Специфика философского мышления. Философия как наука и способ мышления

Утверждал: «Я мыслю, следовательно я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником .

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты . Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция .

Мышление связано с функционированием мозга , однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка , логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно -знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики , гносеологии , диалектики .

История представлений о мышлении

Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис) был Парменид . Результатом такого мышления может быть как истина , так и мнение .

С точки зрения психологии

В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания ; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание , восприятие , процесс ассоциаций , образование понятий и суждений . В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Операции мышления

  • Анализ - разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез - объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
  • Сравнение - сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация - группировка предметов по признакам.
  • Обобщение - объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация - выделение частного из общего.
  • Абстрагирование - выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Виды мышления

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мышление (философия)" в других словарях:

    Мышление: Мышление (философия) Мышление (психология) … Википедия

    Мышление: Мышление (философия) Мышление (психология) Cписок значений слова или словосочетания со ссылк … Википедия

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    мышление - МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление (значения). Мышление в диалектической логике понимается как идеальный компонент (деятельность в плане представления, изменяющая идеальный образ предмета) реальной деятельности… … Википедия

    Течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

    философия - ФИЛОСОФИЯ (от греч. phyle любовь и sophia мудрость; любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и… … Философская энциклопедия

    Теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным оформлением, теор. интерпретацией мировоззренч. проблем. В границах европ.… … Энциклопедия культурологии

Одна из задач философии применительно к проблеме познания состоит в раскрытии содержания природы самого познания, выявлении его форм, структуры и типологии .

Долгое время в отечественной философской литературе многообразие форм познания и уровней знания сводилось в основном к выделению “чувственного” и “рационального (логического)” познания. Так, в случае рассмотрения научного знания с точки зрения его системности, иерархичности на первый план выходит проблематика взаимоотношений теоретического и эмпирического. Что же такое чувственное и рациональное. В понимании и объяснении чувственной природы познания многое сделали сторонники сенсуализма (от латинского “sensus” — чувство, ощущение). Ведущую роль в познании они отводили чувственности — ощущению и восприятию. Действительно, познание человеком внешнего мира осуществляется посредством ощущений. В соответствии с этим ощущения становятся источником знаний. Ощущение — исходный, простейший элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Верхний порог чувствительности устанавливает такую величину интенсивности раздражения, при которой возникают болевые ощущения. Экспериментально установлено, что восприимчивость органов чувств растет в арифметической прогрессии, при росте интенсивности действия раздражителей — в геометрической. В ходе эволюции живой природы у растений и животных развились специфические анализаторы, позволяющие воспроизводить различные виды ощущений, т.е. по-разному реагировать на многообразные раздражители.

Например, мимоза на механическое воздействие (прикосновение руки) отвечает складыванием листьев. А теплокровные животные не воспринимают инфракрасного излучения. Все это свидетельствует о различной способности воспринимать и перерабатывать информацию (сведения об окружающем субъекта мире) у разных организмов. Если под этим углом зрения подойти к человеку, то на первом месте в ряду органов восприятия у него стоит зрение и осязание, затем — слух, вкус, обоняние. В последние годы внимание ученых привлекли способности, обнаруженные у некоторых людей к сверхчувственному восприятию (экстрасенсы). При обилии сведений об этом явлении, в большинстве своем не выходящих за рамки его констатации, природа экстрасенсорного восприятия остается неясной. Важно подчеркнуть, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важнейшее место, пожалуй, занимает обучение и воспитание. Исходными предпосылками познания ощущения становятся только в процессе восприятия. Восприятие — это такое отражение человеком (и животным) предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов. Восприятие человека формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере индивидуального развития и приобщения к культуре человек выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. Биологическая природа восприятия исследуется физиологией высшей нервной деятельности, основная задача которой — изучение структуры и функции головного мозга, а также всего нервного аппарата человека. Именно деятельность системы нервных структур служит основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, отображающих отношение предметов.

Предшествующий опыт человека в процессе восприятия позволяет узнавать вещи и классифицировать их по соответствующим признакам. В ходе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные самим человеком. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов. Однако познание не ограничивается процессами непосредственно-чувственного отражения: восприятием и ощущением. Важнейшая роль в достижении истины отводится мышлению. Мышление — процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. В отличие от ощущения и восприятия, мышление осуществляет сложно опосредованное отражение действительности и позволяет человеку получить знание о таких ее признаках и свойствах, которые не могут быть восприняты непосредственно его органами чувств. Что лежит в основе отмеченных возможностей мышления? Мыслительная деятельность предполагает активное соотнесение между собой данных практического опыта и результатов, представляющих продукт абстракции в форме категорий, понятий. Абстракция проявляется в процессе абстрагирования, который состоит в отвлечении от многих конкретных предметов, их свойств и признаков, затрудняющих изучение явления в его, так сказать, “чистом виде”.

