Страстной четверг проповедь. Страстной четверг, христианские проповеди

Страстной четверг — это особенное для нас событие. Мы вспоминаем что сделал Иисус, какие Его были последние слова, какие его были прореживания перед тем, как Он был предан в руки грешников и затем, в пятницу, взошел на Голгофский крест, претерпев за нас неимоверные страдания, позор, и затем умер и был погребен. Мы с Вами, для того, чтобы «ожили» слова сказанные Иисусом в этот вечер, откроем и прочитаем Евангелие от Иоанна 15 главу. Это Евангелие более всех остальных говорит о речах Иисуса Христа в тот страстной четверг. В 13 главе описывается с чего все началось. Там описывается омовение ног. Христос показал пример бескорыстного самоотверженного служения, пример самоуничижения, чтобы ученики никогда не забывали, что если они будут служить друг другу, как Он служил им, то у них никогда не будет разделений. И после того, как Господь Иисус совершил затем Вечерю, Новый Завет, Он дал ученикам наставление. В 15 главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о том, кем Он является для своих учеников, кем Отец небесный является для них. Он говорит о двух категориях христиан, об истинных и ложных, и об участи тех и других. Но главный акцент Господь делает на просьбе, чтобы его истинные ученики пребывали в Нем. Много раз это слово о пребывании повторяется в этом тексте. Я вижу, что именно на нем сосредотачивает свое внимание наш Господь. Что значит пребывать во Христе? Я думаю, что пребывать во Христе означает прежде всего…

Как Библия объясняет православный праздник чистый четверг?

Библия никак не объясняет праздник «Чистый четверг», скорее сам праздник пытается обратить внимание людей на определенные истины Библии. Вообще в Библии нет повеления праздновать Чистый четверг, Страстную пятницу, Сретение Господне… Все эти праздники были установлены церковью позже. Цель установления этих праздников – обратить особое внимание на определенные события из Жизни Христа, для того, чтобы люди могли знать и понимать значение этих событий лично для себя.

Известно из истории, что некоторые праздники преследовали еще одну цель. Дело в том, что когда Христианство пришло на Русь, – Русь была языческой и покланялась своим богам. Соответственно были и свои языческие праздники, которые люди праздновали испокон веков. Так вот, для того, чтобы отвратить людей от празднования языческих праздников, которые несли в себе смысл поклонения языческим богам, было решено заменить языческие праздники христианскими. Соответственно люди продолжали праздновать свои праздники, но была предпринята попытка сменить содержание праздников и повернуть взгляд людей во время празднования в сторону настоящего Бога, – Творца Вселенной. Идея была хорошей, но привела она к не очень хорошим последствиям. В результате таких действий христианство смешалось с язычеством настолько, что люди перестали видеть, где язычество, а где истина Божья. Самый Яркий пример: Праздник всех святых – это праздник поклонения духам и всякой нечестии, его попытались переименовать, но суть заменить не удалось… Люди по прежнему наряжаются во всякую нечисть и получается очень неприглядная картина: Вроде праздник святых, а празднуется будто бы праздник торжества смерти… К этому явлению относятся гадания на определенные праздники, – вроде праздник христианский, а люди совершают языческие обряды… Все это очень печально …

Теперь о сути чистого четверга.

Для начала приведу иллюстрацию: Что такое День победы? День победы – это не праздничный салют и не военный парад и даже не праздничное застолье. День победы – это день, когда была одержана победа над фашистами.

Чистый четверг, – это не помывка в бане или в ванной, это не генеральная уборка в квартире или во дворе. И все это вместе взятое даже не символ чистоты сердца, как этому многие учат. Так какое же послание несет в себе праздник Чистый четверг?

А праздник этот обращает внимание христиан на историю, когда Иисус омыл ноги своим ученикам. Приведу цитату из Библии, которая рассказывает об этом событии: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.» (Иоан.13:3-17)

Этим действием Иисус проиллюстрировал принцип, который Он неоднократно проповедовал своим ученикам: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Матф.20:25-28)

Сегодня люди следуют совершенно другому принципу: «Если хочешь быть больше, ты должен добиться этого любой ценой, – пройдя по головам, переступая через трупы, ты должен забраться повыше! Тогда ты будешь наверху, и другие будут служить тебе.» Это дьявольский принцип власти. В таком случае управление происходит с помощью власти, силы и подавления инакомыслящих и неудобных личностей и даже физического уничтожения соперников. Но Бог учит христиан совершенно другому.

