Ян отрицательное женское пассивное темное мягкое начало. Что такое инь и янь

В Китае этот символ носит название Тай Цзи, или «великий предел». Графически он изображается в виде круга, в который вписаны два эмбриона, похожие на большие запятые чёрного и белого цвета. Чёрное олицетворяет инь, а белое — янь. В центре белой запятой есть чёрная точка, а в центре чёрной — белая. Это изображение — символ единства всего живого. До настоящего времени нет чёткого определения тому, что же такое инь (или ян). Даже древние китайские философы не делали таких попыток, они лишь состовляли длинные списки противоположностей.

Инь и ян - две космические силы, которые противоположны друг другу, которые постоянно трансформируются одна в другую и вместе составляют гармоничное целое. Они постоянно взаимодействуют, создавая все сущее, возникнув тогда, когда невидимая жизненная сила впервые поделилась на две. Инь и Ян немыслимы друг без друга.

Инь – это темнота, ночь, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость, холодное и мягкое, ночь, луна, обычно выступает как женское начало. Она всегда направлена на север. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь (мягкая мебель, ковры, встроенные шкафы, неприятный запах, затхлый воздух). При избытке Инь люди становятся чересчур тихими, спокойными, медлительными. Они не горят желанием что-то делать и куда-то бежать, к чему-то стремиться. Такому человеку сложно приобрести авторитет в глазах окружающих, защищать свои права.

Ян – это свет, горячее и твердое, громкий звук, движение, прямые линии, сухость, приятный аромат, выступает как мужское начало. К янь в доме относится высокая, легко передвигающаяся мебель, яркое освещение. Переизбыток Ян проявляет себя гипертрофированной активностью, постоянной занятостью и суетливостью.

В характере каждого человека также могут преобладать качества инь (замкнутость, хладнокровие) или янь (общительность, жажда деятельности). Чтобы чувствовать себя комфортно, спокойно и безопасно в своей квартире или где либо, необходимо поддерживать в ней баланс инь и янь. Для этого не обязательно перестраивать дом или перепланировать квартиру – фен-шуй имеет много рецептов, которые помогут сделать это, затратив минимум сил и средств.

Организм человека, его внутренние органы также находятся под влиянием инь или янь, поэтому недостаток того или другого элемента в питании, окружающей среде, неизбежно приведёт к физическому недомоганию, развитию болезней. По этой причине китайцы тщательно следят за равновесием инь и янь в тех местах, где человек находится длительное время (кухня, столовая, спальня, рабочий кабинет).

В старинных китайских книгах часто встречается символическое изображение инь и янь не в форме чёрно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде борющихся или совокупляющихся белого (или красного) тигра и зелёного дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон – янь, Восток, мужское начало. Древние считали, что строить нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.

Схема Тай Цзи «великого предела»

Ян Ян

———— == == ==

Небо Земля

Солнце Луна

Лето, весна Зима, осень

День (от 24-х часов до 12 часов) Ночь (от 12 часов до 24 12 часов)

Тепло Холод

Отец Мать

Энергия (ци) Масса

Движение Покой

Мужчина Женщина

Внешний Дух (нечто Внутренний (материальное

нематериальное) вещество)

Высокая температура тела Низкая температура тела

Пища, богатая натрием Пища, богатая калием

Пища животного Пища растительного

Происхождения происхождения

Быстрое развитие Медленное развитие

Левый Правый

Задний Передний

Восток Запад

Дракон Тигр

Триграмма Триграмма

Цянь Кунь

陰陽 In yō, ин-ё ) - этап исходного космогенеза в представлении китайской философии , приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов - светлого и тёмного.

Происхождение

По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова , символизм инь-ян, возможно, был заимствован даосами от буддистов в I-III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя „мандала “: знаменитые черно-белые „рыбки“ инь и ян» .

Философская концепция

Исторический обзор

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Инь и ян в традиционной китайской медицине

Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины . Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян , представляющими собой различные аспекты единой действительности. [ ]

Одним из примеров применения концепции инь-ян в китайской медицине является система ограничений , накладываемых на недавно родившую женщину.

Аналогичные понятия в других учениях

  • Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма . Мужское и женское начала.
  • Анима и анимус - термины, введённые в психологию Юнгом . Женское и мужское начала.
  • Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.

Инь и ян. Две первоосновы Вселенной. Ян – небесная мужская сила, а инь – женская земная. Концепция единства и борьбы этих двух первичных основ присущи не только Китаю. Ведь в той или иной форме мифы создания жизни путем соединения Матери-Земли и Неба-Отца можно найти в древних мифах и религиях почти всех народов.Например, в системе йоги аналог инь и ян называется ха-тха (примерный перевод «закон Солнца и Луны»), отсюда хатха-йога.
Энергия инь – по свойствам близка к гравитации, стремится сжать все в точку, стремиться сжать пространство и время в единую черную дыру. Это сила, которая поглощает энергию и посылает ее в никуда. Сoagula алхимии. Первоначально - темная холодная сила Космоса.

