Закон единства и борьбы противоположностей определяет. Закон единства и борьбы противоположностей в философии

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта. Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию. Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония - противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония - одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт - борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого - системы. 4. Разрешение противоречия : возможно несколько вариантов: 4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением. 4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое - гибель целого. 4.3. Временное возвращение к гармонии. 4.4. Снятие противоречия - эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант - развитие через борьбу противоположностей.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример - изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь - температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример - как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания - закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне. Категория отрицание отражает отношение между последовательными стадиями развития объекта. Некоторые мыслители (метафизики) понимают под отрицанием полный разрыв с предшествующим этапом. Диалектики считают, что старое никогда целиком не отбрасывается. В какой-то мере созвучна данному закону диалектики фраза Новое - это хорошо забытое старое , или, как говорил Чосер в 14 веке, Нет того нового обычая, который не был бы старым . Гегель - немецкий философ 19 века - представлял развитие в виде спирали. Цикл развития - виток спирали: после двух отрицаний воспроизводится на более высоком уровне структура исходной ступени развития, но это не простой возврат, а обогащение новым.

Если рассматривать данный закон диалектики с помощью такой модели, то выходит, что прогресс сопровождается периодическими приходами к какому-то строю, но на более высоком уровне. Подобно тому, как Демокрит ещё до нашей эры предложил идею атомов, и через многие века к ней вернулись. Или Ньютон отстаивал корпускулярную теорию света, которую вспомнили в 20 веке, когда оказалось, что волновая теория объясняет не все свойства света. Но это обращение к теориям было не тупым возвратом, ведь в физике был новый уровень знаний.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. В современной диалектике к базовым категориям относят:

    Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

    Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

    Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

    Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

    Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

    Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Важнейшие понятия данного закона: «тождество» - «одинаковость», «совпадение», «равенство»; «различие» - «неодинаковость», «несовпадение», «неравенство»; «противоположность» - «крайняя степень различия». Согласно названному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;

взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;

взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением - этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека - что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие – крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой - знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:

выучил материал, и студент - уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;

решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения - тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозирование последствий их разрешения, умение управлять собой.

25. Закон перехода количества в качество.

Относится к числу основных законов диалектики. Он выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Сторонники эмерджентизма усматривают эту обусловленность в духовном факторе, материалисты - в детерминированности качественных изменений вещественными, энергетическими, структурными и информационными факторами. Существо данного закона раскрывается в понятиях качества, количества, меры и скачка. Материальные системы или процессы составляют определенное единство качества и количества, т. е. определенную меру. Нарушение меры ведет либо к безмерности, либо к другой мере (в случае появления безмерности последняя подготавливает условия перехода к новой мере). Сам переход от одного качественного состояния к другому качественному состоянию называют скачком. Скачки подразделяются на разные виды, прежде всего, по формам движения материи, по уровням структурной организации материи. По времени своего протекания скачки подразделяются на скачки внезапные («скачки-взрывы») и медленные, постепенные (скачки граду алистского типа); в них изменение содержания системы следует за медленным изменением отдельных элементов и структур содержания системы. По количеству систем (или подсистем), затрагиваемых скачком, они бывают одинарными или интегральными, а по глубине действия - коренными или некоренными (или «скачками» трансформационного характера). В социальной действительности выделяют скачки прогрессивные (революции) и скачки регрессивные (контрреволюции).

26. Общая характерестика принципа детерменизма. Индетерменизим.

Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важным в современной науке оказывается вероятностные соотношения, формулированные на языке статистических распределений и статистических законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одного явления действительности, в т.ч. и такие события, в совокупности которых выявляются статистические законы.

Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизическим материализмом прежний детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности социальной жизни и явлений сознания. Эффектное проведение идей детерминизма здесь стало возможным только благодаря диалектическому и историческому материализму.

Ядром марксисткой концепции социального детерминизма является признание закономерного характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразие деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Детерминизм не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающиеся от признания причинности вообще или, по крайней мере, её всеобщности. Другой формой отрицания детерминизма является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целенаправленного начала». Стимулом для оживления индетерминистических воззрений в 1-й четверти 20 века послужил факт возрастания в физике роли статистических закономерностей, наличие которых было объявлено опровергающим причинность. Однако диалектико-материалистическая трактовка соотношения случайности и необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики, раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире, показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для отрицания детерминизма.

Эволюционная теория Дарвина, давшая материалистические объяснение относится к целесообразности в живой природе, развитие кибернетики, создавшей учение о саморегулирующихся системах, нанесли сокрушительный удар по идеалистической телеологии, фатализму, учениям о предопределении и подтвердили правильность всех принципиальных посылок современной диалектико-материалистическом детерминизме.

Принцип детерминизма служит руководящим началом во всех областях научного знания, эффективным орудием постижения истины.

Индетерминизм – это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применялись к объяснению человеческого выбора и поведения обвиняет сторонников детерминизма в фотолизме. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фотолизам, а напротив, именно дает почву доразумного действия.

В современной буржуазной философии получили распространение различные формы индетерминизма. Так баденская школа неохамтианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе». Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.

Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма и агностицизма. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно механический детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к индетерминизму в современной буржуазной философии. Так, Б.Рассел, Х.Рейхенбах, Ф.Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел, научной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.