К сожалению, даже церковь имеет в своей истории темные страницы, когда этот принцип Христа был забыт. Это привело к насилию, инквизиции и крестовым походам, насильному крещению людей и обращению в христианство против их воли. Даже христиане пытались насилием установить свою власть. Как не прискорбно говорить об этом, но сегодня многие церкви не далеко ушли от инквизиторов… Несмотря на то, что Иисус учил принципам служения друг другу, продолжает использоваться дьявольская система управления, когда один управляет – а остальные в приказном порядке должны подчиняться… Вдумайтесь в названия «Служитель церкви», «Дьякон» – переводится как «Слуга», «Пастырь», – пастух… Все они несут в себе смысл Добровольного унижения и служения другим. Но, к сожалению, многие «служители» давно уже перестали служить и стали властвовать. Мало того, некоторые церкви, достигая власти на уровне государства, не гнушаются возможностью воспользоваться ей, чтобы уничтожить, задавить всех, кто не думает, так как они. Это утверждение собственной власти за счет унижения и подавления других, – дьявольский принцип.

Иисус учит строить управления по принципу любви. Он говорит, если ты хочешь, чтобы люди тебя слушали, уважали, чтобы ты имел авторитет среди людей, – служи им, будь слугой для них, сделай все, что от тебя зависит, чтобы улучшить их жизнь. В таком случае ты станешь великим в глазах тех людей, которым ты служишь, потому что не слова дают авторитет человеку, но его действия и жизнь. Эту истину люди давно забыли, и не просто забыли, – люди презирают ее! Они говорят, я что раб что ли?! Чего ради я должен ему служить?! Кто он такой?!

Посмотрите, почему чернокожие помнят и чтят Авраама Линкольна? – Потому что он послужил им и отменил рабство. Ни его власть и подвиги заставили людей почитать его, – но забота и внимание к людям.

Нарушая этот принцип, люди разрушают как свои семьи, так и общество в целом. Когда муж в семье силой заставляет ему подчиняться – это дьявольский способ достижения управляющего положения. Но когда Мужчина служит и делает все для своей семьи и для своей любимой, чтобы она была счастлива и с ней вся его семья, – это приводит к тому, что он становится настоящим главой. Его уважают и почитают как самого главного не потому, что он заставил их, - а потому что они захотели так. В этом есть огромная разница!

Иисус помыл ноги ученикам своим, чтобы показать, что Он не пришел их подчинить себе, – но чтобы послужить им и сделать со своей стороны все самое лучшее для них.

Однажды Наполеон, находясь в ссылке, на острове святой Елены, написал: «Я пытался завоевать мир силой и у меня ничего не вышло - но Иисус без войны и армии завоевал его Любовью». Говорят, самый быстрый и самый низкий способ возвысить себя – это опустить и унизить других. Каким методом пользуешься ты?

Иисус не завоевывал мир силой, – он завоевал Его любовью, – именно по этому сегодня на планете более одного миллиарда Его последователей. Их никто не заставлял Ему служить, – они сами захотели, потому что осознали и ощутили Любовь Христа на себе. Иисус своей жизнью проиллюстрировал парадокс: Для того чтобы возвыситься – нужно добровольно унизить себя.

Если сегодня кому-то предложить такой способ достижения высокого положения – он покрутит пальцем у виска, скривится и скажет: «Это не для меня! Ничего глупее не слышал!»

Друг, я спрошу тебя: Веришь ли ты Словам Христа? Он не только сказал, что так нужно делать, – Он показал как это сделать и его жизнь является самым ярким примером применения этого принципа.

Сегодня все хотят, чтобы их уважали, ценили и любили. Друг, Иисус очень конкретно показал, как этого добиться. Он говорит: Хочешь быть большим? – Стань слугой!

Если бы мы узнали, что завтра нам придется умереть, то каждый из нас позаботился бы о том, чтобы на этой земле завершить что-то главное. Все мелкие дела мы бы, скорей всего, оставили: забыли о том, что обои остались недоклеены, никто бы, конечно, в прачечную не пошел и телевизор не стал смотреть, новости слушать.

