Кельцы и поселиться у родственников по материнской линии. Село имело свой медицинский пункт, дорогу, что связывала с райцентром и самое главное, это был передовой колхоз, где бурлила жизнь. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителей этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить.

Но со временем её состояние улучшилось. Наталья принимала соки, лёгкую пищу. Стала возвращаться речь. Тогда и начались первые сообщения пророческого дара. Сестра Ольга, когда получила собственное жильё, вскоре перевезла больную в посёлок Октябрьский, где сама продолжала трудиться. Первое время она ухаживала за Натальей сама, потом на добровольных началах это стала делать её подруга. Благодаря ей и распространился слух об удивительных способностях выздоравливающей Наталье Косоротихиной. В это время уже началась Перестройка и РПЦ стала возвращать свои утраченные позиции и открывать храмы. Всё чаще Наталья Никифоровна обращала на себя внимание верующих и самих священников. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.

Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя.

Приезжающие занимали место в порядке «живой очереди» с 20-00 часов вечера. Готовили свои вопросы. Иногда согласовывали детали общения с обслуживающим персоналом. Обслугой визита, как правило, занимаются две женщины. Время посещения не превышало пяти-десяти минут в зависимости от решения насущного вопроса. Но бывало, что некоторые проблемы требовали более продолжительного времени. Так как матушка в последнее время плохо слышит, то вопрос дублировался её помощницей. Ответ получали из уст матушки Феодосии.

Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.

Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.

Всем нам живущим в эти трудные кануны глобальных испытаний повезло в том, что недалеко от нас на скопинской земле уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен.


Комментарии

1. В память о Матушке - Мария Седова (Гость)
2015-04-27 в 01:29

Мы, родственники схимонахини Феодосии (Косоротихиной Натальи Никифоровны), по нашему общему соглашению в настоящее время ведем строительство сени над могилой приснопамятной старицы.​​​​​Однако нашлись люди, которые устроили смуту среди верующих г. Скопина и духовных чад матушки, пишут наполненные измышлениями письма и обращения во все инстанции.​​​​​​​​​​​​​Был сделан проект (кованая ажурная сень, остекленная изнутри витражным стеклом; мраморные надгробия; кресты и киот с мозаичной иконой; гранитный пол; кровля оцинкованным крашеным железом; главка и крест, покрытые нитридом титана – «под золото»).​​​​​​​​​​​​​Найдены в архивах данные о захоронениях рядом с матушкой ее родных.​​14 апреля этого года было начато строительство. Убраны кресты, плитка и временные надгробия с могил матушки и ее родственников, залита бетонная армированная плита площадью 3,5х4 метра и толщиной 20 см. с закладными. Работали с утра до позднего вечера в течение 3-х дней, а не ночью, как говорят некоторые. ​​К сожалению, распространяются бредовые слухи, что «матушку замуровали», «раскопали и залили гроб бетоном», «она не сможет выйти на Страшный Суд», и даже «матушку украли и залили все бетоном, а ее одежду режут на кусочки и продают», и прочую чушь.​​​​​​​​​​​​​Почему именно плиту? ​​​​​​​​​​Во-первых, если делать ленточный фундамнт, его пришлось бы копать на приличную глубину 1,5-2 м. (вес конструкции около 6-ти тонн), что недопустимо, поскольку кладбище старое и неминуемо были бы затронуты старые захоронения. По этой же причине пришлось отказаться от использования винтовых свай (не хотелось ввинчивать металлические сваи в рядом лежащих покойников).​​​​​Во-вторых, конструкция, благодаря общей платформе, получит цельность и прочность основания, и нагрузка от надгробий и пола будет равномерно распределена.​В-третьих, это будет серьезным препятствием для вандалов.​​​​С духовной точки зрения такой тип захоронения – «под спудом», широко известен в церковной практике. Множество православных святых захоронено таким образом: святитель Василий Рязанский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская, святитель Леонтий Ростовский, святые, захороненные в Московском кремле и Троице-Сергиевой Лавре, и многие другие. Таким же образом похоронен приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и многие иерархи и духовенство.​​​​​​​​Кроме того, матушка и сейчас лежит в склепе, накрытом бетонными плитами, и это не вызывает возмущения, где логика?​​​​​​​​Мы надеемся на понимание всех, чтущих память матушки, и просим не участвовать в распространеннии глупых и клеветнических слухов, не порочить ее святое имя и светлую память.