Диалектический материализм, отвергая индетерминизм, в то же время показывает, недостаточность прежних механических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формируют новое обобщенное представление о детерминизме.

27. Причина и следствие. Принцип причинности. Понятие синергетики.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ - философские категории, выражающие одну из форм всеобщей связи явлений. Причина (лат. causa) обычно мыслится как явление, действие которого производит, определяет или вызывает другое явление; последнее называют следствием. Аристотель развил учение о четырех причинах как четырех основных способах объяснения сущности, которые при этом выступают и как основные принципы существования. Формулировка этих принципов подразумевает ответы на следующие вопросы о сущности: “что есть это?” (формальная причина); “из чего состоит?” (материальная причина); “как это произведено?” (действующая причина) и “для чего это?” (целевая причина). Причинность, по Аристотелю, немыслима без целесообразности. Всякая сущность является таковой в полной мере, когда представляет собой энтелехию, т. е. содержит в себе цель своего бытия и выступает как осмысленная завершенность. Рассмотрение действующей причины без учета целевой абсурдно, т. к. всякое действие производится не само по себе, а ради определенного результата. Действие подчинено цели и производно от нее. Объяснение сущности есть поэтому раскрытие целевой причины.

В философии Нового времени толкование причинности включает две важные посылки: 1) отказ от телеологии в изучении природы (природа должна быть объяснена из самой себя, тогда как понятие цели подразумевает внешний по отношению к ней замысел); 2) объяснению подлежит не сущность, а явление (при изучении природы необходимо ответить на вопрос, как и почему происходит некоторое движение или изменение). Принятие этих двух посылок требовало рассмотрения только действующей причины. Причем рассмотрение должно было установить, как одно явление приводит к появлению другого. Такая пара явлений описывается как причина и следствие. Существенными характеристиками причинно-следственной связи при таком понимании выступают необходимость и всеобщность. Первая означает полную детерминированность следствия причинами (одни и те же причины необходимо приводят к одним и тем же следствиям). Вторая же означает, что ни одно явление в мире не может произойти без соответствующей причины. Наиболее радикальная форма закона причинно-следственной связи была предложена Лапласом. В его представлении всякое явление в мире может быть точно предсказано благодаря универсальным вычислительным процедурам, основанным на знании всех начальных условий. Ограничительным фактором для применения принципа причинности Лаплас считал неполноту знания. Абсолютная способность к предсказанию доступна лишь абсолютному уму, способному видеть сразу все условия.

Противоположную интерпретацию понятия причинно-следственной связи дал Юм, пытавшийся объяснить возможность познания, исходя только из опыта. Он утверждал, что поскольку знание причин основывается на опыте, то не может быть и речи о всеобщности и необходимости. Наше представление о причинно-следственной связи есть лишь привычка наблюдать, как одинаковые (или похожие) между собой события происходят после других, так же схожих между собой. Ничто не гарантирует, однако, что эта привычка в какой-то момент нас не подведет и не произойдет нечто неожиданное.

Скептицизм Юма был подвергнут серьезной критике Кантом, который дал трансцендентальное обоснование закона причинной связи. Причина и следствие, по Канту, суть априорные принципы рассудка. Поскольку, сообразно общей логике трансцендентального рассмотрения, явления природы должны быть согласованы с принципами познания (а не наоборот), то всякое явление не может быть мыслимо иначе, как в соответствии с принципом причинности. Этим объясняется всеобщность причинно-следственной связи. Необходимость вытекает из того, что принцип причинности подразумевает всегда строгое правило следования одного явления из другого. Познание явлений подразумевает их конструирование по заданным рассудком правилам. Принцип причинности задает такую схему конструирования, при которой следствие оказывается необходимым образом выводимо из причины. Так, смена времен года выводится из законов обращения Земли вокруг Солнца, которые в свою очередь выводятся из закона всемирного тяготения. Кант указал также на границы применимости закона причинно-следственной связи. Будучи правилом конституирования явлений, этот закон не может быть распространен на умопостигаемую сферу. Это ограничение особенно важно при рассмотрении нравственности. Человеческое поведение (в той мере, в какой оно обусловлено разумом) не конституируется рассудком. Его законы не имеют ничего общего с законами мира явлений, а потому не подчинены принципу причинности. Человек выступает как личность, обладающая свободой и ответственная за свои поступки.

Причинности принцип

в физике, один из наиболее общих принципов, устанавливающий допустимые пределы влияния физических событий друг на друга: П. п. исключает влияние данного события на все уже прошедшие события («будущее не влияет на прошлое», «событие-причина предшествует по времени событию-следствию»). П. п. требует также отсутствия взаимного влияния таких событий, применительно к которым понятия «раньше», «позже» не имеют смысла: более раннее для одного наблюдателя событие представляется другому наблюдателю более поздним; согласно специальной теории относительности (см. Относительности теория), именно такая ситуация возникает, когда пространственное расстояние между событиями столь велико, а временной интервал между ними столь мал, что эти события могли бы быть связаны лишь сигналом, распространяющимся быстрее света. Требование отсутствия причинной связи между ними, которую мог бы осуществить соединяющий эти события сигнал, и ведёт к известному выводу о невозможности движений со скоростью, превышающей скорость света в вакууме.

