Свобода совести включает в право. Религиозные ценности и свобода совести философия
Живя в правовом государстве, необходимо знать много нюансов. Например, о том, совести. В Конституции РФ есть отдельная статья (№ 28), посвященная этому вопросу.
Довольно долгое время государственная (да и любая другая) сфера жизни в России была неразрывно связана с религией. Процесс, который сделал нашу был довольно продолжительным. Предпосылки этого наблюдались еще при Петре I, а окончательная картина сформировалась с Однако понятие «свобода совести» имеет отношение не только к религии. Можно говорить об узком и широком смыслах этого понятия.
Свобода совести - это возможность и право любого гражданина иметь собственные убеждения. Это в широком смысле. В узком же - свобода совести и вероисповедания стоят как бы на одной планке. При этом принято говорить о том, что человек имеет право исповедовать любую религию или же не исповедовать ее вовсе.
Какими ещё признаками обладает светское государство?
- в России никакая вера не должна признаваться и считаться официальной;
- абсолютно все отделены от государства, а также равны перед ним и перед законом;
- то же касается и граждан с разными взглядами на мир, вероисповеданием. Любой из них (будь то православный, мусульманин, буддист или представитель иной религии) имеет те же права и обязанности, что и другие люди.
Стоит отметить, что если в 1917 свобода совести в Конституции предполагала полное обособление церкви от государства. А в 1997 г. в Федеральном законе было отмечено, насколько важную роль сыграло православие в истории развития России. Вот почему многие сегодня принято отмечать и среди рядовых граждан.
Стремительное развитие науки и постоянные ошеломительные открытия дают человеку пищу для размышлений. Они приводят к тому, что он начинает требовать и искать доказательств своим убеждениям. Именно наука является первопричиной того, что во всех цивилизованных государствах существует свобода совести. Она позволяет выбрать то, что каждому отдельно взятому человеку ближе: или упование на высшие силы. Для нормального развития общества необходимо наличие и той, и другой группы людей.
Однако сегодняшние демократические настроения часто приводят к тому, что приверженцы свободы совести слишком рьяно начинают отстаивать свою точку зрения. При этом, прикрываясь научными доводами, они редко отличаются от религиозных фанатиков. И самые разные формы свободомыслия (богоборчество, нигилизм, атеизм, скептицизм и многие другие) приобретают крайне негативную окраску. С другой стороны, реакция духовенства на некоторые выходки представителей различных течений против церкви (случай с группой Pussy Riot, например) тоже может быть слишком резкой Это провоцирует и других людей бороться с устоявшимися религиозными традициями.
Восприятие религии с чисто философской точки зрения является наиболее приемлемым для человечества. Это позволит каждому не только учиться мыслить, но и принимать и рассматривать самые разные точки зрения и взгляды на мир.
В статье «свобода совести» рассмотрена как философско-этическая категория. Через это понятие, автор раскрывает научную и религиозную сущность данного понятия, при этом утверждает, что религиозное понимание свободы совести ограничивается призывом к свободе вероисповедания, а научное понимание этой категории включает: свободу вероисповедания, свободу неверия, свободу атеизма и свободу за освобождение человека от религиозного заблуждения.
Свобода совести - сложное, многогранное понятие, имеющее философско-этический, социологический, политический и правовой аспекты. Мы остановимся на философско-этической стороне данного вопроса.
Исторически сложилось так, что понятие «свобода совести » имеет два смысла. Во-первых , оно рассматривается как демократический правовой принцип, т.е. как категория правовая; во -вторых , как категория философско-этическая. В литературе принято называть правовую категорию свободы совести свободой совести в узком смысле, а философско-этическую - свободой совести в широком смысле. На наш взгляд, широкий смысл свободы совести включает в себя как философский, так и этический аспекты, ибо, во-первых , широкое понятие свободы совести обязательно включает по отношению к данной категории решение основного вопроса философии, во -вторых , освобождение совести означает именно нравственное освобождение индивидов, классов и общества в целом.
Религиозное понимание, с одной стороны, и философское - с другой, в корне противоположно решают вопрос о сущности и происхождении совести и ее свободы. Религиозные идеологи всегда сводили совесть к «гласу божьему» в человеке. Например, один из авторитетных деятелей христианства эпохи средневековья авва Дорофей говорил: «Когда бог сотворил человека, он всеял в него нечто божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту. По-мысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что - злое, именуют совестью, а она составляет естественный закон... нет человека, не имеющего совести, ибо она есть... нечто божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем это, потому что пренебрегаем ею и попираем ее» .
Понятие свободы совести как философско-этической категории находит свое реальное место лишь в научном понимании. Научно доказав, что совесть и ее свобода не имеют никакого сверхъестественного происхождения, а являются естественным продуктом общественного развития, ученые-философы впервые в истории поставили задачу нравственного раскрепощения человечества, т.е. подлинного освобождения совести. В связи с этим они развивают идею о праве свободы совести как о необходимом условии для фактического освобождения совести. Научное понимание права свободы совести - право каждого человека на свободу вероисповеданий, свободу неверия, свободу атеизма и свободу борьбы за освобождение человечества от религиозного понимания.