Вот так и Господь, зная, что Ему надлежит умереть, совершил это самое важное – то, ради чего Он и на землю пришел. Он собрал Своих учеников в горнице, которая заранее была приготовлена, чтобы им, по обычаю иудейскому, вкусить пасху. И на этом собрании Он совершил Великую службу: благословил хлеб, преломил, дал Своим ученикам и сказал: «Сие есть Тело Мое». Благословил чашу с вином и сказал: «Сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов». А перед этим Он взял таз с водой, полотенце и умыл ноги ученикам, хотя Петр и сопротивлялся, потому что он не мог вместить того, что Учитель, Которого они так почитают, любят, благоговеют перед Ним, – и вдруг Он будет им ноги умывать.

Вот такие два великие дела совершил Господь: умыл ноги ученикам и совершил Евхаристию. Тем самым Он, во-первых, дал образ, как ученики Христовы должны поступать. Почему Господь ноги именно умыл, а не руки, не голову, не шею? Потому что это знак смирения. Попробуем пойти на улицу, первого встречного остановить и сказать: помой мне ноги. Ничего, кроме брани, мы в ответ не услышим, поскольку, чтобы этот акт совершить, надо отложить в сторону свое так называемое человеческое достоинство, нужно иметь большое смирение и любовь. И Господь нам в этом поступке, который Он совершил перед Своей кончиной, показал, как мы должны жить, как мы друг к другу должны относиться. Тогда это будет истинно христианская жизнь.

Любая добродетель, как и грех, выражается во внешней жизни. Например, если человек грешник, то у него и слова грешные, и мысли грешные, и поступки грешные. Когда человек праведен, то у него и слова праведные, и мысли праведные, и поступки праведные. Что значит, если человек умывает другому ноги? Не обязательно буквально, потому что редко так случается, что нам действительно нужно кому-то ноги умыть – во-первых, детям своим, когда они маленькие, или пожилому родственнику иногда, но и то не каждому. Человек может жизнь прожить, а так никому ноги и не умыть – не в этом дело, не в самом действии, а в отношении к другому, в смирении перед ним и в чувстве любви к нему, в желании послужить. Не использовать его для себя, в своих каких-то целях, а, наоборот, послужить ему, чем-то ему помочь, что-то для него сделать. А для этого всегда нужно отвергнуться себя. Что значит ноги умыть? Надо согнуться обязательно, надо на колени встать, чистыми руками касаться грязных ног. Это довольно неприятная процедура, и только смирение дает возможность это сделать.

А второе дело, которое Господь совершил, – это Божественная Евхаристия. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Господь для того и пришел, чтобы нас напитать Своим Телом и напоить Своей Кровью и тем самым соединить с Собой. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы соединяемся с Богом не только духовно, но и телесно, потому что в этом Божественном Хлебе сочетается естество телесное, хлебное и Сам Господь. Человеческому уму невозможно познать, как во Иисусе Христе одновременно соединился и Бог, и человек, и так же нам невозможно понять, как с хлебом сочетается Тело Христово – таинственно, духовно, непостижимо, даже ангелы не могут постичь это чудо.

И Господь это чудо творит каждый раз для того, чтобы разрушить стену между Богом и человеком. Когда человек вкушает от этого Хлеба и пиет от этой Чаши, он соединяется с Самим Господом Иисусом Христом, с Царствием Небесным. Поэтому участие в этой службе есть участие в жизни Небесного Царствия, есть самое важное дело христианина. Участвовать – это значит быть частью целого, то есть, когда мы соединяемся Божественной трапезе и причащаемся Святых Христовых Таин, в нас всех входит Тело Господне. В каждой частице Тела Христова есть весь Христос, и каждый из нас, соединяясь с этой частицей, растворяет в себе Пречистое Тело и Кровь Господню и сам обожается.

Бог есть «огнь поядающий», и если мы причащаемся с покаянием, с чувством собственного недостоинства, с рассуждением и с пониманием того, к чему мы приступаем, то этот огонь попаляет наши грехи. И чем чаще мы причащаемся, тем больше светлеет наша душа, тем больше просветляется наш ум, тем меньше наша душа имеет свойств греха и тем больше устремляется к Богу и стремится к благодати. А если мы причащаемся без покаяния, без страха Божия или имея обиду, раздражение, злобу, недоверие или еще какой-то грех на душе, то этот огонь попаляет нашу душу, сжигает ее – мы причащаемся в суд и осуждение себе и от этого часто болеем и многие внезапной смертью умирают. Причастие для нас можно сравнить с духовным лекарством, но любое лекарство, если его принимать не так, как положено, становится не полезным. Змеиный яд, допустим, используется при радикулите, но если он попадет в кровь, то человек умирает. Вот тебе и лекарство, от которого можно помереть! Конечно, Святые Тайны – это лекарство души, и там другие законы, но можно принять такой образ, потому что мы причащаемся во исцеление души и тела.