В аппарате физической теории П. п. используется прежде всего для выбора граничных условий к соответствующим уравнениям динамики, что обеспечивает однозначность их решения. Так, при решении электродинамических Максвелла уравнений (См. Максвелла уравнения) П. п. делает выбор между опережающими и запаздывающими потенциалами (См. Запаздывающие потенциалы) в пользу последних. Аналогично в квантовой теории поля П. п. делает однозначной технику Фейнмана диаграмм (См. Фейнмана диаграммы) - важный инструмент теоретического описания взаимодействующих полей или частиц. Кроме того, П. п. позволяет установить общие свойства величин, описывающих реакцию физической системы на внешние воздействия. Сюда относятся аналитические свойства диэлектрической проницаемости (См. Диэлектрическая проницаемость) системы как функции частоты (т. н. дисперсионные соотношения Крамерса - Кронига). Др. важный пример - дисперсионные соотношения в теории рассеяния сильно взаимодействующих частиц (адронов (См. Адроны)). Эти соотношения - уникальный образец точной зависимости между непосредственно наблюдаемыми величинами (амплитудой упругого рассеяния вперёд и полным сечением), выведенной без использования каких-либо модельных представлений об элементарных частицах. Особенно возросла роль П. п. в теории элементарных частиц с возникновением в ней особого аксиоматического подхода, ставящего своей целью описание взаимодействий частиц непосредственно на основе общих принципов (постулатов) теории. В аксиоматическом подходе, к числу достижений которого относится вывод дисперсионных соотношений, П. п. отводится конструктивная роль одного из главных (наряду с требованиями теории относительности и квантовой теории) постулатов. (См. Квантовая теория поля, V.)

П. п. безусловно подтверждается экспериментом в макроскопической области и общечеловеческой практикой. Однако его справедливость в области субъядерных масштабов, изучаемой физикой элементарных частиц, не очевидна. Это связано с тем, что под событием в формулировке П. п. понимается «точечное» событие, происходящее в данной точке пространства в данный момент времени; соответственно П. п., о котором до сих пор шла речь, называется также принципом микроскопической причинности (см. Микропричинности условие). Между тем ограничения, вытекающие из квантовой теории и теории относительности, делают невозможной физическую реализацию точечного события: любое событие, т. е. любой акт взаимодействия частиц, неизбежно имеет конечную протяжённость в пространстве и времени. Поэтому в области малых масштабов П. п. теряет своё непосредственное физическое содержание и становится формальным требованием. Это позволяет говорить о возможном нарушении П. п. «в малом», разумеется, при сохранении его справедливости в больших масштабах пространства-времени. Такой «ослабленный» П. п. называется «принципом макроскопической причинности»; его количественные формулировки, адекватно отражающей указанные выше ограничения, ещё нет. Этот принцип лежит в основе многочисленных попыток обобщения квантовой теории поля, относящихся к нелокальной квантовой теории поля (См. Нелокальная квантовая теория поля).

П. п., с которым имеет дело современная физика, является конкретно-физическим утверждением, существенно более узким по своему содержанию, чем общее философское понятие причинности (См. Причинность) - взаимной обусловленности, детерминированности последовательности событий. Проблема причинности приобрела большую остроту в период становления квантовой механики (См. Квантовая механика), когда широко обсуждался вопрос, противоречит ли детерминизму вероятностное описание микроявлений. К отрицательному ответу на этот вопрос привело понимание необходимости отказаться от прямолинейного детерминизма классической механики при рассмотрении статистических закономерностей микромира. Кажущееся противоречие с общим П. п. объясняется непригодностью классической физики для описания микрообъектов. Переход к адекватному описанию на языке волновых функций (См. Волновая функция) приводит к тому, что и в квантовой механике начальное состояние системы полностью определяет всю последующую её эволюцию (при известных взаимодействиях системы).

Проблема соблюдения причинности в философском смысле («общего П. п.») сохраняет свою остроту и сейчас при анализе возможных форм нарушения физического П. п. «в малом»; такой анализ стимулируется разработкой нелокальной теории поля, исследованием проблемы движения со сверхсветовыми скоростями, а также специальными экспериментами с целью проверки П. п. Этот анализ должен выяснить, какие формы нарушения П. п. ведут к непривычной, а какие - к недопустимой, с точки зрения общего П. п., ситуациям. Например, замена исходного П. п. на противоположное утверждение («прошлое не влияет на будущее») не противоречит общему П. п., хотя и ведёт к в высшей степени непривычным следствиям. В этом случае цепочка причинно-следственных связей не разрывается, а предстаёт в обращенном во времени виде. Противоречие с общим П. п. возникает в случае, если предположить, что причинная связь может быть направлена и вперёд и назад во времени. При этом можно было бы осуществить замкнутый цикл причинно-следственной связи, что привело бы к нарушению принципа «событие-следствие не влияет на породившую его событие-причину». Этот принцип имеет существенно более широкую и адекватную общему П. п. формулировку, чем исходный П. п. Если бы следствие было способно влиять на свою собственную причину, то это влияние могло бы выразиться в исчезновении события-причины, что, очевидно, повлекло бы за собой разрыв причинно-следственной связи. Например, испущенная излучателем волна, если бы она была способна возвратиться после отражения обратно в более ранний момент времени, могла бы взорвать излучатель ещё до того, как он начал работать. Из этих же соображений следует принципиальная невозможность путешествия на «машине времени» в прошлое.

С П. п. в современной физике связан комплекс сложных и глубоких проблем, которые ещё ждут своего решения.

