Законы развития общества единства и борьбы противоречий. Единство и борьба противоположностей, их соотношение в развитии

Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики . Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике , имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними.

Каждый объект заключает в себе противоположности . Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна.

Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение . Он ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей.

Относительно внешняя сторона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление , в силу своей ограниченности, познаёт только эту, внешнюю сторону единства и борьбы противоположностей. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически - как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу. «Диалектика есть учение о том,… как бывают… тождественными противоположности…» . С точки зрения разумного диалектического мышления действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.). Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс их развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий».

В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов и лишь внешне сопоставленных сторон предмета.

Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит . Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная диалектика» — апория). В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Бруно . Кант «устранял» антиномии лишь путём дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте , Шеллинг , Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма.

Для современной буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с другой — попытка отрицать эту категорию, подменяя её терминологическими различениями (позитивизм).

Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей «как закон познания (и закон объективного мира)» . Подход к этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого.

Раздвоенность единого на полюсы - лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама «истина есть процесс» .

Классический образец такой структуры — «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведёт исследование вперёд по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному . Поэтому развёрнутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы».

Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные от внутренних.

Выражение «борьба противоположностей» содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие ; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои революционные выводы. Социализм есть закономерный результат развёртывания и разрешения путём социальной революции противоречий капитализма.

Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путём противоречий, но они носят специфический, неантагонистический характер. Марксистское понимание единства и борьбы противоположностей противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое всё чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению.

Мировоззренческое и воспитательное значение закона единства и борьбы противоположностей выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентируют на бесконечное творчество.

Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для него диалектика означала искусство вести спор для достижения истины.

Современное представление о диалектике идет от Гегеля. Под диалектикой понимается:

  • - учение о всеобщих связях бытия, наиболее общих закономерностях развития;
  • -теория, метод и методология научного познания.

Рассматривая вопрос о коренных свойствах бытия, следует отметить его внутреннюю противоречивость как источник многообразия и развития.

Диалектическое противоречие - это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, которые предполагают, друг друга и существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их "борьбу".

Единство и борьба противоположностей является источником движения, развития, вскрывает их причины. Отсюда неизбежен вопрос, чем отличается развитие от движения?

Если движение есть любое изменение, изменение вообще, то развитие - это направленное, необратимое, закономерное изменение. Направленность означает, что все изменения качественно однородны и связаны с определенной линией движения. Необратимость значит невозможность повторения пройденного. А закономерность подчеркивает, что в основе изменений лежат внутренние закономерности, присущие данному объекту.

Главными линиями в развитии являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие.

Механизм движения объясняют количественно качественные изменения.

Качество - это целостная характеристика существенных свойств объекта, позволяющая предмету быть самим собой. Теряя свое качество, объект перестает существовать. Количество - это совокупность свойств, указывающих на величину, объем, степень проявления качества.

Единство качества и количества отражает категория мера. Мера - это зона, в пределах которой данное качество сохраняется, хотя происходят количественные изменения. Например, если воду нагревать, она остается водой, хотя горячей или даже очень горячей, т.е. некоторые ее свойства изменились. Но нот наступила критическая точка кипения: бешено "суетящиеся" молекулы воды начали густым потоком выскакивать на поверхность в виде пара.

Переход от старого качества к новому связан со скачком, перерывом постепенности в развитии. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, уничтожение старого и рождение нового. В процессе развития имеют место, как правило, два основных типа скачков: "скачок-взрыв" и постепенный скачок.

Характер скачка зависит от природы развивающегося объекта, от условий его развития, от присущих ему внутренних и внешних противоречий.

При всем многообразии скачков (поскольку многообразно бытие) обращает на себя внимание один принципиальный момент: при смене одного качества на другое старое может быть либо полностью отвергнуто, либо частично сохранено. По словам Гегеля, мы имеем дело с отрицанием. При диалектическом отрицании сохраняется связь нового со старым. Благодаря этому развитие может идти более успешно. Особенно важно сохранение такой преемственности в обществе. Значит, ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, ролью в создании нового.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции - словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической, Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Меркурии - две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

Отсюда минимум два вывода:

  • 1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
  • 2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (по закону) тогда, когда имеется центр.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов", "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей".

"Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия".

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное ". Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:

  • 1. Единство противоположностей.
  • 2. Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

  • а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия - это противоречия между элементами структуры; а внешние - это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.
  • б) Основные и не основные, главные и неглавные. Пример: Взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются.