Первая Церковь была Церковью святых. Она состояла из нескольких сот человек: Матери Божией, апостолов, жен-мироносиц и некоторого числа вновь обратившихся учеников. Это были преданные Богу люди, которые слагали к ногам апостолов все свое имение и всю свою жизнь отдавали Богу до конца. И они причащались ежедневно. Чтобы причаститься, люди шли на смерть. Хотя они совершали Божественную литургию по ночам, когда все спят, их все равно выслеживали, хватали, убивали. Но они не боялись, и те, кто оставался в живых, вновь и вновь собирались – с единственной целью причаститься. А теперь все наоборот: святых днем с огнем трудно отыскать, а причащаться нужно заставлять. Некоторые дошли до того, что причащаются раз в год или и того реже. Получается, что им Бог как бы и не нужен, у них нет никакого желания соединиться с Богом, а если они и приступают к Чаше, то как бы по обязанности: вроде надо. А чего надо, зачем, почему – нет такого понимания, нет сердечного чувства.

Вот как за две тысячи лет христианская жизнь деградировала! Исчезло понимание самого главного, самой сути, а ведь это есть основа христианской веры. Если в Церкви оставить и Евангелие, и писания святых отцов, и богослужение, а убрать только Божественную литургию, не причащать – это уже будет не Церковь, это будет ничто, это будет колокол без языка. Это как если из Церкви убрать Христа. Без Христа христианства не может быть, так и без Евхаристии не может быть Церкви. Поэтому всегда самым страшным наказанием, равносильным смерти, в Церкви было отлучение от причастия. И в древности человек, лишенный причастия за какой-то грех, проходил очень суровую покаянную дисциплину.

Например, за убийство отлучали на двадцать лет. И человек сначала пять лет стоял во дворе храма, ему не разрешалось входить внутрь, он только просил у входящих, чтоб они помолились о нем. Если он пять лет вот так смиренно просил, тогда ему разрешалось войти в притвор, и он в притворе стоял вместе с кающимися еще пять лет. Если он и эти пять лет выдерживал, тогда его впускали в храм, и он стоял там до возгласа: «Оглашеннии, изыдите» – и уходил со службы вместе с некрещеными. И так тоже пять лет. А потом еще пять лет он мог быть в храме до конца. И только потом ему уже разрешалось причаститься, через двадцать лет отлучения.

Какая жажда должна быть у человека причаститься, чтоб это выдержать! Какое стремление было у христиан, даже и грешников! А сейчас? А сейчас человек сам себя добровольно отлучает от Чаши Христовой – просто не ходит в церковь, да и все! И такое наше отношение к причастию – это духовная смерть. Святое причастие – камень, на котором пробуется наша вера. Как мы относимся к нему, так мы относимся ко Христу. Святые Тайны – это есть живой Христос, пришедший во плоти, а Божественная литургия – самое настоящее Царствие Небесное. Небесное Царствие – это непрестанная молитва и непрестанное общение с Богом. А что совершается на Божественной литургии? Именно это: молитва и общение с Богом во Святых Тайнах. Какое еще нужно Небесное Царствие? Никакого другого нет. Божественная литургия есть «Царствие Божие, пришедшее в силе». А человек к этому равнодушен, у него душа не трепещет, он не обливается слезами, он к этому не стремится. Ну причастился, ну не причастился, ну в этому году не сходил, ну в том схожу. Какая разница? То есть душа совершенно мертвая. Страшное такое состояние.

Если мы хотим достичь Царствия Небесного, нам нужно обязательно в этом покаяться, то есть такое наше отношение обязательно изменить. Потому что кто не любит причащаться и не стремится к этому, тот не любит Царствия Божия и не любит Господа нашего Иисуса Христа, поэтому он Царствия Божия и не наследует. И там, в глубине ада, когда душа его будет гореть в вечном огне, он будет вспоминать те пять-шесть раз, когда он был в церкви и причастился, потому что именно тогда только он побывал в Царствии Небесном. Так и говорили в народе: сколько в церковь походишь, столько в Царствии Небесном и побудешь. Господь сказал: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». И во все дни, когда совершается Божественная служба, Господь здесь присутствует. Поэтому, приходя в храм, мы приходим не к батюшке и не пение послушать – мы приходим к Самому Господу нашему Иисусу Христу. Он здесь присутствует не только Духом Своим Святым, но и Телом. И мы так же, как кровоточивая, можем к Нему прикоснуться, Он так же может нас исцелить от любой болезни.