Синергетика (от гр.. synergetikos – общий, обоюдно действующий) – направление и общенаучная программа междисциплинарных исследований, которые изучают процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытых физических, биологических, социальных, когнитивных, информационных, экологических и других системах. Так определяется понятие «синергетика» в справочной литературе из философии и специальных трудах, посвященных анализу содержания и объема синергетики .

Чтобы понять необходимость появления синергетики как нового направления в науке, необходимо сначала сжато осмотреть развитие науки во второй половине ХХ ст. Картина мира, которую рисует классическая наука Ньютона-Лапласа, – это мир жестких причинно-следственных связей, которые имеют линейный характер. Согласно представлениям классической науки развитие всех явлений и процессов является строго детерминированным: он идет от причины к следствию, которое становится причиной другого следствия и так к бесконечности. Содержание следствия полностью определяется причиной. Причинно-следственная цепь есть непрерывным и линейным. За причинной цепью ход развития может быть рассчитан далеко как в будущее, так и в прошлое.

Процессы, происходящие в мире, представлялись как предполагаемые на неограниченно большие промежутки времени; случайность исключалась как нечто внешнее и несущественное; эволюция рассматривалась как процесс, не имеет отклонений, возвратов, побочных линий. Развитие понимается как поступательное и безальтернативное. Если и есть альтернативы, то они трактуются как отклонение от основного течения движения и подчиняются ей в соответствии с объективными законами универсума. Развитие природы и общества понимается как процесс, проходящий определенные стадии, осуществляется по законам железной необходимости и независимо от воли и сознания человека, даже если это касается жизни общества .

Современная картина мира существенно отличается от картины мира, основанной на классической науке. Для классической науки между прошлым настоящим и будущим не существует принципиальных различий. Мир рассматривался как такой, который подчинен вневременным неизменным законам .

Согласно постклассической науке, люди живут в принципиально нестационарной вселенной, в которой неразрывно связаны три понятия: случайность, необратимость, уникальность. Особенностью объектов, рассматриваемых современной наукой, по мнению бельгийского ученого Ильи Пригожина (род. 1917 г. в России, Нобелевская премия в области химии – 1977 г.), является то, что люди переходят от равновесных условий к уникальным и специфическим. Наука сейчас вновь открывает время, и в этом, по Пригожину, ключ к пониманию фундаментального пересмотра науки, научной рациональности, роли и места науки в системе человеческой культуры, который состоялся во второй половине ХХ века .

Современное естествознание сформировало концепцию глобального эволюционизма как систему представлений о всеобщем процессе развития природы в различных ее формах. Стало понятным, что процесс становления и усложнения организаций присущ не только биологическим системам, но и системам неорганической природы. Эволюция присуща не только макроскопических телам, но и «миру» элементарных частиц, всем типам физических взаимодействий. Если раньше считали, что Вселенная как целое не развивается, является стационарным, то в XXI ст. возникла теория Вселенной, которая расширяется .

Идея развития не только проникает во все сферы природных и социальных явлений нашей планеты, но и «приобретает глобальное космическое значение: пределы применения идеи расширились от микромира к Метагалактике. Такой факт нашел свое воплощение в формировании нового научного направления, которое изучает механизм самостоятельного (спонтанного) возникновения упорядоченных структур в открытых нелинейных системах, – синергетики» .

28. Закон и закономерность. Типы законов.

Закон – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями.

В макромире наблюдается три типа законов: закон-тенденция, закон однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический закон – закон больших чисел. В микромире действуют вероятностные законы, обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов.

Природа – это не нагромождение случайностей, а сложный мировой порядок, в котором через массу случайностей пробивает себе Дорогу необходимость. Иначе говоря, закон действует как тенденция.

Статистические законы позволяют математически более или менее адекватно отразить некоторые объективные особенности массовых явлений. Например, в термодинамике при определении давления Газа некоторого объема невозможно учесть параметры движения каждой частицы газа, поэтому используют усредненное значение, которое оказывается довольно устойчивым.

Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие законы – это законы диалектики, которые имеют универсальный характер. Общими законами являются такие, которые отражают связи, общие для наук о материальной действительности (например, закон сохранения и превращения энергии является общим для всех природных процессов, но не для ментальных процессов). Частные законы присущи лишь отдельным формам движения материи, частным наукам (например, периодический закон Менделеева – химия, закон наследственности и изменчивости – биология).

Различают законы структуры, законы функционирования и законы развития.

От законов следует различать закономерности. Понятие «закономерности» шире понятия «закона», поскольку закономерность проявляется в ряде законов. С помощью понятия закономерности выражают и общую тенденцию развития, и принципы, законы.

Типы законов

Классификация законов:

I. по степени общности:

1. частные законы (физика, химия)

2. общие законы (законы общества)

3. всеобщие законы в природе, в обществе, в человеческом мышлении.(диалектика).

II. Объективные законы – законы объективного мира.

Субъективные, духовные законы.

III. Законы природы

Законы общества – законы деятельности людей, обладающих сознанием.

IV. Динамические – строгая последовательность.

Вероятностные – мир – множество вероятных событий.

Закон единства и борьбы противоположностей - один из основополагающих законов философии. Окончательно сформулированный в XIX веке представителями немецкой философии (Гегелем, Марксом, Шеллингом, Энгельсом) он дает представление о диалектическом познании человеком окружающего мира, о сути и законах происходящих в окружающем мире событий.