Мышление имеет социальную природу, т.е. каждый индивидуум становится субъектом мышления, лишь овладев социальным опытом, языком, приемами мыслительной деятельности. Именно в процессе материального и духовного воплощения результатов мышления в человеческой практике устанавливается соответствие полученных знаний объективному миру. Другими словами, в ходе социально-экономической деятельности мышление человека, его каждодневное включение в мир реальных вещей помогает ему отбросить то, что “не работает”, и использовать то, что облегчает ему жизнь, способствует достижению поставленных целей.

Вместе с тем мышление есть функция мозга. Об этом речь шла в главе, посвященной проблеме сознания. Сложная природа мыслительного процесса сделала мышление объектом изучения многих дисциплин — от психологии и физиологии высшей нервной деятельности до логики и теории познания. Успехи в раскрытии природы познания, уточнение представлений о его чувственной и рациональной формах привели на определенном этапе к их абсолютизации, вылившейся в противоречие эмпиризма и рационализма. Эмпиризм (от греческого слова “empeiria” — опыт) — такое философское направление, сторонники которого чувственный опыт считают единственным источником знания. Возникновение эмпиризма своими корнями уходит в эпоху философии Нового времени.

Особенно широкое распространение эмпиризм получил в учениях философов-идеалистов в XIX в. Именно тогда он был положен в основу теории познания многих философских течений и прежде всего позитивизма и родственных ему направлений. Противоположное эмпиризму направление — рационализм (от латинского слова “rationalis” — разумный). Его сторонники пытались уподобить истины, лежащие в основе всякого знания и якобы обосновывающие сами себя, “ясным и отчетливым” математическим аксиомам. Философская суть рационализма проявляется в утверждении, что разум — основа бытия, познания и морали. Широкое распространение термин “рационализм” получил опять же в XIX в. В своем большинстве выразители рационалистической философии настаивают на учении, согласно которому всякая реальность имеет в себе самой или в начале, от которого она происходит, достаточное основание для собственного бытия. Подобная трактовка рациональности преследует цель устранить различие между материализмом и идеализмом. Рационализм исходит из того, что разум становится источником и критерием достоверности знания, в рамках рационализма мышление отрывается от чувственного восприятия.

Рационализм

Рационализм подразделяется на онтологический и гносеологический. Онтологический рационализм утверждает разумность бытия, наличие в бытии некоего разумного начала. Гносеологический — объявляет разум главной формой познания. В противовес чувственному созерцанию эмпириков рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) выдвинули идею сверхчувственного. Издержки подобного подхода сказались в абсолютизации понятия “интеллектуальная интуиция”, посредством которой разум, без опоры на опыт и минуя чувственные данные, приходит к непосредственному постижению сущности бытия. Противостояние эмпиризма и рационализма оставило заметный след в истории философии. И хотя понимание действительных причин имевшего место заблуждения позволило преодолеть его, последствия односторонней трактовки не устранены окончательно. Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие определяется по следующим основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т. п. Эмпирическое — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступные чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.

Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия. Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизирования — своеобразной реакцией на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания. Познание — сложный процесс, включающий в себя не только разнообразный набор технических и информационных средств, не только специально подготовленного исследователя, сегодня действующего, как правило, в рамках многочисленных коллективов, но и все человеческие способности, свойственные индивиду как личности, существу, обладающему биосоциальной природой. Одна из таких способностей, играющих заметную роль (хотя и не всегда фиксируемую) в открытии нового, ранее неведомого — это интуиция. Под интуицией понимается человеческая способность постижения истины, достижения нового знания без помощи чувственного и рационального опыта, как бы в результате некоего озарения, источник которого, как полагают, — в душе человека.

Проблемы интуиции, разгадка ее тайны стали предметом устойчивого философского интереса. Появилось даже такое философское течение, как интуитивизм. Правда, в нашей стране в свое время оно было объявлено “реакционным идеалистическим” учением, представляющим разновидность иррационализма. А надо сказать, что основоположником этого философского течения — интуитивизма — был наш соотечественник, русский философ Н. О. Лосский (1870-1965). Им было написано немало трудов по различным философским вопросам, но особую известность и заслуженное мировое признание принесли ему сочинения в области интуитивизма. Словом “интуиция” Лосский называл “непосредственное созерцание предмета познавающим субъектом”. Он исходил из того, что достоверное знание получается не иначе, как в результате такого непосредственного наблюдения предметов в их истинном значении.

Согласно интуитивизму , познающий субъект способен непосредственно созерцать любые виды и стороны бытия, существующие в мире, а посредством интеллектуальной интуиции он может наблюдать события не только реального мира, но и бытие идеальное. Короче говоря, представления об интуиции, раскрывающие одну из сторон взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, дают возможность выйти за рамки взаимоотношений чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Факт присутствия в познавательном творчестве явления, именуемого интуицией и не получившего пока строгого научного объяснения, тем не менее не опровергается, а напротив, подтверждается многими исследователями.