Кто из нас Евангелие читал, знает, сколько приходило к Господу людей – и все исцелялись, кто хотел. А ведь мы та же толпа, которая окружает Христа Спасителя, как и тогда, в то древнее время, две тысячи лет назад. Перед нами живой Христос, мы так же можем послушать Его слова – через святое Евангелие Господь обращается к нам. Мы находимся среди учеников Христовых и веруем в Него. Среди нас есть люди и более крепкой веры, более любящие Христа, как Иоанн Богослов, и такие горячие, но не твердые, как апостол Петр, или, например, как Иуда-предатель, который и верует, но соблюдает свой интерес и готов в любую минуту продать Христа. Все то же самое, и так же каждый из нас может припасть к Христу Спасителю, может прикоснуться не только к одежде Его, но и принять Тело Его в себя.

А почему с нами ничего не происходит? Почему не творятся такие великие чудеса? Да потому, что у нас веры такой нет. Господь, когда исцелял, всегда спрашивал: имеешь ли веру хоть сколько-нибудь? Вот если имеешь веру, Господь тогда творит. А у нас такое маловерие, вера наша слепая, она не видит Бога, поэтому ничего и не происходит. Много народу ходило вокруг Христа, и Господь спрашивал: за кого вы Меня почитаете? Одни говорили: Ты воскресший Иоанн-пророк; другие: кто-то из пророков; третьи просто за учителя принимали. И только единицы исповедали Его Богом: слепой Вартимей назвал Его Сыном Давидовым, то есть признал в Нем Христа, или Петр увидел в Этом Человеке Божество, назвал Его Христом. Так и каждый из нас: вот мы пришли в храм, а не каждый здесь Бога видит; забывает как-то, к Кому пришел. Вроде толпа какая-то существует, вот и потолкусь здесь, постою, послушаю, интересно все-таки, да и потом в храм сходил – на душе легче. Вроде такая психотерапия – чтобы мне полегчало, чтобы на душе было весело.

И так же в те времена вокруг Христа много людей ходило, всяких зевак: постоят, потолкаются, послушают, потом к себе домой возвращаются, опять к своим грехам. Некоторых Господь и накормил, и напоил, некоторых исцелил от страшных болезней. Десять прокаженных было, Он их исцелил – и только один из десяти пришел поблагодарить, а остальные сразу забыли. Вот так и мы получаем от Бога всякие милости, а сразу забываем, Кто нам это подал. Так вот в слепоте и живем, не чувствуем Бога, потому что душа полна греха, душа не омывается Кровью Христовой. Потому что мы не жаждем этого. Господь научил Своих учеников молитве «Отче наш», и в ней просится о Хлебе небесном: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это на все времена сказано: ежедневно нужно жаждать участия в Божественной трапезе и участия в Божественной Евхаристии для того, чтобы с Богом соединиться. А у нас равнодушие, нам как-то все равно. Это наше равнодушие – греховное.

Что нас может отлучить от любви Христовой? Что нас может отлучить от Божественной Евхаристии? Только церковная дисциплина. Потому что мы люди немощные, грешные и каждый день не можем причащаться. Мы не сумеем достойно подготовиться, мы не сумеем так жить, как жили первые христиане, которые причащались ежедневно. Мы такой огненной жизни не в силах теперь выдержать, мы все стали разрозненны. Раньше в древней Церкви так было: вот собрались на Божественную литургию; кто не причащается, должен уходить, ему нечего здесь делать, и двери даже закрывали, потому что это собрание тайное, здесь никакой посторонний не может быть – а тот, кто не причащается, он просто чужой. Потом эта практика изменилась, потому что приходил новый народ, все больше и больше, и стадо стало как бы распадаться.

Раньше христиане все были как одна семья. Мы сейчас говорим: братья и сестры! Но это только слова, потому что никакие мы не братья и никакие мы не сестры. Нам какой-нибудь безбожник брат наш или племянник гораздо дороже, чем родная сестра во Христе, которая здесь стоит, хотя должно быть наоборот. Когда Господь сидел с учениками и Ему сказали, что пришли Мать и братья Его, Господь ответил: кто Мати Моя? кто братья Мои? кто слушает слова Божии, тот Мне и сестра, и брат, и Мать. Хотя неужели Он Мать Свою не любил, Богородицу, Которую вознес превыше ангелов и серафимов?