Инь есть первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени.
Ян – стремление к расширению. Сила, для которой свойственно разрывание границ и расширение, сила взрыва и света, солнечного излучения. Solve алхимиков. Расширяющая сила, которая определяет пространство и время и сохраняет их.
В макрокосмосе борьба между силами гравитации и солнечного излучения (инь и ян) определяет природу реальности. В микрокосмосе их взаимодействие питает нашу жизненную силу.

Соединение и объединение двух противоположностей рождает движение и Жизнь, как материальный, так и духовный мир.
«Все вещи несут инь на поверхности и содержат ян внутри; когда обе эти сущности соединяются, то жизненная энергия производится гармоничным образом» («Дао дэ цзин», стих 42).
Сжатие и расширение, женское и мужское, тьма и свет, холод и жар – едины в своем различии. Инь и ян подобны двум полюсам магнита. Различны в своих свойствах и проявлениях, но едины в целом, и одно не может существовать без другого. Древнекитайский символ инь-ян наполнен глубоким философским смыслом – все содержит в себе зародыш противоположности. Все во Вселенной находится в постоянной борьбе, в движении, в изменении. Вся жизнь – непрерывная трансформация, все течет и изменяется.
Определение инь и ян поразительно близко к современному представлению о природе Вселенной и современным научным теориям. Интересно, что многие физики черпали свои идеи из бездонного колодца восточной мудрости – недаром Нильс Бор после посвящения в рыцари выбрал для своего герба знак инь – ян как символ гармонии между древними восточными и современными западными науками.
Последователи даосской школы Мо-цзы говорят: «Все, что есть на Земле – ян, но сама Земля – инь». Все, что стремится к уплотнению – имеет больше качеств инь. Все, что стремится к расширению – больше качеств ян.
Ян – активная, мужская, небесная энергия. Ее описывают как горячую энергию голубоватого света, поднимающуюся снизу вверх. Ей присущи качества «мужских» первоэлементов – Огня и Воздуха. Разлитая в пространстве, стремящаяся к расширению, энергия ян пропитывает все живое на как Земле, так и во Вселенной. Все, где есть стремление к движению и расширению, имеет в своей основе силу ян.
Инь – пассивная, женская, земная энергия. Она наполнена холодом вакуума, Космоса, первозданной тьмы. Инь воплощает собой первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени. Этой энергии присущи свойства «женских» первоэлементов – Воды и Земли. Подобно воде, эта энергия стремится заполнить пустоту, устремляется сверху вниз в стремлении заполнить и уплотнить пространство. Сравните с Книгой Закона: «Ибо вовеки он – Солнце, она же – Луна. Но для него – крылатое тайное пламя, а для нее – звездный свет, нисходящий с высот». Человек, согласно даосскому учению, может ощутить инь только как результат взаимодействия с ян – из-за ее пассивной и непроявленной природы.
Согласно представлений даосизма, инь и ян сперва находились в непроявленном виде в Дао.
Дао можно понимать как всемирный принцип, рационально недоступный, и поэтому человек должен как можно меньше своим сознательным действием и стремлением мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом. Следовать по пути разума, пренебрегая интуицией - значит враждовать с Дао, а враждующий с Дао неминуемо причиняет вред себе и окружающему. Он словно плывёт против течения, но этот течение настолько сильно, что всё равно подчинит его себе. Плывущий против течения зря тратит свои силы. Истощая свои силы, он приходит к гибели своего сознания и своего «Я».

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао],
а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.
Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения,
но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.
Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.
(Дао дэ Цзин, стих 1)

Понятие «Дао» и его связь с каббалистическим Деревом Жизни описано в работе А. Кроули «Магическое Дао»:
1. Дао концентрируется в Кетер как точка.
2. Дао направляет себя в Хокма и становится Мужской Силой. Она называется Ян и символизируется Целой Линией.
3. Дао расширяется в Бина и становится Женской Силой. Она зовется Инь и символизируется Прерывистой Линией.
4. Три этих понятия: Дао, Ян и Инь – порождают Небо и Землю со всем их содержимым.

Таким образом, ян-ци – энергия правого ствола Древа Жизни, а инь-ци – соответственно левого. Интересно совпадение цветового восприятия энергии ян-ци. Цвет Хокмы – голубой, такой же и цвет насыщенной, «уплотненной» энергии ян.
Представления об инь и ян, о энергиях ци и Дао можно встретить в несколько измененном, «зашифрованном» виде во многих вещах западной традиции и культуры. Астральный свет Э.Леви, флюид магнетизеров, гальванизм и магнетизм - не являются ли все эти названия одной и той же энергией?