Ровно 18 лет после чудовищной автомобильной аварии провела в летаргическом сне простая 18-летняя девушка.

Очнувшись спустя годы полностью парализованной и больной, она внезапно обрела великий мощный дар предвидения!

Те, кто хорошо знает старицу Феодосию, зовут ее русской Вангой. А все потому, что и сейчас 86-летняя схимонахиня матушка Феодосия, вот уже 68 лет прикованная к постели, помогает женщинам устроить самую завидную женскую судьбу, давая бесценно точные подсказки, кого из поклонников выбрать, чтобы всю жизнь прожить в любви, мире и радости, кому рожать детей, как пережить трудные времена в отношениях с мужьями. И не только это…

— Мы без нашей матушки Феодосии даже огород не садим! — добродушно улыбаются щербатыми ртами местные бабки, жительницы поселка Октябрьский, что на Рязанщине. — Она для нас все! Знает всю подноготную — ничего от нее не скроешь! Ее молитвами мы до сих пор живы!

О ней стараются не рассказывать вслух, к ней за километр не подпускают журналистов, но это все равно не помогает. Сохранить в тайне удивительное чудо — дар прозорливости, — посланное матушке Богом, невозможно. А потому к старенькой монахине, живущей в полном одиночестве и неподвижности в деревенской, потемневшей от времени избе, со всего света съезжаются паломники — из Иерусалима и с Афона, из Сибири и с Кавказа, из Украины и Грузии.

— Сила Божия в немощи совершается, — задумчиво говорит батюшка Константин, настоятель местного храма страстотерпцев Бориса и Глеба. — За ее величайшее терпение и смирение Господь послал ей удивительный дар! И она терпеливо отдает его людям…

Чудеса

…Каждый вечер возле ее неказистого дома собирается разномастная очередь. Сегодня — тоже. Бритоголовые парни в кожаных куртках коротают время в своих машинах, мрачно считая часы. Женщина с азиатским разрезом глаз, светло улыбаясь, опирается на руку мужа. Молодые девчушки стоят в сторонке, о чем-то яростно шушукаясь. Бабушки в платочках истово крестятся перед тем, как войти во двор…

— Когда слава о даре матушки Феодосии вышла за пределы нашего райцентра Скопина и к ней стали приезжать отовсюду, местные дамы-соседки насторожились, — вспоминает отец Константин. — И две женщины из соседнего с матушкой села, знавшие ее с младых ногтей, отправясь к Феодосии, громко обсуждали: «Да что эта Наташа знает?!» Прежде, в миру, матушку звали Натальей. Ну что ж, пришли. Отстояли очередь. Зашла та, что возмущалась, и с ходу получила от матушки звонкую отповедь: «Да ничего эта Наташа не знает. Иди себе с Богом!»

Впрочем, мало кто уходит от матушки несолоно хлебавши. Гораздо чаще люди выходят с просветленными лицами, получив четкие ответы на свои вопросы.