Разговор о свободе совести как философско-этической категории, видимо, следует начать с обоснования ее права на существование в научно-категориальном аппарате. Без научного понимания не представляется возможным разобраться в различиях, подчас резких, в проявлении самой совести. Только категориальный уровень позволит научно проанализировать реальные различия понятия совести людей, народов, а также в совести одного и того же народа в разные исторические эпохи.
Нельзя также пройти мимо вопроса о возможности выработки универсального определения понятия свободы совести, так как некоторые авторы считают, что сама его постановка вообще неправомерна.
Действительно, содержание данной категории, как и многих других категорий общественных наук, меняется: они имеют исторический характер. Однако это совершенно не означает, что нельзя выработать определение любой из этих категорий. Это показывает лишь то, что само определение должно учитывать, включать в себя фактор историзма категории. Например, категория «свобода» тоже имеет исторический характер, а классики марксизма-ленинизма давно выработали ее окончательное, универсальное понимание как «осознанной необходимости».
Принципиальным тут является вопрос: как понимать философско-этическую категорию свободы совести? Нередко приходится сталкиваться с мнением, что это какая-то особая, «нераздельная » категория, сущность которой «нежестко » определяется содержанием категорий «совести » и «свободы ». По нашему мнению, это неправильная точка зрения. Представляется, что свобода совести как философско-этическая категория означает именно освобожденную, свободную совесть.
Возникает другой вопрос: от чего надо освобождать совесть? Ответ находим у передовых представителей человечества, сделавших многое для того, чтобы освободить совесть человека прежде всего от религиозного гнета. В самом общем плане идея осуждения духовного порабощения человека со стороны религии зародилась еще в древнегреческой, античной философии. Например, против насилия над убеждениями людей открыто выступали Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар. Яркую мысль о роли религии в ограничении человеческой свободы находим у Людвига Фейербаха : «Истинная свобода - лишь там, где человек свободен также и от религиозных предрассудков...» .
Подлинная свобода совести - это такой уровень ее развития, когда она не только исключает любые негативные действия человека, но и мобилизует его на активное участие в прогрессивном общественном переустройстве.
Заметим, что некоторые определения свободы совести как философско-этической категории не лишены, как нам кажется, недочетов. Вот одно из них: свобода совести как морально-философская категория выражает свободу личности, сущностью которой является сознание необходимости нравственной ответственности перед обществом за свои поступки и всю свою деятельность на основании принципов общечеловеческой морали.
В этом определении не учитывается, во-первых, то, что для свободы совести недостаточно осознать необходимость поступка, надо еще обеспечить обязательность данного поступка; мало осознать необходимость нравственной ответственности, надо обеспечить практическую реализацию этой ответственности в действиях человека. Во-вторых, введение принципов общечеловеческой морали в качестве критерия оценки поступков делает невозможным решение проблемы свободы совести в предшествующих формациях.
По нашему мнению, определение понятия свободы совести как философско-этической категории должно соответствовать, как минимум, следующим требованиям: включать в себя объективные условия свободы совести и нравственную ответственность человека за свою деятельность (субъективный фактор свободы совести), соответствовать общественному и историческому характеру и включать фактор действенности.
Поскольку совесть в самом общем понимании есть нравственный самоконтроль человека, класса, общества над своей жизнедеятельностью, а свобода - это осознанная необходимость, то свободу совести как философско-этическую категорию следует определить, на наш взгляд, как категорию, выражающую возможность и нравственную способность человека, коллектива, класса, общества, человечества в целом организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с осознанной необходимостью.
Освобождение совести должно осуществляться по двум основным направлениям, с обеспечением для этого как объективных условий, так и субъективного фактора. В формировании свободы совести человека играют самую непосредственную роль как внешние, объективные, условия, так и личные, субъективные, качества. Человек становится свободным только тогда, когда достигается гармония между ними, в которой преодолевается односторонность его существования. Функция объективных условий логически вытекает из социальной детерминированности общественного развития, в том числе и религии. Для того чтобы совесть человека была свободна, необходимы объективные факторы, и прежде всего социально-экономическое раскрепощение человека, ликвидация эксплуатации и создание условий для всестороннего развития личности.
В действительном освобождении совести людей решающую роль играют их права на труд, отдых, охрану здоровья, соцобеспечение, на жилище, образование, на пользование достижениями культуры, на свободу совести, творчества, на участие в управлении государственными и общественными делами, на критику, свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, на объединение в общественные организации и др.
Субъективный фактор свободы совести человека зависит от его личных качеств. Действительно, в одних и тех же условиях разные люди поступают подчас совершенно противоположно. И если одни выходят со свободной совестью из самых сложных жизненных ситуаций, то другие разменивают ее по мелочам. Этот факт требует всемерного усиления воспитательного процесса, его комплексной постановки.