А мы все за плоть цепляемся, а братьев и сестер во Христе побоку. Поэтому мы и не представляем единой семьи. Поэтому у нас так: один причащается, другой кается; один в храм пошел, а другой сейчас к первому мая салаты режет; один Евангелие читает, другой не читает; один молится, другой не молится; один постится, другой нет, а третий сам себе выбирает, когда ему поститься, когда не поститься: вот эту неделю попощусь, вот ту пропущу, а вот эту опять попощусь. То есть каждый сам по себе, кто во что горазд. Но чтобы не отвергать никого, Церковь пошла таким путем: во время литургии священник читает тайные молитвы – не в том смысле, что они должны быть скрыты от христиан, нет, текст их известен, и каждый может их знать, – а тайные в смысле таинственные (по-гречески «мистикос»). Эти молитвы стали читать не вслух, а про себя, потому что тот, кто не причащается, не может в них участвовать: в них говорится только о том, чтобы нам достойно причаститься. А как же человек будет молиться об этом и потом не причащаться? Это бессмыслица. Поэтому молитвы читаются тайно, и тот, кто готовился к святому причастию, тот внутренне, духовно переживает эту встречу с Богом, а тот, кто просто пришел постоять, помолиться, остается за неким духовным порогом, хотя телесно он в храме.

Церковь вынуждена так делать, зная наши немощи, но положение это все равно неестественное, потому что Церковь есть семья Христова, мы все должны друг друга любить, знать, почитать, друг другу ноги должны мыть, а у нас этого ничего нет. Мы не исполняем то завещание, которое дал нам Христос Спаситель перед Своей смертью – а ведь это воистину завещание, потому что Господь, когда совершил Божественную литургию, на горе Елеонской, в Гефсиманском саду, молился до кровавого пота, принимал на Себя грехи всего мира. Потом предан был, и Его схватили, и Он пошел на страдания и на смерть. То есть это было Его предсмертное завещание Своим ученикам: мойте друг другу ноги и причащайтесь.

Вот заповедь всей нашей жизни: мыть друг другу ноги – то есть относиться друг к другу с любовью, почтением, благоговением и смирением – и причащаться Святых Христовых Таин. Люби ближнего своего и люби Бога – в этих двух действиях все завещание Христово. Как просто! Не надо никакого ума иметь, чтоб это постигнуть. Господь дал нам образ, Он говорит: вы называете Меня Господом и Учителем, и Я вот вам ноги мою, и вы так должны поступать. И Чашу показал им и говорит: «Сия есть Кровь Моя, Новаго Завета».

Когда мы причащаемся, мы вступаем в завет с Богом, в договор, мы принимаем в себя благодать Божию, чтобы она попалила терния наших грехов. Вот где наше спасение. Многие думают: что нам делать? кому молебен надо служить? куда съездить где-то отчитаться за что-то пред кем-то? Вот Христос живой. Чего нам еще искать? Что может быть выше? Какие могут быть еще поездки, поиски, книги? Здесь живой Христос пребывает Телом и Духом. Нет, еще какие-то надежды на что-то. В нашей голове сместились все понятия. Отчего такое нечувствие? У нас нет духовного зрения, потому что наши уши закрыты грехом, наши очи смежились грехом, все им залеплено. Поэтому, чтобы нам узреть свое спасение, увидеть, почувствовать, надо нам покаяться, то есть изменить свою жизнь.

Преподобный Серафим Саровский, когда у него спрашивали, как нужно причащаться, говорил: чем чаще, тем лучше. А в его время сказать такие слова – это было прямо революцией, потому что как так? Больше, чем раз в год, редко кто причащался; монахи там четыре раза в году, каждым постом, и то считалось часто. Но считалось совершенно неверно, и что сейчас из двухсот шестидесяти миллионов людей осталась только маленькая горстка православных – результат того, что наши предки, наши дедушки и бабушки, причащались раз в году. Вот поэтому и иссякла благодать. И дети наши почему в Бога не веруют, почему мы воспитали безбожников? Потому что если мы их и причащали, то, может быть, раз или два раза в году, а не ежедневно. Поэтому-то мир их и съел, и смял, и воспитал по-своему, что не было в их сердечке благодати, они не напитаны были Кровью Христовой.