— Поначалу матушка говорила притчами, и не все понимали вложенный в них смысл, приходилось додумывать, — говорит батюшка. — Но в последние годы матушка Феодосия говорит предельно четко и ясно — разных толкований даже и быть не может! И ее молитвами живы люди. На клиросе в церкви есть певчая Анна, ей лет под 60. Два года назад поставили ей тяжелый диагноз — рак. Метастазы проросли уже в кости. И только матушкиными молитвами до сих пор Анна жива, ходит в церковь и по-прежнему поет в хоре. Говорит: «Я чувствую, когда матушка Феодосия за меня молится: с души словно камень падает, и так легко-легко становится». Да мне самому лет 13 было, когда матушка Феодосия сказала: «Священником будешь!» А я — простой советский школьник — тогда и предположить такого не мог! А моей супруге лет 5-6 было, когда она сказала: «Замуж, деточка, за священника выйдешь!» Через нее сам Господь открывает будущее людям…

Одну историю, свидетельствующую о великом даре прозорливости, знают все — подтверждения смотрят на нас строгими глазами со стен местного храма.

— В годы безбожия коммунисты разрушили местный деревянный храм, растащили часть на бревна, выломали окна и забили их иконами — образами наружу, — с горечью говорит батюшка Константин. — А в 70-х годах выбросили иконы в близлежащий ров. Ну откуда полуслепая матушка, лежавшая в неподвижности дома, могла узнать об этом самой первой? Она попросила на словах передать местной женщине: «Аленка! Во рву рядом с церковью иконы лежат в небрежении! А ты придумаешь, как их спасти!»

— Мне тогда было 40 лет, я дояркой работала, — рассказала «Жизни» постаревшая 86-летняя Аленка — ныне уже баба Лена. — Прибежала однажды ко мне младшая сестра матушки Феодосии Оля: «Матушка Феодосия наказала тебе передать, что Аленушка и вся ее семья будет сыта, им и хлеб не будет нужен — только спаси иконы!» Я подивилась — почему я? Но пошла к церкви в деревню Пупки, смотрю — во рву иконы лежат все-все! У меня аж мурашки по телу — церковь-то ведь наша была! А как же мне их спасти-то? Ведь у меня ни мужа нет — вдова я, ни лошади, трое детей выросли да разъехались, а иконы-то огромные, тяжелые… У нас в селе только два мужика тогда лошадей держали. Я пришла к одному из них — Семену Рыжову: «Запряги мне лошадь!» — «Зачем?» — «Мне в церковь!»

Тот долго не соглашался. В советские времена за иконы по головке не погладили бы. Я его уламываю, аж плачу: «Так я ж заплачу тебе! И бутылку еще поставлю!» Семен покочевряжился, а потом — так и быть — согласился. Запряг лошадь да и привез к церкви. Вдвоем мы сложили тяжелые иконы в телегу — их штук 11 или даже 15 было: Николай Угодник, Иоанн Богослов, Исаакий Далмацкий… Привезли ко мне домой и сложили их на терраску. А они потрескались. Я бегом к брату Сашке, он у меня художником был: «Сашка, отреставрировать бы иконы надо, сделай!» — «Ладно, ты не беспокойся, они еще заблестят!» И говорит: «Купи краску и яйца!» Все образа обмазал яйцами, а потом начал красить. Я ему покушать, а когда и водочки подносила — лишь бы работал соколик. Закончил Сашка и говорит: «Пусть теперь стоят и сохнут, не хватайте их руками». Под иконы я комнату выделила, тюль купила, занавесила их. Вхожу туда — и не нарадуюсь! Душа поет. Поначалу, как дети поразъехались, спать одна боялась. А тут — ничего не страшно! Стали ко мне старухи со всего села приходить, я священника отца Ивана позвала, он нас причащал. А потом стали восстанавливать церкви, тогда отец Иван и выпросил у меня для новой церкви иконы для иконостаса, в том числе и Николая Угодника, и Иоанна Богослова. А потом Семен Рыжов тоже выпросил у меня одну икону — Исаакия Далмацкого — мол, за работу. Да только распорядился ею не по-христиански — сделал ее дверью от сарая… Наказал его Господь. Нехорошо Семен жизнь кончил — повесился…

Летаргия

Судьба матушки Феодосии потрясает — мало кто из смертных смиренно перенесет такие тяготы и жизненные испытания, не пошатнувшись в вере, ни разу не проявив гнева на судьбу.