В самом общем виде взаимосвязь объективных условий и субъективного фактора свободы совести проявляется в том, что по мере движения вперед общество постоянно улучшает условия для свободы совести индивидов, что, естественно, сказывается на повышении их нравственности, а это, в свою очередь, активизирует их жизнедеятельность, а последнее - совершенствует объективные условия свободы совести человека. Нельзя не подчеркнуть здесь важнейший момент: являясь «фундаментом», объективные условия в своем развитии с непреложностью требуют совершенствования субъективного фактора.
Субъективный фактор свободы совести - это нравственная способность человека поступать в соответствии с осознанной необходимостью. Если он не действует, то улучшение объективных условий свободы совести будет приводить к результатам, противоположным задачам освобождения совести, задачам перед обществом. В таком случае не избежать рецидивов мещанской, мелкобуржуазной психологии, да и сами реальные права, в том числе и право свободы совести, могут быть использованы не на пользу нашему обществу. Именно действенность субъективного фактора определяет, в конечном счете, результат усилий по освобождению совести.
Свобода совести не абстрактна, напротив, она всегда конкретна, имеет общечеловеческий характер . Если по отношению к свободе важно уточнить - свобода для кого, то по отношению к свободе совести не менее важно - свобода совести по отношению к кому или к чему, по отношению к какому человеку, случаю.
Свобода совести имеет ложный, относительный и истинный уровни. Ложный уровень свободы совести - это состояние совести человека или какого угодно количества людей, обусловливающее их действия в тех или иных случаях в русле моральных убеждений данного класса, общества, которые, однако, не соответствуют требованиям общественного прогресса. Относительный уровень свободы совести - это состояние совести как отдельного человека, так и сколько угодного количества людей, обусловливающее их действия в русле моральных убеждений, частично соответствующих требованиям общественного прогресса. Истинный уровень свободы совести - это состояние совести личностей, партий, классов, наций, человечества в целом, обеспечивающее их действия в русле моральных убеждений, соответствующих целям общественного прогресса. Именно этот уровень является в полном смысле свободой совести.
Нельзя, например, обвинять человека в отсутствии у него свободы совести только на том основании, что его поступок, совершенный по убеждениям, соответствующим принятым в обществе моральным требованиям, противоречит целям общечеловеческого прогресса. Верность своим убеждениям, а также моральным требованиям общества - важнейшая черта свободы совести. «...Нет разницы, будет ли действие действительно постыдное, или только считаемое постыдным; ни того, ни другого не следует совершать...», - писал Аристотель . Отсюда следует, что он совершает постыдный поступок, считаемый в обществе непостыдным. Дело здесь зависит от степени нравственных требований общества.
Такой подход дает основание сделать вывод: свобода совести имеет субъективную и объективную стороны . Объективная сторона - это требования, предъявляемые к свободе совести человека комплексом норм общественной морали. Для нашего общества такие требования заключены (в моральном плане) в прогрессивном развитии нашего общества. Субъективная сторона - это требования к свободе совести, предъявляемые нравственными убеждениям конкретных индивидов, групп, партий, классов и наций. Различия между объективной и субъективной сторонами свободы совести и обусловливают наличие в течение определенного исторического периода ее ложного и относительного уровней.
Подлинная свобода совести заключается не просто в способности человека поступать в соответствии со своей моралью, со своим представлением о добре и зле или в соответствии с бытующими в обществе неправильными критериями добра и зла. Дело в его способности постигать научно обоснованные, истинные критерии нравственности, критерии добра и зла, организовать свою жизнедеятельность в соответствии с этими критериями.
Не свободна совесть, если она находится под воздействием безнравственных принципов. Не в воображаемой независимости миросозерцания и действий заключается подлинная свобода совести человеческой, а в усвоении норм прогрессивной морали и организации своей жизнедеятельности в соответствии с этими нормами.
Важно подчеркнуть, что в определении понятия свободы совести количественные показатели не играют сколько-нибудь значительной роли. Проявление подлинной свободы совести не зависит от количества ее носителей. Оно определяется содержательной направленностью действий людей, партий, классов и человечества в целом, а именно служением общественному прогрессу.
Свобода совести имеет исторический характер. Ее историчность определяется социальным и гносеологическим факторами (корнями). С одной стороны, свобода совести людей зависит от общественно-экономической формации, в которой вырабатываются свои понятия справедливости, гуманизма, морали, с другой - от глубины познания справедливости, гуманизма, морали. В своем историческом развитии человечество вырабатывает все более прогрессивное понимание морали, а также расширяет сферу ее действия. В выработке прогрессивных норм морали и в усвоении их всеми людьми и заключается гносеологический фактор свободы совести.
В конечном счете, социальный и гносеологический факторы определяют уровень нравственного развития человека. В свою очередь, степень его нравственного совершенства определяет степень свободы его совести. Таким образом, последняя также исторически обусловлена.