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

  • 1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;
  • 2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции);
  • 3) конструкции (формирования, создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

  • 1. Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока.
  • 2. Татаро-монгольское иго - переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.
  • 3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
  • 4. Революция 1917 года - вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
  • 5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

  • 1. Качество - это совокупность свойств, указываемых на то, что представляет собой вещь, чем она является.
  • 1. Количество - это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.
  • 2. Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
  • 2. Количество - характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых, означает ее качество.

Закон единства и борьбы противоположностей играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому В.И.Ленин называл его сутью, ядром диалектики.

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов” (Ленин В. И., “Философские тетради”, М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.

Центральное место в диалектике занимает закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития. Согласно этому закону всем явлениям действительности присущи диалектические противоположности, между которыми в результате взаимодействия возникает противоречие. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которых противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Вся окружающая нас действительность подтверждает данное положение. Химический процесс, например, это единство ассоциации (соединение) и диссоциации (разъединение) атомов. Изменчивость и наследственность, будучи факторами эволюции, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь всякий раз образованием нового вида живой материи.

Механизм возникновения, развития и разрешения диалектических противоречий можно понять, соотнеся понятия «тождества», «различия» и «противоположности». Категория «тождества» означает одинаковость, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования предмета. Любое животное, растение в каждый момент своей жизни не только тождественны сами себе, но и отличаются от самих себя благодаря усвоению, выделению веществ, отмиранию клеток. Данные наук говорят о различии внутри тождества. Незаметные в начале различия перерастают затем в противоположности, непосредственно несовместимые друг с другом стороны. Взаимоотношение этих противоположностей перерастает в ярко выраженные между ними противоречия. Разрешение противоречия приводит к образованию нового предмета.

Следует знать, что противоречия могут разрешаться, а могут не разрешаться, и в зависимости от этого, роль противоречия в развитии будет существенно различной. Противоречие нередко является тормозом движения и побуждает двигаться вспять и назад. Так, например, аэродинамическое торможение искусственного спутника Земли с низкой орбитой, вызванной силой сопротивления верхних слоев атмосферы, замедляет скорость и постепенно гасит кинетическую энергию летящего спутника. В результате под воздействием притяжения Земли он рано или поздно упадет на ее поверхность и прекратит существование. Движение прекращается в результате возникновения и разрешения противоречия между силами инерции летящего по орбите спутника и силами сопротивления среды.

Таким образом, противоречие может выступать и двигателем, и тормозом движения (нередко одновременно), и эта его роль зависит от конкретного содержания, масштаба и способа разрешения. Но главным результатом разрешения противоречий развития должно быть продвижение вперед и рождение вследствие этого новых, отличных от прежних еще большей глубиной, силой и масштабом противоречий, т.е. создание предпосылок для дальнейшего движения и развития.

Закон диалектического противоречия формулирует общие условия превращения обычного движения в восходящий процесс, в развитие. Внутренний механизм, само таинство превращения простого в сложное, низшего в высшее, старого в новое вскрывает закон взаимного превращения количественных и качественных изменений. Он отвечает на вопрос: как осуществляется развитие?

Согласно этому закону накопление количественных изменений в состоянии любого объекта приводит к скачкообразным качественным изменениям. Для уяснения содержания данного закона необходимо усвоить категории «качество», «свойство», «количество».

Качество выражает внутреннюю определенность предметов, явлений, их черты, свойства и структуру, благодаря которым предметы являются сами собой и отличаются друг от друга. Качественная определенность включает свойства предметов, явлений в их совокупности. Свойство - признак выявления качества предмета, характеризующий его отдельную сторону. Каждый предмет обладает многими качествами, единство которых выражает их качество. Свойства вещей, предметов, явлений объективны.

Качество и свойство нельзя рассматривать в отрыве от количества. Количество - это определенность предмета со стороны его величины и объема, степени развития и интенсивности присущих ему свойств.

Количество и качество органически связаны между собой, они не могут существовать друг без друга. Количество и качество соотносятся в понятии «мера». Мера - это своего рода граница, в пределах которой предмет остается самим собой. Так, мерой ртути в жидком состоянии является температура от минус 39 до 375 градусов (по Цельсию).

Количественные изменения происходят постепенно, а качественные преобразования совершаются резче, быстрее, скачкообразно. Скачок представляет собой универсальную форму перехода от старого качества к новому. Он выражает перерыв непрерывности, перерыв постепенности и начало возникновения нового качества.