Две цивилизации – западная и восточная - входили в соприкосновение еще до похода Александра Македонского, обмениваясь знаниями и обогащая друг друга. Упоминание о греках («йона», «явана» - перевод этнонима «ионийцы») встречается в индийском эпосе «Махабхарата», в Указах Ашоки, и др. Известны греко-бактрийское, индо-скифское и индо-греческие царства.


Максимальная территория Индо-греческого царства в 175 до e. v.

Правитель индо-греческого царства Менандр I (Милинда) не только официально перешёл в буддизм, но к концу жизни даже стал буддистским архатом (святым, достигшим нирваны).

Серебряная драхма царя Менандра I «Спасителя» с надписью на реверсе «Махараджа Менандр Спаситель» на языке кхароштхи (Кхароштхи - письменность, по-видимому, произошедшая от арамейского алфавита. Была распространена в Северной Индии и на юге Средней Азии в III в.до e. v. - IV в. e. v.).

Монета царя Менандра I с колесом дхармы.

Плутарх говорит, что после его смерти пепел от погребального костра был распределён между многими городами, и построены монументы (предположительно ступы), подобно ступам Будды. По свидетельству Махавамсы (исторической поэмы о царях Шри-Ланки, охватывала период с VI в. до e.v по IV в. e.v.), греческий монах Махадхармараксита пришёл из города Александрии (предположительно Александрия Кавказская около Кабула) c 30 тысячью греков-последователей буддизма на церемонию открытия Великой Ступы в Анурадхапуре в Шри-Ланка (около 130 г. e.v.).
Ряд исследователей сходятся во мнении, что именно греки стояли у истоков течения Махаяны в буддизме. Учитывая, что именно буддизм Махаяны распространился в Китай, Тибет, Корею и Японию, можно утверждать, что Запад оказал значительное влияние на историю Востока. И в то же время неоспоримо глубокое влияние, которое индийская мудрость оказала на греческих философов того времени и, следовательно, на дальнейшее развитие Запада. Например, философ Пиррон, последовавший за Александром и вернувшийся в Грецию, чтобы учить своих приверженцев (среди которых были Зенон и Эпикур), в Индии был сторонником дигамбарского (аскетического) направления джайнизма. В трудах Онесикрита и Страбона явно заметно влияние буддизма.
Первые известные антропоморфные изображения Будды появились в результате греко-буддистского взаимовлияния. До этого буддистское искусство было аниконичным (Будда изображался только через символы: пустой трон, дерево просветления, следы Будды, колесо дхармы и пр.).

Символ кадуцей, олицетворяющий силы трансформации, единства противоположностей, жезл Меркурия, удивительно похож на систему чакр и движения инь и ян по меридианам тела. Сравним изображения из Месопотамии,

Жезл Меркурия (Гермеса):

меридианы инь и ян:


Человеческий организм – информационно-волновая энергетическая структура гораздо в большей степени, чем просто физическое тело. Энергия ци проникает в организм с воздухом при дыхании с воздухом, с пищей, но также и через биологически активные точки (точки акупунктуры) и распространяется по меридианам и внутренним органам. В организме человека китайские врачи насчитывают около 700 таких точек. Эти точки обладают повышенной чувствительностью, проницаемостью для разных видов излучений и высоким электрическим потенциалом. По некоторым сведениям, мембрана клеток точек акупунктуры может принимать информацию, которая переносится магнитными полями, СВЧ, КВЧ, лазером, радиоактивными частицами и т. д.).
В древнекитайском трактате «Хуан Ди Ней-цзин» поэтически описываются точки по степени взаимодействия с энергией ци: "там, где в теле возникает ци, образуется точка колодец; там, где ци сочится, возникает точка ручей; там, где ци течёт, образуется точка речушка; там, где ци движется подобно потоку, образуется точка река; а там, где ци входит внутрь организма, двигаясь к органам, образуется точка море".

Излучается ли энергия также только по этим точкам или всей поверхностью тела – вопрос остается открытым.