Почему Церковь нам заповедала с детства крестить человека? Лучше бы подождать, воспитать его, научить, потом крестить? А нет, именно с детства, чтобы он с малого младенчества имел возможность причащаться. Для чего? Чтобы противостоять злу, которое в мире. А мы так: родили, крестили, некоторые причастили, а некоторые и не причастили, и вот ребеночек растет, растет. А потом: ой, он у меня пьет, он в тюрьме, он меня бьет, он меня из дома выгоняет. Но кто же виноват-то, кроме тебя? Что сеяли, то и жнем. Сеяли в них только скандалы, драки, ругань, злобу, а не сеяли благодать Божию. Что ж теперь, чему удивляться? Нужно теперь только терпеть.

Вот такое отношение к Чаше Христовой надо нам обязательно изменить, надо усердствовать, стараться причащаться почаще. Отвержение причащения есть грех очень тяжелый. Для христианина это хуже всякого убийства, воровства, блуда, хуже всякого колдовства. Одно дело, если священник отлучил от причастия – смирил человека или еще по какой-то причине считает, что он не может часто причащаться. Человек стремится, а его останавливают, охлаждают его пыл, чтоб он излишне скоро на небо не улетел и оттуда не упал. Это одно дело, а другое, когда человек сам.

Это не значит совсем, что нужно непременно каждый день причащаться. Было бы идеально, если бы мы все каждый день причащались, но это невозможно, мы не в состоянии такую жизнь выдержать, мы можем в уме повредиться, потому что не справимся с этим. Каждый должен обязательно подвиг нести в свою меру, а причастие – это подвиг. Но уж раз в месяц, раза два в месяц каждый может и поговеть, и в храм прийти, и душу свою подготовить. А у нас такое нерадение. Поэтому нам надо в этом обязательно исправиться.

Мы являемся наследниками Царствия Небесного, но если не исполним завещание, которое дал нам Отец Небесный через Господа нашего Иисуса Христа, то как же тогда наследуем Царствие? Поэтому мы должны помнить этот Христов завет о том, что надо ноги друг другу умывать, любить друг друга, относиться со смирением, с почтением, обязательно смиряться перед людьми и обязательно причащаться Святых Христовых Таин чем чаще, тем лучше. Аминь.

Оригинал — http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-dimitrij-smirnov.shtml/

Ин. 13 1-15
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Дорогие братья и сестры. В Страстной четверг, еще носящий другое название - чистый есть в некоторых церквях необычная традиция - умывать ноги друг другу по примеру Христа.

Но это редко приводит к хорошему результату. Многие боятся или стесняются данной процедуры, вполне нормальной для рабов времен Христа, но не для современного общества, уважающего права человека и следящего за личной гигиеной. Да и неприлично это. Вот согнувшийся в три погибели молодой человек натирает мозолистые ноги старика, и при этом воротит нос от запаха грибковой инфекции.

А вот дама средних лет, нагнувшись над чьей-то дочкой, только и думает о том, как поскорее выполнить этот унизительный обряд, да так, чтобы не дай Бог юбка не подскочила несколько выше, да не обнажила то, чего молодому человеку стоящему рядом, и усиленно работающему над ногами старика и видеть не положено.

Тут еще и католическая церковь совсем чудное решение привнесла в этот обряд, вконец все усложнив. Как пишет пресса, согласно указу понтифика, теперь, для участия в таинстве, священники могут выбирать и женщин. По мнению папы римского подобная инициатива должна выразить "полноту смысла жеста, совершенного Иисусом в горнице", то есть "отдачи самого себя до конца ради спасения мира и его безграничной милосердной любви".

И вот, при этом все еще оглядываются по сторонам, строго следя за тем, чтобы лица были умильные, - еще бы ведь все исполняющие этот обряд ученики Господа, а им не положено быть недовольными при исполнении служения.

В общем, снаружи тишь, гладь, и красота. А изнутри…

Изнутри все, как и положено грешному человеку - зубы скрипят, и колотится в голове одна мысль - поскорее бы все это окончилось.

Но давайте подумаем - а действительно ли нужен этот обряд церкви?

Вы помните отказ Петра когда Иисус хотел ему омыть ноги? - Тебе ли умывать мои ноги?... не умоешь ног моих вовек.

Что же ответил Иисус? - Отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

Вот отсюда и идет эта традиция. Люди боятся потерять честь быть с Господом, если не унизят себя, приняв образ раба. Еще-бы разве не это мы вычитали только что?

То, да не то. Как всегда слышно звон, но не понятно - где он. Прочесть текст, стоит все же целиком, а не только этот разговор Иисуса с Петром. Ведь после того, как Иисус предостерег Петра: если не умою тебя, не имеешь части со Мною, Он тут же заметил, - «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все».