— Она никогда не стремилась стать монахиней, — признался отец Константин. — Схиархимандрит отец Авель постриг ее в монахини, так сказать, «по факту». Ее смирение, терпение и истинная вера в Бога дали ей это право. Она никогда не жила в монастыре — ей это не по силам. Но когда люди подходят к ее дому — все крестятся…

Глядя на живую ясноглазую девчушку, росшую в многодетной семье колхозников Никифора и Ефросиньи Косоротихиных из рязанской деревеньки Велемья, никто и не подумал бы, что по селу бегает будущая провидица и великая русская старица…

Деревенька давно пришла в упадок — молодежь разъехалась, дома осиротели и обветшали, здесь нет ни магазина, ни больницы — лишь древние старушки доживают свой век. Но на место, где когда-то стоял шумный дом Косоротихиных, уже началось настоящее паломничество. Люди установили здесь крестик, поставили иконку. А неподалеку Гена — внук той самой Аленки — в пустующей избе устроил часовенку, и туда не зарастает людская тропа…

— Когда матушку Феодосию звали просто Наташей, она работала в колхозе грузчицей, — рассказали об удивительной судьбе односельчане. — Ей было всего 18 лет, когда она попала в страшную аварию — бортовой грузовик перевернулся, и удар пришелся матушке Феодосии по позвоночнику. Но тогда вроде ничего, оклемалась. А вот после второй аварии — уже все. Матушка впала в летаргический сон на целых 18 лет. За ней ухаживали сестры Ольга и Анна, молились о пробуждении, но Наталья никак не просыпалась. А однажды открыла глаза и сказала «Мама!» А потом вдруг тихо запела библейские псалмы, которые никогда прежде не заучивала. К ней бросилась младшая сестра Ольга: «Наташа, да откуда ж ты их знаешь?» — «Ну как же, — ответила будущая матушка Феодосия. — Нас ведь «там» учили»… Но о том, что «там» происходило и как, отвечать наотрез отказывалась. Жизнь продолжалась своим чередом, пока в гости к сестрам не пришла знакомая. Они сидели в другой комнате, чтобы не тревожить Наталью, и уже собирались уходить, как лежащая женщина с грустью посмотрела на гостью: «Ой, какое горе вы пережили полгода назад». Та так и села. Полгода назад она потеряла близкого человека. А матушка Феодосия сказала, что в будущем у нее все наладится. Так и вышло.

И все 50 лет, что прошли с того дня, в любые лихолетья и любую погоду к матушке Феодосии нескончаемой рекой текут люди с бедами и болью, болезнями и просьбами о молитвенной помощи. Потому что матушка-провидица помогает им — всей душой, всеми силами. А ее молитва творит чудеса…

Матушка

Крохотная квадратная комнатка с высоким потолком, вся увешанная иконами, — земная обитель матушки Феодосии. Она лежит на боку, укрытая легким одеялом, в белоснежном платочке, отстраненно смотрит куда-то вдаль. Маленькая и сухонькая. Несколько лет назад она практически ослепла. Рядом с ней всегда племянница Ольга и помощница из местных. Они переворачивают ее, когда нужно, подносят попить, а если матушка не расслышит вопрос, ей его повторят.

Услышав вопрос «Чего ждать россиянам?», сухонькая невесомая старушка мгновенно преображается и четко говорит: «Российским людям ничего бояться не надо — ни землетрясений, ни войн — Россию Бог хранит! Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает — кто Богу молится, не грешит, причащается. Скоро для России наступит пора процветания — и еды хватит всем, и работа будет, и жизнь наладится. А если у кого по судьбе не складывается, любимого человека все не найдет — пусть запомни, что если захочет — встретит!» Поняли? Захочет — тогда и встретит.