В 1962 году севернокорейскими учеными была открыта система трубкообразных структур, имеющих очень тонкие стенки и пронизывающих человеческий организм в соответствии с акупунктурными меридианами. Цитата: «Эти трубкообразные структуры («система Кенрак») имеют выход на кожные и подкожные покровы. Оканчиваются они маленькими неплотными овальными образованиями, резко отличными от близлежащих тканей. Расположение этих образований соответствует акупунктурным точкам. Система Кенрак представляет собой сеть волноводов и служит для передачи токов высокой частоты. Отметим, что скорость протекания энергии по ней намного превосходит скорость химических реакций и скорость нервного импульса. Механизм действия системы Кенрак описывается так. Нейроны, получая низкочастотный ток действия, перед дальнейшей передачей преобразуют его в ток высокой частоты. Затем –«на выходе» - происходит обратное преобразование в ток действия - уже для следующего нейрона. Такие превращения, естественно, занимают определенное время. Однако организм нуждается в ускоренной передаче энергии, что и обеспечивается системой Кенрак. Токи высокой частоты системе Кенрак передает нейрон. Этим объясняется управляющая энергообменом роль центральной нервной системы и возможность сознательного перераспределения энергии в организме. Само по себе движение токов высокой частоты создает особую энергетическую оболочку человека - ауру. С другой стороны, система Кенрак позволяет человеку получать энергию из внешней среды через рецепторы дыхательной системы и слизистой оболочки в пищеварительном тракте. Энергия в виде токов высокой частоты поступает также через биологически активные точки».
До сих пор ведутся споры о том, действительно ли была открыта система Кенрак или же это умелая мистификация с одобрения корейского правительства. Но даже если это не более чем гипотеза, она делает попытку объяснить реальные процессы, происходящие в акупунктурных точках и механизмы энергетического взаимодействия организма с энергиями Вселенной.

Чтобы насытить организм энергией, необходимо создать в организме некое подобие Пустоты, вакуума. И в эту Пустоту вливаются потоки энергии, стремясь заполнить ее, придать ей форму – ведь Природа не терпит пустоты. Максимально напрягая и затем полностью расслабляя мышцы, создавая тем самым «вакуум» мы вызываем прилив ци в физическое тело. Очищая сознание от образов и мыслей, останавливая внутренний диалог путем медитации – вызываем насыщение энергией своего сознания, ментального тела.
Медитация – это состояние, где нет мыслей и времени, нет образов и чувств. Истинная медитация - это Пустота, где нет ничего – даже осознания своего «Я». Медитация – грань между сном и бодрствованием, между сознанием и бессознательным состоянием. Надо освободиться от своих чувств и привязанностей, чтобы стать полезным всей Вселенной.

Символом единства инь и ян в даосизме является лотос.

Лотос как водное растение является эмблемой Сил, творящих посредством Огня и Воды - символов Духа и Материи. Он воплощает также тройной аспект времени: прошедшее - бутонами, настоящее - цветком, будущее - своим семенем.
Он - воплощение цельности, так как примиряет Инь воды и Ян света.
Он символизирует совершенство и вдохновение, оплодотворяет самое себя и существует в себе самом: он есть воплощение Дао.
В магической формуле «Ом мани падме хум» («Жемчужина в лотосе») слово падме - лотос - представляет духовный расцвет, позволяющий завладеть Жемчужиной (мани).

В буддизме лотос символизирует первоначальные воды; потенциальные возможности проявленного мира и человека в нем; духовное раскрытие и расцвет; мудрость и нирвану. Стебель лотоса - это мировая ось, на которой стоит цветок трона-лотоса - вершина духа. Лотос посвящен Будде, явившемуся из лотоса в виде пламени и названному Жемчужиной Лотоса
В Иране лотос символизирует Солнце и свет.
В символизме майя он олицетворяет Землю как проявленную Вселенную.
В шумеро-семитской традиции лотос олицетворяет как Солнце и солнечных богов, так и лунных богов с Великой Матерью.
По словам Е.П. Блаватской, «лотос символизирует жизнь как человека, так и Вселенной. При этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду - душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа». Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.
В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бога Солнца.


Ра в образе Гор-пар-Краата на цветке лотоса

С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле.

Хочу закончить словами, начертанными на стене храма Хатхор в Дендерах: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».

Эта статья - о взаимодействии крайних противоположностей. О группе см. Инь-Ян; о пьесе см. Инь и Ян. У этого термина существуют и другие значения, см. Инь. У этого термина существуют и другие значения, см. Ян.

Инь и ян yīn yáng ; яп. 陰陽 In yō, ин-ё ) - этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначется появлением у двух противоположностей двух разных цветов - светлого и тёмного.

Происхождение

По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя „мандала“: знаменитые черно-белые „рыбки“ инь и ян».

Философская концепция

Исторический обзор

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь инь-ян инь-ян инь-ян

ё ) и Мидзу (вода, ин ).

ян и инь инь ян

Смысл концепции

Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового.

См. также: Космогенез в китайской философии

Основная статья: У-син

у-син вань у

Инь и ян в традиционной китайской медицине

Учение об инь и ян инь и ян источник не указан 1641 день ]

Одним из примеров применения концепции инь-ян в китайской медицине является система ограничений, накладываемых на недавно родившую женщину.

  • Анима и анимус - термины, введённые в психологию Юнгом. Женское и мужское начала.
  • Альгиз и Ир (сын Актора) - в Младшем Футарке руны, символизирующие защиту и смерть, мужское и женское, верхние и нижние миры.