Кто такие омытые? О ком это Иисус? И почему не все?

По первом прочтении, кажется, что речь идет об апостолах и Иуде. Но не только. Очень возможно, что Иисус говорит здесь с подтекстом, понимая под «омытыми» людей вод Таинства Святого Крещения. Именно они чисты, причем чисты «ВСЕ» - потому что чист весь; и вы чисты…

Омытие ног лишь обряд, вовсе не очищающий верующих от скверны греха. Это происходит совсем при другом событии - при нашем с вами крещении. И об этом никогда нельзя забывать.

Если омовение ног вызывает отторжение у современного человека, вводит его в ступор и в нем отсутствует элементарная любовь и уважение, грош цена такому обряду. Не для этого Иисус умывал ноги ученикам, но для того, чтобы они не боялись служить ближнему в любви и с пользой. А какая польза в омовении ног в нашем с вами климате, где все ходят обутыми?

Люди, занимающиеся этим, напоминают роту солдат, что красят осенью пожухлую траву зеленой краской к приезду генерала, не задавая вопросов - потому, что так сказал капрал, потому, что так надо.

Но ведь, в конце концов, главное должно быть главным, а второстепенное — второстепенным.

Иногда вопросы все же нужно задавать, чтобы расставить правильно акценты иначе всю жизнь придется заниматься вещами, чья стоимость определяется в странной единице - «выеденное яйцо».

Но как задать вопросы, если нет времени, если всю жизнь только тем и занимаешься, что красишь пожухлый газон?

Десять лет назад люди были довольны, если я отвечал на их письма в течение двух недель. Пять лет назад, чтобы не обидеть человека, было принято отвечать через пару дней. Сегодня отвечать на электронное письмо следует в тот же день. А иногда уже и в тот же миг - сколько людей проводят свои часы за интернет-чатами?

Места Богу нет, нет места и живым людям.

Встречаются два молодых человека в чате. Один другому говорит:

Знаешь, кого сегодня видел? Ваську Сидорова.

Ну, и кто это?

Как? Ваську Эльфа не помнишь?

А-а Эльфа? Почему не помню, помню. Мы же с ним до 4-го уровня вместе в школе учились.

Эх, а ведь Господь напоминает:

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то…

Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Что же Он сделал? Он не просто ноги умыл, нет, Он служил нам до Смерти Крестной, ну а мы? Мы готовы?

Страстной четверг.
Почему этот день называется таким именем? «Страсть» - это не новое слово, но в наши дни одно из его значений позабыто: «...страдание, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особенно в значении подвига, сознательное принятие на себя тяготы, мученичества...»(Словарь русского языка, В. Даль, том 4, стр. 336) По другому страсть – это страх, и по современному этот день должен называться «Страшный четверг».Что же страшного случилось в этот день?Евангелие повествует о том, что в этот день Христос с учениками совершали Ветхозаветнюю Пасху. Это была последняя вечеря Христа здесь на земле, и Он это знал.Он так же в точности до деталей знал что Ему предстоит перенести на следующий день.(Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» довольно точно показывает события тех дней)И поэтому после последней вечери Христос с учениками пошел в Гефсиманский сад, что около Иерусалима, чтобы помолиться Своему Отцу.Евангелист Матфей так описывает это событие: «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.И, отошед немного, пал на лицо Свое, молился и говорил:Отче Мой! Если возможно,да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.»(Матфей 26:36-39) А евангелист Лука добавляет: «...Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.»(Лука 22: 43-44)Почему же такие страдания? Неужели только от ужаса перед физическим истязанием?Нет конечно. Здесь сокрыто нечто большее. Дело в том, что Христос был абсолютно невиновен ни в каких грехах, более того, Он был и есть Сын Божий, Творец всего видимого и невидимого. Он пришел на землю чтобы оказать людям любовь и подарить им жизнь вечную.Он исцелял больных, кормил голодных, воскрешал мертвых и в награду за это получил ужасное истязание и позорную смерть. Его никто не заставлял и Он мог в любой момент получить помощь более чем от двенадцати легионов ангелов(Матфей 26:53), но Он добровольно занял мое и твое место на позорном кресте.Пророк Исаия так говорит об этой заместительной жертве: «...Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни;а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом.Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас.»(Исаия 53:4-7). Для чего Он это сделал? – « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоанн 3:16)

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...