Закон единства и борьбы противоположностей в философии: основные этапы развития

Такие понятия, как «противоречия» и «противоположности», их сущность и взаимодействие друг с другом рассматривались еще в философии античности. Впервые о диалектике, то есть о разделении всех предметов, явлений и процессов, писал еще Гераклит Эфесский, а вот последователи Зенона рассматривали противоречие как один из основных способов доказательства или опровержения таких философских проблем, как многообразие и динамика.

В эпоху Средневековья о противоположностях - как об одном источнике развития - не могло быть и речи, так как одной из сторон в любом процессе был абсолют. А вот в эпоху Возрождения закон единства и борьбы противоположностей (хотя такого названия еще, естественно, не существовало) вновь стал затрагиваться в работах философов. Д. Бруно, например, указывал, что противоположные на первый взгляд характеристики могут весьма продуктивно сосуществовать друг с другом. Подобных мыслей придерживался и Н. Кузанский.

Являющийся краеугольным камнем диалектики, закон единства и борьбы противоположностей стал одним из основных постулатов немецкой классической философии. Первым подступился к этой проблеме И. Кант, однако он ограничился тем, что объяснял противоположное в окружающем мире наличием разрыва между субъектом и объектом. Дополнить его взгляды и преодолеть бросающееся в глаза противоречие стремились его последователи - Шеллинг и Фихте, однако окончательно эту проблему разрешил Гегель.

Диалектические законы Гегеля

Гегель - один из крупнейших немецких философов за всю историю. Он не только свел воедино все накопленные до него философские представления, выразив их в виде идеалистических положений, но и заложил основы для дальнейшей разработки конкретных понятий и категорий.

Ядром его идеалистической концепции служат три диалектических закона, системообразующую роль среди которых играет закон единства и борьбы противоположностей. Чтобы стала понятна его суть, Гегель сначала рассматривает два основных понятия - тождество и различие, которым, по мнению ученого, обладают любые явления и предметы.

Под тождеством понимается то, что рассматриваемый предмет, явление или процесс есть именно оно, а не что-то другой. Различие, в свою очередь, это внутреннее качество предмета, которое стремится выйти за его рамки. Борьба между тождеством и различием составляют основу всеобщей динамики, то есть развития.

Два других диалектических закона - онтологического отрицания отрицания и постепенного перехода в качественные изменения количественных- дополняют и расширяют закон единства и борьбы противоположностей в философии Гегеля.

Разновидности борьбы противоположностей

Вслед за Гегелем многие философы и ученые, представлявшие конкретные научные дисциплины, стали находить примеры борьбы противоположностей в самых различных областях жизни и областях знания. К основным их разновидностям можно отнести следующие.

Во-первых, это борьба, которая имеет положительный результат как для одной, так и для другой стороны. Примером могут служить спортивные соревнования, где соперничество заставляет людей совершенствоваться, переходить на более высокий уровень.

Во-вторых, диалектический закон единства и борьбы противоположностей может выражаться в антагонизме, когда выживаемость одной стороны возможна только в случае смерти другой.

В-третьих, борьба может вести с явным преимуществом одной из сторон, когда полное уничтожение соперника невыгодно. Все дело в том, что неоднократно доказывая свое преимущество, доминирующая сторона использует свои победы для своего дальнейшего развития.

Онтологические основы закона

Диалектические законы Гегеля рассматривают прежде всего проблему бытия. Так онтологическая суть закона единства и борьбы противоположностей включает в себя такое положение, что все объекты, явления и процессы окружающего мира, являющиеся едиными (или тождественными) по своей внутренней сущности, заключают в себя противоположные начала (верх и низ, день и ночь, черное и белое).

Именно такая внутренняя сущность вещей создает предпосылки для их постоянного развития. Ведь чтобы это развитие происходило, противоположности должны быть сторонами одной и той же сущности. Они должны не только противостоять, но и взаимодополнять друг друга.

Закон единства и борьбы противоположностей, примеры которого можно легко обнаружить в окружающем мире (например, взаимодействие магнитов с разными полюсами), объясняет все окружающие явления и процессы с точки зрения их диалектического развития.

Гносеологическая сущность закона единства и борьбы противоположностей

Единство и борьба противоположностей - закон диалектики, с помощью которого может быть объяснена не только онтологическая, но и гносеологическая сущность окружающего мира. Познание - это важнейший процесс, с помощью которого человек получает информацию об окружающем мире.

В то же время познание можно рассматривать так же, как взаимодействие единства и противоположностей. Будучи тождественным по своей сути, оно включает в себя такие достаточно серьезно отличающиеся друг от друга компоненты, как чувственность и рациональность, теория и практика.

Закон единства и борьбы противоположностей и развитие человека

С точки зрения диалектического закона, человек - сложно организованная система, в которой тесно переплетаются биологическое и социальное начала. Будучи единым по своей природе организм человека развивается за сет противоположных процессов ассимиляции и диссимиляции. В первой половине жизни верх берет первый процесс, поэтому организм человека растет, во второй же доминирование диссимиляции приводит к постепенному дряхлению и разрушению организма.

Именно противоречие, борьба между ассимиляцией и диссимиляцией составляют суть жизни человека. В тот момент, когда она прекращается, наступает биологическая смерть организма.