Инь и ян это:

Инь и ян Эта статья - о взаимодействии крайних противоположностей. О группе см. Инь-Ян; о пьесе см. Инь и Ян. У этого термина существуют и другие значения, см. Инь. У этого термина существуют и другие значения, см. Ян. Даосская монада, изображающая концепцию Инь-ян

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь: yīn yáng ; яп. ин-ё ) - одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии.

Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян , представляющими собой различные аспекты единой действительности.[неавторитетный источник? 549 дней ]

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) - абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян , которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян - непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В V-III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё ) и Мидзу (вода, ин ).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции - ян и инь , которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь… Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Основная статья: У-син Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными - круг преодоления, синими - круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Аналогичные понятия в других учениях

  • Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма. Мужское и женское начала.
  • Анима и анимус - термины, введённый в психологию Юнгом. Мужское и женское начала.
  • Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.

См. также

  • Китайский гороскоп

Примечания

  1. К.Шнорренбергер Учебник китайской медицины для западных врачей - М: «Balbe», 2003.
  2. Сиро Мацуоки Начало Инь и Ян//Прикладная макробиотика.

Литература

  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь - Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. С. 209-221.ISBN 5-7525-0162-8
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.
Категории:
  • Философия Китая
  • Символы
  • Ицзин
  • Понятия даосизма
  • Аналитическая психология
  • Китайская мифология
  • Философия даосизма
  • Дуализм

Символ Инь и Янь – реальная помощь человеку.

Понятия Инь-Янь пришли к нам из Китая – то есть, с Востока. Ведь и западная, и восточная цивилизации испокон века соприкасались, дополняя друга. Но, к сожалению, не все понимают, что означает китайский символ Инь-Янь. И, тем более, многие не знают, как можно использовать учение о символе в своей жизни.

Энергия «ци» и определяющие параметры её развития

Чтобы понять, что может значить знак инь янь, следует обратиться к знаменитой «Книге перемен» - древнекитайскому трактату «И-цзин». Космогонический смысл, то есть, относящийся к мирозданию, лежит в основе знаков Инь и Янь. Понимание значения этого древнего символа – это понимание главного закона единства и борьбы противоположных начал.

Именно этот закон был ключевым в основе диалектического материализма, который изучали советские студенты не так давно! Значит, открыт он был вовсе не в наше время, а много раньше – где-то в 7 веке до нашей эры китайскими философами.

Древнекитайские мудрецы трактовали Инь-Янь как символ единства целого, как противоположные части его, взаимодействующие между собой, взаимопереходящие друг в друга, составляющие вместе общую, сильнейшую энергию «ци». Эта неразрывная связь частей определяет развитие энергии «ци».

Как выглядит знаменитый китайский символ

Что же, всё-таки, означает знак Инь-Янь? Каждый, рассматривая этот символ, выделяет его основные черты характерные черты:

  1. Компоненты символа, Инь и Янь, заключены в замкнутый круг, что означает бесконечность всего сущего на Земле.
  2. Равное разделение круга на две половинки, окрашенные в противоположные цвета (белый и чёрный) подчёркивают равнозначность Инь и Янь, их противоположность.
  3. Разделение круга не прямой линией, а волнистой, создаёт как бы проникновение одной противоположности в другую, их взаимное влияние одного знака на другой. Ведь увеличь один знак – другой без сомнения будет уменьшен.
  4. Влияние одного знака на другой подчёркивается также симметричным расположением точек – «глаз» - противоположного цвета, то есть, цвета «противника». Это означает, что знак Инь «глядит на мир глазами» знака Янь, а знак Янь воспринимает жизнь «глазами» знака Инь.

То есть, мир создан из противоположностей, которые в сочетании могут составлять единое целое. В единстве ли, дружбе и согласии, находятся эти начала, в борьбе ли они находят консенсус – только неразрывное взаимодействие их несёт развитие.

История символа

Предполагается, что первоначальное значение символа с изображением Янь и Инь восходит к имитации горы: одна сторона освещена, а друга затенена. Но так не может продолжаться вечно: через какой-то период стороны поменяются освещённостью.

Например, существуют такие «расшифровки»:

  • земля – небо,
  • верх – низ,
  • тёплое – холодное,
  • мужское – женское,
  • доброе – злое,
  • хорошее – плохое,
  • вредное - полезное,
  • светлое - темное,
  • активное - пассивное

Кое-что в этих трактовках имеет определённый смысл. Но вот придавать символу этическое значение большинство учёных не рекомендует. Ведь символ имеет в виду космогонические природные противоположности, но никак не нравственные. Поэтому не стоит говорить о борьбе и единстве хорошего, доброго и полезного с одной стороны и плохого, злого и вредного – с другой.

Оберег с китайским символом Инь-Янь

Обереги и амулеты помогают людям, энергетически подпитывая их, защищая от всего злого. Одним из сильнейших амулетов считается тот, в котором присутствует символ Инь-Янь. Но важным условием помощи любого оберега является такой факт: хранитель (в данном случае амулет, талисман или оберег) должен быть «настроен» на того, кто им пользуется. В противном случае такой оберег может представлять угрозу, равноценную силе ожидаемой помощи.