Наряду с отмеченными выше средствами и способами научного познания в последние годы его возможности возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации. На базе принципов кибернетики, в результате успехов в деле конструирования и производства компьютеров зародилось и стремительно развивается направление информатики. Ее присутствие обнаруживается во всех сферах человеческой жизни. Важное место информатика занимает и в научном познании. Одна из животрепещущих проблем, находящихся в центре острых дискуссий, — проблема искусственного интеллекта. Сегодня с понятием “искусственный интеллект” связывают не только частные отделы наук, но говорят об особой науке, имеющей свой предмет и методы исследования. Истоки философского осмысления природы и возможностей искусственного интеллекта уходят в далекое прошлое культуры и науки. Важными вехами на пути трактовки деятельности разума как манипулирования символами выступают учения Коперника, Галилея, Гоббса, Декарта, Юма, других философов. Вычислительная машина, в сущности, представляет устройство, предназначенное для обработки символов. Именно символы способны быть носителями самой разной информации. Язык тем самым выступает в качестве своеобразного инструмента, и этот инструмент весьма существенно определяет представление о мире, которое формируется у носителя языка, в частности, у пользователя ЭВМ. Процесс усложнения данных, используемых в ЭВМ, заставил изменить отношение и к ним и к знаниям. Появление структурированных данных — списков, документов, семантических сетей, фреймов — повлекло возникновение специальных средств для их хранения: информационных банков и базы, которые стали называть интеллектуальными. Последнее определение означает, что в ходе обработки данных по специальным вспомогательным программам осуществляется их поиск, запись, отбор и т. п.

В ходе усложнения формы представления информации усложнялись и процедуры ее обработки. Возник подход, в соответствии с которым работа с данными (знаниями) вышла на первое место.

Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления

Основные разделы и направления в философии

Функции философии

Предмет и основной вопрос философии

Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления

Тема 1. Предмет, основной вопрос и система философии

Я всœегда верил в освобождающий характер философского познания. Философия была всœегда для меня борьбой с конечностью во имя бесконечности. Я стал философом, чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной жизни, ее уродства.

Н.А. Бердяев

1. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., ʼʼИздательство МГУʼʼ, 2001.

2. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995, № 1.

3. Гадамер Г. Миф и разум / Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, ʼʼКурсивʼʼ, 2000.

5. Горелов А.А. Философия. М., ʼʼЮрайт-Издатʼʼ, 2003.

6. Зотов А. Феномен философии // Вопросы философии. 1991, № 12.

7. Канке В.А. Философия. М., Издательская корпорация ʼʼЛогосʼʼ, 1998.

8. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. 1997, № 9.

9. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С. 3-210.

10. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., ʼʼЛогосʼʼ, 1996.

11. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ ʼʼМарТʼʼ, 2004.

12. Свинцов В.И. Основной вопрос философии: миф или реальность? // Общественные науки и современность. 1995, № 4.

13. Спиркин А.Г. Философия. М., ʼʼГардарикиʼʼ, 2003.

14. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО ʼʼИздательство АСТ; Филологическое общество ʼʼСЛОВОʼʼ, 2000.

15. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993, № 8.

16. Чанышев А.Н Философия как "филология", как мудрость и как мировоззрение // Вопросы философии. 1995, №№ 5-6.

Постижение философии - ϶ᴛᴏ прямой, хотя и трудный путь к образованности и культурности человека. Философия обобщает, систематизирует сложившиеся знания об окружающем мире. Это знание, прежде всœего, о человеке, его сущности и уникальном месте в мире, смысле жизни.

Термин ʼʼфилософияʼʼ введен Пифагором. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) - ϶ᴛᴏ форма общественного сознания, система идей, направленная на поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Х. Ортега-и-Гассет говорил: ʼʼФилософия - ϶ᴛᴏ ʼʼжизненный разумʼʼ, это выражение высшей потребности разума обосновать свое собственное существованиеʼʼ.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение - ϶ᴛᴏ обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие ʼʼмировоззрениеʼʼ шире понятия ʼʼфилософияʼʼ, ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия - ϶ᴛᴏ система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.

Миф - ϶ᴛᴏ эмоционально окрашенные, вневременные, архетипически структуированные представления человека о мироустройстве. Это форма не только мысли, но и жизни. Миф постоянно смешивается с обыденным опытом. Функция мифа состоит в том, чтобы не объяснять, а подтверждать, не удовлетворять любопытство, а придавать уверенность и силу представлениям человека, связывая между собой смыслы происходящих событий.

Религия своим основным признаком имеет веру в священную сверхъестественную силу – Бога и ритуальное поклонение ей. Священное, в отличие от сверхъестественного вообще, включает еще в себя признание безусловной ценности его для человека. В корне религии лежит догма о сотворенности мира и человека Богом. Религия является важным фактором интеграции и стабилизации общества, она есть один из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности.

Наука - ϶ᴛᴏ совокупность достоверных (объективных) знаний человека о мире и самом себе. Критериями научного знания является систематизированность, доказательность, опытная проверяемость, непротиворечивость. Наука была всœегда опорой и союзницей философии.