Историческое начало проявления свободы совести относится к тому времени, когда один человек осознал и почувствовал в других себе подобных. Именно восприятие других как себе подобных, осознание и чувствование их равного с собой права на все необходимое определяют первые нравственные векторы людей, порождая элементы совести. Осознание себе подобных, следовательно, и масштабность совести, развиваются от осознания соплеменника, затем человека другого племени, народа и так до осознания человека вообще.
Становление подлинной свободы совести, возможно, естественно и в рамках отдельного общества. И все же в своем высшем освобождении совесть предполагает свою свободу и в других обществах, где она еще не свободна полностью. Дело совести одного общества - сделать все возможное для полного освобождения совести всего человечества. Это задача не близкого времени, но она не может быть снята с повестки дня, ибо в ней один из критериев свободы совести. Таким образом, совесть и ее свобода имеют ярко выраженный интернациональный характер.
Свобода совести - результат развития не только сознания человека, но и его чувств. Подлинная свобода совести является выразителем подлинной человеческой сущности. Жить по совести означает не просто организовать свою жизнедеятельность по принципам морали частицей «не » (не убий, не укради, не лги и т. д. ), а по принципам, которые требуют активно вторгаться в жизнь и перестраивать ее в соответствии с требованиями прогресса. Свобода совести не только в том, чтобы желать добра, но и в том, чтобы утверждать его - утверждать каждодневно, каждым своим поступком. Отсюда требование всестороннего развития личности, необходимости выработки активной жизненной позиции.
В 1991 г., в связи с получением суверенитета, Казахстан разработал свою Конституцию. В Конституции законодательно закреплено право на свободу вероисповедания (религии, совести) как одно из основных прав человека. Конституция Республики Казахстан в ст. 22 установила, что каждый гражданин имеет право на свободу совести.
В развитие конституционных положений принимаются нормативные правовые акты. В Казахстане специальным законом, регулирующим отношения в религиозной сфере, является Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый 15 января 1992 г. Следует отметить, что данный Закон был принят не только до появления Конституции Республики Казахстан 1995 г., но и до первой Казахстанской Конституции 1993 г.
В области свободы вероисповедания наш государственный закон исходит из трех принципов - нейтралитет, толерантность и паритет. Принцип нейтралитета - невмешательство во внутренние дела религиозных объединений. Принцип толерантности означает уважительное отношение к религиозным убеждениям. Принцип паритета обусловливает равенство перед законом всех религиозных объединений и представителей различных вероисповеданий.
Настоящий Закон признает, что Республика Казахстан является демократическим, светским государством. Право каждого человека на свободу убеждений гарантирует равноправие граждан, независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, религиозную толерантность и уважение религиозных убеждений граждан.
Опираясь на Конституционный закон, государство гарантирует выполнение принципов свободы совести: ограничение прав граждан или установление каких бы то ни было привилегий и преимуществ граждан, в зависимости от их отношения к религии, равно как и уклонение от исполнения установленных законом обязанностей по религиозным мотивам, не должны допускаться. Закон один для всех - и неверующих, и верующих. Принцип отделения церкви от государства означает, что все религии перед законом равны, что государство не возлагает на церковь выполнение каких-либо государственных функций и само не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде атеизма. Так же как и религия, атеизм становится, таким образом, «частным делом» гражданина по отношению к государству.
Свобода совести подразумевает, что религиозные организации не должны участвовать в деятельности политических партий и финансировать их, но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами. Государством гарантируется проведение богослужения и религиозных обрядов в больницах, в домах для инвалидов и престарелых, в местах заключения. Участвовать в богослужении и религиозных обрядах могут военнослужащие в их свободное время. Обряды могут совершаться в домах и квартирах граждан.
Школа отделена от церкви, и государственное образование носит светский характер. Доступ к образованию предоставляется всем - верующим и неверующим. Светский характер школы означает, что в школе не допускается религиозная проповедь, обучение Закону божьему, хотя не исключает изложения научных сведений об истории религии, ее функциях в жизни общества и человека. С введением факультативного курса «Религиоведение » в школьном образовании данный курс осуществляет научное изложение истории религии. Что касается обучения религиозному вероучению и получения религиозного образования, то в этих целях религиозные организации имеют возможность создавать и создают специальные учебные заведения, группы для взрослых и детей, используют иные формы религиозного обучения.
В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий. Это очень важно, потому что свобода совести предполагает терпимость по отношению к мнениям, взглядам, убеждениям другого, предполагает отказ от стремления насаждать единомыслие, исключает религиозную, идеологическую нетерпимость, непримиримость по отношению к инакомыслию. Религиозные убеждения - внутреннее дело каждого человека, дело его собственного выбора, его совести, на которую государство и общество не должны оказывать никакого давления. Учитель-религиовед должен помнить, что принцип свободы совести означает, что в школе нет места ни государственной религии, ни государственному атеизму. Атеизм, так же как и религия, согласно этому принципу, есть частное дело гражданина.