Взаимоотношение количественных и качественных изменений осуществляется в форме революции и эволюции. Примером первой формы служат изменения, происходящие в микромире, акт атомного взрыва, процесс превращения одних химических элементов в другие. Вторую форму можно проиллюстрировать на примере возникновения жизни на Земле, переход от мануфактуры к крупной машинной промышленности. Таким образом, революция - стадия коренных качественных изменений в различных областях мира. Стадия медленных, незаметных количественных накоплений, изменение несущественных для данного предмета свойств, признаков, черт называется эволюцией.

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Все объекты Вселенной можно разделить на два класса: находящие в во взаимодействии и не находящиеся во взаимодействии. Все объекты непрерывно переходят из класса в класс, поэтому разделять их по взаимодействию можно только на какой-то момент времени, а не навсегда. Всё многообразие взаимодействий распадается на элементарные взаимодействия, состоящие из двух участников. Два участника взаимодействия являются противоположностями, так как каждый из участников является носителем какой-то противоположной характеристики (скорости. интереса и т.п.). Хотя противоположностями занимались еще древние философы, они практически не изучены. Далее Гегель коснулся этой проблемы. Вот, пожалуй, и всё. В 1987 году я услышал как профессор Суханов К.Н. сказал, что есть закон единства и борьбы противоположностей, как причина движения, но есть и противоречие – тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь? Зав кафедрой философии ЧелГу пожал плечами. Отсюда следует, что наука пока не знает суть закон единства и борьбы противоположностей. Со времени Гегеля мы говорим о трёх законах диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания), не понимая толком что эти законы значат. Если быть внимательным, то можно заметить, что всякое движение происходит только тогда, когда есть какая-то разность, какое-то различие. Например, если есть различие в атмосферных давлениях - дует ветер. Если есть различие в уровнях земли - текут ручьи и реки. Если есть разность потенциалов, течет электрический ток. Если есть противоположные убеждения - развивается наука. И т.д. и т.п. Можно сказать иначе. Для того, чтобы было движение - необходимы две противоположности. Например, высокое и низкое атмосферное давление. Высокий и низкий потенциал. Истинное и ложное убеждения и т.п. для того чтобы было движение необходимы две противоположности, отличающиеся друг от друга. Различие между противоположностями назовем в общем случае противоречием. В частных случаях противоречие может выступать в ином обличье (интерес, стимул и др).

Закон единства и борьбы противоположностей охватывает все случаи взаимодействия во Вселенной. При взаимодействии противоположностей нужно различать действие и противодействие. В общем случае они не равны друг другу. Ньютоновский закон: действие равно противодействию является частным случаем рассматриваемого закона природы.

Другим частным случаем этого закона является случай, когда при взаимодействии противоположностей исчезает противодействие. Это всегда путь к катастрофе. Если в цепи электрического тока исчезает сопротивление (противодействие), возникает разрушительный ток короткого замыкания. Если власти нет оппозиции (противодействия), возникает гибельная для страны абсолютная власть. Если движению автомобиля не противодействовать (тормозом или двигателем), то его движение становится опасным. Между этими крайними случаями закона лежит множество случаев, когда действие и противодействие не равны между собой. например, волк хочет съесть зайца. Заяц противодействует ему в этом. Если бы противодействие зайца всегда было равно действию волка, то волк никогда бы не съел зайца.

Так как между противоположностями всегда есть различие (противоречие), то можно говорить, что движение есть тогда, когда есть различие. Нет различий; нет движения. Между прочим, мы видим окружающий мир потому, что в нём есть различия. Представьте себе, что случилось бы, если бы все различия в окружающем нас мире исчезли, наступила бы полная однородность, которую мы не смогли бы видеть (различать). Подобное явление бывает в густом тумане. Мы ничего не видим, кроме однородной серости. Тоже относится и к другим нашим органам чувств: слуху, осязанию, обонянию, вкусу. Эти органы действуют, пока есть различия в окружающем мире: различные звуки, запахи и т.п. Если бы эти различия исчезли, мы перестали бы владеть нашими органами чувств.