Определяя философию как особую форму мировоззрения, крайне важно подчеркнуть наличие в ней органического соединœения двух начал – научного и духовного. В истории философии проблема их взаимосвязи, а, следовательно, и предметного содержания, издавна представлена такими подходами, как сциентизм и антисциентизм. Основной предмет полемики: возможно ли философию рассматривать как разновидность научного познания мира?

Сциентисты, к примеру Аристотель, Конт, Маркс, отождествляли философию с естествознанием на базе единства их логико-методологического базиса. Чертами философского знания объявлялись строгость, недвусмысленность, проверяемость, воспроизведение действительности, руководство изменением мира. Антисциентизм, напротив, жестко утверждает, что философия родственна искусству, интуиции или художественному творчеству. Это Бердяев, Ясперс, Дильтей и другие. Сегодня происходит снятие крайних позиций в определœении философии. Формируется так называемый ʼʼгуманитарный подходʼʼ. Его представители считают, что философия не является в чистом виде ни наукой, ни религией, ни искусством. Она способна охватить одновременно всœе способы интерпретации мира. Речь идет о научном и ценностном освоении бытия.

Итак, можно говорить о существовании двух философий, или о двух способах интерпретации бытия – ценностном и научном. Ценностная философия не интересуется ʼʼобъективной реальностьюʼʼ, взятой независимо от ее значения для человека. Она выступает как система ценностных суждений о месте человека в мире, о существовании мира как справедливом или несправедливом, прекрасном или безобразном. Такова мысль Эпикура, Ницше, Соловьева, Бердяева. Предмет ценностной философии - ϶ᴛᴏ всœеобщее в системе ʼʼМир – Человекʼʼ, взятое с точки зрения личностного восприятия мира.

Современный немецкий мыслитель К. Ясперс пишет: ʼʼВ случае если науки в своих областях получили убедительно достоверные и общепризнанные знания, то философия не добилась этого, несмотря на свои старания в течение тысячелœетий. Нельзя не признать: в философии нет единогласия относительно окончательно познанного. То, что, по убедительным причинам, всœеми признается, становясь благодаря этому научным знанием, уже не философия. Полученная же достоверность не является научной, ᴛ.ᴇ. одинаковой для каждого разума, а представляет собой удостоверенностьʼʼ.

В случае если наука стремится к новому знанию, ценностная философия живет новым видением одних и тех же проблем, обращаясь к предельным основаниям человеческого существования. Это вопросы о смысле жизни, происхождении человека, предназначении человеческой истории. Философских ʼʼистинʼʼ столько же, сколько философов. Мы не можем противопоставлять различные философии как ʼʼистинуʼʼ и ʼʼложьʼʼ. К примеру, считать правым Эпикура, который воспевал телœесные радости бытия, и ошибающимся Сенеку, проповедовавшего стоическое безразличие к ним.

Философии, как и науке, присущи доказательность, систематичность, стремление к обобщению результатов познанию и раскрытию законов окружающего мира. Но в отличие от научных философские положения нельзя подтвердить или опровергнуть на опыте. Философия имеет дело с предельно общими понятиями. Каждый философ добавляет свой вариант решения проблем свободы, истины и т.п. Невозможно и показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Одновременное существование множества философских систем, направлений также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке. К тому же постоянное обращение философии к духовному миру человека, смыслу жизни, нравственных ценностях делает ее учением о должном, о том, что должно быть, а с этими вопросами частные науки дела не имеют.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, антисциентисты правы: в той мере, в какой философия обсуждает экзистенциальные вопросы о смысле бытия, она не может считаться наукой. Философия является самостоятельной областью теоретического знания. Образно говоря, философия - ϶ᴛᴏ ʼʼкрышаʼʼ над зданием духовной культуры общества, обобщение познавательного опыта человечества, его итог, резюме.

У человеческой мысли нет примирения со смертью. Из этой жизненной потребности и рождается философия. Человек стремится найти пути к достижению бессмертия, но для этого крайне важно выявить связи между своим ограниченным в пространстве и времени существованием и миром в целом, универсумом, который обладает качеством вечности, безграничности, целостности. Каждый человек осмысливает свои взаимоотношения с миром, в связи с этим каждый из нас в какой-либо степени философ.

Немецкий мыслитель И. Кант писал: ʼʼНельзя научиться философии, т.к. ее просто не существует как законченной системы знаний, к примеру, как математики, физики, химии. Можно научиться философствоватьʼʼ. Что означает данная фраза? Философское мышление - ϶ᴛᴏ особая установка мысли, своеобразная манера рассуждения, в базе которой находится несколько принципов.

Принцип универсализма предполагает рассмотрение любого отдельного явления как момента субстанциональной всœеобщности. В этом смысле нефилософское познание мира имеет принципиально противоположную установку: изучая отдельные фрагменты реальности, субъект настолько углубляется в законы их строения, функционирования и развития, что всœеобщее постепенно ʼʼугасаетʼʼ в них; их относительная самостоятельность превращается в замкнутую систему, как бы выключенную из цепи универсальных связей действительности.