Знак китайского символа Инь-Янь несёт в себе вселенские, непрерывно и вечно переходящие друг в друга силы. Он также значит активные начала, у которых знаку Янь соответствуют дерево и огонь, а знаку Инь – металл и вода. Земля является в этом учении нейтральной.

Кроме того следует учитывать, что знак Янь несёт значение светлого, активного, мужского, доминирующего. А знак Инь заключает в себе значение тёмного, тайного, женского, спокойного. Однако, помня о единстве противоположностей, даже одного, конкретно взятого, человека нельзя причислять к той или иной категории. В каждом из нас присутствует как сила Инь, так и силы Янь. И чем в большем равновесии находятся эти силы, тем успешнее личность.

Именно оберег с символом Инь-Янь помогает уравновешивать две противоположные энергии, подавляя доминирующую и усиливая слабую.

Амулет дарит носителю энергетическое равновесие, помогает найти вторую половинку, достичь успеха и гармонии. Ведь символ Инь-Янь несёт значение не только борьбы и единства, непрекращающегося движения и активной энергии, но и гармонии, красоты.

Силы Инь и Янь в обычной жизни

По большому счёту, повсюду присутствует борьба и единство Инь и Янь. Кому не ясно, что означает данное утверждения, следует вдуматься. Вот наше питание. Оно состоит из тёплой пищи и холодной, сладкой и горькой, белковой и растительной. И любые диеты, ограничивающие человека, например, только сырыми продуктами или только вегетарианскими блюдами, нарушают баланс, закрывают путь развития энергии «Ци».

Говоря о Инь и Янь, отмечают, что значение символа в плавном переходе одного знака в другой. Поэтому и в жилище человека оба направления должны плавно переходить один в другой. Иначе душевное состояние индивидуума подвергается сильному напряжению, что вовсе не способствует ни достижению своих целей и успеха в жизни, ни улучшению его здоровья. Исключение составляют учреждения – там доминирует начало Инь либо Янь в чистом виде. В жилище же, которое должно помогать набираться энергии, отдыхать, получать удовольствие и наслаждаться гармонией, необходимо присутствие обоих начал.

Что означает символ «Инь-Ян»?

С одной стороны, древнекитайскому символу «Инь-Ян» повезло гораздо больше, чем свастике. В его графическом выражении уже был заложен определенный смысл. Сами понятия «Инь» и «Ян» с момента своего возникновения тотчас попали в руки китайских философов, поэтому их значение не столько принципиально менялось с течением времени, сколько расширялось и углублялось.

Однако на Западе изящество и экзотическое очарование этого кружка, разделенного волнообразной линией на черно-белые стороны (с вкраплением на каждой стороне маленьких точек противоположного цвета) приобрело такую популярность, что символ был растиражирован не хуже, чем знаменитая улыбка Моны Лизы. «Инь-Ян» лепят на майки, его можно заметить среди обильной бижутерии чернокожих рэпперов, без него не обходится практически ни одна книга о восточных единоборствах. В результате смысл знака упрощается, искажается, а чаще всего – полностью нивелируется.

Поэтому нам придется вернуться к исходной точке – в Древний Китай времен создания знаменитого трактата «И-цзин» («Книга Перемен»). Именно в этом «пособии по гаданию» понятиям «Инь» и «Ян» был впервые придан серьезный космогонический смысл, как двум противоположным началам мироздания. Те, кто еще получал советское образование, наверное помнят один из трех основных законов диалектического материализма – закон единства и борьбы противоположностей. Интуиция китайских мудрецов, по сути, открыла этот закон еще в XII веке до н.э.

Считается, что сперва слова «Инь» и «Ян» означали просто «теневой» и «освещенный» склоны горы. Если это так, то трансформация этих понятий была весьма логична – ведь по-разному освещенная гора не перестает быть единой цельной горой, к тому же освещение – процесс не статичный и способен к изменению. Китайские философы фактически с самого начала дали понять, что все противоположности не только части единого целого, не только части взаимосвязанные, но и части взаимодействующие, взаимопереходящие. Чаще всего их трактовали как разные проявления сути мира – энергии «ци», по сути, и определяющие его развитие.

Подтверждений этому вокруг было предостаточно: зима сменялась летом, семена возвращались в почву, племена и государства распадались и собирались. В «И-цзин» и была сделана попытка установить причины и ход этого мирового циклического движения. Для этого «Ян» обозначали сплошной, «Инь» – прерывистой линией. Затем они собирались во всевозможные тройные сочетания – триграммы.

Первые восемь триграмм открыл легендарный император Фу-си (правил 2852-2737 гг. до н.э.). Считается, что на эту мысль его натолкнули трещины на панцире черепахи. За каждой из триграмм было закреплено определенное значение.