Всё живое различает противоположные ощущения: приятные от неприятных. Человек же может различать множество противоположностей. Органы чувств могут иногда обманывать или давать ложную информацию (например, мираж). Это противоречие человек пытается разрешить с помощью логического мышления. Чем чаще человек сталкивается с противоречивой информацией, тем развитее становится его мышление. Но когда обучение и пропаганда ежедневно и ежечасно оглупляют человека, уводят его от противоречий, человек теряет способность различать противоположности. Простейший пример: со времен Платона известно, что демократия и централизм - противоположности. Но мы продолжаем говорить о демократическом централизме. Централизм не может быть демократическим. Это утверждает теория. Это подтвердила и практика. Сталин, Хрущев и Брежнев наглядно показали, что централизм может быть только деспотическим (тираническим). Утверждать, что централизм может быть демократическим, всё равно, что утверждать, что может быть приятная неприятность.

Противоположности существуют всегда попарно. Если уничтожить один из членов пары, то погибнет и второй. Если бы в результате, какой-то специфической эпидемии, внезапно вымерли бы все мужчины, то через некоторое время вымерли бы и все женщины. Род человеческий перестал бы существовать. Человечество состоит не только из противоположностей мужчины-женщины. Были и другие противоположности. Например, рабовладельцы и рабы, помещики и крепостные крестьяне. Наконец, эксплуататоры и эксплуатируемые, кулаки и батраки. Если уничтожить любой из членов каждой противоположности, то погибнет и второй член. Это наглядно продемонстрировала эпоха ликвидации кулачества как класса. Остались было батраки, начался массовый голод 1933 года, унесший миллионы человеческих батрацких жизней.

Могут возразить, что класс эксплуататоров в СССР был ликвидирован, а класс трудящихся сохранился. Но было два главных класса: класс трудящихся (производящих материальные блага) и класс распределяющих эти блага. Но так как распределять всегда престижнее и легче, то класс распределяющих увеличивался, класс трудящихся уменьшался. Вместо класса эксплуататоров возник другой, его заменяющий. Вообще говоря, единство противоположностей возникает при каждом контакте двух людей. Например, когда я в незнакомом городе спрашиваю встречного о чем-то. Я хочу получить информацию. Встречный хочет или не хочет дать эту информацию. Все равно у нас противоположные интересы. Полное единство происходит, если встречный тоже не владеет информацией, тогда нас может объединить общий интерес к этой информации. В этом случае нет взаимодействия противоположностей. По самым различным признакам людей может объединять кратковременный или долговременный интерес. То что принято называть групповым эгоизмом. Классовый интерес - один из видов группового эгоизма. Противоречия раздирают общество на индивидуальности и группы, но благодаря противоречиям общество и движется, изменяется, развивается, как и вся природа. Если бы Маркс понимал это, то не ставил бы своей целью переделать мир, отменив закон единства и борьбы противоположностей.

Вот его слова: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни... общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям»(К.М. и Ф.Э. Соч. т.19, стр.20).

Здесь можно выделить и опротестовать четыре пункта.

1.Исчезнет разделение труда.

2,Исчезнет различие между умственным и физическим трудом.

З.Труд станет «первой потребностью жизни».

4.Каждому по потребностям.

Маркс задался целью построить общество, в котором не будет классовых и иных различий, общество будет однородным. В таком обществе действительно исчезнет разделение труда и различие не только между физическим и умственным трудом, но и между городом и деревней. Но такое уже было. Разве в первобытное время было разделение труда? Разве были города и деревни? Разве было различие между физическим и умственным трудом? Но ведь без разделения труда не будет и общества. Общество цементируется только разделением труда. В обществе должны быть люди различных профессий и способностей, иначе это будет не общество, а собрание почти ничем не связанных индивидов (кроме кровного родства).

Труд станет «первой жизненной потребностью». Хорошо бы. Но, увы! Труд недаром имеет одинаковый корень со словом трудно, а работа и рабство тоже однокоренные слова.

В сущности каждого объекта имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет ко все более острому противоречию и заканчивается исчезновением одного и возникновением другого состояния объекта.

Закон единства и борьбы противоположностей

Важнейшие понятия данного закона: «тождество» — «одинаковость», «совпадение», «равенство»; «различие» — «неодинаковость», «несовпадение», «неравенство»; «противоположность» — «крайняя степень различия». Согласно названному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

  • они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;
  • взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;
  • взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:

  • выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;
  • решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе

Единство и борьба противоположностей ― один из основных законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности, выступающий и как всеобщий закон познания.

Закон единства и борьбы противоположностей в системе материалистической диалектики занимает центральное место, являясь сутью, «ядром» диалектики, и рассматривается как важнейший ее закон – общего учения о развитии природы, общества и мышления. Характеристика всякого объекта, как подчиненного закону единства и борьбы противоположностей, указывает на источник движения и развития не где-то вне ero самого, не в сверхъестественных силах, а в самом объекте. Противоречия находятся в нас самих.