Принцип субстанционализма означает стремление объяснить или пережить ʼʼвсœе имеющееся бытиеʼʼ через некое первоначало, дойти до самого основания. В чем причины существования данной установки? Все в мире изменяется, в связи с этим нужно найти нечто неизменное и устойчивое. Во всœем можно сомневаться, тем не менее крайне важно найти нечто бессомненное, в чем уже нельзя усомниться. Проблемы философии настолько безграничны по объёму, что требуют дойти до самого основания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ само не требовало бы дальнейшего объяснения.

Принцип умозрительности дословно можно перевести, как ʼʼумей зреть умом, а не глазамиʼʼ. Философия есть исключительно интеллектуальная теоретическая деятельность, связанная с постоянными размышлениями, сопоставлениями, свободой мысли. Это и полет фантазии, и мысленные конструкции, и мысленные эксперименты. К примеру, современный испанский мыслитель Ортега-и-Гассет призывал своих слушателœей рассматривать философию как прекрасную интеллектуальную, чисто теоретическую игру, которая намного приятнее, чем настоящая жизнь.

Спекулятивность философского мышления: создание знаний без обращения к практике. Философ имеет дело с явлениями, уже представленными в знании своей эпохи, а не получает их опытным путем. К примеру, английский методолог ХХ в. Б. Рассел спрашивал: ʼʼРазве можно в лаборатории получить ответы на такие вопросы: что такое дух, разделœен ли мир на материю и сознание, человек на тело и душу, имеет ли Вселœенная единство и цель?ʼʼ

Абстрагирование (абстракция – ʼʼотвлечение от конкретногоʼʼ) - ϶ᴛᴏ основной метод создания философских знаний. Х. Ортега-и-Гассет писал: ʼʼФилософ исповедует чистый теоретический героизм, занимаясь поисками того, что находится за пределами человеческого опыта. Философствовать, значит искать нечто, находящееся за кадром, не данное в чувствах и ощущениях. Философ ищет то, что стоит за конкретной вещью, событием, ᴛ.ᴇ. как бы ʼʼвторое бытие вещейʼʼ. О какой особенности философского восприятия мира идет речь? Мир (вещи, явления, события) дан человеку через чувства, ощущения и опыт. Это внешнее бытие мира. Но философ объявляет его недостаточным, неудовлетворительным, неистинным. Он ищет то, что находится ʼʼза вещамиʼʼ, что невидимо и неслышимо. Другими словами, он пытается за внешними проявлениями обнаружить внутреннее и скрытое.

Сомнение и проблематизация . Философия начинается с сомнения – так считали древние греки. Философствовать – означает проблематизировать действительность и одновременно искать решения выявленных проблем. Философ выступает как орган социального, познавательного, нравственного беспокойства и как его источник. Это постоянное болезненное состояние самонеудовлетворенности, неудовлетворенности окружающей действительностью – кто этого не имеет, тот не является истинным философом.

Философия есть рефлексия . Рефлексия – ʼʼоборачивание мысли на самого себя, а через себя на окружающий мирʼʼ (Декарт). ʼʼЭто ориентированность на то, как мы воспринимаем себя со стороны; соотнесенность человека и человека в их персональном бытииʼʼ (Гегель). Рефлексивность - ϶ᴛᴏ стремление понять человека и окружающую его действительность не по отдельности, как они существуют сами по себе, но только в их соотнесенности. Данный подход предполагает мысленное разделœение Универсума на две реальности: субъективную, связанную с самоопределœением человека как ʼʼяʼʼ, объективную, существующую вне и независимо от сознания человека.

Философская рефлексия за основу берет человека. ʼʼЯ мыслю, я существую. Несомненно одно – что я есть, мыслю, и это единственное, чего нельзя отрицать, т.к. отрицать - ϶ᴛᴏ уже мыслить. Вещи, о которых я мыслю, могут и не существоватьʼʼ (Декарт). В чем причина данного подхода? Природа существует до человека в своей структуре и взаимосвязях. Мир, который человек воспринимает - ϶ᴛᴏ не мир как он существует сам по себе, а субъективный мир.
Размещено на реф.рф
Человек знает тот мир, который создали его чувства, ощущения, язык, жизненный опыт, сознание. Мир дан человеку субъективно. По этой причине говорить о мире можно только через человека. Философа интересует именно такая ситуация: каким человек воспринимает окружающий мир, что думает о нем, как его познает, какова значимость его для человека. Поле философских размышлений рождается в объектно-субъектной связке.

Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления" 2017, 2018.

Существует очень широкий спектр философских идей, учений, дисциплин. Исходя из этого, можно ли говорить о существовании общего метода философского познания?

Принципиально что впервые именно в рамках философского познания метод начинает восприниматься как самостоятельная проблема. Вне философии интеллектуальная деятельность направлена прежде всего на какой-то практический результат. В философии – прежде всего на процесс познания, на самонаблюдение способа, которым человек пользуется для решения каких-то вопросов. Это и есть проблема метода.