Казахстанское население отличается многоконфессиональностью и наличием весьма значительной части людей, не исповедующих никакой религии или разделяющих атеистические убеждения. Это предполагает в качестве необходимой предпосылки осуществления свободы совести мировоззренческую терпимость, толерантность. Подлинное демократическое государство, которое мы стремимся построить, не может быть «атеистическим государством». Так же как со свободой совести несовместима государственная религия, обеспечивая привилегии своим последователям и ущемляющая интересы инаковерующих и атеистов, так же несовместим со свободой совести и «государственный атеизм», который не признает верующих полноценными гражданами общества.
References
1 Журнал Московской патриархии. - М., 1979. - № 11. - С. 46.
2 Фейербах Л. Избранные философские произведения. - Т. II. - М., 1955. - 733 с.
3 Аристотель. Этика. - СПб., 1908. - 81 с.
Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют , а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.
К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить - значит заставить поклоняться лже-богам. "Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его - кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами - значит наполнять их не верой, а ужасом" (Б. Паскаль). Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям.
В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся по вкусу. Эти ценности ведут между собой, в ментальности индивида, или диалог, или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им в своей жизни самое почетное место. Апостол Павел пишет, что "есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много", но "мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого". В "Послании к Колоссянам" он дает расширительное понимание идолопоклонства, называя таковыми распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность. Таким образом, богом для нас является все то, к чему "липнет" наше сердце (М. Лютер ). Это может быть не только Творец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в него стремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость, злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация, государство, человечество, культура и ее ценности и т.д.
Человеку невозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора, писал М. Шелер , у него заключается лишь в избрании из множества ценностей хорошую и разумную или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, что от выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии.
Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания.
Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многие русские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в., связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении служанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленная от необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась в закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей. А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к собственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел к существенной деморализации общества, когда классовые ценности ставились выше родственных и общечеловеческих.
Секулярное государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству общества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности.
Что такое Свобода Совести? Значение слова «Свобода Совести» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.
Свобода Совести И Вероисповедания – Юридический словарь
- конституционное право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды. С.с. и в. составляет основу духовной свободы человека, возводит в ранг конституционного положение о том, что совесть человека недоступна властному вмешательству, государственно-правовому регулированию. По этой причине право на С.с. и в. как абсолютное право иметь и менять любую религию или убеждения не может быть ограничено никаким законом. В то же время государство призвано защищать религиозные объединения и собрания исходя из требования толерантности, веротерпимости. Под защитой государства и закона в многоконфессиональном обществе находятся религиозные меньшинства. Государство обязано защищать жизнь, физическую и духовную свободу членов религиозной общины от противоправных посягательств, в том числе от посягательств других членов той же общины в процессе отправления религиозных и ритуальных обрядов. С.с. и в. - это индивидуальное и коллективное право, субъектами которого выступают религиозные организации и объединения, образующие юридическое лицо , а также религиозные группы, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" С.с. и в. - неотъемлемое право граждан РФ, гарантируемое Конституцией и международными обязательствами РФ. Граждане России, иностранные граждане , лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации, вправе в целях реализации свободы совести и вероисповедания как индивидуально, так и совместно создавать соответствующие объединения - религиозные и атеистические (см. Религиозное объединение). В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.26) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания (в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него), а также оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет за собой применение мер административной ответственности - наложение административного штрафа . (В.Ч.)
Свобода Совести И Свобода Религиозного Вероисповедания – Юридический словарь
Одна из свобод, закрепленная в ст. 28 Конституции РФ, которая гласит, что каждому в Российской Федерации гарантируется свобода совести , свобода вероисповедания , включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Очень часто свободу совести считают тождественной свободе религиозного вероисповедания. В принципе - это близкие, хотя и самостоятельные понятия. Свобода совести - это свобода морально-этических воззрений человека (что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т. д.). Свобода вероисповедания - это возможность верить в существование какого-то необычного (божественного) существа - самого честного, справедливого, гуманного, думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему (все это и сближает ее со свободой совести). Свобода вероисповедания как юридическая категория выражается в праве гражданина либо отдать предпочтение какой-то религии (конфессии), либо вообще не исповедовать никакой. Права верующих в России гарантируются Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях от 19 сентября 1997 г. Согласно ст. 14 Конституции РФ, Россия - светское государство . Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Детализируя данные положения, указанный Закон называет основные гарантии свободы вероисповедания. Все граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни, независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Воспрепят-ствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью , умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, пропагандой религиозного превосходства, уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с Законом. Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается. Вместе с тем отказ граждан от исполнения обязанностей по религиозным мотивам не допустим. Однако законодательство может предусмотреть для таких случаев замену выполнения одной обязанности другой, в том числе, согласно Конституции РФ (ст. 59) и указанному Закону, возможна замена военной службы альтернативной гражданской. Отделение религиозных объединений от государства означает, в частности, что государство , его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Государство не возлагает на религиозные объединения осуществление функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, согласно Закону, не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Таким образом, религиозные объединения не могут выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности, не ведут предвыборной агитации. Разумеется, в личном качестве члены религиозных объединений вправе наряду с другими гражданами участвовать в политической жизни, быть депутатами, выборными должностными лицами, высказываться за или против кандидатов. Согласно Закону, отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения права их членов участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений. Закон разрешает религиозным организациям создавать свои образовательные учреждения. Согласно Закону, религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповеданием ; совершением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Религиозная группа - это такое добровольное объединение верующих, которое осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст. 7 Закона). Помещения и необходимое для ее деятельности имущество предоставляются в пользование религиозной группы ее участниками. Если граждане, образовавшие религиозную группу, намерены в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, они уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозная организация - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, которое в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности. Для создания местной религиозной организации учредителями должны выступить не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, имеющую подтверждение ее существования на протяжении последних 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной религиозной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций в соответствии с собственными установлениями. Религиозная организация действует на основании устава , который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Государственная регистрация религиозной организации осуществляется федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. В судебном порядке религиозные организации или религиозные группы могут быть ликвидированы, их деятельность может быть запрещена по следующим основаниям: 1. нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; 2. действия , направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; 3. создание вооруженных формирований; 4. пропаганда войны , разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; 5. принуждение к разрушению семьи; 6. посягательство на личность, права и свободы граждан; 7. нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза , совершением развратных и иных противоправных действий; 8. склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; 9. воспрепятствование получению обязательного образования; 10. принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения: 11. воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; 12. побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления. Религиозные организации самостоятельны в своей внутренней деятельности. Государство уважает их внутренние установления, если эти установления не противоречат законодательству РФ. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты , специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях. Возможны религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах и интернатах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Закон предусматривает, что в собственности религиозных объединений могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными законными способами. Причем государство передает в собственность религиозных организаций для использования в функциональных целях культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения безвозмездно . Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. (С. А.)
Религия, свобода совести - это очень важные вопросы, непременно возникающие в социальном государстве. Как известно, основной ценностью и нашей страны, согласно Конституции 1993 года, является человек, его свободы и права. Поэтому тема, которую мы раскроем в этой статье, очень актуальна.
Прежде всего, определимся с основными понятиями. Свобода совести - это право каждого из нас верить в Бога согласно учению той или иной религии, выбранной нами самостоятельно, а также являться атеистом, то есть совсем не верить в него. Эта свобода особенно важна в странах, в которых установлена государственная религия, а значит и существует некоторое давление на человека, цель которого - заставить его эту религию принять. В других государствах, где нет такого давления, свобода является защитой для атеистов. В атеистических тоталитарных странах ей прикрывалась антирелигиозная пропаганда, всевозможные гонения на церковь.
Определения понятия "совесть"
Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками. Современные исследователи совесть определяют как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.
Понятие "свобода"
Можно выделить, рассматривая интересующее нас понятие "свобода", разные подходы к его осмыслению. В частности, Рене Декарт считал, что это автономность и произвольность воли. Свобода также может быть рассмотрена в идеальном и материальном смыслах. Материальная сторона ее означает свободу действий и является ограниченной физическими возможностями людей и воздействием законов природы на каждую личность. Идеальная сторона ее зависит в большей степени от свободы воли отдельного человека. Она ограничивается его нравственной позицией. Под свободой, таким образом, подразумевается возможность поступать в соответствии со своими целями, своей волей, а не по внешнему ограничению или принуждению.
Свобода совести - что это такое?
Если данное понятие рассматривать с точки зрения социологии, то это уже некоторая духовная ценность общества, важное его благо, которое было создано в результате исторического социального развития. Однако нас интересует свобода совести в юридическом аспекте. В 1993 году принята была Конституции РФ. В 28-й статье этого документа затрагивается этот вопрос. Нередко свобода совести в нем равнозначна вероисповеданию,она отождествляется также атеизмом или же с выбором между ними. Тем не менее совесть и свобода ее хотя и являются ядром религиозной нравственности, они не определяют ничем не ограниченного выбора между отрицанием Бога и верой в него. Совесть - душевное свойство, присущее каждому человеку вне зависимости от его признания или отрицания. Оно заключается во врожденном различении и познании добра и зла. Еще в младенчестве закладывается совесть, когда родители объясняют детям, что хорошо, а что плохо.
Нравственные нормы определяют этот наш внутренний регулятор действий. Ими руководствуется человек во внешнем проявлении собственных чувств и мыслей. Если он поступает бессовестно, то обычно несет ответственность за это. Сначала она моральная, а затем может наступить и правовая. Совесть, являясь элементом нравственного сознания, служит для ориентации человека в мире правильных и неправильных поступков. Склонность к их оценке с точки зрения зла и добра - одна из главных черт натуры человека.