Противоположные начала, их единство и борьба в социальном развитии

Единство и борьба противоположностей - закон диалектики, который применим и к анализу понятия «общественное развитие». Ведь социальный прогресс есть не что иное, как результат борьбы противоположных начал, заложенных в его, казалось бы, единой сущности.

Особое внимание проблеме общественного развития на основании диалектических законов уделяли Маркс, Энгельс и их последователи. Они основное противоречие видели в отношениях разных социальных классов по поводу собственности и материального производства. Закон единства и борьбы противоположностей, примеры и подтверждение которого они находили во всех формациях, во многом стал методологической основой для разработанной ими классовой теории развития человеческой цивилизации.

Законы и принципы диалектики в примерах. June 16th, 2012

Оригинал взят у bloggmaster в Законы и принципы диалектики в примерах.

Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.



Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

. законы диалектики;

. принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Выделяются три базовых закона диалектики:

. единства и борьбы противоположностей;

. переход количества в качество;

. отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Примеры : существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

Мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

Смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

. "эстафета поколений";

Смена вкусов в культуре, музыке;

Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

Развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:

. принцип всеобщей связи;

. принцип системности;

. принцип причинности;

. принцип историзма.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

Вечность, неуничтожимость истории, мира;

Его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные (софистика, эклектика, догматизм, субъективизм ). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:

Сущность и явление;

Причина и следствие;

Единичное, особенное, всеобщее;

Возможность и действительность;

Необходимость и случайность.

Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними.

Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна.

Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей.

Относительно внешняя сторона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности, познаёт только эту, внешнюю сторону единства и борьбы противоположностей. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически - как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу. «Диалектика есть учение о том,… как бывают… тождественными противоположности…» . С точки зрения разумного диалектического мышления действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.). Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс их развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий».

В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов и лишь внешне сопоставленных сторон предмета.

Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная диалектика» — апория).

В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант «устранял» антиномии лишь путём дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма.

Для современной буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с другой — попытка отрицать эту категорию, подменяя её терминологическими различениями (позитивизм).

Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей «как закон познания (и закон объективного мира)» . Подход к этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого.

Раздвоенность единого на полюсы - лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама «истина есть процесс» .

Классический образец такой структуры — «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведёт исследование вперёд по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Поэтому развёрнутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы».

Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные от внутренних.

Выражение «борьба противоположностей» содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои революционные выводы. Социализм есть закономерный результат развёртывания и разрешения путём социальной революции противоречий капитализма.

Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путём противоречий, но они носят специфический, неантагонистический характер. Марксистское понимание единства и борьбы противоположностей противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое всё чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению.

Мировоззренческое и воспитательное значение закона единства и борьбы противоположностей выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентируют на бесконечное творчество.

Литература

В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики» . ПСС, изд. 5, т. 29, с. 98 .

В. И. Ленин. К вопросу о диалектике. ПСС, изд. 5, т. 29, с. 316 .

В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики» . ПСС, изд. 5, т. 29, с. 183 .

Разделы: Философия, Диалектический материализм

Общий смысл закона

Источником и содержанием всякого движения и развития являются противоречия, борьба противоположностей . Если закон перехода количества в качество отображает формы движения и развития, но не раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое, то закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, источник движения и развития, дальше которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов развития. Этот закон поэтому был оценен Лениным как ядро диалектики , основной среди основных законов диалектики. Ленин видел коренное отличие диалектики от метафизики прежде всего в ядре диалектики.

Ленин отмечал, что метафизическая концепция развития «мертва, бледна, суха». В ней «остается в тени само движение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне - бог, субъект etc.)». В диалектической концепции «внимание устремляется именно на познание источника само движения1.

Противоположность

В гнездо категорий закона входят две центральные категории - противоречия и единства . Как уже отмечалось, на определенном уровне рассмотрения действительности двумя предельно широкими ее сторонами выступают качество и количество. На этом уровне уже обыденное мышление обнаруживает два предельно широких отношения - различие и сходство (включающее тождество ). Все отношения вещей могут быть сведены к различиям и сходствам. Эти отношения являются предметом и теоретического мышления, включая формальную логику. Так, физика классифицирует элементарные частицы по их сходствам и различиям. Дальнейший теоретический анализ-диалектическое мышление под отношениями сходства и различия обнаруживает более глубокие, фундаментальные отношения - противоречия и единство. Во всяком различии заключено противоречие.

«Обычное представление, - писал Ленин, - схватывает различие и противоречие, но непереход от одного к другому, а э т о с а м о е в а ж н о е . …Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности . Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению одно к другому, - приобретают ту негативность, которая является в н у т р е н н е й п у л ь с а ц и е й с а м о д в и ж е н и я и ж и з н е н н о с т и »2 .

Обнаружение скрытых в различиях противоречий - одно из важнейших открытий диалектики, которое перевело человеческое мышление в «иное измерение». Среди различий необходимо выделить прежде всего внутренние различия предметов, явлений, процессов.

12 Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей

В этих различиях, в свою очередь, был обнаружен главный, определяющий момент: внутренние различия вещей выступают как различие предмета с самим собой , отличие предмета от самого себя. Каждый предмет, оставаясь самим собой, в то же время непрерывно изменяется («все течет») и поэтому в каждый момент времени является самим собой и другим. Символически это можно представить: вещь есть А и не-А , или А·Â. Диалектика показала, далее, что различие предмета с самим собой есть отрицание предметом самого себя, противоречие предмета с самим собой , или, иначе, противоречие в сущности предмета.