Важнейшим достижением философского осмысления проблемы метода познания в эпоху классики явилось обоснование двух фундаментальных идей:

1) философия реализует свои познавательные и объяснительные возможности в форме рефлексии над фундаментальными характеристиками сознания и универсалиями культуры. Рефлексия – это мыслительная процедура, которая заключается в фиксации и исследований опыта сквозь призму внутренней жизни сознания самого исследователя. При этом содержание опыта рассматривается в таких ракурсах, как 1) механизмы восприятия и обработки информации, 2) личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), 3) способы поведения, 4) психоэмоциональные реакции. Рефлексия и формализация – две интеллектуальные стратегии обращения с абстрактными сущностями. Первая характерна для гуманитарного познания, вторая – для е/научного

2) Во-вторых, был сформулирован вывод о том, что метод познавательной деятельности (в том числе и в философии) должен быть скоррелирован с ее предметом. Зависимость метода от предмета .

В процессе исторического развития философии разрабатывались различные методы познания. Диалектический метод Платона, опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, диалектико-материалистический метод К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д.

Обычно выделяют два основных метода философствования: метафизический и диалектический.

Метафизический метод познания является не столько собственно философским, сколько научным методом исследования природы и социальных объектов. Он возник в эпоху Нового времени в контексте великой интеллектуальной революции, давшей миру классическое естествознание. Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей . В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ , эксперимент , классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.



Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. dialego - искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог

§ имеет полемическую направленность,

§ предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций,

§ представляет собой рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины.

Особое понимание диалектики развивает Аристотель. Диалектика у Аристотеля как форма дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство

Наиболее развитой формой диалектического метода в рамках классической европейской философии была диалектика Г. Гегеля . Диалектика, согласно Г. Гегелю, основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

Таким образом, диалектический метод ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта.

В постклассической философии проблема метода усложняется. Современная философия заявляет о кризисе рефлексивных форм философствования . В качестве методов современного философствования порой провозглашаются «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер), «террористический способ расчленения сущего и понятия» (Ж. Делез) и др.

Обобщим. В отличие от «обычных» наук и обыденного сознания философия стремится зафиксировать в языке своих категорий представление о культуре, природе, мире в целом как целостности. Философия – это искусство мышления об общих, универсальных, интегральных предметах. Если научная дисциплина, как правило, стремится так сказать, «разрезать» свой предмет, то философия – наоборот, обобщить,.

Важно указать и такую черту философского мышления, как творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления обнаруживает себя в социальных прогнозах, в сочинении «утопий» и «антиутопий» - моделей будущего идеального или, наоборот «антиидеального» общества, нужных в качестве ориентира или предостережения человечеству, в предсказании путей научно-технического развития.

Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.

1. Предмет философии и специфика философского мышления

Термин «философия» понимается многопланово: и как форма духовной деятельности, и как форма общественного сознания, и как мировоззрение, и как накопленная человеком сумма идей и взглядов на мир, и т. д.

Однако обобщенно можно сказать, что как наука, философия - это система знаний о мире и о человеке в нем.

И, также обобщенно, можно сказать, что философия, как деятельность - это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Основной особенностью философии, её отличием от других видов знания, является то, что она пытается создать целостную картину мира , стремится к максимальному обобщению результатов познания. Таким образом, объектом изучения, то есть предметом философии, в самом широком, не конкретном смысле, является непосредственно сам мир, как таковой.

Главный метод философии состоит в том, что она изучает не мир в целом , то есть не мир, как простую совокупность фактов и явлений, у каждого из которых есть своя сущность, а мир как целое, то есть мир, как единый факт, требующий выяснения его единой и всеобщей сущности.

Поэтому философия изучает те свойства, связи и отношения мира, которые имеют всеобщий характер, то есть, присущи явлениям всех сфер действительности - неживой природе, живой природе, обществу и сознанию.

Соответственно, для выражения этих всеобщных свойств, связей и отношений, философии требуются особые понятия, которые называются категориями. Категория - это философское понятие, которое фиксирует в себе существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности (время, пространство, изменение, движение, равенство, количество, качество, противоположность и т. д.).

Категории составляют основу языка философии и определяют главную специфику философского мышления, которая заключается в том, что философия обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности.

А поскольку специфика философского мышления требует осмысления фактов и явлений в их мировой всеобщности, то эта же специфика дополняется еще одной важной своей характеристикой - философское мышление всегда логически обобщает результаты познания, концентрирует их смысловое содержание в максимально объединенную форму и сводит к единой картине, то есть синтезирует полученные данные.

Таким образом, специфика философского мышления в своих основных характеристиках заключается в способности философии вскрывать всеобщие закономерности и синтезировать результаты познания .

Естественно, что специфика философского мышления определяет собой и содержательные аспекты философского знания, поскольку содержательные аспекты философского знания являются не чем иным, как непосредственно результатом философского мышления.

Таким образом, особенность философского знания заключается в том, что философское знание, как следствие специфики породившего его мышления, является знанием о всеобщих свойствах, связях и отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности.