Понятие свободы совести в Конституции РФ
В 28-й статье Конституции РФ понятие "свобода вероисповедания" оценено как равнопорядковое рассмотренному выше понятию "свободы совести", однако не равнозначное ему. В 52-й статье Коституции СССР, принятой в 1977 году, свобода совести и вероисповедания в значительной степени приравнивались как понятия. Эта статья гарантировала гражданам право самостоятельно выбирать, исповедовать им или нет ту или иную религию. Она также предоставляла возможность вести антирелигиозную пропаганду и отправлять различные культы, защищая тем самым "свободу совести". Это же повторяется и в 50-й статье Конституции РСФСР, принятой через год. При изменении данного документа в 1990 году уже отмечается, что гарантируется свобода вероисповеданий и совести.
"О свободе вероисповеданий"
Закон РСФСР, принятый в 1990 году, 25 декабря, носит название "О свободе вероисповеданий". Необходимость в нем связана была главным образом с религиозной многообразностью, которая сложилась исторически на территории нашей страны. Православие, протестантство, католичество, буддизм, ислам, иудаизм, а также разнообразные секты этих и других религий, которые имеют своих приверженцев, являются конкретными вероисповеданиями. При этом приобщение к тому или иному из них - это реализация свободы вероисповедания. То есть она означает право граждан на выбор религиозного учения, а также беспрепятственного отправления обрядов и культов, определенных им. Эта свобода, таким образом, уже свободы совести по содержанию. В субъективном смысле, как право человека, является равнозначным ей понятие свободы религии.
Можно выделить следующие составляющие в свободе вероисповедания: равноправие всех религий, а также верующих и равенство их перед законом, отсутствие дискриминации граждан по религиозному признаку, возможность менять религию, исповедовать любую из них, отправлять различные религиозные обряды.
Соотношение свобод совести и вероисповедания
Таким образом, можно сделать вывод о том, что свобода совести и вероисповедания соотносятся как видовое и родовое понятие, как частное и общее. Обе они предполагают, что никакая власть - ни духовенство, ни государство - не имеют права вмешиваться в религиозную жизнь отдельного человека.
Обеспечение защиты прав на свободу вероисповедания
Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты - дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия.
Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Как мы уже отмечали, в 1990 году принят был закон "О свободе вероисповеданий". Однако это не единственный федеральный закон о свободе совести. Расскажем еще об одном очень важном документе.
В 1997 году, 26 сентября, появился закон "О свободе совести и о религиозных о религиозных объединениях". Он состоит из 3-х разделов. Первый из них - это общие положения, во втором рассматриваются религиозные объединения, а в третьем - условия деятельности и права религиозных организаций. Самые важные принципы, освещенные в первом разделе, следующие:
1) Равноправие граждан вне зависимости от того, какое у них отношение к религии.
2) Должно обеспечиваться равенство перед законом религиозных организаций.
3) Существование особых законодательных актов, которые обеспечивают реализацию в стране свободы вероисповедания, а также устанавливают ответственность за нарушения их.
4) Система государственного образования имеет светский характер.
В 3-й статье этого закона можно найти принцип свободы вероисповеданий, то есть право любого гражданина выбирать, распространять и иметь любые атеистические и религиозные убеждения, а также действовать в соответствии с ними, но при одном условии - следует соблюдать законы нашей страны. В дальнейшем уточняется, что равноправие не допускает ограничения прав или же установления тех или иных преимуществ, зависящих от отношения к религии человека. Также недопустимым является возбуждение ненависти или вражды в связи с этим и оскорбления граждан.
Религиозные объединения, таким образом, от государства отделены. Этот принцип предполагает невмешательство его должностных лиц и органов в вопросы, которые определяют отношение к религии, а также во внутреннюю деятельность различных религиозных объединений, конечно, если она не нарушает законы страны. Гражданская власть не должна финансировать религиозные организации. Это же касается и деятельности в сфере пропаганды различных убеждений. Религиозные объединения, в свою очередь, в дела государства вмешиваться не могут. Они не имеют права участвовать в выборах органов управления и власти, влиять на деятельность различных политических партий. Однако служители данных организаций могут участвовать в политической деятельности, как и другие граждане и наравне с ними.
В этом законе четко указано, что государственное образование имеет светский характер. Доступ к нему на его основе предоставляется всем одинаково как неверующим, так и верующим. Государственное образование не должно преследовать цели формирования того или иного отношения к религии. Следовательно, в учебных заведениях религиозная проповедь, катехизация, обучение Закону Божьему недопустимы. Тем не менее изложение истории религии, а также ее роли в жизни человека и общества не исключается. Недопустима в равной мере и атеистическая пропаганда, целенаправленное и сознательное формирование у учащихся атеистических убеждений. Получение религиозного образования, а также обучение вероучению той или иной религии возможны лишь на основе внегосударственной. Региональные организации с данной целью могут создавать специализированные учебные заведения, открывать группы для детей и взрослых и т. д. Для атеистических организаций подразумеваются аналогичные права, хотя в законе они и не прописаны. Должно быть выражено в общеобразовательных программах отношение взаимного уважения и терпимости между гражданами, которые исповедуют и не исповедуют те или иные религии. Перед законом все они равны, и ни одна не должна пользоваться ограничениями или преимуществами. В вопросах убеждений и веры государство нейтрально.