Противоречие - это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон . Главным источником развития являются внутренние противоречия.

Противоречие развития, как уже говорилось, заключается в том, что вещь не обладает однозначной сложностью, она всегда «сложнее самой себя», т.е. непрерывно выходит за рамки своей сложности, постоянно превосходит свою сложность. В своеобразной форме эта противоречивость всякого бытия выражена в математической теории множеств Г. Кантора. Математика не схватывает развития как такового, она выражает лишь его результаты. Однако в этих результатах, «окаменевшем», формализованном развитии, в определенной мере выражена противоречивая природа бытия. Она схвачена, в известной степени, в парадоксах теории множеств. Парадокс универсального множества (множества всех бесконечных множеств) заключается в том, что, с одной стороны, множество всех множеств является наибольшим, всеохватывающим (имеющим наибольшую «мощность»), а, с другой стороны, множество всех подмножеств универсального множества оказывается большим, чем само универсальное множество. Последнее, таким образом, больше самого себя .

Главным источником развития являются внутренние противоречия вещей. В свою очередь важнейшей формой внутренних противоречий выступает противоречие предмета с самим собой, т. е. противоречие, в котором в качестве одной из «сторон» выступает предмет в целом, а другой - то новое, более сложное, что постоянно выходит за рамки предмета, постоянно его превосходит.

В определении противоречия можно выделить две части. Первая, важнейшая, указывает специфический для противоречия признак, составляющий собственно противоречие, - отношение взаимоисключения, взаимоотрицания . Противоречие - это отрицание, исключение, «отталкивание», борьба. Отрицание - дух противоречия. Положительное и отрицательное электричество, масса и энергия, ассоциация и диссоциация химических веществ, жизнь и смерть, производство и потребление, частная и общественная собственность находятся в отношениях взаимного исключения, взаимного отрицания, борьбы.

Противоречия имеют всеобщий, универсальный характер . Они присущи всем предметам, явлениям, процессам, существуют в них непрерывно, от начала до конца развития вещей. В мире нет никакого равного себе, непротиворечивого бытия, «чистого покоя», абсолютного духа и т.д.

Противоречие является внутренним содержанием сложности как интегрального признака развития. Сложность - это интегрированное многообразие, а последнее основано на различиях, скрывающих в себе противоречия.

Будучи универсальным, противоречие в то же время выступает в различных специфических формах , присущих различным формам материи, ступеням развития вещей, общественно-экономическим формациям и т. д.

Раскрытие противоречий является непременной внутренней стороной всякого познания. Осознаем мы или нет, но человеческое познание всегда имеет дело с противоречивой реальностью. Высшая ступень познания вещи связана с раскрытием ее внутренних противоречий. В познании противоречий можно выделить три основные ступени. Первую ступень составляет знание, основанное на обнаружении различий. Вторая ступень обнаруживает противоречия, но схватывает их еще в парадоксальной форме, когда стороны противоречия осознаются в огрубленном виде. Таковы, например, парадоксы, сформулированные Зеноном и Кантом. Кантовская антиномия конечного-бесконечного фиксировала неизбежность утверждений о конечности и бесконечности мира, однако эти утверждения оказывались несовместимыми. Ступень антиномии, парадокса проходит в познании своего предмета каждая наука, хотя возникающие парадоксы и не всегда формулируются в явном виде. Таковы, например, парадоксы теории множеств Г. Кантора, неразрешимые в рамках этой теории. Ступень парадокса прошла квантовая теория вещества и поля с ее корпускулярно-волновым дуализмом. Логика парадоксов, кажущихся неразрешимыми трагических противоречий, использована в эстетике экзистенциализма.

Третья ступень познания противоречий схватывает противоречия в их действительной сущности. Парадоксы разрешаются благодаря тому, что противоположные стороны или тенденции начинают рассматриваться как взаимопроникающие друг друга. Энгельс поэтому называл закон единства и борьбы противоположностей законом взаимного проникновения противоположностей1 . Исключая, «отталкивая» друг друга, противоположности в то же время не существуют друг без друга, внутренне предполагают «свое другое», несут его в себе. Так, различение положительных чисел имеет смысл только тогда, когда выделяются также отрицательные, понятие материи имеет смысл только в противопоставлении сознанию, следовательно, предполагает понятие сознания. Капитал и рабочая сила не могут существовать друг без друга, ибо капитал - результат эксплуатации рабочей силы, а последняя не может существовать, не продавая себя капиталу.

Мы подошли, таким образом, к определению единства противоположностей .

Это определение - «перевернутое» определение противоречия. Единство - отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон . Специфическим признаком единства выступает взаимное предполагание, неспецифическим - указание на противоречие, взаимоисключение сторон. Определения двух противоположных отношений - противоречия и единства включают каждое указание на «свое другое».

Единство является вторым существенным моментом сложности как интегрированного многообразия.

Единство - необходимая и весьма сложная сторона всякого бытия. Единство непосредственно характеризует все содержание вещи или явления, которое делает их такими, какими они являются. Единство, таким образом, непосредственно обусловливает целостное качество, природу, сущность вещи. Однако если для поверхностного, метафизического мышления единство абсолютно, то диалектическое мышление обнаруживает в недрах единства его внутреннее самоотрицание, противоречие. Вещь никогда не является абсолютно тождественной себе, «единой с собой», она всегда находится в противоречии с собой. Таков же характер и человеческого бытия: человек всегда находится в единстве и противоречии с самим собой.