Напоследок она благословляет пришедших к ней — при этом ее лицо озаряется светом. После таких коротких минут рядом с матушкой у тысяч людей менялись судьбы — прекращалась череда неудач, рождались дети, создавались семьи. Все человеческое счастье, недоданное ей самой, щедрыми лучами льется на приходящих к ней людей…

Сегодня утром, около 9 часов 15 минут отошла ко Господу известная православной России старица схимонахиня Феодосия (Косоротихина).

В знакомом многим домике в поселке Октябрьский, что неподалеку от города Скопин Рязанской области. 4 ноября 2013 года, в день Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Скопинской старице исполнилось 90 лет. И вот спустя полгода завершился ее земной путь.

Одна из ее духовных чад (благодаря которой и я имел счастье познакомиться со схимонахиней Феодосией, получать ее благословение и духовные советы), как только вчера получила известие, что матушка совсем слаба, поехала из Москвы в Скопин и успела повидать матушку, получить ее благословение. Беседовала с нею, возможно, одной из последних.

Мне довелось несколько раз бывать у матушки Феодосии. Не так часто, как хотелось, но достаточно, чтобы Матушка при последних встречах узнавала меня, а значит и я, грешный, был «записан» в ее молитвослов. Первый раз, помнится, я был у Матушки в конце 2012 года после выхода в свет пасквильной передачи «Максимум» на НТВ и на РЕН-ТВ. Тогда на «Русской народной линии» были опубликованы несколько статей с разоблачением кощунства тележурналюг, сравнивавших православную старицу с болгарской язычницей. Примечательно, что примерно в это же время была попытка возбудить судебное преследование РНЛ.

А 2013 году мне довелось на себе ощутить силу молитв Матушки. Сейчас не место описывать подробности этой истории, она стала следствием кампании против РНЛ. Врачи прописали заурядные процедуры, толку от которых не было. В итоге мне предрекали угрозу слепоты на один глаз. Была операция, которая, по молитве Матушки, завершилась так, что не ожидал даже сам опытнейший хирург, ее производивший.

Я знаю женщину, которой Матушка дважды спасала жизнь. Слышал много историй о других чудесах, совершавшихся по ее молитвам. Слышал о посещении ее Матерью Божией… Наверняка, об этом потом соберут свидетельства очевидцев, духовных чад Матушки.

Впрочем, и сама жизнь схимонахини Феодосии – чудо. Это не жизнь, а настоящее Житие. Наталья Никифоровна Косоротихина (таково мирское имя матушки Феодосии) родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Сестры Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. В результате производственной травмы Наталья оказалась неподвижной, провела 20 лет в летаргическом сне. В те тоталитарные советские времена медицина считала признаком смерти остановку сердца, а не мозга, как считает современная демократическая медицина, поэтому Наталья выжила, хоть и была прикована к постели.

А потом она очнулась и, как говорят, первыми ее словами были: «Зачем вы меня кормили, меня Сама Матерь Божия потчевала»…

У нее открылись дары молитвы и прозорливости. Родители уже умерли, умерла и ухаживавшая за нею сестра Ольга. Разные были времена в жизни Матушки. Были и тяжкие испытания, и радости.

В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов)…

В последние годы каждый вечер у ворот домика в поселке Октябрьский выстраивалась очередь людей, жаждавших получить утешение, совет и надежду. Историй молитвенной помощи от Матушки не счесть. Придет время, и они все будут записаны. Как и свидетельства о чудесах по ее молитвам.

В последний раз я был у Матушки Великим постом. Мы были втроем. Матушка неожиданно усадила нас пить чай, а сама вдруг стала вспоминать истории из своей жизни, рассказывать. Я мало запомнил содержание этих историй, – Матушка говорила тихо, а переспрашивать было неловко, – но в душе осталось какое-то радостное, благостное состояние. Матушка как бы утешала нас, успокаивала в наших тревогах и смятениях. Какими-то очень простыми словами…

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...