Знать философию - очень выгодно и практично

Если вы не перестанете искать причины своих неудач на стороне и обвинять в них кого-либо, то вы не разрешите эти противоречия благополучным для себя образом.

И даже если вы усвоите только одно правило – искать в себе причину своих неудач, изменять себя, а не обстоятельства и других людей, то жизнь ваша будет протекать благополучно.

Закон позволяет понять всякую целостность как сложную и расчлененную систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Противоречия нужно разрешать. Но потом будут появляться новые противоречия, которые потребуют усилий для их разрешения.

В общем, как писал Абрахам Маслоу, жалобам конца не будет. Единственное, на что можно рассчитывать, так это повышение уровня жалоб .

И вообще по уровню жалоб можно судить об уровне развития человека . Самый низкий уровень жалоб – это невозможность удовлетворить пищевой инстинкт.

У вас, дорогие читатели, нет такой жалобы. Вы уже разрешили это противоречие. Можете провести сами следующий эксперимент.

  • Воздержитесь от воды два дня, и я уверен, что больше вы ни о чем, кроме нее, думать не будете.

Куда денутся все высокие материи! Вы перестанете думать о правде, справедливости, любимых.

Но это физиологическая потребность . Потребности нужно удовлетворять, а вот от зависимостей (наркотики, алкоголь, курение и пр.) следует избавляться.

Несколько более высок уровень жалоб, связанных с удовлетворением оборонительного инстинкта. Это квартира, одежда. Среди вас таких тоже нет.

Конечно, вам, может быть, хочется иметь жилье побольше, а одежду получше. Но это уже скорее относится к необходимости удовлетворить инстинкт лидерства (чувство собственной значительности), а также сексуальный .

Так вот, дорогие мои читатели, ко мне вы пришли с противоречиями между вашими желаниями и вашими возможностями. Я готов вам помочь.

Зная категории предельности и беспредельности, следуя закону перехода количественных изменений в качественные, вы не будете торопиться с осуществлением ваших притязаний. А после изучения данного закона вы быстрее определите ваши внутренние противоречия и достигнете удовлетворения ваших желаний.

Прежде всего, закон единства и борьбы противоположностей снимает притязание на окончательность со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей.

Относительно внешняя сторона закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы, или крайности, – такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, Северный и Южный полюсы и т.п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают (вытесняют) один другой.

Прогресс материальной и духовной культуры происходит через порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности, все более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и т. п.

«Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. C. 136).

Противоречие, столкновение, борьба противоположностей являются наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития. «... Движущее начало всякого развития – разделение на противоположности, их борьба и разрешение» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1957, С. 328).

Не понимаю, почему сейчас совершенно прекратили цитировать классиков марксизма. Я продолжаю их изучать с еще большим вниманием, чем тогда, когда меня заставляли это делать.

Моя пользующаяся успехом монография «Секс в семье и на работе» не могла бы быть так написана, если бы я не изучил работу Энгельса ― «Происхождение частной собственности, семьи и государства».

В институте я только законспектировал те страницы, которые мне указывали преподаватели. Сами понимаете, это были страницы о происхождении государства. А то, что государство возникло из семьи, мною не осознавалось, да и сейчас многие в расчет не берут этот факт и не могут понять, что между государством и семьей есть противоречия, разрешение которых способствовало бы развитию и семьи, и государства.

Ведь в семье дети и взрослые проходят все виды тренинга, ибо там приходится выполнять управленческие функции и решать экономические вопросы, юридически дела, проблемы воспитания. В семье дети могут научиться любить.

Недаром древнегреческий философ и государственный деятель Солон на ответственные посты назначал только тех, у кого были благополучные семьи.

Идеи, отражающие закон единства и борьбы противоположностей, имеются и у древних греков. У Гераклита есть концепция непрерывного изменения, которое в основном является круговоротом материальных стихий. Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое, все течет и изменяется, нет ничего неподвижного: «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется» (Материалисты Древней Греции. М., 1955. C. 52).

Один из самых знаменитых афоризмов звучит так: «Все течет, все меняется. Нельзя дважды войти в одну реку. Когда ты входишь в эту же реку второй раз, то на тебя уже катят совсем другие волны».