Философское знание подразделяется на следующие содержательные аспекты :

1. Мир как целое , исследованный не с точки зрения частного мнения или частной задачи, а с точки зрения его всеобщих свойств, связей и отношений.

2. Природа мира, как совокупность знаний о закономерностях глобальных мировых процессов и о закономерностях отдельных, менее масштабных процессов действительности.

3. Причины развития мировых процессов , как совокупность знаний о главных, основных причинах происходящего.

4. Наиболее общие законы мышления , как совокупность результатов исследований механизмов сознания и познания.

5. Модели познания мира и его преобразования , как совокупность накопленных методов теоретического познания действительности и способов практического решения различных проблем.

Кроме того, важной особенностью философского знания является то, что оно, в отличие от других наук, не располагает критериями и процедурами для утверждения единственно верной истины. Поэтому философия является совокупностью различных, зачастую противоположных философских учений , каждое из которых формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивает только своё единство и отстаивает только свою истину.

Ещё одной важнейшей особенностью философского знания является то, что его содержание неразрывно связано с мировоззрением. Философия играет в формировании мировоззрения особую роль, поскольку ориентирована на раскрытие всеобщих принципов устройства мира и на осмысление важнейших его характеристик. Именно с помощью философии мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретической силы, которая переходит затем в убежденность.

Более всего философия определяет характер и общую направленность мировоззрения человека при решении так называемого «основного вопроса философии », то есть вопроса об отношении сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны:

что является первичным: материя или сознани е?

Быть первичным - это причинно предшествовать другому, быть основой для существования другого, определять его и быть главным содержанием мира. Решается первая сторона вопроса двумя подходами :

1. Монистический подход . Монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю) и содержит в своём составе два основных течения: материализм и идеализм .

Если в основу кладется материя, то это

- материализм, течение философии, где первичным выступает материя , а вторичным - сознание, которое производно от материи. Материализм ищет объяснение мира из самого себя без внешних материи факторов.

Если в основу мира кладется сознание, то это

- идеализм , течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным является подчиненная духу материя.

И деализм в свою очередь делится на две формы:

- субъективный идеализм, где первичным выступает сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание), как формирующее для человека его мир;

- объективный идеализм , где первичным выступает некое Высшее Сознание , существующее независимо как от материального мира, так и от человека.

2. Дуалистический подход - отказ от решения вопроса; равнозначно кладет в основу мира оба начала - и материю, и сознание.

2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ - вопрос о познаваемости мира.

Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира, а другие - не допускает (агностицизм).

Глобальность задач философии, как науки, её всеохватность в своих намерениях, порождает следующую структуру её основных разделов:

1. Онтология - учение о бытии , то есть о том, что реально существует.

2. Гносеология или эпистемология - учение о познании.

3. Логика - учение о формах мышления .

Таким образом, предмет философии, как науки, если понимать его как объект непосредственного изучения, сложно определить однозначно, как это, например, делается в той или иной конкретной области знания. Потому что, если конкретная область знания соответствует задачам изучения какой-либо конкретной области действительности (в географии - земная природа, в биологии - жизнь, в химии - молекулярные процессы, в физике - материальные взаимодействия, в математике - числовые закономерности), то философия изучает настолько разные по своей сущности сферы действительности, что локализовать их в один конкретный предмет непосредственного изучения невозможно .

Однако, учитывая специфичность самого философского знания, можно определить предмет философии следующим образом: предмет философии - это то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.

Основные термины

1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ - что является первичным: материя или сознание?

2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ - вопрос о познаваемости мира.

2 ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПЕРВИЧНОСТИ/ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ И МАТЕРИИ - монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю), содержит в своей структуре материализм и идеализм, а дуалистический подход отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира оба начала - и материю, и сознание.

АГНОСТИЦИЗМ - философская концепция, полностью или частично отрицающая возможность познания мира.

БЫТИЕ - всё то, что реально существует.

ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - учение о познании.

ДУАЛИЗМ - философская позиция, принимающая два равнозначных принципа бытия - и материю, и сознание.

ИДЕАЛИЗМ - течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя.

ЛОГИКА - наука о формах правильного мышления.

МАТЕРИАЛИЗМ - течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на мир и на место человека в нем.

МОНИЗМ - философская позиция, допускающая только один принцип бытия - или материю, или сознание.

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, то есть о том, что реально существует.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - философское течение, где первичным выступает некое Высшее Сознание, независимое как от материального мира, так и от человека.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к материи.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (в целом) - мир, как целое в его всеобщности.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (как частный объект изучения) - то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - философское течение, где первичным выступает индивидуальное человеческое сознание, формирующее для человека мир.

ФИЛОСОФИЯ (как деятельность) - поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

ФИЛОСОФИЯ (как наука) - система теоретических знаний о мире и о человеке в нем.