В диалектике для характеристики рассматриваемого закона используется также термин «борьба». Однако он не несет в себе какой-то особой категории, борьба - это противоречие. Категория противоречия раскрывается с помощью ряда терминов. Слово «борьба» хорошо выражает активность, «напряженность», действенный характер противоречия.

Категория противоположности имеет три основных значения. Прежде всего, противоположности - стороны или носители противоречия. Рабочий класс и буржуазия - противоположности, а отношения между ними - противоречие и единство. Во втором значении, неразрывно связанном с первым, противоположность есть отношение противоположностей. Рабочий класс и буржуазия - противоположные классы, находящиеся в отношении противоположности (и единства). Всякое противоречие, включающее противоположные стороны, есть также отношение противоположности.

Однако в третьем значении отношение противоположности не совпадает с отношением противоречия. Если противоречие не охватывает главные, основные стороны вещей, а затрагивает лишь второстепенные, то принято говорить о противоречиях, а не.о противоположности между вещами. Если противоречия расширяются и захватывают основные стороны вещей, они становятся также противоположностями данных вещей. Рабочий класс и трудовое крестьянство при капитализме не являются противоположными классами и поэтому между ними отсутствует классовая борьба. Если крестьянин становится крупным частным собственником, его отношение к наемным рабочим, мелким и средним крестьянам оказывается отношением противоположности.

Предыдущая38394041424344454647484950515253Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Закон единства и борьбы противоположностей

Развитие и всеобщая связь явлений находит обобщенное отражение в основных законах диалектики. Эти законы, впервые сформулированные Г. Гегелем и получившие затем углубленную материалистическую трактовку в марксистской философии, отвечают на вопросы об источниках, механизме и направленности развития, а также о характере взаимосвязи противоположных сторон, свойств, тенденций в составе развивающегося целого.

Суть данного закона проявляется через категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Тождество – это равенство, совпадение предмета с самим собой или равенство, совпадение предметов между собой в главном, в основном. Различие – неравенство, несовпадение предмета с самим собой или неравенство, несовпадение двух или более предметов друг с другом в не главном, неосновном.

Закон единства и борьбы противоположностей

Противоположность – различие, доведенное до предела. Противоположности предполагают друг друга. Они всегда находятся в единстве. Нет верха без низа, нет правой стороны без левой и т.п.

Противоположности могут «мирно сосуществовать» в рамках целого, не нарушая его, а могут вступать в противоборство. Борьба противоположностей и есть противоречие . Диалектика исходит из того, что все предметы и процессы в мире внутренне противоречивы. Диалектическое противоречие характеризуется единством внутренних противоположностей и их взаимоисключением. Так, в отношении любого объекта можно выявить указанные выше противоположности: причина - следствие, необходимость - случайность и т.п. Диалектика рассматривает противоречие как внутренний источник самодвижения, саморазвития процессов и явлений действительности.

Наряду с традиционными категориями современное диалектическое мышление оперирует понятиями симметрии и асимметрии, порядка и хаоса, элементов и структуры, дискретности и непрерывности, линейности и нелинейности и др. Диалектическое миропонимание предполагает в любой вещи усматривать присущие ей противоречия, везде и во всем видеть альтернативные подходы, аспекты, свойства.

Разным формам движения материи присущи свои специфические противоположности .Для физических процессов - это противоположные электрические заряды, притяжение и отталкивание, частицы и античастицы, электронная и дырочная проводимость и др. Типичные противоположности в химии - кислоты и основания, окислитель и восстановитель, прямая и обратная реакции и т. п. Для биологии существенны противоположности наследственности и изменчивости, ассимиляции и диссимиляции, рождения и смерти и др. Взаимодействие указанных выше противоположностей лежит в основе рассматриваемых процессов, позволяет объяснить их сущность, их внутреннюю причину. Из приведенных примеров понятно методологическое значение выявления в процессе познания единства и «борьбы» противоположных сторон и свойств различных объектов.

Особенно актуальна проблема диалектического противоречия применительно к социальной форме движения. Именно в контексте общественных противоречий получает объяснение то, что главный закон диалектики традиционно называется законом единства и борьбы противоположностей. Термин «борьба» специфичен для антагонистических противоречий, а они не редкость в обществе, в том числе и в наше время. Это противоречия между непримиримо враждебными силами, когда возникают такие острые формы конфликтов, как война, восстание, революция и т. п.

Предыдущая31323334353637383940414243444546Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Основные законы диалектики.

1)Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития , отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество — …

Понятие «тождество » обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными .

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию .

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться .

Основные формы разрешения противоречий:

Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

Победа одного и уничтожение другого,

Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[* Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон определяет механизм развития , отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,

Изменение скорости движения,

Изменение объема информации,

Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок ».

(Пример: в границах 0 — 100 0 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства — температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 100 0 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

постепенный — длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

мгновенный — характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

3)Закон отрицания отрицания.

Этот закон определяет направленность развития , выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания , или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез . Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.

(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е.

Материалистическая диалектика

сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией .

. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания .

Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача.

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

— на уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз » (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

— на уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

— на уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

— позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

— связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

— связан с процессом смены научных теорий.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...