Чем хороша философия? Тем, что она изучает наиболее общие законы природы и общества. Поэтому, зная эти законы, ты уже перенесешь этот принцип и на другие сферы жизни.

И в другом частном случае этот афоризм будет выглядеть следующим образом: «Все течет, все меняется. Нельзя дважды провести ночь с одной женщиной. Если ты будешь проводить с этой женщиной вторую ночь, то можешь получить совсем другие ласки».

Только мужчина, хорошо знающий практическую философию, может заметить очень небольшую разницу в состоянии своей любимой женщины и не будет лезть со своими ласками, понимая, что данный момент неподходящий.

Здесь тоже мы видим действие закона единства и борьбы противоположностей. Ведь возникает противоречие между прежними представлениями о предмете и его теперешним состоянием.

К бизнесу это тоже относится. Если пять лет назад я успешно сотрудничал с определенным человеком, то это вовсе не значит, что и в этот раз сотрудничество будет успешным.

Философски образованный врач каждый день будет проводить диагностику состояния больного, и лечение его будет динамичным, ибо то, что помогало больному вчера, может навредить сегодня.

Знание этого закона сделает вас более предусмотрительными, и вы не будете автоматически принимать лекарство, которое помогало вам три года назад.

А возьмите Ветхий завет, главу Екклезиаст. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать по- саженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий, время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить: время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Екклз, 1-8). Вся диалектика!

Вот как описал противоречия Гегель: «Северный полюс в магните,- писал он,- не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т. 1. С. 205).

Но давайте вернемся к психологии. Любовь и ненависть находятся на разных полюсах одного и того же сильного чувства. Психологи провели следующий эксперимент. Показали немое кино, где мужчина и женщина выражали друг другу сильные чувства мимикой и пантомимикой. Зрители не могли определить, где шло объяснение в любви, а где выражение ярой ненависти.

Эрик Берн в свое время тонко подметил, что скандал не так уж неприятен, как может показаться, и что он является аналогом секса. Некоторые, также, как и после хорошего секса, после бурного скандала сладко засыпают, говоря: «Всласть поскандалили».

Так и в жизни мы наблюдаем, что некоторые разрешают противоречия в любви высококачественным сексом, а некоторые разрешают его грандиозным скандалом. Подумайте, как лучше.

Если внутреннее напряжение между любимыми не разрешается ни сексом, ни скандалом, тогда сексуально неудовлетворенные люди начинают скандалить по пути на работу со случайными попутчиками и тем самым разрешают свои противоречия, но деструктивным образом – деградируя, а не развиваясь.

Когда сексопатолог Г.С. Васильченко остроумно и грамотно подметил, что если бы люди научились грамотно заниматься сексом, то, может быть, не нужны были бы кардиохирургические отделения, его обсмеяли.

И на меня зашикали, когда на одном из совещаний в Думе, посвященных проблемам Северного Кавказа, я заметил, что, может быть, если бы у нас был бы эффективный секс, то и войн бы не было, ибо не хватало бы сил на борьбу.

Пример. Моя подопечная, руководитель ресторанного бизнеса в одном из крупных городов Сибири, воспользовавшись знаниями, полученными на семинарах, прекратила матерщину на своих предприятиях.

Она подошла к кричащим друг на друга мужчинам, которые использовали ненормативную лексику, и спросила их, занимались ли они накануне со своими женами сексом. Мужчины удивленно посмотрели на нее.

И она им растолковала, что скандал – это психологический аналог секса, а сексом не принято заниматься при всех. Когда они уходили с работы, руководитель им еще раз порекомендовала ночью заняться сексом с супругами. Матерщина и ругань на ее предприятиях прекратились.

Так что выгодно и практично знать философию. Я на основе этого закона разработал технику целенаправленного моделирования эмоций. Я вызывал чувство гнева к себе. Пациенты начинали со мной воевать. Затем я сдавался. Они начинали чувствовать себя победителями, и им становилось легче. Но я эту технику использовал для пользы пациентов.

Лермонтов в своем произведении «Герой нашего времени» описал, как Печорин добился любви княжны Мери. Вначале он вызвал к себе чувство неприязни тем, что пренебрегал ее обществом, а затем спас на балу от пьяного кавалера. Она тут же в него влюбилась.

Но мотивации у него были меркантильные. Он ухаживал за княжной Мери для того, чтобы скрыть свою связь с замужней женщиной. Вот почему я остерегаюсь, что эту технику смогут использовать для того, чтобы принести вред партнеру.опубликовано .

Михаил Литвак

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...