Второй раздел данного закона регулирует право на религиозную деятельность и убеждения. В 7-й статье предусмотрено право менять, иметь и выбирать религиозные убеждения, распространять и высказывать их в печатной, устной и любой иной форме, совершать беспристрастно религиозные обряды, исповедовать любую религию, вступать добровольно в различные религиозные объединения, а также выходить из них. В 8-й статье (закон "О свободе совести...") последние определены как добровольные объединения достигших совершеннолетия граждан, которые образуются для осуществления права на свободу вероисповедания. В 11-й статье закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" указано, что они обретают права юридического лица после регистрации их устава в Министерстве Юстиции или же в его органах, функционирующих на местах. В 14-й статье определено, что прекратить деятельность того или иного религиозного объединения можно либо по решению собрания его учредителя или его образовавшего съезда, либо в случае его распада (самоликвидации), либо по решению суда.
Религиозные объединения также могут осуществлять благотворительность и милосердие, миссионерскую деятельность, религиозное воспитание и обучение, подвижничество в скитах, монастырях и т. д., паломничество, а также иные виды деятельности, соответствующие вероучению и предусмотренные положением (уставом) данного объединения. В третьем разделе регулируются финансовые и имущественные правоотношения этих организаций. Принципы, сформулированные в данном законе, закреплены в Конституции РФ.
Отрицательная сторона закона
ФЗ "О свободе совести..." имеет и отрицательную сторону. Религиозной организацией в нем признается лишь та, у которой есть подтверждение ее существования на этой территории не менее 15 лет, которое было выдано местными органами самоуправления; либо выданное указанной организацией подтверждение о его вхождении в состав централизованной религиозной организации. Однако не все из них могут доказать сегодня свое существование в этом периоде, необходимо учесть и то, что в стране до 1991 года велась атеистическая политика, так что многие религиозные организации возникли совсем недавно. Поэтому возможны определенные трудности для регистрации той или иной религиозной организации, а следовательно, и новое проявление бюрократизма. Также можно сделать вывод о том, что закон "О свободе совести и религиозных объединениях" фактически лоббирует православие, поскольку многие годы именно оно было единственной в стране разрешенной религией. Может возникнуть ситуация, при которой, не признавая иные религиозные направления, органы местной администрации могут их запрещать со ссылкой на пункт в нем. Таким образом, законодательство о свободе совести целесообразно было бы пересмотреть, поскольку складывается монопольное влияние на общество православной церкви, а это ограничивает свободу вероисповедания. По мнению множества представителей правозащитного движения, а также ряда религиозных объединений, этот закон далек от совершенства. Российская Хельсинская группа, более того, ратует за его отмену. Представители ее считают, что таким образом нарушается свобода совести в России.
Однако данный закон, несмотря на это, функционирует и по сей день. В правительстве РФ была создана и работает вот уже несколько лет группа по анализу предложений по его совершенствованию, поступающих из регионов страны.
Положительная тенденция
Одной из положительных тенденций в развитии в нашей стране религиозной ситуации является защита прав верующих, а также продолжение совершенствования законов. В частности, в доперестроечное время существовало множество нарушений, однако суды и прокуратура не рассматривали дела, связанные с религией. Начиная с 90-х годов 20 века и до сегодняшних дней было рассмотрено уже немало таких дел. Кроме того, возникла возможность через Конституционный суд РФ вносить поправки в закон 1997 года. Суд возвращался к нему уже несколько раз и выносил соответствующие решения.
Таким образом, законодательство находится сегодня в стадии совершенствования. Поступают просьбы правозащитных организаций и отдельных верующих о доработке статей или об их отмене. Правда, существует тенденция, которая идет от некоторых представителей религиозно-общественных организаций и госорганов пересмотреть принцип Конституции о недопустимости в стране официально признанной церкви или религии. Речь идет, конечно же, о православии. Его некоторые представители духовенства определяют "господствующим" в государстве. Они указывают на духовный менталитет, на большое количество верующих, на строительство часовен и храмов в государственных, а не только в независимых учреждениях. Конечно, существуют проблемы, и решение их - важнейшая задача, стоящая перед обществом и государством.
Новые поправки к закону
24 июля 2015 года вступили в силу очередные поправки, которые были внесены в ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях". Отныне религиозной группой считается добровольное объединение граждан, которое уведомило в обязательном порядке о своей деятельности Управление Министерства юстиции, а также предоставило сведения о своих руководителях, местах совершения богослужения, основах вероисповедания. В предыдущей редакции сообщать о начале деятельности было не обязательно. Также была поставлена точка в вопросе о том, нужна ли лицензия при организации курсов катехизации, воскресных школ и др. Согласно новой поправке в ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", религиозное воспитание и обучение религии образовательной деятельностью не являются, следовательно, в лицензии нет необходимости.