Сын Фу-си – Цзи-Чану, пытаясь охватить все разнообразие мирового процесса, сдвоил триграммы отца. В результате получилось 64 гексаграммы, гадая на которых, старались определить тенденции «нынешнего момента» и действовать исходя из этого знания.

Постепенно значения двух противоположностей расширялись и вскоре охватили почти все основополагающие понятия. На схеме приведены некоторые из них.

Несмотря на то, что оба противоположных начала практически изначально мыслились как равные, китайские школы нередко отдавали предпочтение одному из них в ущерб другому. Так, конфуцианцы, помешанные на иерархии всего сущего, особо привечали «Ян», считая светлое небесное активное начало «благородным», на которое стоит равняться (в отличие от презренного «Инь», хотя… куда уж без него?).

Даосы, как бы в пику нелюбимым ими конфуцианцам, напротив, более привечали стихию «Инь» – пассивную, пустую, мягкую, водную.

Лао-цзы «Дао дэ цзин», гл. 76, 78:

«Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.

…Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять».

Основанные дзэн-буддистами (оригинальное сочетание буддизма и даосизма) боевые искусства были самым ярким подтверждением того, как можно грамотно и гармонично использовать стихию «Инь». Вспомним хотя бы айкидо, принцип которого – «Победа над агрессором – дело рук… самого агрессора».

Основатель даосизма Лао-цзы считал, что гармония между первоначалами не постоянна, равновесие периодически нарушается и восстанавливается. А философ Ван Чун считал, что именно во время нарушения гармонии «Инь-Ян» в природе появляются всяческие противоестественные создания – призраки, драконы, ядовитые растения и животные.

«Чжуан-цзы», гл. 11:

«Когда силы Инь и Ян не находятся в равновесии, нарушается круговращение времен, холод и тепло пребывают в разладе, и здоровье человека терпит ущерб. Тогда люди перестают к месту радоваться и к месту печалиться, лишаются постоянства в жизни, много умствуют, но не могут достичь удовлетворения и бросают дела на полпути».

Более-менее стройную философскую концепцию символ «Инь-Ян» получил у Чжоу Дуньи (1017-1073). Философ попытался синтезировать все многообразие китайских мировоззрений: конфуцианство, даосизм и дзэн-буддизм.

В первую очередь он связал «Инь-Ян» с пятью первоэлементами. По его космогонической схеме сперва был Великий Предел – источник всего-всего-всего (изображался в виде пустого круга), затем Предел начинал двигаться, являя собой стихию «Ян», а, истощаясь, переходил в «Инь», которая, накапливаясь, порождала «Ян» и т.д. Даосы поясняли этот принцип примерами: мол, вода (Инь), сжимаясь, становится твердой (Ян), а твердое при чрезмерном напряжении ломается (вновь Инь).

Взаимодействие же «Инь-Ян» порождает пять элементов: воду и металл (Инь), огонь и дерево (Ян) и промежуточный элемент – землю. А уж «Инь-Ян» вместе с элементами порождает остальную «тьму вещей».

Мудрому человеку, чтобы пребывать в гармонии с миром, требуется лишь разумно и вовремя использовать особенности каждого из первоначал.

«Чжуан-цзы», гл. 15:

«Посему говорится: «В жизни мудрец идет вместе с Небом, в смерти он превращается вместе с вещами, в покое он причастен к силе Инь, в деянии причастен к силе Ян».

Как человек западной цивилизации, я не могу претендовать на доскональное понимание восточной мудрости. «Восток – дело тонкое» и западному человеку трудно оценить всю гениальность хайку (трехстишия) Басе о прыгнувшей в пруд лягушке или в полной мере осознать, как может существовать религия без Бога (даосизм и буддизм).

Однако в отношении к концепции «Инь-Ян» хотелось бы предостеречь от одной пагубной тенденции, особенно часто проявляющейся в художественной псевдоглубокомысленной беллетристике. Если бы речь шла о простой глупости, возможно, это бы и не стоило внимания, но дело в том, что символика «Инь-Ян» нередко приобретает крайне неприятные черты.

Каждый, знакомый с литературой «фэнтези», наверное частенько наталкивался на следующие «мудрые» выводы (якобы подкрепляемые авторитетом древнекитайского символа): «Без добра нет зла», «Нет ни зла, ни добра», «Добро и зло – одно и тоже», «Зло – есть добро, добро – есть зло», в общем, как сказал герой В. Пелевина – «Сила ночи, сила дня – одинакова... фигня».

При этом как-то забывается, что идея «Инь-Янского» равновесия не имеет никакого отношения к человеческой этике. Если вы заметили, на протяжении всей статьи касательно «Инь-Ян» я ни разу не упоминал этические категории «хорошо-плохо», «полезно-вредно»… Потому что понятия «Инь-Ян» – космогонические природные противоположности, не имеющие отношения к нравственности. Скинув человека со скалы, мы совершаем зло, а сбросив груз с падающего воздушного шара – добро. Но разве сам закон всемирного тяготения становится от этого нравственным или безнравственным?