Трудности

Серьезная трудность, которую здесь можно создать самому себе - это естественная человеческая попытка дать термин, противоположный термину «агностицизм». Почему-то многие к этому склоняются. Лучше оставить эти попытки раз и навсегда. Такого термина пока еще нет. Так и срывающийся с языка, в этом случае, термин «гностицизм», обозначает в философии нечто совсем другое, вообще не относящееся к сути вопроса о познаваемости мира.

Вторая трудность - сходу понять, что такое субъективный идеализм. Оно и понятно - изучение философии только начинается, и, как в любом новом деле, хочется сразу же, чтобы всё было хорошо, правильно и по полочкам. В таком случае знайте - всё, что вы узнали из этой темы о субъективном идеализме, это и есть «хорошо, правильно и по полочкам». Большего, зачастую, не могут добиться сами субъективные идеалисты.

Субъективный идеализм - это далеко не глупость. Это сложнейшая и виртуознейшая работа мысли. Но если касаться учебно-ознакомительного аспекта знакомства с ним, то вполне достаточно ограничиться вот этим сухим определением, которое дано в шпаргалке на этот вопрос. Пока хватит. И надолго.

Главная же трудность, которая часто сопровождает подготовку по этой теме, состоит в том, как понимаются подходы для решения первой стороны основного вопроса философии. Очень часто, почему-то, понимается, что первая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается двумя подходами - идеализмом и материализмом. Нет, и еще раз нет.

Подходы - это не идеализм и материализм, а монизм и дуализм. Хорошо запомним это. А лучше, где-нибудь запишем.

Подход - это то базовое исходное убеждение, это тот основной способ, с помощью которого будет решаться тот или иной вопрос. А вот уже в рамках некоего подхода, некоего исходного убеждения, например, монизма, как в нашем случае, появляются различные философские учения, такие, как наши идеализм и материализм. То есть в данном случае монистический подход такой - будем любить или то, или это, а оба сразу и то и это любить не будем. А дуалистический подход такой - люблю обоих одинаково!

Итак, запомним еще раз:

два подхода к решению первой стороны основного вопроса философии - это монизм и дуализм,

а две формы монистического подхода к решению первой стороны основного вопроса философии - это идеализм и материализм.

И, наверное, следовало бы сказать о разнице между гносеологией и эпистемологией, поскольку иногда это отвлекает от сути темы.

Так вот, по сути данной темы - между ними нет никакой разницы. И то, и другое - это одна и та же наука о познании. Просто исторически прижилось два термина. Поначалу было слово «гносеология», и всем было хорошо. Но в 19 веке кому-то стало плохо, и он соригинальничал (предполагают, что шотландец Ферье), после чего пошел гулять синоним гносеологии «эпистемология».

Практически всем от этого по-прежнему хорошо, а тем, кому от этого нехорошо, пришло в голову создать некую тенденцию для формирования содержательной разницы между синонимами гносеология и эпистемология.

Эта разница начинает формироваться, и состоит в том, чтобы относить к гносеологии только то, что в процессах познания связано с взаимодействием познающего субъекта и познаваемого объекта. На долю же эпистемологии, в соответствии с этой тенденцией, отводят то в процессах познания, что относится только к объективным законам познания, то есть нечто, стоящее вне прямых и конкретных процедур познавательного акта. Хорошо забудем это, но на всякий случай, где-нибудь запишем.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

1.1 Специфика философского познания социальной действительности Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или биологию – всё это – изучение объективной реальности. Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

1. Главные направления современной философии Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

2. Основные современные модели философского мышления Человечество стоит на пороге 2000 г.; с новым веком люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое будет обеспечиваться невиданными возможностями информационных технологий, новыми способами коммуникаций,

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

Глава 1. Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

36. Гносеология и эпистемология как разделы философского знания, их

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Люди уже в доисторические времена создавали представление о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром, и человеком. О существовании этих взглядов и представлении свидетельствуют материальные

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных, памятников, обнаруженных на территории Древней Индии, то тексты индусской (хараппской) культуры (ок. 2500–1700 лет до н. э.), которые до сих пор еще полностью не расшифрованы, являются первым

Из книги Лекции по истории философии. Книга первая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.Принято

Из книги Постмодерн в изложении для детей автора Лиотар Жан-Франсуа

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое -

Из книги автора

1. Природа как предмет философского осмысления Понятие «природа» - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении

Из книги автора

1. Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности

Из книги автора

c. Отделение философского знания от популярной философии Из двух родственных философии сфер, как мы установили выше, одна, частные науки, не может, с нашей точки зрения, быть причисленной к философии, так как она обладает тем недостатком, что, как самостоятельное введение и

Из книги автора

К синтезу социально-философского знания Завершая краткий обзор основных течений современной социальной философии, можно уверенно сказать, что ни одно из них не в праве претендовать на абсолютную истину в последней инстанции. Уже сами названия этих течений, широко

Из книги автора

10. Обращение на предмет философского курса Хьюго ВермеренуНанси, 20 октября 1984Судя по проспекту конференции «Школа и философия», который мне передал твой отец, нам предлагалось рассмотреть тему философского образования учащихся, исходя из того, что «учить и преподавать

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...