Недаром на Востоке так распространено представление о Срединном Пути. Настоящий мудрец невозмутим и не стоит на стороне какой-либо природной силы. Он сам отвечает за гармонию «Инь» и «Ян» в своем сердце. Зло и добро – это неправильный выбор, диссонанс, нарушение гармонии, несоответствие поступков (глупо плавать на суше и бегать по воде).

И если какому-нибудь безумцу, решившему, что, мол, и хирурги, и наемные убийцы равно полезны и необходимы, вдруг взбредет в голову прицепить к этому мировоззрению «Инь-Ян», то этот символ вполне может разделить печальную судьбу свастики.

«Чжуан-цзы», гл. 23:

«Нет разбойников более опасных, чем силы Инь и Ян, – от них никуда не скроешься в целом мире. Но Инь и Ян не сами лишают нас дарованного нам – наше сердце побуждает их к этому».

«Чжуан-цзы», гл. 11:

«Умей быть господином Неба и Земли. Умей вместить в себя и силу Инь, и силу Ян».

Инь-Ян этот основной принцип закона Вселенной. Все в нашем мире — физические предметы или живые существа происходят от взаимодействия энергии двух начал Инь и Ян. Энергии Инь и Ян делает все в нашем мире уникальным и непохожим друг на друга.

Ян — это активное начало, огонь, солнце, тепло, лето, небо, светлое, мужское.

Инь — это пассивное начало, вода, холод, луна, земля, мягкое, темное, женское.

Если в человеке преобладает энергия Ян, то он будет рожден мужчиной, а если преобладает энергия Инь — то родится женщиной. Поэтому энергия Инь-Ян взаимно дополняет, и в то же время является противоположностью друг другу, и не может существовать отдельно друг без друга.

Символ Инь-Ян Тайчи

Тайчи который можно увидеть во всех книгах фэн-шуй описывает взаимодействие двух начал. Энергия Ян — это светлая область символа, а Инь — темная.

Символ Инь-Ян Тайчи

Окружности символа Инь-Ян означают бесконечное движения. Инь и Ян взаимо-возникающие, взаимозависимые, и постоянно преобразуются, одно в другое. Одно начало не может существовать без другого, в каждом содержится частичка другого. Как ночь переходит день, а день в ночью. Рождение заканчивается смертью, а смерть переходит в рождения. Друзья становятся врагами, а враги становятся друзьями. Обе части — являются одним целым, и находятся в постоянном изменении и движении. Поддерживают равновесие и баланс. Такова природа — Инь-Ян, которая показывает что все в нашем мире относительно.

Фундаментальный принцип фен шуй стремится уравновесить Инь-Ян, для создания гармоничного течения жизненной в вашем доме. Поэтому при планировке интерьера квартиры или дома нужно обязательно учитывать эти факторы Инь и Ян, ведь фен шуй вашего дома должен быть сбалансированным с точки зрения этих принципов.

Факторы влияния Инь в интерьере дома — это ширмы, приглушенные и темные тона, холодильник, тишина, дальние помещения в доме, комната отдыха, спальня, кровать, северная сторона, туалет.

Факторы влияния Ян в интерьере дома — это гостиная, громкая музыка, рабочий кабинет, шумная дорога, светлые и яркие цвета, главный вход, живые цветы, осветительные и отопительные приборы, прихожая, тренажерный зал, южная сторона — все что можно сопоставить с активной деятельностью.

Согласно основному принципу фен-шуй — гармонии и баланса Инь-Ян, не нужно делать помещения излишне темным, мрачным, иньским. Но если же наоборот постоянно включать громко музыку и обвешать все стены разными яркими фото плакатами, этим действием вы создадите переизбыток Ян энергии, что также будет вредно сказываться на благоприятном создании фен шуй в доме. В обоих случаях будет дисбаланс. Это фундаментальные принципы фен шуй и их нужно обязательно учитывать.

Используя принципы Инь-Ян мы можем учитывать предназначение комнат, например в спальне будет уместно использовать иньскую энергетику, приглушенные тона, невысокая мебель, полумрак.

Для рабочего кабинета или гостинной лучше использовать факторы Ян — это яркое освещения, высокая мебель, светлые тона.

Обустраивая ваш дом по фен шуй , по принципам Инь-Ян гармонично и умело, вы быстро начнете замечать как все ваши помещения в доме начнут сами вам помогать — в спальне у вас будет прекрасный отдых и вы будете быстро набираться сил, а в рабочем кабинете или за рабочим столом продуктивно и эффективно работать и быстро добиваться успехов в ваших делах!

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...